Основные течения западной мысли ХХ века
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Прагматизм родился в США и до сих пор является очень влиятельным в этой стране философским течением. Его основ-ными представителями считаются Ч. Пирс(1839–1914), У. Джеймс(1842–1910), Дж. Дьюи(1859–1952). В прагматиз-ме на передний план выдвигается гносеология, а центральной проблемой является вопрос об истине, рассматриваемой как не-обходимое условие всякого действия. Решающее значение здесь придается вере. Не уверовав во что-то, нельзя действовать. Ис-тина в прагматизме понимается как коллективное общезначи-мое верование. Она не есть соответствие знаний объекту, но яв-ляется, по сути, синонимом успешности и полезности той или иной идеи в осуществлении целей человека и общества.
Неотомизм – модернизированный вариант католической философии, опирающейся на учение Фомы Аквинского . Наиболее известные представители этого течения – Ю.М. Бохеньский, Ж. Маритен, Э.А. Жильсон .Неотомизм возникает из необходимости с позиций като-лицизма осмыслить многие явления духовной жизни Запада и гармонизировать догматы и ценности христианства с данными науки, реалиями современной общественной жизни, техники и секуляризированной культуры. С одной стороны, неотомизм подвергает критике рационализм Просвещения, идеализм и материализм в философии, а с другой – ассимилирует многие идеи феноменологии, экзистенциальной герменевтики, персо-нализма и т.д.
Принцип гармонии веры и разумаявляется основополага-ющей идеей неотомизма. Неотомизм исходит из целостности знания. Познание осуществляется на основе иерар-хически выстроенных видов познания: от обыденного до мета-физики и откровения веры. Персонализм– христиански ориентированное философ-ское течение, признающее личность в качестве высшей ценности и смысла существования человечества. Термин «персонализм» ввел Ф. Шлейермахер(1768–1834). Персонализм получил раз-витие в ХХ в в европейских странах и США. Одним из наибо-лее известных представителей этого учения был французский философ Э. Мунье(1905 – 1950), полагавший, что персонализм призван преодолеть кризис человека в ХХ столетии.Ключевое понятие философии Э. Мунье – личность, ко-торая не тождественна самосознанию или индивидуальности. Основоположником феноменологии является немецкий философ Э. Гуссерль(1859–1938), попытавшийся преодолеть психологизм и натурализм в трактовке познания, а также опи-сать и обосновать некие устойчивые и универсальные структу-ры сознания. В любом познании представлены три аспекта свя-зей: логическая связь значений, несущая идеально-смысловой характер; ассоциативная связь переживаний, имеющая психо-логическую природу; причинно-функциональная связь вещей и явлений, онтологическая по своему существу.
Экзистенциализм – одно из наиболее влиятельных тече-ний философской мысли ХХ в. Его предшественниками были С. Кьеркегор(1813–1855), обративший внимание на такие глубокие личностные переживания человека, как «страх», «от-чаяние», «решимость» и т.д.; Ф.М. Достоевский(1821–1880), открывший неимоверную глубину человека, его «подполье» и очистительную роль страдания в его духовном росте; Э. Гус-серль– основатель феноменологии, исследовавший внутренние устойчивые структуры сознания. Экзистенциализм имеет ши-рокую географию, поскольку его представители жили в России (Н.А. Бердяев, Л. Шестов), Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс), Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю, Г. Марсель и др.), Испании (М. де Унамуно) и т.д.
 Главная тема экзистенциализма – это проблема бытия индивидуального человека в сложном и часто враждебном мире. Социальным фоном экзистенциализма явля-ются острые социальные противоречия, катаклизмы и катастро-фы, которыми изобиловала история прошлого столетия.Экзистенциализм демонстрирует не только многообразие теоретических версий существования человека в мире, но и раз-рабатывает своеобразный язык философствования и методоло-гию проникновения во внутренний мир человека, представляя его в качестве исходной онтологической структуры мироздания.
К. Ясперс(1883–1969) ввел понятие «пограничные ситуа-ции», под которыми он понимал глубокие переживания (страх, отчаяние, вина, любовь и др.), выпадающие на долю каждого. В этих состояниях человек способен пережить глубокое внутрен-нее перерождение, в нем может пробудиться экзистенция – вну-тренне глубинное Я личности. Экзистенция – это такое челове-ческое бытие, которое способно выходить за свои эмпирические пределы (трансцендировать) в сферу духовного бытия – к Богу и сверхчувственным ценностям.
Ж.-П. Сартр(1905–1980) исходит в своей философии из пессимистической посылки: «Абсурдно, что живем, абсурдно, что умираем». Это ощущение абсурдности бытия фиксируется мыслителем в понятии «тошнота». Будучи представителем ате-истического экзистенциализма, французский мыслитель и пи-сатель полагает, что главное атрибутивное свойство человека – это свобода, которая является в то же время тяжким бременем, требующим от человека ответственных решений.
Тема абсурдности человеческого существования была до-минирующей и в творчестве другого французского философа и писателя – А. Камю(1913–1960), который уподобил жизнь человека судьбе мифического Сизифа, обреченного богами на бессмысленный труд. Сознание абсурдности жизни побуждает человека к бунту, которому мыслитель придает значение твор-ческого начала любой цивилизации.
Наиболее значительными представителями психоанализабыли З. Фрейд, К.-Г. Юнги Э. Фромм.Основатель психоанализа Зигмунд Фрейд(1856–1939) по-лагал, что человек есть средоточие конфликта между природой и культурой, обусловливающего драматизм его существования и служащего источником неврозов и психических патологий. Психика человека включает в себя три основных элемента: Я (сознательно-подсознательное начало); Оно (сфера бессозна-тельного, где решающее значение принадлежит сексуальным

импульсам, производным от энергии либидо); Сверх-Я (интери-оризированные в психику человека социальные нормы, регла-ментирующие его поведение).
По К.-Г. Юнгу(1875–1961), наряду с индивидуальным бессознательным существует коллективное бессознательное, несущее в себе опыт человечества и закрепленное в психике человека в виде архетипов– неких прообразов, бессознатель-но руководящих поведением человека. «Персона», «Тень» «Са-мость» – символические названия некоторых из них. Архетип «Персоны» выступает в виде маски, благодаря которой инди-вид демонстрирует свою принадлежность к определенной общ-ности людей и в то же время скрывает свою истинную природу. Смысл психоанализа Юнг видел в индивидуации – обретении человеком своей самости, которую он называл «Богом внутри нас».
Э. Фромм(1900 – 1980) называл свое учение гуманисти-ческим психоанализом и видел его главную задачу в том, чтобы учить людей как надо жить в условиях современного (буржуаз-ного или социалистического) общества, оказавшегося больным, обрекающим людей на жизнь согласно принципу «обладания», а не по принципу «бытия». Бытие по принципу обладания от-крывает перед человеком «свободу от», но закрывает для него «свободу для»(творчества и самотождества).
Герменевтика(в переводе с греческого – разъясняю, истол-ковываю) – одно из течений современной западной философии, которое зародилось еще в древнегреческой культуре, а затем в христианской традиции стало искусством толкования Библии. Философское содержание герменевтика получила у немецких романтиков Ф. Шлегеля(1772–1829) и Ф. Шлейермахера (1768–1834), которые трактовали ее как искусство понимания чужой индивидуальности. Дальнейшее развитие герменевтика получила в философии жизни Г. Дильтея(1833–1911) и фе-номенологии. Э. Гуссерль, основоположник феноменологии, рассматривал герменевтику в широком культурном плане.
В ХХ столетии благодаря М. Хайдеггеруи Х.-Г. Гадаме-ру(1900–2002) герменевтика из искусства и методологии тол-кования текстов превращается в онтологическое учение. По их убеждению, пониманиевходит в структуру самого бытия.
Неопозитивизм– третий этап в развитии позитивизма, основанного О. Контом(1798–1857) и продолженного в конце ХIХ в. эмпириокритицизмомво главе с Э. Махом(1838–1916) и Р. Авенариусом(1843–1896).Если для первого позитивизма было характерно стремление превратить философию в разновидность научного познания,лишенного всяких метафизических оснований и сводящегося к описанию и обобщению эмпирических фактов, а для второго – решающее значение имел принцип «экономии мышления», со-гласно которому необходимо избавляться не только от метафи-зических идей, но и от общенаучных понятий (например, при-чинности), чтобы превратить саму науку в сугубо описательную дисциплину; то неопозитивизм свою главную задачу видел в анализе логической структуры научных суждений. Основные идеи неопозитивизма сформировались в 20-е го ды ХХ в. в Венском кружке, в состав которого входили М. Шлик(1882–1936), Р. Карнап(1891–1970), О. Нейрат(1882–1945) и др. Ведущими представителями неопозитивизма были также Б. Рассел(1872–1970) и Л. Витгенштейн(1889–1951). Б. Рас-сел – английский философ и логик – сущность философии сво-дил к логике, а ее основную задачу понимал как анализ элемен-тарных языковых форм. Отсюда идет определение философии Б. Рассела как логического атомизма.
Р. Карнап разработал концепцию неопозитивистского понима-ния научного знания. С его точки зрения, все научные знания должны быть сведены к протокольным предложениям, имею-щим чувственно достоверную природу. Такого рода операция получила название верификации. Все суждения, включая и философские, не поддающиеся верификации, объявлялись бес-смысленными, от которых нужно очистить язык науки. Позднее

К. Поппер(1902–1994) ввел понятие фальсификации – прин-ципиальной опровержимости любого научного утверждения. Философские и псевдонаучные суждения не поддаются фальси-фикации и именно поэтому не могут считаться научными.Идеи постпозитивизма развивали такие выдающиеся мыслители и ученые, как Т. Кун(1922–1996), П. Фейерабенд(1924–1994), И. Лакатос(1922–1974), М. Полани(1891–1976), С. Тулмин(р. 1922) и др. Именно они заложили основы и дали мощный импульс развитию современной философии науки.
Структурализм – одно из течений западной философии ХХ в. Наибольшую популярность получил во Франции благо-даря таким мыслителям и ученым, как К. Леви-Стросс(1908– 2008), Р. Барт(1915–1980), М. Фуко(1926–1984), Ж. Лакан(1901–1981). Общий методологический прием, характерный для данного философского течения, заключается в том, чтобы выявить некие устойчивые структуры, т.е. закономерные отно-шения между элементами системы, остающиеся неизменными при различного рода преобразованиях и трансформациях иссле-дуемых объектов.Общий пафос структуралистов состоит в том, чтобы по-казать иллюзорность свободного субъекта (познания, истории и т.д.). По словам итальянских историков философии Д. Реале и Д. Антисери, «основная идея философского структурализ-ма – не “бытие”, а “отношение”, не субъект, а структура. Люди вроде шахматных фигур, игральных карт, лингвистических, ма-тематических или геометрических единиц: они не существуют уже вне установленных отношений, а лишь специфицируют вид поведения. Вместо субъектов мы получаем формы, а не субстан-ции». Отсюда вытекает вывод, что «человек мертв» и что ни-какого исторического прогресса нет. «Существуют независимые от человеческой воли структуры (социальные, мифические и лингвистические), и если их изучать научным методом, то чело-век в итоге “растворяется” в них. Человек, стало быть, не хозяин собственной истории, он движим бессознательными структури-рующими силами. Человек исчезает…»
Столь радикальные выводы вызвали в среде структурали-стов нового поколения суровую критику, приведшую к возник-новению так называемого постструктурализма. Его предста-вители: Ж. Деррида (1930–2005), Ж. Делез(р. 1926), Ж. Бод-рий ар(р. 1929), Ж.-Ф. Лиотар(р. 1924) и др. – начали искать «изнанку структуры», т.е. неструктурируемое содержание лю-бой структуры в виде случая, отношений господства и подчине-ния людей, уникальности того или иного события и т.п. Самое главное неструктурное содержание структуры – это желания людей. Именно они придают уникальное лицо социальным, историческим, культурным явлениям. Ключевая идея пост-структурализма – деконструкция, которая выступает в качестве своеобразного метода изучения любого объекта посредством его тщательной «разборки» с целью выявления всех элементов структуры и «деталей», выпадающих из нее, но при этом спо-собных играть важную роль в его (объекта) функционировании и развитии. Смещение акцента с единых, общих и универсаль-ных закономерностей бытия на множественность и различие со-циальных и культурных явлений сделало именно постструкту-ралистов инициаторами идеологии постмодерна

















Дата: 2019-03-05, просмотров: 282.