Республика – форма организации государственной власти (форма правления) в Беларуси
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Республика  – такая форма гос-венного устройства, при к-рой источником власти явл-ся народ; высшие институты власти либо избираются гражданами, либо формируются общенациональным представительным учреждением.

Форма территориально-гос-венного устройства определяется как унитарная – единое, централизованное  гос-во, административные единицы к-рого не обладают пол.самостоятельностью.

В ст. 1 Конституции РБ провозглашается демократическим гос-вом. Демократическим считается такое гос-во, в к-ром обеспечивается народовластие, пол.плюрализм (многообразие взглядов, мнений, пол.партий), внедрен принцип разделения властей, существует местное самоуправление, создаются равные условия для развития всех форм собственности, предоставляются и гарантируются права и свободы гражданам.

Демократия – власть народа – не означает диктат большинства, она предполагает обязательный учет мнения меньшинства. Обеспечить баланс интересов отдельного гражданина, группы граждан, общества в целом – важная и трудная задача любого демократического гос-ва.

Светское гос-во. Светским считается такое гос-во, в к-ром никакая религия не устанавливается в кач-ве обязательной и где обеспечивается свобода вероисповедания.  Согласно ст. 31 Конституции РБ, «каждый имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, единолично или совместно с др.исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии, участвовать в отправлении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запрещенных законом».

В Конституции РБ сейчас не используется выражение об отделении церкви от гос-ва, как и не подчеркивается специально, что наше гос-во явл-ся светским.

Свобода совести в Беларуси закрепляется рядом статей Конституции (ст. 4, 5, 12, 16, 31).

Одним из главных принципов ф-ционирования современного бел.гос-ва явл-ся принцип гос-венного суверенитета, под к-рым понимается право РБ обладать верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществлять внутреннюю и внешнюю п.(ст. 2). Суверенитет гос-ва – это то важнейшее, основ.свойство гос-ва, в силу к-рого осуществляемая им власть явл-ся единой, верховной и независимой. 

Единство власти означает, что в стране не должно быть никакой др.гос-венной власти, кроме той, к-рая установлена народом в предусмотренном законом порядке, т. е. не должно быть двоевластия. 

Верховенство гос-венной власти предполагает самостоятельность данной власти внутри страны, способность решать важнейшие вопросы жизни общества и обеспечивать единый правопорядок.

Независимость гос-венной власти означает, что др.гос-ва не могут вмешиваться в его внутренние дела.

С принципом гос-венного суверенитета непосредственно связан принцип народного суверенитета, к-рый означает, что именно народ осуществляет свою власть самостоятельно, именно народ явл-ся единственным источником гос-венной власти. Он осуществляет ее:

1) на основе всеобщих, свободных, равных, прямых выборов при тайном

голосовании путем избрания представительных органов власти республиканского

и местного уровня, а также избрания главы гос-ва;

2) путем проведения референдумов;

3) через обсуждение проектов законов и вопросов республиканского и местного

значения;

4) путем избрания своих представителей на Всебелорусское народное собрание и

др.способами.

Помимо участия в отправлении гос-венной власти народ осуществляет контроль за ее деят-стью. Для этого используются такие формы, как перевыборы должностных лиц, отзыв депутатов и т. д.

Народный суверенитет по отношению к гос-венному явл-ся первичным, однако первый может быть реализован лишь при условии существования гос-венного. 

Суверенитет нации предполагает возможность нации самоопределяться в гос-венной, соц., экон. и культурной сферах

Дата: 2019-03-05, просмотров: 249.