Идеология и ее общественное предназначение
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Идеология и ее общественное предназначение

Термин и. (учение об идеях) ввёл в научный оборот франц.экономист и пол.деятель  Дестют де Траси. В своей концепции Траси рассматривал и. в широком смысле слова – система идей, призванная упорядочить и привести в единую систему науки, и в узком смысле – наука о чел-ческих способностях (чувства, память, воля) и об общих законах происхождения чел-ческих идей из чувственного опыта.

Маркс и Энгельс подошли к анализу и. с классовых позиций и отстаивали следующую точку зрения: бытие определяет сознание, а значит, в антагонистическом обществе не может быть общественного сознания, которое в равной степени соотносилось бы с интересами всех классов. Маркс противопоставлял и. науке и рассматривал её как «наивное» или «ложное» сознание. Критика идеологии использовалась для того, чтобы пролетариат, руководствуясь научным знанием, осознал своё положение и реализовал свои интересы, осуществив мировую революцию.

Итальян.социолог Парето трактовал идеологию как демагогические, теоретически оформленные ухищрения, маскирующие нелогический хар-р пол.действий.

Немец.социолог Маннгейм в и. видел способ соц.-группового мышления, создающий различные концепции соц.мира и превращающий мышление в орудие коллективного действия. Считал и. скорее заблуждением, чем ложью. Маннгейм и Ленин пересмотрели теорию научного социализма. Ленин утверждал, что из условий жизни класса стихийно возникает его психология, к-рая способствует усвоению соответствующей и. Но это не имеет отношения к пролетариату, так как его и. не возникает стихийно, а явл-ся рез-татом развития науки и прогрессивной общественной мысли. Бернштейн отстаивал положение о том, что социализм не может обладать монополией на истину, а классовая борьба представляет собой борьбу интересов, а не принципов познания.

Большого внимания заслуживает точка зрения авторского коллектива под руководством Князева, понимающая под и. социально значимую, теоретически оформленную систему идей, в к-рой отражаются интересы определённых слоёв и к-рая служит закреплению или изменению общественных отношений.

И. в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах соц.-пол.устройства общества, интересах, мировоззренческих и пол.идеалах, ценностях и обусловленных ими ориентирах соц.-пол.поведения и действия различных субъектов п. (партий, сообществ, и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства.

Идеология способствует формированию и развитию пол.сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать соц.-пол.процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов

 

Ф унк ции и деологии.

Структура и. включает в себя такие компоненты, как знания, взгляды, ценности, нормативы, убеждения, действия, волевой компонент. Важнейшим компонентом системы мировоззрения и и.явл-ся убеждение. Убеждение – это форма углубления, укоренения знаний и ценностей в систему мировоззрения, это вера чел-ка в правоту усвоенных идей. В механизмах формирования убеждений важнейшую роль играет волевой компонент – способность или готовность воплотить усвоенные знания, ценности, идеалы в практической деят-сти. Цепочка мировоззренческого и идеологического становления чел-ка: знания – ценности – убеждения – волю к действию.

И.включает в себя также и.-ческую деят-сть, и.-ческие учреждения, орг-ции и и.-ческие процессы.

И.-ческий процесс в Беларуси связан с жизнедеят-стью чел-ка и общества в целом и формируется как под воздействием наследия прошлого (распад СССР), так и под воздействием современных внутренних и внешних факторов.

 Социальные функции идеологии :

- интегративная, поддерживающая, что ни одно соц.движение невозможно без объединяющего влияния и.на сознание и чувства людей и направляющего их действия на претворение в действительности их идеалов и целей;

- теоретическая, позволяющая создавать теоретическую модель соц.мира;

- оценочная, к-рая даёт оценку развивающимся в обществе соц., экон., пол., дух.процессам, выявляя и обосновывая ценность соц.явлений;

- образовательно-воспитательная, формирующая пол., нравственные, эстетические и иные убеждения и идеалы;

- мобилизирующая, к-рая направляет мысли, чувства, интеллект, действия на достижение поставленных целей.

Принято также выделять мотивационную, прогнозирующую, защитную, коммуникативную, соц.-преобразовательную и др.ф-ции.

Эти ф-ции определяют место и роль и.в жизни общества. Она явл-ся важнейшим соц.инструментом, к-рый помогает вырабатывать цели общественного развития, сплачивает различные соц.общности, придаёт определённый смысл соц.активности отдельных индивидов и целых соц.групп.

В 1991г. после распада СССР на основе БССР было провозглашено нынешнее гос-во РБ. С этого момента бел.народ вступил в новый этап своего исторического развития. РБ – унитарное демократическое правовое соц.гос-во.

В ходе нынешних дискуссий об устроении бел.гос-венности в новых исторических условиях было выдвинуто 3 концептуальных подхода:

- совершенствование существующей бел.нац.гос-венности в рамках воссозданного в новой форме союзного гос-венного образования и обеспечение на этой основе всестороннего прогресса общества;

- поиск идеала бел.гос-венности в пол.образованиях, имевших место на территории нынешней Беларуси в далеком прошлом и стремление к воссозданию того, «что было» и что «утеряно» в потоке исторических перемен;

- идея взять за образец гос-венность какой-либо западноевропейской страны и учредить хар-рные для нее пол.структуры в Беларуси.

И 3 подходы исходят из посылки, что более чем 2 последних столетия были либо ошибкой в историческом развитии бел.народа и его гос-венности, либо трагическим отклонением от магистрального пути развития чел-чества.

Представителей 2 подхода к бел.гос-венности принято называть национал-радикалами, а 3—либерал-радикалами. В основе проекта национал-радикалов — положение о том, что «пал.незалежнасць Беларусі была загублена», когда состоялся последний раздел Речи Посполитой.

Либерал-радикалы игнорируют собственный исторический опыт бел.народа, в том числе опыт становления и развития гос-венности на землях Беларуси. Особенно ими отрицается какое-либо позитивное значение советского опыта гос-венного строительства. Стремясь воплотить в жизнь либеральную модель «минимального гос-ва», они фактически призывают белорусов встать на путь радикального разрыва со своим прошлым, со всем, что было создано народом за сотни лет исторического развития.

Идеи, ценности и принципы, заложенные в ныне действующей Конституции РБ, выверены с учетом как опыта гос-венной жизни белорусов, так и позитивных достижений в гос-венном строительстве соседних с ними народов.

Идеология и ее общественное предназначение

Термин и. (учение об идеях) ввёл в научный оборот франц.экономист и пол.деятель  Дестют де Траси. В своей концепции Траси рассматривал и. в широком смысле слова – система идей, призванная упорядочить и привести в единую систему науки, и в узком смысле – наука о чел-ческих способностях (чувства, память, воля) и об общих законах происхождения чел-ческих идей из чувственного опыта.

Маркс и Энгельс подошли к анализу и. с классовых позиций и отстаивали следующую точку зрения: бытие определяет сознание, а значит, в антагонистическом обществе не может быть общественного сознания, которое в равной степени соотносилось бы с интересами всех классов. Маркс противопоставлял и. науке и рассматривал её как «наивное» или «ложное» сознание. Критика идеологии использовалась для того, чтобы пролетариат, руководствуясь научным знанием, осознал своё положение и реализовал свои интересы, осуществив мировую революцию.

Итальян.социолог Парето трактовал идеологию как демагогические, теоретически оформленные ухищрения, маскирующие нелогический хар-р пол.действий.

Немец.социолог Маннгейм в и. видел способ соц.-группового мышления, создающий различные концепции соц.мира и превращающий мышление в орудие коллективного действия. Считал и. скорее заблуждением, чем ложью. Маннгейм и Ленин пересмотрели теорию научного социализма. Ленин утверждал, что из условий жизни класса стихийно возникает его психология, к-рая способствует усвоению соответствующей и. Но это не имеет отношения к пролетариату, так как его и. не возникает стихийно, а явл-ся рез-татом развития науки и прогрессивной общественной мысли. Бернштейн отстаивал положение о том, что социализм не может обладать монополией на истину, а классовая борьба представляет собой борьбу интересов, а не принципов познания.

Большого внимания заслуживает точка зрения авторского коллектива под руководством Князева, понимающая под и. социально значимую, теоретически оформленную систему идей, в к-рой отражаются интересы определённых слоёв и к-рая служит закреплению или изменению общественных отношений.

И. в обобщенной форме выражает систему взглядов, представлений и идей об основах соц.-пол.устройства общества, интересах, мировоззренческих и пол.идеалах, ценностях и обусловленных ими ориентирах соц.-пол.поведения и действия различных субъектов п. (партий, сообществ, и др.), обеспечивающих сохранение или преобразование существующего общественного устройства.

Идеология способствует формированию и развитию пол.сознания людей (индивидуального и общественного), мировоззренческих позиций и ценностных ориентиров. Она обосновывает механизмы и умение анализировать соц.-пол.процессы и явления с точки зрения определенных целей, ценностей и интересов

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 208.