Становление белорусской национальной государственности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вопрос рассматривался буквально так: пойти либо по пути становления суверенной, независимой от др., бел.гос-венности, либо по пути создания бел.гос-ва в составе федерации равноправных нац.республик. Первый нашел свое выражение в провозглашении 9 марта 1918 г. группой участников Всебелорусского съезда 1917 г. Белорусской Народной Республики (БНР), второй — в создании 1 января 1919 г. по решению I съезда Коммунистической партии Беларуси Советской Социалистической РБ (ССРБ, БССР).

С конца 1980-х гг. прошлого столетия и по настоящее время в научных и общественных кругах страны ведутся постоянные дискуссии, по поводу значения провозглашения БНР и образования ССРБ — в становлении бел.гос-венности. Одни участники полемики абсолютизируют значимость факта провозглашения БНР, умаляя при этом роль ССРБ, другие же отрицают какое бы то ни было значение БНР. Официальная концепция бел.гос-венности исходит из того, что первым реальным собственно бел.гос-вом была ССРБ (БССР), к-рая сразу же после своего образования получила признание со стороны России. Это историческое событие положило начало становлению и развитию бел.нац.гос-ва.

Практическое осуществление нац.идеи, т.е. создание собственной гос-венности народа, предполагает не только провозглашение соответствующих деклараций, но и учреждение реальной системы органов власти и управления, принятие и реализацию законов гос-ва, обеспечение гос-венно-правовыми ср-вами прав и свобод граждан, признание вновь провозглашенного гос-ва др.гос-вами и прежде всего тем из них, из состава к-рого оно выделяется. Только при наличии всех этих условий рождение нового гос-ва можно считать состоявшимся.

Ни само провозглашение 9 марта 1918 г. БНР, ни ее объявление 25 марта 1918 г. «незалежнаю и вольнаю дзяржавай» не было реализовано на практике. Дело фактически ограничилось учреждением центральных органов власти в лице Рады БНР и Народного секретариата. Свою юрисдикцию в этнических границах проживания белорусов БНР не осуществляла. Не была создана собственная армия, отсутствовала финансовая система, не были сформированы органы власти на местах. Фактически ф-ции «правительства» ограничивались полномочиями его представителей при германской оккупационной администрации и сводились к участию в решении задач в области развития культурно-образовательной сферы, местной промышленности и торговли.

В специальном меморандуме бывшего председателя правительства БНР Цвикевича, направленном правительству Советской Белоруссии 20 октября 1925 г., в к-ром он сообщает решение правительства БНР о прекращении своего существования, признается, что это правительство имело «преимущественно декларативный хар-р».

Провозглашение РБ – начало нового этапа в развитии бел . народа и его гос - венности

В 1991г. после распада СССР на основе БССР было провозглашено нынешнее гос-во РБ. С этого момента бел.народ вступил в новый этап своего исторического развития. РБ – унитарное демократическое правовое соц.гос-во.

В ходе нынешних дискуссий об устроении бел.гос-венности в новых исторических условиях было выдвинуто 3 концептуальных подхода:

- совершенствование существующей бел.нац.гос-венности в рамках воссозданного в новой форме союзного гос-венного образования и обеспечение на этой основе всестороннего прогресса общества;

- поиск идеала бел.гос-венности в пол.образованиях, имевших место на территории нынешней Беларуси в далеком прошлом и стремление к воссозданию того, «что было» и что «утеряно» в потоке исторических перемен;

- идея взять за образец гос-венность какой-либо западноевропейской страны и учредить хар-рные для нее пол.структуры в Беларуси.

И 3 подходы исходят из посылки, что более чем 2 последних столетия были либо ошибкой в историческом развитии бел.народа и его гос-венности, либо трагическим отклонением от магистрального пути развития чел-чества.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 209.