Параметры психического развития в основных теориях:
Форма развития-приспособление индивида к существующим условиям.
Ход развития-обобщенные представления о векторе процесса развития-от индивидуального к социальному или наоборот.
Специфика развития-представления о том, действию каких законов подчинено развитие-биологических или общественно-исторических.
Условия развития-морфофизиологические особенности субстрата психических процессов.
Источники развития-условия, которые относятся к психической реальности (ресурсы).
Движущие силы-процессы, в ходе которых появляются все новообразования и происходят существенные изменения в онтогенезе.
Законы психического развития ребенка (Л.С. Выготский):
1) Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой ритм, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
|
2) Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
|
3) Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития.
|
4) Закон развития высших психических функций: высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
|
Вертикаль духовного развития (В.П. Зинченко):
Парадигма. Естественнонаучная и гуманитарная парадигма в психологии.
Парадигма-система основных научных достижений (А.С. Никифоров)
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОЗИТИВИСТСКАЯ, ОБЪЕКТНАЯ, РЕАКТИВНАЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ, СУБЪЕКТНАЯ, АКТИВНАЯ,
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ
| форма парадигмы
| начальная
| развитая
| начальная
| развитая
|
наименование формы
| эмпиризм
| экспериментализм
| персонализм
| трансперсонализм
|
приблизительные
античные
аналоги
(о душе)
| античные материалисты
(Милетцы, Демокрит, Эпикур)
(душа – это материя)
| античные рационалисты
(Элейцы, Гераклит, пифагорейцы)
(душа – это гармония бытия материи)
| античные идеалисты
(Сократ,
Платон)
(душа – это идеальный объект, сущность материи)
| античные софисты
(Протагор,
Горгий)
(душа – источник развития)
|
душа, сознание психика
| материальный объект
| внутренний порядок материи
| идеальный объект
| субъект
|
ключевой
вопрос
| что же существует реально, вне человеческих иллюзий?
| почему то, что существует, существует именно таким образом?
| что же является сущностью бытия (мира, человека, познания)?
| почему, и каким образом мир, человек, познание стремятся к сущности бытия?
|
проблема исследования
| противоречие в существующих данных
| отсутствие закона объясняющего феномен
| отсутствие непротиворечивого описания, позволяющего понять личность
| отсутствие возможности непротиворечивого описания и объяснения психики
|
объект
исследования
| мир, человек, группа, общество (наблюдаемое)
| отношение мыслимой модели мира к реальной (фиксируемое)
| роль личности в мироздании, личность, культура, сознание как социальный феномен
(мыслимое, переживаемое)
| роль психического в мироздании, психика, сознание как индивидуальный феномен (осознаваемое)
|
предмет
исследования
| реакции
| закономерности поведения
| свойства личности
| особенности содержания и организации сознания, психики
|
примеры понимания предмета исследования на материале одного высказывания
| в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует связь между «ощущением зеленого» и «зеленым объектом», связь между «зеленым объектом и его называнием», «при каких условиях я вижу зеленое?», «каким еще зеленое бывает?»
| в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «почему я вижу именно зеленое?»,
могу ли я видеть что-то другое?»,
«действительно ли мое «зеленое» является зеленым для всех?»
| в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «ощущение зеленого», «что именно во мне такого, что позволяет мне ощущать зеленое?», «в чем сущность меня-видящего-зеленое?», «зачем я вижу зеленое?»
| в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «почему, каким образом, с какой целью я смотрю именно на зеленое?», «чем обусловлен мой выбор видеть зеленое?», «что в «зеленом» человеческого?»
|
методологическая «склонность»
| сенсуализм
(опора в познании на чувственный опыт)
| рационализм
(опора в познании на разум)
| иррационализм
(опора в познании на эмоционально-чувственный опыт или веру)
| релятивизм и мистицизм (опора в познании соответственно на принцип относительности и интуицию)
|
тип модели для концептуализации
| реактивная
(пассивная)
| эффектационная
(конечная)
| гипотермическая (односторонняя) (монистическая)
| акциональная (активная)
|
человек
| объект
| система
| личность
| субъект,
индивидуальность
|
личность
| конкретный человек или художественное понятие
| совокупность системных свойств человека определяющих характер его поведения
| высшая форма развития человека, где «Я» - развитая личность, вершина личности
| все социальное в человеке (противостоящее подлинному «Я»)
|
воздействие
| провоцирующее
| императивное
| манипулятивное
| развивающее
|
форма активности человека
| подражание
| проверка гипотез
| освоение и обогащение
социального опыта
| самовыражение
|
главные источники развития
| наследственность, среда
| сочетание факторов, условий
| активность личности
| активность субъекта
|
форма развития
| адаптация
| эволюция
| самоактуализация
| совершенствование
|
условия эффективного, оптимального развития
| хорошая наследственность, благоприятная среда
| адекватное сочетание факторов, условий
| удовлетворение иерархии потребностей
| постановка целей, открытие ресурсов
|
приоритеты в исследовании
| точно установленные факты о поведении, физиологические основы поведения
| закономерности адаптации, содержание поведения
| индивидуальные особенности в содержании и механизмах функционирования личности
| внутренние ресурсы позволяющие обогатить содержание и усовершенствовать механизмы функционирования психики
|
методы исследования
| статистически ориентированные, корреляционные
| эксперимент
| эмпатийное наблюдение, беседа, интроспекция, понимание
| феноменологическая редукция, герменевтическое истолкование
|
роль психолога
| руководство коррекцией
| управление развитием
| вооружение человека необходимыми знаниями, умениями
| помощь в развитии способностей
|
методы психологической помощи
| разрядка, релаксация, переключение внимания
| изменение ролей, суггестивная терапия
| коррекция жизненных целей, смыслов, переживаний
| психокоррекция творческим самовыражением
|