Классическая, неклассическая, постнеклассическая наука
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
Классическая наука Неклассическая наука Постнеклассическая наука
*представления о причинно-следственных связях. *В XVII—XVIII столетиях это мировоззрение оформилось как натуралистический подход, в рамках которого на первое место выдвинулся естественный, а не божественный источник жизни природы, а предметом исследования выступила природа, изначально состоящая из объектов» *философской основой всей классической науки, стал дуализм Декарта. *законы имеют относительный характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов (яркий пример — соотношение классической, или ньютоновской, и квантовой механик как частное — общее). * характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представления о том, что целое не равно простой арифметической сумме его частей. *Неклассический идеал научности формировался в рамках различных психологических школ (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, К. Левин). * отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве *изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью (яркий пример — концепция И. Пригожина). *изменились представления о научности (принцип «допустимо все» реализуется в построении теоретического знания *преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого. *практическая психология ассимилирует достижения восточной медитации (К. Г. Юнг и Р. Ассаджиоли).  

 

Структура теоретического знания.

Теоретическое знание — это совокупность высказываний об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструк­тивной, творческой деятельности мышления.

Компоненты теорий (В.Н. Дружинин):

1) исходная эмпирическая основа (факты, эмпирические закономерности)

2) базис-множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории

3) логика теории-множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории

4) множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.

Виды психологических теорий.

Психологические теории

Аксиоматические (категорически-дедуктивные) -аксиомы   Гипотетико- дедуктивные (принципы и постулаты)
*Теория личностных конструктов Дж. Келли *Модели внимания Д. Бродбента, А. Трейсман
Качественные (без математического аппарата) Формализованные (математический аппарат) Формальные (основы описаны средствами математики)
*Культурно-историческая теория Л.С. Выготского *Теория деятельности А.Н. Леонтьева *Концепция мотивации А. Маслоу   *Теория когнитивного баланса Д. Хоманса *Теория интеллекта Ж. Пиаже *Теория мотивации К. Левина     *Стохастическая теория теста Д. Раша
Субстанциональные Операциональные
*Объяснение сущностных аспектов изучаемой реальности: 1) Теория деятельности А.Н. Леонтьева 2) Периодизация Д.Б. Эльконина *Неотделимы от исследовательских методов, подразумевают конкретный путь исследования психической реальности: 1) Теория личностных конструктов Дж. Келли 2) Динамическая теория личности К. Левина
Концепции Учения
*Теоретическое знание, в котором нет собственного аксиоматического базиса, на основе которого построены основные теоретические утверждения: 1) Концепция формирования умственных действий П.Я. Гальперина *Теоретическое знание, полученное путем умозрения и не подлежащее верификации: 1) Аналитическая психология К.Г. Юнга

Исследование в психологии.

Структура психологического исследования:

1) выдвижение гипотез

2) планирование исследований

3) проведение исследования

4) интерпретация данных

5) опровержение или подтверждение гипотезы

6) формулирование новой гипотезы

Фундаментальные Прикладные
*направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний *получение знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи
Монодисциплинарные Междисциплинарные
*проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае-психологии) *проводятся на стыке нескольких научных дисциплин
Комплексные Аналитические
*проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности *направлено на выявление одного, наиболее существенного, аспекта реальности

 

Этапы исследования:

1) Постановка проблемы

2) Анализ доступной информации

3) Формулировка гипотез (теоретические, эмпирические)

Эмпирические гипотезы:

1) Теоретически обоснованные гипотезы 2) Эмпирические гипотезы для подтверждения или опровержения тех или иных теорий 3) Гипотезы для данного случая

 

Гипотезы:

1) о наличии явления

2) о наличии связи между явлениями

3) о наличии причинно-следственной связи между явлениями

Основные методы психологического исследования:

 

Подходы в исследованиях

Номотетический Доэкспериментальный Квазиэкспериментальный Корреляционный
*исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов *планы исследований, проводимых по схемам, не учитывающим требований к плану экспериментального исследования *планы со значительным отступлением от схемы эксперимента *проверяется предположение о связи между несколькими переменными

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.