Классическая наука | Неклассическая наука | Постнеклассическая наука |
*представления о причинно-следственных связях. *В XVII—XVIII столетиях это мировоззрение оформилось как натуралистический подход, в рамках которого на первое место выдвинулся естественный, а не божественный источник жизни природы, а предметом исследования выступила природа, изначально состоящая из объектов» *философской основой всей классической науки, стал дуализм Декарта. | *законы имеют относительный характер и могут рассматриваться лишь как частный случай по отношению к более общей системе законов (яркий пример — соотношение классической, или ньютоновской, и квантовой механик как частное — общее). * характерны холистические представления об объектах научного исследования, т. е. представления о том, что целое не равно простой арифметической сумме его частей. *Неклассический идеал научности формировался в рамках различных психологических школ (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, К. Левин). | * отказ от традиционных детерминистических представлений о мироустройстве *изменились представления о соотношении между хаотичностью и законосообразностью (яркий пример — концепция И. Пригожина). *изменились представления о научности (принцип «допустимо все» реализуется в построении теоретического знания *преодолено негативистическое отношение к научным достижениям прошлого. *практическая психология ассимилирует достижения восточной медитации (К. Г. Юнг и Р. Ассаджиоли). |
Структура теоретического знания.
Теоретическое знание — это совокупность высказываний об идеализированных объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой деятельности мышления.
Компоненты теорий (В.Н. Дружинин):
1) исходная эмпирическая основа (факты, эмпирические закономерности)
2) базис-множество первичных условных допущений (аксиом, постулатов, гипотез), которые описывают идеализированный объект теории
3) логика теории-множество правил логического вывода, которые допустимы в рамках теории
4) множество выведенных в теории утверждений, которые составляют основное теоретическое знание.
Виды психологических теорий.
Психологические теории | |
Аксиоматические (категорически-дедуктивные) -аксиомы | Гипотетико- дедуктивные (принципы и постулаты) |
*Теория личностных конструктов Дж. Келли | *Модели внимания Д. Бродбента, А. Трейсман |
Качественные (без математического аппарата) | Формализованные (математический аппарат) | Формальные (основы описаны средствами математики) |
*Культурно-историческая теория Л.С. Выготского *Теория деятельности А.Н. Леонтьева *Концепция мотивации А. Маслоу | *Теория когнитивного баланса Д. Хоманса *Теория интеллекта Ж. Пиаже *Теория мотивации К. Левина | *Стохастическая теория теста Д. Раша |
Субстанциональные | Операциональные |
*Объяснение сущностных аспектов изучаемой реальности: 1) Теория деятельности А.Н. Леонтьева 2) Периодизация Д.Б. Эльконина | *Неотделимы от исследовательских методов, подразумевают конкретный путь исследования психической реальности: 1) Теория личностных конструктов Дж. Келли 2) Динамическая теория личности К. Левина |
Концепции | Учения |
*Теоретическое знание, в котором нет собственного аксиоматического базиса, на основе которого построены основные теоретические утверждения: 1) Концепция формирования умственных действий П.Я. Гальперина | *Теоретическое знание, полученное путем умозрения и не подлежащее верификации: 1) Аналитическая психология К.Г. Юнга |
Исследование в психологии.
Структура психологического исследования:
1) выдвижение гипотез
2) планирование исследований
3) проведение исследования
4) интерпретация данных
5) опровержение или подтверждение гипотезы
6) формулирование новой гипотезы
Фундаментальные | Прикладные |
*направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний | *получение знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи |
Монодисциплинарные | Междисциплинарные |
*проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае-психологии) | *проводятся на стыке нескольких научных дисциплин |
Комплексные | Аналитические |
*проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности | *направлено на выявление одного, наиболее существенного, аспекта реальности |
Этапы исследования:
1) Постановка проблемы
2) Анализ доступной информации
3) Формулировка гипотез (теоретические, эмпирические)
Эмпирические гипотезы: | ||
1) Теоретически обоснованные гипотезы | 2) Эмпирические гипотезы для подтверждения или опровержения тех или иных теорий | 3) Гипотезы для данного случая |
Гипотезы:
1) о наличии явления
2) о наличии связи между явлениями
3) о наличии причинно-следственной связи между явлениями
Основные методы психологического исследования:
Подходы в исследованиях | |||
Номотетический | Доэкспериментальный | Квазиэкспериментальный | Корреляционный |
*исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов | *планы исследований, проводимых по схемам, не учитывающим требований к плану экспериментального исследования | *планы со значительным отступлением от схемы эксперимента | *проверяется предположение о связи между несколькими переменными |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 230.