Методология науки как область научного познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методология науки как область научного познания.

Методология- система принципов организации исследования, на которые опирается исследователь в ходе получения конкретных знаний в той или иной области науки.

Метод-путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (широкий смысл).

Метод-способ (прием)т научного познания или практической деятельности узкий смысл).

Парадигма-совокупность научных установок, представлений, терминов (система идей).

Наука-особый вид познания, направленный на получение системных знаний (выявляет причинно-следственные связи).

Теория- учение, система идей или принципов, включающая обобщение, совокупность обобщённых положений, образующих науку.

Философия-научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания.

Науковедение-отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими соц. институтами и сферами жизни общества.

Мировоззрение-система “взглядов н объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также основные жизненные позиции”.

Наблюдение-целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования.

Эксперимент-это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Структура методологического знания.

Структура методологического знания

Уровень философской методологии Уровень общенаучной методологии Уровень конкретно-научной методологии Уровень процедуры и техники исследования
Мировоззренческая интерпретация результатов науки Содержательные научные концепции (напр: концепции ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы, методологические концепции-структурализм и т.д. Философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке т той реальности, которая она изучает. Нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы (исследовательская практика)
ФИЛОСОФЫ МЕТОДОЛОГИ ПСИХОЛОГИ ПРАКТИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИ, ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ

 

 

Классификация методов психологии по В.Н. Дружинину:

 

Исследование в психологии.

Структура психологического исследования:

1) выдвижение гипотез

2) планирование исследований

3) проведение исследования

4) интерпретация данных

5) опровержение или подтверждение гипотезы

6) формулирование новой гипотезы

Фундаментальные Прикладные
*направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний *получение знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи
Монодисциплинарные Междисциплинарные
*проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае-психологии) *проводятся на стыке нескольких научных дисциплин
Комплексные Аналитические
*проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности *направлено на выявление одного, наиболее существенного, аспекта реальности

 

Этапы исследования:

1) Постановка проблемы

2) Анализ доступной информации

3) Формулировка гипотез (теоретические, эмпирические)

Эмпирические гипотезы:

1) Теоретически обоснованные гипотезы 2) Эмпирические гипотезы для подтверждения или опровержения тех или иных теорий 3) Гипотезы для данного случая

 

Гипотезы:

1) о наличии явления

2) о наличии связи между явлениями

3) о наличии причинно-следственной связи между явлениями

Основные методы психологического исследования:

 

Подходы в исследованиях

Номотетический Доэкспериментальный Квазиэкспериментальный Корреляционный
*исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов *планы исследований, проводимых по схемам, не учитывающим требований к плану экспериментального исследования *планы со значительным отступлением от схемы эксперимента *проверяется предположение о связи между несколькими переменными

 

Категория общения.

Аспекты изучения общения (Л.П. Буева):

1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией)
2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации)
3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания)
4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями)
5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения)
6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой)
7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками)

 

3 точки зрения в рассмотрении общения:

ФИЛОСОФИЯ СОЦИОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИЯ
*актуализация существующих общественных отношений *способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы *специфическая форма деятельности; самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека

 

Основные трактовки общения:

1) общение-вид самостоятельной человеческой деятельности 2) общение-атрибут других видов человеческой деятельности (процесс передачи/приема информации) 3) общение-взаимодействие субъектов (субъект-субъектное взаимодействие)

 

Основные процессы коммуникативной деятельности (Г.М. Андреева):

Типы коммуникативной деятельности (А.А. Леонтьев):

1) личностно-ориентированный:

*диктальное общение (общение, связанное с тем или иным предметным взаимодействием)

*модальное общение (психологические взаимоотношения собеседников)

2) социально-ориентированный

Структурные компоненты общения (Е.В. Руденский):

●предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект;
●потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке;
●коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение;
●действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные);
●задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
●средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
●продукт общения — это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения.

 

Варианты детерминистических представлений в истории науки (М.Г. Ярошевский)

Предмеханистический (Эмпедокл, Демокрит, Гиппократ и др.) Механистический (Декарт, Д. Юм, П. Лаплас Биологический (Ч. Дарвин) Биопсихический (И.М. Сеченов) Социопсихический 1) представления об ощущениях как результат прямого контакта органов чувств с внешними объектами 2) учение о темпераменте как результат преобладания в организме одной из четырех жидкостей   Фазы: 1) картезианство-свойства души выводятся из свойств материальной системы 2) “человек-машина” *прообразы технических устройств Принципы: 1) гомеостаз (теория интеллекта Ж. Пиаже, концепция Ф. Перлза 2) эволюционный принцип (интеллект Ф. Гальтон) Принципы: 1) гомеостаз ЛИБО 2) физические принципы энергии и поля (психоанализ, гештальтпсихология, бихевиоризм) Варианты: 1) учения о «коллективных представлениях» (Э. Дюркгейм, по-своему К. Г. Юнг) 2) учения о порождении актов сознания в социальном процессе, понятом как взаимодействие индивидов (П. Жане, Дж. Г. Мид) 3) учения об общественно-исторической природе психики, формирующейся в предметной деятельности (культурно - историческая школа и деятельностный подход в отечественной психологии)

 

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ

ПОЗИТИВИСТСКАЯ, ОБЪЕКТНАЯ, РЕАКТИВНАЯ

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ

ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ

форма парадигмы начальная развитая начальная развитая наименование формы эмпиризм экспериментализм   персонализм трансперсонализм приблизительные античные аналоги (о душе) античные материалисты   (Милетцы, Демокрит, Эпикур)   (душа – это материя)   античные рационалисты   (Элейцы, Гераклит, пифагорейцы)   (душа – это гармония бытия материи) античные идеалисты   (Сократ, Платон)     (душа – это идеальный объект, сущность материи) античные софисты   (Протагор, Горгий)     (душа – источник развития) душа, сознание психика материальный объект внутренний порядок материи идеальный объект субъект ключевой вопрос что же существует реально, вне человеческих иллюзий? почему то, что существует, существует именно таким образом? что же является сущностью бытия (мира, человека, познания)? почему, и каким образом мир, человек, познание стремятся к сущности бытия? проблема исследования противоречие в существующих данных отсутствие закона объясняющего феномен отсутствие непротиво­речивого описания, позволяющего понять личность отсутствие возможности непротиво­речивого описания и объяснения психики объект исследования мир, человек, группа, общество (наблюдаемое) отношение мыслимой модели мира к реальной (фиксируемое) роль личности в мироздании, личность, культура, сознание как социальный феномен (мыслимое, переживаемое)   роль психического в мироздании, психика, сознание как индивидуаль­ный феномен (осознаваемое) предмет исследования реакции закономерности поведения свойства личности особенности содержания и организации сознания, психики примеры понимания предмета исследования на материале одного высказывания в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует связь между «ощущением зеленого» и «зеленым объектом», связь между «зеленым объектом и его называнием», «при каких условиях я вижу зеленое?», «каким еще зеленое бывает?» в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «почему я вижу именно зеленое?», могу ли я видеть что-то другое?», «действительно ли мое «зеленое» является зеленым для всех?» в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «ощущение зеленого», «что именно во мне такого, что позволяет мне ощущать зеленое?», «в чем сущность меня-видящего-зеленое?», «зачем я вижу зеленое?» в интроспективном отчете «я вижу зеленое» изучать следует «почему, каким образом, с какой целью я смотрю именно на зеленое?», «чем обусловлен мой выбор видеть зеленое?», «что в «зеленом» человечес­кого?» методологическая «склонность» сенсуализм (опора в познании на чувственный опыт)   рационализм (опора в познании на разум) иррационализм (опора в познании на эмоционально-чувственный опыт или веру) релятивизм и мистицизм (опора в познании соответственно на принцип относительности и интуицию) тип модели для концептуализации реактивная (пассивная) эффектационная (конечная) гипотермическая (односторонняя) (монистическая) акциональная (активная) человек объект система личность субъект, индивидуаль­ность личность конкретный человек или художественное понятие совокупность системных свойств человека определяющих характер его поведения высшая форма развития человека, где «Я» - развитая личность, вершина личности все социальное в человеке (противосто­ящее подлинному «Я») воздействие провоцирующее императивное манипулятивное развивающее форма активности человека подражание проверка гипотез освоение и обогащение социального опыта самовыражение главные источники развития наследствен­ность, среда сочетание факторов, условий активность личности активность субъекта форма развития адаптация эволюция самоактуализация совершенство­вание условия эффективного, оптимального развития хорошая наследствен­ность, благоприятная среда адекватное сочетание факторов, условий удовлетворение иерархии потребностей постановка целей, открытие ресурсов приоритеты в исследовании точно установленные факты о поведении, физиологичес­кие основы поведения закономерности адаптации, содержание поведения индивидуаль­ные особенности в содержании и механизмах функционирования личности внутренние ресурсы позволяющие обогатить содержание и усовершенст­вовать механизмы функциониро­вания психики методы исследования статистически ориентирован­ные, корреля­ционные эксперимент эмпатийное наблюдение, беседа, интроспекция, понимание феноменологическая редукция, герменевтическое истолкование роль психолога руководство коррекцией управление развитием вооружение человека необходимыми знаниями, умениями помощь в развитии способностей методы психологической помощи разрядка, релаксация, переключение внимания изменение ролей, суггестивная терапия коррекция жизненных целей, смыслов, переживаний психокоррекция творческим самовыра­жением

Содержание теории Л.С. Выготского о ВПФ.

Л.С. Выготский выделял натуральные ПФ (природные) и высшие ПФ (речь, мышление, логическая память).

Свойства ВПФ:

●Социальны по существу, разделены между людьми, не нужны отдельному человеку (функция слова)

●Опосредованы по характеру, появляются дважды-на уровне внешних средств и как внутренний процесс

●Произвольны по процессу формирования

●Системны по своему строению (ВПФ взаимосвязаны, не возникают по отдельности)

Критерии Натуральные ПФ Высшие ПФ
СТРОЕНИЕ Непосредственны Опосредованны
ПРОИСХОЖДЕНИЕ Природные Социальное
УПРАВЛЕНИЕ Непроизвольные Произвольное

 

Законы ВПФ:

●Закон перехода от натуральных к культурным формам поведения

●Закон социогенеза

●Закон перехода функций из внешних во внутренние

●Закон осознания, овладения

Стадии:

●Натуральная функция

●Примитивная

●Высшая (речевая)

●Стадия наивной психологии

●Спонтанная интропсихическая

●Произвольная интропсихическая

 

Литература:

*Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии”

* Лёвкин В.Е. Основные парадигмы в психологии / Научный журнал "Образование и наука". Известия уральского отделения российской академии образования. Журнал теоретических и прикладных исследований, № 8(56), Ноябрь, 2008.

*Лёвкин В.Е. Методологические основы психологии / Издательство Тюменского государственного университета, 2008.

 

Методология науки как область научного познания.

Методология- система принципов организации исследования, на которые опирается исследователь в ходе получения конкретных знаний в той или иной области науки.

Метод-путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (широкий смысл).

Метод-способ (прием)т научного познания или практической деятельности узкий смысл).

Парадигма-совокупность научных установок, представлений, терминов (система идей).

Наука-особый вид познания, направленный на получение системных знаний (выявляет причинно-следственные связи).

Теория- учение, система идей или принципов, включающая обобщение, совокупность обобщённых положений, образующих науку.

Философия-научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания.

Науковедение-отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими соц. институтами и сферами жизни общества.

Мировоззрение-система “взглядов н объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также основные жизненные позиции”.

Наблюдение-целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования.

Эксперимент-это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 288.