Методология науки как область научного познания.
Методология- система принципов организации исследования, на которые опирается исследователь в ходе получения конкретных знаний в той или иной области науки.
Метод-путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (широкий смысл).
Метод-способ (прием)т научного познания или практической деятельности узкий смысл).
Парадигма-совокупность научных установок, представлений, терминов (система идей).
Наука-особый вид познания, направленный на получение системных знаний (выявляет причинно-следственные связи).
Теория- учение, система идей или принципов, включающая обобщение, совокупность обобщённых положений, образующих науку.
Философия-научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания.
Науковедение-отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими соц. институтами и сферами жизни общества.
Мировоззрение-система “взглядов н объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также основные жизненные позиции”.
Наблюдение-целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования.
Эксперимент-это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
Структура методологического знания.
Структура методологического знания | |||
Уровень философской методологии | Уровень общенаучной методологии | Уровень конкретно-научной методологии | Уровень процедуры и техники исследования |
Мировоззренческая интерпретация результатов науки | Содержательные научные концепции (напр: концепции ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы, методологические концепции-структурализм и т.д. | Философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке т той реальности, которая она изучает. | Нормы и требования к приемам ведения исследовательской и практической работы (исследовательская практика) |
ФИЛОСОФЫ | МЕТОДОЛОГИ | ПСИХОЛОГИ | ПРАКТИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГИ, ЭКСПЕРИМЕНТАТОРЫ |
Классификация методов психологии по В.Н. Дружинину:
Исследование в психологии.
Структура психологического исследования:
1) выдвижение гипотез
2) планирование исследований
3) проведение исследования
4) интерпретация данных
5) опровержение или подтверждение гипотезы
6) формулирование новой гипотезы
Фундаментальные | Прикладные |
*направлено на познание реальности без учета практического эффекта от применения знаний | *получение знания, которое должно быть использовано для решения конкретной практической задачи |
Монодисциплинарные | Междисциплинарные |
*проводятся в рамках отдельной науки (в данном случае-психологии) | *проводятся на стыке нескольких научных дисциплин |
Комплексные | Аналитические |
*проводятся с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально возможное число значимых параметров изучаемой реальности | *направлено на выявление одного, наиболее существенного, аспекта реальности |
Этапы исследования:
1) Постановка проблемы
2) Анализ доступной информации
3) Формулировка гипотез (теоретические, эмпирические)
Эмпирические гипотезы: | ||
1) Теоретически обоснованные гипотезы | 2) Эмпирические гипотезы для подтверждения или опровержения тех или иных теорий | 3) Гипотезы для данного случая |
Гипотезы:
1) о наличии явления
2) о наличии связи между явлениями
3) о наличии причинно-следственной связи между явлениями
Основные методы психологического исследования:
Подходы в исследованиях | |||
Номотетический | Доэкспериментальный | Квазиэкспериментальный | Корреляционный |
*исследователь ориентируется на поиск общих законов, описывающих существование и развитие объектов | *планы исследований, проводимых по схемам, не учитывающим требований к плану экспериментального исследования | *планы со значительным отступлением от схемы эксперимента | *проверяется предположение о связи между несколькими переменными |
Категория общения.
Аспекты изучения общения (Л.П. Буева):
1) информационно-коммуникативный (общение рассматривается как вид личностной коммуникации, в ходе которой осуществляется обмен информацией) |
2) интеракционный (общение анализируется как взаимодействие индивидов в процессе кооперации) |
3) гносеологический (человек рассматривается как субъект и объект социального познания) |
4) аксиологический (общение изучается как обмен ценностями) |
5) «нормативный» (выявляются место и роль общения в процессе нормативного регулирования поведения индивидов, а также анализируется процесс передачи и закрепления норм реального функционирования в обыденном сознании стереотипов поведения) |
6) «семиотический» (общение описывается как специфическая знаковая система, с одной стороны, и посредник в функционировании различных знаковых систем — с другой) |
7) социально-практический (праксиологический) (общение рассматривается как обмен деятельностью, способностями, умениями и навыками) |
3 точки зрения в рассмотрении общения:
ФИЛОСОФИЯ | СОЦИОЛОГИЯ | ПСИХОЛОГИЯ |
*актуализация существующих общественных отношений | *способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы | *специфическая форма деятельности; самостоятельный процесс взаимодействия, необходимый для реализации других видов деятельности человека |
Основные трактовки общения:
1) общение-вид самостоятельной человеческой деятельности | 2) общение-атрибут других видов человеческой деятельности (процесс передачи/приема информации) | 3) общение-взаимодействие субъектов (субъект-субъектное взаимодействие) |
Основные процессы коммуникативной деятельности (Г.М. Андреева):
Типы коммуникативной деятельности (А.А. Леонтьев):
1) личностно-ориентированный:
*диктальное общение (общение, связанное с тем или иным предметным взаимодействием)
*модальное общение (психологические взаимоотношения собеседников)
2) социально-ориентированный
Структурные компоненты общения (Е.В. Руденский):
●предмет общения — это другой человек, партнер по общению как субъект; |
●потребность в общении — это стремление человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью — к самопознанию, к самооценке; |
●коммуникативные мотивы — это то, ради чего предпринимается общение; |
●действия общения — это единицы коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку (два основных вида действий в общении — инициативные и ответные); |
●задачи общения — это та цель, на достижение которой в конкретной коммуникативной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения; |
●средства общения — это те операции, с помощью которых осуществляются действия общения; |
●продукт общения — это образования материального и духовного характера, создающиеся в итоге общения. |
Варианты детерминистических представлений в истории науки (М.Г. Ярошевский)
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ
ПОЗИТИВИСТСКАЯ, ОБЪЕКТНАЯ, РЕАКТИВНАЯ
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ
ГЕРМЕНЕВТИЧЕСКАЯ
Содержание теории Л.С. Выготского о ВПФ.
Л.С. Выготский выделял натуральные ПФ (природные) и высшие ПФ (речь, мышление, логическая память).
Свойства ВПФ:
●Социальны по существу, разделены между людьми, не нужны отдельному человеку (функция слова)
●Опосредованы по характеру, появляются дважды-на уровне внешних средств и как внутренний процесс
●Произвольны по процессу формирования
●Системны по своему строению (ВПФ взаимосвязаны, не возникают по отдельности)
Критерии | Натуральные ПФ | Высшие ПФ |
СТРОЕНИЕ | Непосредственны | Опосредованны |
ПРОИСХОЖДЕНИЕ | Природные | Социальное |
УПРАВЛЕНИЕ | Непроизвольные | Произвольное |
Законы ВПФ:
●Закон перехода от натуральных к культурным формам поведения
●Закон социогенеза
●Закон перехода функций из внешних во внутренние
●Закон осознания, овладения
Стадии:
●Натуральная функция
●Примитивная
●Высшая (речевая)
●Стадия наивной психологии
●Спонтанная интропсихическая
●Произвольная интропсихическая
Литература:
*Лубовский Д.В. Введение в методологические основы психологии”
* Лёвкин В.Е. Основные парадигмы в психологии / Научный журнал "Образование и наука". Известия уральского отделения российской академии образования. Журнал теоретических и прикладных исследований, № 8(56), Ноябрь, 2008.
*Лёвкин В.Е. Методологические основы психологии / Издательство Тюменского государственного университета, 2008.
Методология науки как область научного познания.
Методология- система принципов организации исследования, на которые опирается исследователь в ходе получения конкретных знаний в той или иной области науки.
Метод-путь познания, опирающийся на некоторую совокупность ранее полученных знаний (широкий смысл).
Метод-способ (прием)т научного познания или практической деятельности узкий смысл).
Парадигма-совокупность научных установок, представлений, терминов (система идей).
Наука-особый вид познания, направленный на получение системных знаний (выявляет причинно-следственные связи).
Теория- учение, система идей или принципов, включающая обобщение, совокупность обобщённых положений, образующих науку.
Философия-научное знание о наиболее общих законах природы, общества и человеческого познания.
Науковедение-отрасль исследований, изучающая закономерности функционирования и развития науки, структуру и динамику научной деятельности, взаимодействие науки с другими соц. институтами и сферами жизни общества.
Мировоззрение-система “взглядов н объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также основные жизненные позиции”.
Наблюдение-целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности, обладающее признаками объективности и контролируемости за счет повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования.
Эксперимент-это поставленный опыт, изучение явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 285.