Цитата, характеризующая тему исследования, является визитной карточкой вашей презентации. Она полностью должна предвосхищать все последующие части вашей работы, настраивать читателя, создавать определенный контекст понимания вашей проблемы.
В цитате должна быть заложена какая-то мысль, которую вы полностью разделяете или же которая представляется спорной.
Цитата должна принадлежать какому-то очень известному автору, в первую очередь, философу. Однако можно использовать также цитаты крупных ученых, нобелевских лауреатов, религиозных деятелей, мыслителей. Не забудьте указать, кому принадлежит данная цитата (фамилия и инициалы автора ставятся справа под цитатой).
Цитата располагается на отдельном слайде (странице) по центру, крупным шрифтом.
Основные понятия.
Важно выделить и дать определения основным понятиям, используемым в презентации. В определении понятия зафиксирован в предельно лаконичной, ясной и прозрачной форме основной смысл вашей темы. Поэтому работа с понятиями позволяет создать понятийное ядро вашей научной работы.
Понятия и их определения должны иметь философский характер. Они должны быть взяты только из современных философских словарей с указанием первоисточника (например: Гайденко П.П. Существование / П.П. Гайденко // Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. – Т.3. - С. 677-679). Не следует использовать определения понятий из сомнительных источников и без указания выходных данных (без ссылки на первоисточник). Рекомендуется не брать понятия из Википедии, поскольку в ней очень много определений, неправильно или недостаточно раскрывающих смысл понятия.
Актуальность темы исследования.
Отвечая на вопрос о том, почему именно сейчас необходимо данное исследование, вы тем самым освещаете его актуальность. Актуальность может быть теоретической (т.е. обнаруженная проблема находится на переднем крае философской науки, она разрабатывается современными учеными и т.п.), или практической, т.е. вытекающей из злободневных запросов практики общественной жизни. Обосновывая актуальность, вы можете упомянуть об исследованиях, проводимых в смежных областях, например, в медицине, биомедицинских технологиях, если тема связана с биоэтикой.
Основными аспектами актуальности философского исследования могут быть:
1) неразработанность, неизученность данной проблемы на сегодняшний день;
2) противоречивость самого изучаемого явления, проблемы, мнений по какому-то вопросу;
3) важность данной проблемы для любого человека, каких-то групп людей или целого общества;
4) извечным интересом к проблеме и пр.
Степень разработанности проблемы.
При написании литературного обзора следует кратко изложить современное состояние разработанности проблемы, которой посвящена презентация, обобщив мнения и данные различных авторов. Если у разных авторов позиции по данной проблеме отличаются, то эти работы необходимо сгруппировать и оценить критически. Литературный обзор должен содержать всю необходимую информацию по выбранной теме презентации и обосновывать ее выбор, подчеркивать плохо изученные моменты и подводить к формулировке целей и задач работы. В список авторов должны войти не только авторы, которые впервые подняли данную проблему, но и их оппоненты, критики, авторы со схожими идеями.
Степень разработанности вашей проблемы можно оформить, сгруппировав авторов по эпохам (например, Античность, Новое время, современность), по дисциплинам (психология, социология, философия, политология, естественные науки и пр.), по различию философских позиций и пр. Обязательно необходимо сделать вывод, насколько эту тему можно считать разработанной.
Объект исследования.
Объект исследования - это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В философских исследованиях объектом может выступать человек как социальное, политическое, духовное, экзистенциальное существо, какие-то отдельные его проявления (совесть, страх, свобода в аспекте этики, эстетики, аксиологии, онтологии, антропологии и пр.), философские аспекты или явления природы, социума, космоса, культуры (например, массовая культура в ее социально-философском измерении). Не следует путать объект исследования с его предметом.
Предмет исследования.
Предмет исследования - сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы.
Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.
Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.
Предметом философской презентации на тему: «Кризис современного общества: проблемы, перспективы» может быть социальное, политическое и духовное бытие общества, а объектом будет само общество в его социально-философском аспекте. Предметом презентации на тему: «Фанатизм как проблема философии» будут социальные аспекты фанатизма, а объектом – феномен фанатизма в современной социальной философии.
Цели и задачи исследования.
Поставить цели и задачи исследования – значит понять, что необходимо сделать в презентации. Выполнение конкретных задач должно согласовываться с актуальностью, степенью разработанности проблемы и, главным образом, с положениями, выносимыми на защиту.
Цель презентации (исследования) – ожидаемый результат (в идеале – разрешение обозначенной проблемы). Другими словами, это та идея, на решение которой будет направлена вся работа. Сформулировать ее необходимо точно и в соответствии с названием работы. Очень часто ошибки связаны с расхождением темы презентации с содержанием и, в первую очередь, с поставленными целями и задачами.
Цель следует формулировать при помощи фразы «сделать что-то», например:
1) выявить основные проблемы, противоречия чего-либо (какого-либо процесса, явления, общества, человека);
2) определить характеристики изучаемого явления;
3) описать новый феномен, процесс;
4) проследить предпосылки, последствия чего-либо;
5) сравнить две позиции, культуры, отрицательные и положительные стороны чего-либо;
6) разработать новую концепцию, теорию чего-либо (эту цель можно ставить только в тех случаях, если у вас есть оригинальное целостное решение какой-то философской проблемы);
7) установить взаимосвязь двух феноменов, влияние одного процесса на другой;
8) доказать необходимость, эффективность чего-либо и пр.
9) проанализировать перспективы развития общества, природы, какой-то системы и пр.
10) создать классификацию, типологию чего-либо и пр.
Целевая организация любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последовательности действий - шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель» по отношению к общей цели исследования. Подцели (или цели второго порядка) отражают, во-первых, логику построения исследования и, во-вторых, конкретные условия его проведения. Таким образом, эти подцели становятся задачами исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Например, задачи философской презентации на тему: «Проблема терроризма: предпосылки, последствия, пути решения (философский аспект)» могут быть определены так:
1) сравнить различные определения понятия «терроризм»;
2) проанализировать сложность феномена терроризма;
3) выявить предпосылки терроризма;
4) определить последствия терроризма;
5) наметить возможные пути решения проблемы терроризма и т.д.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 200.