Введение . Зачем нужна презентация?
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Введение . Зачем нужна презентация?

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения новых образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. Одной из таких технологий и методик является презентация. Работа над презентацией позволяет реализовать следующие компетенции у студентов специальностей инженерно-экономического факультета:

Специальность «Менеджмент» 080200

ОК-2 Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

ОК-5 Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Специальность «Экономика» 080100

ОК-1 Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

ОК-2 Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

Специальность «Экономическая безопасность» 080101

ОК-2 Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии.

Специальность «Управление персоналом» 080400

ОК-2 Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности.

Специальность «Реклама и связи с общественностью» 031600

ОК-9. Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

Специальность «Бизнес информатика» 080700

ОК-2 Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

ЧТО ТАКОЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ?

Презентация – это ультрасовременная форма обучения, которая имеет ряд преимуществ перед традиционными формами самостоятельной работы студентов (рефераты, доклады, сочинения и пр.). Она способна совмещать в себе как информационный, так и гуманистический потенциал. В этом случае она представляет собой некий компромисс или даже некую альтернативу тотальной информатизации и рационализации общества и человека. Ведь, с одной стороны, презентация есть форма обработки, представления и упорядочивания информации при помощи изначально заданной схемы. Но, с другой стороны, презентация есть творчество, созидание. Ее создатель подобен скульптору, задача которого – отсечение всего лишнего, что только на первый взгляд кажется механическим делом. За этим отсечением стоит огромная творческая работа, ведь необходимо из бесформенного и разрозненного объема информации, найденного в книгах, учебниках, журналах, а чаще всего в Интернете, создать и явить нечто новое – свое собственное осмысленное, ценностно окрашенное и обоснованное отношение к проблеме. Кроме того, публичная защита презентации в группе на манер защиты научных диссертаций – это та форма взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем, которую можно считать интерактивной.

Если учесть, что главными компетенциями дисциплины «Философия» в вузе является знание и понимание законов развития природы, общества и мышления, умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности, а также владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения, то работа над презентацией как раз и дает возможность погрузиться в какую-то актуальную философскую проблему и научиться системно, логически, последовательно мыслить. В этой связи презентация служит выработке определенного взгляда на мир, в ней и через нее реализуется свобода, творчество студента.

Можно утверждать, что данная методика обучения – это некая форма, с одной стороны, недетерминированная, оставляющая простор для самореализации, свободных размышлений и выводов, а с другой стороны, направляющая студента в нужное русло, дающая ему какие-то ориентиры, например, в виде критериев оценки. Тот, кто идет по пути создания философской презентации, в руках держит нить Ариадны, которая не дает заблудиться в лабиринтах бессмыслицы и пустословия. Этой своеобразной нитью, руководством является предлагаемая преподавателем тщательно продуманная схема или шаблон.

Презентация по философии, выполняемая студентами в течение одного семестра, представляет собой разновидность учебной деятельности, которая по своему содержанию и структуре совпадает с научной, однако форма ее защиты является интерактивной, поскольку предполагает взаимодействие не только с преподавателем, но и с одногрупниками, а возможно и со студентами параллельных потоков, которые могут выступить в роли научных оппонентов. В работе над презентацией важно не только ее создание, но и дискуссия, обмен идеями, мыслями, мнениями, что позволит студентам творчески находить и решать сложные проблемы. Существует множество причин использования в учебном процессе данной формы работы.

Студенту необходима работа над презентациями, чтобы:

1) научиться работать с большим объемом информации и отсортировывать нужное от ненужного;

2) расширять свои познания в области философии, социальной философии и других смежных наук;

3) уметь находить, ставить и в некоторых случаях решать актуальные философские проблемы;

4) научиться мыслить логично и систематично;

5) тезисно формулировать основные мысли;

6) уметь отстаивать собственную философскую позицию;

7) уметь работать с библиографией, правильно оформлять ссылки, список литературы;

8) испытать на себе, что значит «заниматься наукой», тем самым, подготавливая себя к написанию курсовых, дипломов и, возможно, диссертаций;

9) реализовать в себе творческое начало (умение красиво оформлять презентацию, подбирать необходимые по смыслу тексты культуры, создавать свои схемы).

Преподавателю нужна презентация, чтобы:

1) добиться от студентов полной самостоятельности работы, исключить возможность скачивания рефератов из Интернета;

2) иметь возможность продемонстрировать презентацию студента на практических занятиях (при помощи мультимедийного оборудования), задать необходимые вопросы, разобрать достоинства и недостатки и коллективно оценить всю работу;

3) в связи с большой загруженностью преподавателя сократить время на проверку контрольных работ и сочинений студента.

4) иметь четкие критерии оценки презентации.

Требования и порядок работы

Главное требование, предъявляемое к презентациям, - это ее самостоятельный характер. Важно, чтобы выбранная студентом тема вызвала изначальный интерес, побудила к творческой работе, позволила выразить на философском языке собственные мысли и идеи. Не менее важно и то, что презентация, являясь современной формой представления знаний и информации, имеет определенную, непохожую на другие научные формы работы (диплом, курсовую работу, диссертацию, статью, реферат, контрольную работу и пр.) структуру.

Выбор темы.

Выбор темы осуществляется студентом произвольно из общего списка тем по согласованию с преподавателем, но в одной учебной группе темы не должны повторяться.Тему следует выбирать с учетом интереса студента к определенным вопросам курса, наличия литературы, доступа к дополнительным источникам. Допускается в некоторых случаях выбрать свою тему презентации или видоизменить тему из предложенного списка. Главным условием является согласование выбранной самостоятельно темы с преподавателем.

Подбор литературы.

Подбор литературы - дело ответственное и достаточно трудоемкое. Данная методичка значительно облегчает задачу, поскольку в заключительной части дается список рекомендуемой литературы по каждой теме, а также список Интернет-ресурсов. Однако следует помнить, что предложенные списки литературы носят рекомендательный характер, они не исчерпывают и могут быть дополнены другой литературой.

На стадии подбора литературы нужно:

· Ознакомиться с настоящей методичкой, а также программой по курсу философии.

· Просмотреть систематический и алфавитный каталоги библиотеки ВГТУ, электронной библиотеки «Лань» и научной библиотеки им. Никитина, а также других библиотек и выяснить наличие литературы. Одним из вариантов является приобретение базовых источников в книжных магазинах.

· Обратиться к философским словарям (печатным и электронным): там можно найти основные определения, степень разработанности проблемы, какие-то идеи.

· Просмотреть названия опубликованных статей по выбранной теме в научно-теоретических журналах за последние 5 лет, по последним номерам за каждый год и номера журналов за текущий год. Следует обратить внимание на публикации в журналах «Вопросы философии», «Общественные науки», «Человек» и пр.

· Просмотреть данные о литературных источниках по исследуемой теме в изучаемых работах: в списках литературы, в сносках.

После подбора литературы и ее получения необходимо приступить к ее изучению, руководствуясь при этом рекомендуемым планом.

При чтении отобранной литературы следует делать краткие выписки, записи в виде цитат, характеризующих ту или иную проблему, раскрывающих содержание рассматриваемых проблем.

В ходе изучения литературы, выписок, подбора примеров, необходимо каждый раз делать для себя пометку о выходных данных источника (фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, страницы), чтобы в будущем правильно оформить презентацию.

Оформление работы.

Презентация должна быть надлежащим образом оформлена. Она выполняется в программе Power Point (приложение к Microsoft Office).

Общий объем не должен превышать 15 страниц текста. Шрифт, его размер подбирается произвольно, главное требование, чтобы текст и вставленные картинки были читаемыми и распознаваемыми.

Следует располагать каждый пункт презентации (актуальность, объект исследования, положения и пр.) по горизонтали на отдельном слайде (странице). Необходимо выделить заглавие слайда (например, «Цитата».

Заголовки печатаются в середине строки без точки в конце.

Все страницы текста должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами в верхней части страницы (по центру или справа).

Текст должен соответствовать структуре презентации.

2.4. Защита презентации.

К защите не допускаются презентации со следующими недостатками:

1) не выдержан объем (меньше 12 или больше 15 слайдов-страниц);

2) допущено значительное количество ошибок, опечаток;

3) отсутствуют необходимые пункты, в особенности – положения, выносимые на защиту или же положения не выделены, представляют собой массив необработанного текста;

4) презентация выполнена небрежно, без выводов, а также списка использованной литературы;

5) презентация полностью заимствована (возникает сомнение по поводу авторства).

Выполненная с соблюдением всех указаний презентация сдается в календарные сроки, объявленные преподавателем. За несколько дней до защиты презентации автор получает от оппонента (рецензента) отзыв, с которым знакомится. Особое внимание следует обратить на указанные в отзыве недоработки, упущения, замечания, вопросы. Следует заранее подготовиться, чтобы ответить в аудитории на все замечания оппонента, иначе это существенно может снизить оценку работы.

Во время защиты необходимо в течение 5-10 минут изложить актуальность, основные положения презентации и четко ответить на вопросы аудитории (если они возникнут).

Оценка работы складывается с учетом полноты и глубины освещения темы презентации; степени самостоятельности в их изложении; полноты использования имеющейся по данной теме литературы; а также полноты ответов на вопросы.

Структура презентации

1. Титульный лист.

2. Цитата, отражающая тему исследования.

3. Основные понятия и их определения.

4. Актуальность темы исследования.

5. Степень разработанности проблемы.

6. Объект и предмет исследования.

7. Цели и задачи исследования.

8. Положения, выносимые на защиту (основные тезисы).

9. Схема.

10.Текст культуры.

11.Выводы.

12.Список литературы.

 

Титульный лист.

Титульный лист – первая страница вашей презентации. Он должен содержать следующие сведения:

• Название учебного заведения и факультета.

• Полное название работы.

• Фамилия и инициалы студента с указанием курса.

• Фамилия и инициалы научного руководителя (консультанта), его ученой степени (звания).

• Фамилия и инициалы вашего оппонента (рецензента).

• Место и год написания работы.

Образец оформления титульного листа вы найдете в Приложении 1.

Основные понятия.

Важно выделить и дать определения основным понятиям, используемым в презентации. В определении понятия зафиксирован в предельно лаконичной, ясной и прозрачной форме основной смысл вашей темы. Поэтому работа с понятиями позволяет создать понятийное ядро вашей научной работы.

Понятия и их определения должны иметь философский характер. Они должны быть взяты только из современных философских словарей с указанием первоисточника (например: Гайденко П.П. Существование / П.П. Гайденко // Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М.: Мысль, 2001. – Т.3. - С. 677-679). Не следует использовать определения понятий из сомнительных источников и без указания выходных данных (без ссылки на первоисточник). Рекомендуется не брать понятия из Википедии, поскольку в ней очень много определений, неправильно или недостаточно раскрывающих смысл понятия.

Объект исследования.

Объект исследования - это фрагмент, часть реальности, на которую направлен научный поиск. В философских исследованиях объектом может выступать человек как социальное, политическое, духовное, экзистенциальное существо, какие-то отдельные его проявления (совесть, страх, свобода в аспекте этики, эстетики, аксиологии, онтологии, антропологии и пр.), философские аспекты или явления природы, социума, космоса, культуры (например, массовая культура в ее социально-философском измерении). Не следует путать объект исследования с его предметом.

Предмет исследования.

Предмет исследования - сторона или аспект объекта, который непосредственно изучается, «высвечивается» в объекте, как правило, через призму проблемы.

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет — это то, что находится в рамках, в границах объекта. Объект — это та часть научного знания, с которой исследователь имеет дело. Предмет исследования — это тот аспект проблемы, исследуя который, мы познаем целостный объект, выделяя его главные, наиболее существенные признаки. Объект и предмет исследования как научные категории соотносятся как общее и частное.

Первичным является объект исследования (более широкое понятие), вторичным — предмет исследования, в котором выделяется определенное свойство объекта исследования. Некоторые исследователи не видят разницы в этих понятиях и отождествляют предмет и объект исследования.

Предметом философской презентации на тему: «Кризис современного общества: проблемы, перспективы» может быть социальное, политическое и духовное бытие общества, а объектом будет само общество в его социально-философском аспекте. Предметом презентации на тему: «Фанатизм как проблема философии» будут социальные аспекты фанатизма, а объектом – феномен фанатизма в современной социальной философии.

Цели и задачи исследования.

Поставить цели и задачи исследования – значит понять, что необходимо сделать в презентации. Выполнение конкретных задач должно согласовываться с актуальностью, степенью разработанности проблемы и, главным образом, с положениями, выносимыми на защиту.

Цель презентации (исследования) – ожидаемый результат (в идеале – разрешение обозначенной проблемы). Другими словами, это та идея, на решение которой будет направлена вся работа. Сформулировать ее необходимо точно и в соответствии с названием работы. Очень часто ошибки связаны с расхождением темы презентации с содержанием и, в первую очередь, с поставленными целями и задачами.

Цель следует формулировать при помощи фразы «сделать что-то», например:

1) выявить основные проблемы, противоречия чего-либо (какого-либо процесса, явления, общества, человека);

2) определить характеристики изучаемого явления;

3) описать новый феномен, процесс;

4) проследить предпосылки, последствия чего-либо;

5) сравнить две позиции, культуры, отрицательные и положительные стороны чего-либо;

6) разработать новую концепцию, теорию чего-либо (эту цель можно ставить только в тех случаях, если у вас есть оригинальное целостное решение какой-то философской проблемы);

7) установить взаимосвязь двух феноменов, влияние одного процесса на другой;

8) доказать необходимость, эффективность чего-либо и пр.

9) проанализировать перспективы развития общества, природы, какой-то системы и пр.

10) создать классификацию, типологию чего-либо и пр.

Целевая организация любой деятельности, в том числе научно-исследовательской, предполагает выработку определенной последовательности действий - шагов для достижения поставленной цели, каждый из которых имеет свою собственную цель, или «подцель» по отношению к общей цели исследования. Подцели (или цели второго порядка) отражают, во-первых, логику построения исследования и, во-вторых, конкретные условия его проведения. Таким образом, эти подцели становятся задачами исследования. Они могут быть сформулированы как вопросы, ответы на которые позволят прийти к цели исследования. Например, задачи философской презентации на тему: «Проблема терроризма: предпосылки, последствия, пути решения (философский аспект)» могут быть определены так:

1) сравнить различные определения понятия «терроризм»;

2) проанализировать сложность феномена терроризма;

3) выявить предпосылки терроризма;

4) определить последствия терроризма;

5) наметить возможные пути решения проблемы терроризма и т.д.

Схема.

Схема – это то, что позволяет наглядно увидеть все защищаемые вами положения, объять выбранную вами проблему. Схемы очень часто используются в презентациях, поскольку они не требуют большого напряжения в прочтении текста, они напрямую доводят мысль до зрителя, одновременно показывая взаимосвязь разных идей друг с другом.

Схемы можно создавать разными способами: по положениям, по различию философских позиций по вашей проблеме, по ожидаемым прогнозам, по оценке «за» и «против» и т.д. Главное требование – схема должна соответствовать теме и основным положениям.

Текст культуры.

Текст культуры – это произведение искусства (картина, фотография, фильм, спектакль, музыка, поэзия, литература, скульптура, инсталляция и пр.), которое отражает вашу тему. Известно, что искусство очень сильно влияет на человека, на его восприятие, навевая какие-то мысли, идеи, размышления.

Текст культуры должен полностью соответствовать теме вашей презентации: если это картина художника, то необходимо, чтобы ее размер был достаточным, чтобы рассмотреть на слайде (не следует брать совсем мелкие картинки и растягивать их, от этого качество изображения очень страдает). Если в качестве текста культуры выступает кино, музыка, спектакль, книга, то необходимо просто дать название произведения, указать автора и кратко изложить содержание (поскольку данное произведение может быть не известно широкой аудитории, и требуется понять смысл по краткой аннотации). Если вы выбрали поэзию, то отдельные строчки, наиболее ярко отражающие вашу тему, можно поместить в саму презентацию с указанием автора и названия стихотворения, поэмы. Если текстом культуры является песня, то можно также указать ее название, автора и вставить помимо этого строчки этой песни.

Если вы затрудняетесь подобрать подходящий текст культуры, можете создать его самостоятельно (нарисовать картину, сочинить стихотворение, сделать художественную фотографию и пр.).

Выводы.

Выводы являются наиболее важной и значимой частью вашей работы. Они подводят итог вашего исследования, показывая, насколько вы способны обобщить полученные результаты, обосновать свои обобщения с позиций избранной теоретической концепции, связать их с уже имеющимися аналогичными результатами других исследователей. Выводы должны, во-первых, соответствовать поставленным задачам исследований, а, во-вторых, показывать перспективу дальнейших исследований по данной проблеме. Желательно, чтобы в выводах презентации прозвучала ваша собственная позиция.

Заключение не должно совпадать текстуально с фрагментами основной части работы; повторения, равно как и использование нового фактического материала, будут лишними.

Список использованной литературы.

Будущее человечества.

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 384 с.

2. Бердяев Н. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи / Н. Бердяев // Бердяев Н. Дух и реальность. – М.: Аст, Харьков: Фолио, 2003. – С. 159-226.

3. Бито Л. Эвтаназия? Эвтелия! Счастливая жизнь – благая смерть / Л. Бито. – М.: Энигма, 2006. – 320 с.

4. Василенко Л.И. Экологическая этика: от натурализма к философскому персонализму // Вопросы философии. 1995. - № 3.

5. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста / В.И. Вернадский. – М. : Мысль, 1988.

6. Винер, Н. Движется ли вселенная к концу / Н. Винер // Хрестоматия по философии / сост. П.В. Алексеев, А.В. Панин. – М. : Гардарика, 1997. – С.490 – 491.

7. Гиренок Ф.И. Экология. Цивилизация. Ноосфера / Ф.И. Гиренок. – М., 1987.

8. Костин, А.И. Кризис цивилизации, стратегия устойчивого развития и проблема политического выбора / А.И. Костин // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. – 2004. - № 5. – С. 38 – 62.

9. Кучуради, И. Философия перед лицом мировых проблем / И. Кучуради // Вопр.филос. – 2004. - № 3.

10. Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб., 2000. Раздел «Виртуальная реальность в искусстве и эстетике». С. 310–327; Она же: Виртуалистика: художественно-эстетический аспект // Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты. М., 2004. С. 328–341.

11. Моисеев, Н. Человек и ноосфера / Н. Моисеев. – М.: Мысль, 1990.

12. Орлов А.М. Виртуальная реальность. Пространство экранных культур как среда обитания. М., 1997.

13. Павленко, А.Н. «Экологический кризис» как псевдопроблема / А.Н. Павленко // Вопр.филос. – 2002. - № 7.

14. Попкова, Н.В. Глобальные проблемы современности и технологическое развитие / Н.В. Попкова // Вопр.филос. – 2005. - № 1. – С. 96 –106.

15. Розин В.М. Техника и социальность / В.М. Розин // Вопр. филос. 2005. №5. – С. 95-107.

16. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон. – М.: ООО Изд-во АСТ, 2003. — 603 с.

 

Список Интернет-ресурсов

1. http://iph.ras.ru/elib/a012.html // Словарь терминов

2. www.ihtik.lib.ru // Библиотека Ихтика.

3. www.philosophy.ru // Сайт философского общества.

4. http://.yanko.lib.ru // Библиотека `Fort/Da`.

5. http://www.lib.ru // Библиотека Максима Машкова.

6. http://kosilova.textdriven.com/narod/index.html // Библиотека Елены Косиловой.

7. http://humanities.edu.ru // Гуманитарный образовательный портал.

8. http://www.auditorium.ru // Портал «Аудиториум» (гуманитарные науки).

9. http://anthropology.ru // Сайт по философской антропологии.

10. http://istina.rin.ru/philosofy // Образовательный сайт по гуманитарным наукам.

11. http://www.ruthenia.ru/logos/index.htm // Журнал «Логос», «Вопросы философии».

12. http://evomag.narod.ru/content.html // Журнал «Эволюция».

13. http://www.inion.ru/index.php // Социально-философский Вестник.

14. http://www.topos.ru // Литературно-философский журнал «Топос».

15. http://courier.com.ru/homo // Журнал «Человек».

16. http://www.humanism.ru // Журнал «Гуманизм».

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Презентация по философии на тему:

«СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

 

Выполнила студентка ИЭФ, гр. Э-131

Иванова И.И.

Научный руководитель к.ф.н.,

 доцент каф. философии ВГТУ

 Пастушкова О.В.

Официальный оппонент

Сидоров С.С.

 

 

Воронеж, 2014

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Отзыв

официального оппонента Иванова Ивана Ивановича

на презентацию Петрова Петра Петровича «Эвтаназия: за и против».

1. Указать в отзыве, почему вы считаете презентацию актуальной (дать свои критерии актуальности). Например:

Презентация Петрова П.П. «Эвтаназия: за и против» представляет собой актуальное философское исследование, поскольку на сегодняшний день нет однозначного ответа по вопросу о введении эвтаназии. Кроме того, с этой проблемой может столкнуться каждый, потому что….

2. Проанализировать, соответствует ли цитата теме исследования.

3. Есть ли все необходимые понятия.

4. Достаточно ли хорошо показана актуальность темы.

5. Есть ли степень разработанности проблемы.

6. Хорошо ли определены цели и задачи, а также объект исследования.

7. Все ли идеи по данной теме отражены в положениях, выносимых на защиту. Насколько хорошо проработаны эти положения. Например, «автор презентации выявил пять основных проблем, связанных с эвтаназией. Он логично и обоснованно отличил эвтаназию от самоубийства, показал…., доказал, что…. Вместе с тем, автор не затронул такую важную проблему как…. Не совсем понятен вывод о том, что…. Положение о…. представляется спорным, поскольку…».

8. Автор сумел представить все свои идеи и положения в хорошей схеме, а также предложил весьма точный (неточный, неадекватные, непонятный) текст культуры (картина, музыка, кино), который отражает (не отражает, не полностью соответствует) тему исследования.

9.  Делаются последовательные (непоследовательные) выводы, намечается перспектива дальнейших исследований.

10.  В конце отзыва пишите: «В ходе прочтения презентации возник ряд вопросов (замечаний, неточностей, пожеланий). Как же все-таки автор понимает суть эвтаназии? Или: хотелось бы пожелать в будущем обратиться к иному срезу понимания проблемы эвтаназии (пишите, какому срезу)». Последняя фраза может быть такой: «Несмотря на эти замечания (учитывая все замечания), представленная к защите презентация соответствует (не соответствует) предъявляемым требованиям, написана на должном (не совсем должном) теоретическом уровне, концептуально целостна (не целостна), представляет собой самостоятельное (не совсем самостоятельное) исследование и заслуживает оценки «отлично» («хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

11.Официальный оппонент              Петров П.П.

Число, подпись

 

Введение . Зачем нужна презентация?

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов Высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения новых образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. Одной из таких технологий и методик является презентация. Работа над презентацией позволяет реализовать следующие компетенции у студентов специальностей инженерно-экономического факультета:

Специальность «Менеджмент» 080200

ОК-2 Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;

ОК-5 Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

Специальность «Экономика» 080100

ОК-1 Владение культурой мышления, способность к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения.

ОК-2 Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

Специальность «Экономическая безопасность» 080101

ОК-2 Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, вопросы ценностно-мотивационной ориентации; значение гуманистических ценностей, свободы и демократии.

Специальность «Управление персоналом» 080400

ОК-2 Знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности.

Специальность «Реклама и связи с общественностью» 031600

ОК-9. Использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы.

Специальность «Бизнес информатика» 080700

ОК-2 Способность понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы.

ЧТО ТАКОЕ ПРЕЗЕНТАЦИЯ?

Презентация – это ультрасовременная форма обучения, которая имеет ряд преимуществ перед традиционными формами самостоятельной работы студентов (рефераты, доклады, сочинения и пр.). Она способна совмещать в себе как информационный, так и гуманистический потенциал. В этом случае она представляет собой некий компромисс или даже некую альтернативу тотальной информатизации и рационализации общества и человека. Ведь, с одной стороны, презентация есть форма обработки, представления и упорядочивания информации при помощи изначально заданной схемы. Но, с другой стороны, презентация есть творчество, созидание. Ее создатель подобен скульптору, задача которого – отсечение всего лишнего, что только на первый взгляд кажется механическим делом. За этим отсечением стоит огромная творческая работа, ведь необходимо из бесформенного и разрозненного объема информации, найденного в книгах, учебниках, журналах, а чаще всего в Интернете, создать и явить нечто новое – свое собственное осмысленное, ценностно окрашенное и обоснованное отношение к проблеме. Кроме того, публичная защита презентации в группе на манер защиты научных диссертаций – это та форма взаимодействия студентов друг с другом и с преподавателем, которую можно считать интерактивной.

Если учесть, что главными компетенциями дисциплины «Философия» в вузе является знание и понимание законов развития природы, общества и мышления, умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности, а также владение культурой мышления, способностью к восприятию, обобщению и анализу информации, постановке цели и выбору путей её достижения, то работа над презентацией как раз и дает возможность погрузиться в какую-то актуальную философскую проблему и научиться системно, логически, последовательно мыслить. В этой связи презентация служит выработке определенного взгляда на мир, в ней и через нее реализуется свобода, творчество студента.

Можно утверждать, что данная методика обучения – это некая форма, с одной стороны, недетерминированная, оставляющая простор для самореализации, свободных размышлений и выводов, а с другой стороны, направляющая студента в нужное русло, дающая ему какие-то ориентиры, например, в виде критериев оценки. Тот, кто идет по пути создания философской презентации, в руках держит нить Ариадны, которая не дает заблудиться в лабиринтах бессмыслицы и пустословия. Этой своеобразной нитью, руководством является предлагаемая преподавателем тщательно продуманная схема или шаблон.

Презентация по философии, выполняемая студентами в течение одного семестра, представляет собой разновидность учебной деятельности, которая по своему содержанию и структуре совпадает с научной, однако форма ее защиты является интерактивной, поскольку предполагает взаимодействие не только с преподавателем, но и с одногрупниками, а возможно и со студентами параллельных потоков, которые могут выступить в роли научных оппонентов. В работе над презентацией важно не только ее создание, но и дискуссия, обмен идеями, мыслями, мнениями, что позволит студентам творчески находить и решать сложные проблемы. Существует множество причин использования в учебном процессе данной формы работы.

Студенту необходима работа над презентациями, чтобы:

1) научиться работать с большим объемом информации и отсортировывать нужное от ненужного;

2) расширять свои познания в области философии, социальной философии и других смежных наук;

3) уметь находить, ставить и в некоторых случаях решать актуальные философские проблемы;

4) научиться мыслить логично и систематично;

5) тезисно формулировать основные мысли;

6) уметь отстаивать собственную философскую позицию;

7) уметь работать с библиографией, правильно оформлять ссылки, список литературы;

8) испытать на себе, что значит «заниматься наукой», тем самым, подготавливая себя к написанию курсовых, дипломов и, возможно, диссертаций;

9) реализовать в себе творческое начало (умение красиво оформлять презентацию, подбирать необходимые по смыслу тексты культуры, создавать свои схемы).

Преподавателю нужна презентация, чтобы:

1) добиться от студентов полной самостоятельности работы, исключить возможность скачивания рефератов из Интернета;

2) иметь возможность продемонстрировать презентацию студента на практических занятиях (при помощи мультимедийного оборудования), задать необходимые вопросы, разобрать достоинства и недостатки и коллективно оценить всю работу;

3) в связи с большой загруженностью преподавателя сократить время на проверку контрольных работ и сочинений студента.

4) иметь четкие критерии оценки презентации.

Требования и порядок работы

Главное требование, предъявляемое к презентациям, - это ее самостоятельный характер. Важно, чтобы выбранная студентом тема вызвала изначальный интерес, побудила к творческой работе, позволила выразить на философском языке собственные мысли и идеи. Не менее важно и то, что презентация, являясь современной формой представления знаний и информации, имеет определенную, непохожую на другие научные формы работы (диплом, курсовую работу, диссертацию, статью, реферат, контрольную работу и пр.) структуру.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 956.