Тема выпускной квалификационной работы должна быть проблемной, актуальной, т.е. отражать проблему в контексте значимости художественных и социокультурных вопросов, соответствовать современному состоянию и перспективам развития изобразительного искусства.
Справка: Тема – краткая словесная формулировка культурной проблемы, идеи, художественного образа. В самом общем смысле художественный образ – это сам способ существования произведения искусства. Создание художественного образа – это огромная работа по оформлению, материализации художественной идеи, в процессе которой осуществляется создание новой целостности. Смысл художественного произведения возникает в результате изобразительного изложения сюжета. Сюжет может быть выражен словами, но это будет только толкование смысла. Смысл - внутренняя сторона целостного художественного образа. Сюжет и его изобразительное изложение, соединяясь, порождают смысл и образ в целом. Сам по себе сюжет не имеет образного смысла. Он заключает в себе возможность разных образов, разного художественного толкования.
Наибольшей сложностью отличаются те темы, которые связаны с историей и культурным наследием различных народов нашей страны и зарубежья, так как студент-выпускник должен показать не только хорошие умения по рисунку и живописи, но и знания по теории композиции и истории искусства, истории и сделать самостоятельные новые выводы и предложения практического и теоретического характера, а также убедительно доказать их и обоснованность.
Основным критерием при выборе темы выпускной квалификационной работы служит практический интерес студента-выпускника. Это, прежде всего, относится к студентам-выпускникам, которые продолжительное время целеустремленно собирали и обрабатывали материал по той или иной теме, участвовали в различных конкурсах, фестивалях и т.д.
2.1. Темы выпускных квалификационных работ разрабатываются преподавателями отделения совместно со специалистами, экспертами отраслевых предприятий и организаций и утверждаются на заседании отделения в срок до 1 декабря учебного года.
2.2. Студент имеет право выбрать тему выпускной квалификационной работы из утвержденного перечня, либо предложить в инициативном порядке иную тему, обосновав актуальность и целесообразность ее разработки (представить эскизы по предлагаемой теме).
2.3. Закрепление тем выпускной квалификационной работы за студентами (с указанием руководителей и сроков выполнения) производится приказом ректора не позднее шести месяцев до проведения ГИА.
2.4. Изменение темы выпускной квалификационной работы осуществляется в том же порядке, что и ее утверждение, может быть произведено не позднее 3 месяцев до начала защиты выпускных квалификационных работ на данном курсе.
2.5. Корректировка или уточнение названия работы может быть произведена по личному письменному заявлению студента, завизированному заведующим выпускающего отделения не позднее 3 недель до начала защиты выпускных квалификационных работ на данном курсе.
2.6. Выпускающее отделение обеспечивает студента методическими указаниями, в которых указывается перечень требований к выполнению выпускной квалификационной работы по данному направлению или специальности.
3. Организация выполнения выпускной квалификационной работы
3.1. Декан факультета назначает руководителя выпускной квалификационной работы. К каждому руководителю может быть одновременно прикреплено не более 8 студентов.
3.2. Общее руководство и контроль за ходом выполнения выпускных квалификационных работ осуществляет заведующий отделением.
3.3. По утвержденным темам руководители выпускных квалификационных работ разрабатывают индивидуальные задания на ВКР для каждого студента.
В индивидуальных заданиях конкретизируются: структура (содержание и состав) дипломной работы; особые требования (если таковые имеют место); график работы и др. (Приложение 1).
3.4. Руководитель разрабатывает календарный план-график выполнения ВКР, который доводится до сведения обучающегося и утверждается заведующим отделением. (Приложение 2).
3.5. Задания на выпускную квалификационную работу выдаются студенту не позднее чем за две недели до начала преддипломной практики.
3.6. Выполнение дипломной работы сопровождается консультацией руководителя из расчета 2 часа в неделю на одного дипломника.
3.7. На всех основных этапах выполнения дипломных работ студенты обязаны отчитываться на просмотрах, проводимых цикловой комиссией по утвержденному графику.
3.8. В отдельных случаях допускается выполнение выпускной квалификационной работы группой студентов. При этом индивидуальные задания выдаются каждому студенту.
3.9. По завершении студентом выпускной квалификационной работы руководитель подписывает ее и вместе с заданием и письменным отзывом передает в учебную часть (Приложение 3).
3.10. Студенты-выпкскники живописного и скульптурного отделений (по мере необходимости) обеспечиваются живой натурой в пределах времени, предусмотренного Государственными требованиями для работы с живой натурой по композиции (в количестве 16 часов на каждого дипломника).
Основной этап
4.1. Составление плана выпускной квалификационной работы – теоретической части.
План выпускной квалификационной работы представляет собой составленный в определенном порядке наряду с введением и заключением перечень глав и развернутый перечень (параграфов к каждой главе) вопросов. Правильно составленный план служит основой в подготовке выпускной квалификационной работы студентом-выпускником; помогает ему систематизировать научно-методический, научно-практический материал, обеспечить последовательность его изложения. Предварительный план выпускной квалификационной работы студент-выпускник составляет самостоятельно, а затем согласовывает и утверждает его с руководителем.
В процессе работы план может уточняться: расширяться отдельные главы и параграфы, вводиться новые параграфы с учетом собранного материала; другие параграфы, наоборот, могут сокращаться. Все изменения в плане должны быть согласованы с руководителем, окончательный вариант плана выпускной квалификационной работы утверждается руководителем.
4.2. Подбор, анализ и обобщение литературных источников.
Выпускная квалификационная работа выполняется студентом-выпускником на основе анализа научной, практической и методической литературы.
Необходимая литература по теме выпускной квалификационной работы подбирается студентом-выпускником при помощи предметных и алфавитных каталогов библиотек. Для этих целей могут быть использованы каталоги книг, указатели журнальных статей, специальные библиографические справочники, тематические сборники литературы, периодически выпускаемые отдельными издательствами, имеющиеся в различных библиотеках. При подготовке выпускной квалификационной работы используются монографии, учебники, учебные пособия, справочники, а также статьи, материалы информационной сети Интернет, справочные правовые системы "Гарант", "Консультант+" и др. Справка. Современные системы поиска и хранения информации позволяют широко использовать национальные, отраслевые, региональные и международные справочно-поисковые системы. Интернет дает возможность обратиться практически к любой базе данных. Следует особое внимание обратить на сайты ведущих библиотек, научных и образовательных учреждений, ведомств. Важное место в источниках информации принадлежит справочным правовым системам "Гарант ", "Консультант ", "Регион " и другим. Наличие электронных баз данных нисколько не умаляет значения традиционных каталогов, справочников, других публикаций.
Также должны быть использованы сборники научных трудов, сборники научных статей и материалы научно-практических конференций вузов, статьи в журналах и газетах. Авторские высказывания и др. цитируются дословно либо излагаются своими словами. После каждого цитирования обязательна ссылка в квадратных скобках на номер источника в библиографическом списке и номер цитируемой страницы. Например: [3, с. 43], что означает: 3 источник в библиографическом списке, 43 страница.
В процессе обработки теоретических материалов используются такие взаимосвязанные научные методы исследования, как анализ и синтез. Анализ – логический прием разделения целого на отдельные элементы и изучение каждого из них в отдельности во взаимосвязи с целым. Синтез – объединение результатов для формирования (проектирования) целого. Методы анализа и синтеза взаимосвязаны. При обработке практических материалов следует также использовать современные методы статистического и композиционного анализа (контентанализ, динамические ряды групп, группировки, показатель вариации, корреляционный анализ и др.) с тем, чтобы выявить закономерности и сделать научно обоснованные выводы. При использовании этих методов студент-выпускник выявляет как положительные, так и отрицательные тенденции в развитии изобразительного искусства.
Выпускную квалификационную работу – теоретическую часть, следует наполнять современным научным материалом, а каждую проблему освещать с учетом отечественных и зарубежных научных достижений. Студент-выпускник должен уметь анализировать события прошлого и новые явления общественной жизни, использовать приводимые доводы для подтверждения того или иного положения в современной философии и искусствознании.
4.3. Сбор и анализ практического материала.
Эффективность сбора практического материала для выпускной квалификационной работы в значительной степени зависит от того, насколько студент-выпускник понимает предметную и пространственную ситуацию своей композиции.
К числу основного практического материала, который необходимо выполнить в рамках выпускной квалификационной работы, относятся:
– эскизы по выбранной теме;
– аналоги; репродукции; рисунки с книг; фото.
– зарисовки с натуры различных предметов, объектов, человека и животных; этюды фигур в нужном освещении; отдельно части фигуры: портреты, жесты рук; этюды пейзажей, интерьеров и т.д., в зависимости от темы и пространственного решения композиции (для живописного и скульптурного отделений);
– выполнение картона и основного эскиза на холсте (для живописного отделения);
– выполнение композиции скульптуры в размере и материале (для скульптурного отделения);
– выполнение макета и проекта (для дизайнерского отделения);
– эскиз подачи на планшете и изделие в материале (для декоративно-прикладного отделения;
В процессе сбора материала у студента-выпускника постепенно вырабатывается необходимый каждому будущему художнику-специалисту творческий подход к практике.
Завершающий этап.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 251.