Направление совершенствования методики оценки деятельности предприятия и ее улучшение в условиях конкурентной экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Конкурентоспособность предприятия — это способность противостоять на рынке изготовителям и поставщикам аналогичной продукции (конкурентам) как по степени удовлетворения своими товарами или услугами конкретной потребности потребителей, так и эффективности производственной, маркетинговой и финансовой деятельности.
На сегодняшний день проблема повышения конкурентоспособности предприятия становится все более актуальной. Рыночная ситуация во многом зависит от состояния и результатов конкурентной борьбы. В период развития рыночной экономики определяется необходимость формирования производственного потенциала и повышения конкурентоспособности компании. Предприятия придают большое значение анализу своих сильных и слабых сторон для оценки реальных возможностей в конкурентной борьбе и разработке мер и средств, за счёт которых предприятие могло бы повысить конкурентоспособность и обеспечить свой успех.


 

Комплексная оценка эффективности деятельности экономических субъектов предусматривает определение хозяйственного процесса, сводит к алгоритму оценки деятельности через систему показателей, которая научно обоснованна организацией и управлением деятельностью сельскохозяйственных предприятий. Большое значение имеет группировка позиционирования по определенному признаку.[6]

Классификация предложенной позиционированной группировки способствует повышению формирования качественного реализационного результата деятельности, увеличению объемов реализации продукции и снижение себестоимости продукции, позволяет дифференцировать их на внутрихозяйственные, с целью выработки тактики их использования.

Производственная деятельность учитывает развитие инновационной деятельности, внедрение новых технологий, сочетание отраслей производства, соблюдение агротехнических сроков.

Важную роль в повышении эффективности производства играет финансовая деятельность, которая обеспечивает реализацию производственной и организационно-управленческой деятельности, направленные на обеспечение всесторонней интенсификации производства, охрану окружающей среды, эффективное использование ресурсов. Для реализации таких мер необходимо: разработать механизм финансовой поддержки сельскохозяйственного производства в сфере научно-технического процесса, выработать новые условия многоукладной экономики, рассмотреть предложения по восстановлению кооперации и интеграции производства, переработки и реализации продукции сельхозпроизводителей, создать модели вывода продовольственного комплекса из кризиса.

Финансовая деятельность учитывает пути реализации совершенствования планирования деятельности сельскохозяйственного предприятия, экономическое стимулирование производства, анализ и поиск внутрипроизводственных резервов, использование прогрессивных приемов труда.

Организационно-управленческая деятельность - совершенствование организационно-управленческой структуры сельскохозяйственных предприятий и структурно-поведенческих взаимосвязей, разработка стратегии и тактики сельскохозяйственного предприятия, направленных на повышение экономической эффективности аграрного производства и информационного обеспечения процесса принятия решения.

Основные составляющие организационно-экономической деятельности предприятий определяют эффективность сельскохозяйственного производства. К данной деятельности относятся: организационно-правовая форма предприятия, производственная структура, организационная структура предприятия и система внутрихозяйственных экономических отношений, система управления предприятием, организация рационального использования материально-технических ресурсов, организация управления основными технологическими процессами и система стимулирования качества работ и продукции, организация материально-технического снабжения процесса производства и сбыта продукции, система планирования деятельности предприятия и механизм контроля за выполнением планов.

Данные элементы нельзя рассматривать изолировано, поскольку они являются составляющими единого организационно-экономического механизма экономического субъекта, и каждый из них должен удовлетворять необходимые требования.[7]

Все вышеперечисленные виды деятельности предполагают совершенствование производственного процесса, постановку реальных целей и ориентиров для диагностической деятельности в ходе данного процесса, выявления «узких мест» и определение направлений улучшения внутрипроизводственных отношений через установление оптимального соотношения между уровнем производительности труда, результативности бизнеса и финансовой зависимости капитализированных источников, полученных в результате роста эффективности производства.[8]

В приведенной таблице 1, предложенные показатели относятся к внутрихозяйственным. Их действительно взаимосвязывают и взаимообуславливают блочные кластеры, обеспечивающие институциональное и функциональное взаимодействие для выпуска конкурентного продукта, начиная с идеи создания и заканчивая реализацией его, с обязательным использованием инновационных направлений с целью решения интересов всех участников данного процесса.

Так, процесс управления прибылью зависит как от использования действующих факторов, так и от использования последствий, учитывая изменения информационного обеспечения. Изучение информационного обеспечения планово-управленческих решений становится ключевой задачей экономически грамотного управления конечным результатом сельскохозяйственного производства.

Данные показатели, представленные в таблице 1, учитывают целенаправленное воздействие на факторы, от которых данные показатели зависят. Конечные результаты деятельности любого предприятия определяются, насколько правильно его руководители оценивают реальное значение факторов повышения эффективности, как в отдельности, так и в совокупности.

Данные элементы нельзя рассматривать изолировано, поскольку они являются составляющими единого организационно-экономического механизма предприятия и каждый из них должен удовлетворять необходимые требования.

Все вышеперечисленные виды деятельности предполагают совершенствование производственного процесса, постановку реальных целей и ориентиров для диагностической деятельности в ходе данного процесса, выявления «узких мест» и определение направлений улучшения внутрипроизводственных отношений через установление оптимального соотношения между уровнем производительности труда, результативности бизнеса и финансовой зависимости капитализированных источников, полученных в результате роста эффективности производства.[9]

Таким образом, стабилизация экономического положения сельскохозяйственных предприятий и их дальнейшее развитие могут быть обеспечены не столько мерами государственной поддержки, столько лучшим использованием потенциала хозяйства за счет дальнейшего совершенствования системы управления производством. Практика показала, что эффективность деятельности любого предприятия зависит не от выбранной формы собственности, а от широкого использования демократических принципов управления.

Таблица - Коэффициенты, характеризующие производственную, финансовую и организационно-управленческую деятельность предприятия

 

Производственная деятельность

Финансовая деятельность

Организационно-управленческая деятельность

Индикатор Расчетная Формула Индикатор Расчетная Формула Индикатор Расчетная Формула
1 Коэффициент продуктивности (производительности) (валовое производство) / (производственная себестоимость) 1 Коэффициент концентрации собственного капитала (финансовой автономии, независимости) (собственный капитал) / (общая валюта нетто-баланса) 1 Коэффициент чистой доходности бизнеса (притока всех денежных средств) / сумма оттока всех денежных средств
1 Коэффициент продуктивности труда (зарплатоотдача) (валовое производство) / (сумма затрат на заработную плату (с начислениями) всех работников, которая учтена в производственной себестоимости) 2 Коэффициент концентрации заемного капитала (заемный капитал)/ (общая валюта нетто-баланса) 2 Коэффициент результативности бизнеса (сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации) / (сумма всех расходов, включая налог на прибыль и распределение прибыли)
2 Коэффициент продуктивности материальных ресурсов (материалоотдачи) (валовое производство) / (сумма затрат на корма, ГСМ, электроэнергию) 3 Коэффициент покрытия долгов собственным капиталом (коэффициент платежеспособности) (собственный капитал) / (заемный капитал) 3 Коэффициент ценности прироста капитала (сумма прибыли, остающейся в распоряжении организации) / сумма расходов на капитал, включая проценты к уплате, налог на прибыль, сумму прибыли, распределенной между акционерами (учредителями)

 

 

Совершенствование управления финансовой деятельностью предприятия в конкурентной среде предлагается в исследовании через технологические подходы к осуществлению регламентации финансовой деятельности предприятия на основе алгоритма реализации взаимосвязи финансовой и маркетинговой функций и технологии финансовой балансировки предприятия в конкурентной среде.

Исследование показывает, что регламентация взаимодействия маркетинговой и финансовой функций предприятия осуществляется путем формализации технологии финансовой балансировки предприятия в конкурентной среде.

Таким образом осуществляется финансовая балансировка предприятия в конкурентной среде с учетом интересов всех участников хозяйственной деятельности:

- учитываются интересы покупателей - розничная цена товара;

- учитываются интересы поставщика - оптовая цена товара;

- учитываются интересы кредитора - платежи банку по кредиту;

- учитываются интересы работников - фонд оплаты труда;

- учитываются интересы государства - налоги и неналоговые платежи;

- учитываются интересы собственников - чистая прибыль компании и ее устойчивое положение в конкурентной среде.

Особенность алгоритма финансовой балансировки предприятия состоит в возможности применения критериев оптимальности, которые устанавливаются для каждой конкретной задачи ее постановщиком.

Финансовая балансировка - расчет - в основном применяется на фазе разработки мероприятий технологии финансовой балансировки предприятии, когда подготовлена маркетинговая информация о состоянии внешней и внутренней среды предприятия и определены соответствующие интересы. Таким образом осуществляется взаимодействие маркетинговой и финансовой функций предприятия для обеспечения его конкурентоспособности.

На основании методики и технологии финансовой балансировки предприятия в конкурентной среде исследование предлагает методические рекомендации по совершенствованию управления финансовой деятельностью предприятия в условиях конкуренции.[10]

Собственники и инвесторы, руководство и персонал, контрагенты и государство являясь потребителями тех или иных результатов хозяйствования обусловливают ориентацию системы управления на потребителя при решении любых задач, что делает очевидным применение главного принципа маркетингового подхода в использовании финансового потенциала предприятия.

Моделирования деятельности предприятия с целью выделения ключевых рыночно ориентированных бизнес-процессов является основным для подавляющего количества отечественных предприятий, оказавшихся перед необходимостью реформирования своей деятельности.

При рассмотрении организации рыночно ориентированной деятельности предприятия, обеспечивающей его конкурентоспособность, целесообразен подход, построенный на одной из современных концепций научного менеджмента - рассмотрения предприятия как объекта экономических взаимоотношений, потребляющего и производящего не продукты или услуги, но ценность.

Именно эффективность производства представляет процесс стратегического и оперативного планирования, постоянного контроля и коррекции реализации плана повышения эффективности производства и улучшения своей конкурентоспособности, как результата управления.

 

 


 




Заключение

Стремительное развитие технологий, возрастающие требования потребителей, ужесточение конкуренции на глобальном уровне, дерегулирование экономики, глубокие социальные изменения - все это открывает широкие возможности в различных областях экономической деятельности. В условиях подобных изменений успех предприятия во многом обусловлен способностью постоянно корректировать свои стратегии с учетом состояния рынка. Преимущество компаний рыночной ориентации заключается в установлении тесной взаимосвязи их финансовой и маркетинговой функций и реализации их взаимодействия.

На современном этапе развития рыночных отношений задачи по управлению финансами предприятий, функционирующих в условиях нестабильного социально-экономического окружения, приводят к реализации системного подхода. Стоит задача выделения ключевых, системообразующих факторов финансовой политики. Ими могут выступать такие интегральные параметры, как ликвидность, суперпозиция векторов финансовых потоков, финансовая устойчивость предприятия и др. Другой немаловажный аспект -безусловная интеграция финансовой стратегии в качестве основной подсистемы в генеральной стратегической концепции управления предприятием. Все это требует установления норм и правил финансовой деятельности предприятия, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия, а, именно, повышения его конкурентоспособности.

Многоугольник конкурентоспособности ОАО «Химпром».

Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами. Конкурентоспособность не является имманентным качеством фирмы, это означает, что конкурентоспособность фирмы может быть оценена только в рамках группы фирм, относящихся к одной отрасли, либо фирм, выпускающих аналогичные товары (услуги). Конкурентоспособность можно выявить только сравнением между собой этих фирм как в масштабе страны, так и в масштабе мирового рынка.

Проанализируем положение ПАО «Химпром» на рынке по отношению к его основным конкурентам.

Бальная оценка конкурентов ПАО «Химпром».

Характеристики

Бальная оценка

ОАО «Химпром» г. Новочебоксарск Basf, Германия Rokita, Польша Bayer, Германия
Цена 3 4 1 5
Качество 4 5 2 3
Репутация 3 4 2 3
Опыт работы 5 3 2 4
Рыночная доля 2 3 1 4
Сбыт 3 4 2 5

Многоугольник конкурентоспособности ПАО «Химпром»

Наибольшую конкуренцию на внешнем рынке составляет компания Bayer, характеризующаяся следующими параметрами:

  • большой опыт работы на рынке;
  • высокая конкурентоспособность продукции благодаря высокому качеству, соответствующему мировым стандартам;
  • тщательно проработанная экспортная стратегия;
  • значительный игрок на рынке химической промышленности.

Таким образом, стабилизация экономического положения  предприятий и их дальнейшее развитие могут быть обеспечены не столько мерами государственной поддержки, столько лучшим использованием потенциала хозяйства за счет дальнейшего совершенствования системы управления производством. Практика показала, что эффективность деятельности любого предприятия зависит не от выбранной формы собственности, а от широкого использования демократических принципов управления.


 

Список используемой литературы

 

1. Абрамов С.И. Инвестирование. //М.: Центр экономики и маркетинга. 2014г. - 240 стр.

2. Агапцов С.А. Предпринимательский потенциал промышленности: Монография // ВАГС. Волгоград: Перемена, 2017г – 450 стр..

3. Агапцов С.А., Мордвинцев А.И., Полонский A.M. Предпринимательская система хозяйствования: Монография. //Волгоград: ТОО «Принт», 2017г – 356 стр.

4. Адлер Ю.П. Анатомия организации с точки зрения физиологии // Стандарты и качество. 2017г. – 214 стр.

5. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика./ /М.: Центр экономики и маркетинга, 2018г – 432 стр.

6. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. Учебное пособие. //М.: Прогресс, 2016г – 345 стр.

7. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. //М.: Финансы и статистика, 2017 – 545 стр.

8. Ануфриев В.Е. Учет капитала предприятия. // Бухгалтерский учет. 2018г – 478 стр.

9. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Финансы и статистика, 2014г. – 321 стр.

10. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. //М.: Финансы и статистика, 2017г. – 630 стр.

11. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. //М.: Финансы и статистика, 2016г. – 356 стр.

12. Балабанов И.Т. Сборник задач по финансам и финансовому менеджменту. (Учеб. пособие для ВУЗов) М.: Финансы и статистика, 2012г. – 430стр.

13. Батрин Ю.Д. Бюджетное планирование деятельности промышленных предприятий. //М.: Высшая школа, 2013г. – 431стр.

14. Белолипецкий В.Г. Финансы фирмы: Курс лекций / Под ред. И.П. Мерзлякова. //М.:Инфра-М, 2017г – 231 стр.

15. Бенвенисте Г. Овладение политикой планирования: Пер. с англ. / Под ред. М.Р. Калантаровой. //М.: Прогресс: Универс, 2016г. – 212 стр.

16. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: Пер. с англ. //М.: Финансы и статистика, 2018г. – 256 стр.

17. Бланк И.А. Словарь-справочник финансового менеджера. //Москва: Ника-Центр, 2018г. – 278стр.

18. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами.// Москва.: МП «ИТЕМ лтд» СП «АДЕФ-Москва», 2016г. – 356стр.

19. Бланк И.А. Управление прибылью. //К.: Изд-во «Ника-Центр», 2015г. – 157 стр.

20. Официальный сайт предприятия ПАО ХИМПРОМ https://www.himprom.com/.


 

Приложение
Бухгалтерский баланс (РСБУ)

В тыс. руб.

Наименование показателя Строка 31.12.2016 31.12.2017 30.09.2018


I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы 1 110 18 603 16 186 14 447 Результаты исследований и разработок 1 120 645 129 0 Нематериальные поисковые активы 1 130 0 0 0 Материальные поисковые активы 1 140 0 0 0 Основные средства 1 150 3 120 450 4 278 732 4 864 129 Доходные вложения в материальные ценности 1 160 0 0 0 Финансовые вложения 1 170 2 138 481 2 132 481 2 132 481 Отложенные налоговые активы 1 180 88 200 87 869 75 229 Прочие внеоборотные активы 1 190 0 0 0 Итого по разделу I 1 100 5 366 379 6 515 397 7 086 286

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы 1 210 1 204 811 1 482 544 1 642 689 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 1 220 47 212 87 646 29 453 Отложенные налоговые вычеты по акцизам 1 221 16 624 21 533 20 993 Дебиторская задолженность 1 230 1 042 760 1 126 990 1 720 002 Финансовые вложения (за исключением денежных эквивалентов) 1 240 0 0 30 000 Денежные средства и денежные эквиваленты 1 250 50 393 4 537 16 683 Прочие оборотные активы 1 260 76 710 79 880 82 816 Итого по разделу II 1 200 2 438 510 2 803 130 3 542 636 Баланс (актив) 1 600 7 804 889 9 318 527 10 628 922

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) 1 310 918 526 918 526 918 526 Собственные акции, выкупленные у акционеров 1 320 0 0 0 Переоценка внеоборотных активов 1 340 1 042 303 1 039 944 1 039 431 Добавочный капитал (без переоценки) 1 350 58 011 58 011 58 011 Резервный капитал 1 360 76 240 109 679 137 779 Нераспределенная прибыль/непокрытый убыток 1 370 673 632 894 397 1 613 434 Итого по разделу III 1 300 2 768 712 3 020 557 3 767 181

Дата: 2019-03-05, просмотров: 284.