Принципы научного исследования
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

На что нужно ориентироваться проводя исследования по психологии.

1. Общие принципы:

1.1. Принцип единства теории и практики. Любая теория должна быть подтверждена практикой и наоборот любая практика опирается на теорию.

1.2. Принцип конкретного исторического подхода.

1.3. Принцип объективности. Нужно исследовать так, чтобы на мнение исследования не налагать мои субъективные взгляды.

1.4. Принцип всесторонности. Изучение явления со всех сторон. Применение комплекса мер для исследования.

1.5. Единство исторического и логического. Любое явление нужно рассматривать во времени, логика его познания, логика его развития.

1.6. Принцип системного подход. Рассматривать все явления как взаимодействия частей в структуре.

2. Частные принципы:

2.1. Принцип детерминизма (причинности). Любое явления имеет свою причину.

2.2. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий. Мы смотрим на людей и познаем их внутренность через их внешнее поведение.

2.3. Принцип активной деятельности личности. Исследовать личность через его деятельность.

2.4. Принцип развития. Мы понимаем, что исследования показывают положение дел в определенный период и далее все может развиваться дальше и прогрессировать. Любое явление нужно проверять в процессе развития.

2.5. Принцип личностно-социально-деятельностного подхода. Знать соц. Окружение и знать его деятельность в этом окружении.

 

Классификация методов психологического исследования.

Их много, но я расскажу о некоторых.

Метод это путь, способ достижения цели.

 

Классификация Бориса Григорьевича Ананьева.

1. Организационные методы. Т.е. как организовать свое исследование.

1.1. Лонгитюдный метод (метод продольных срезов). Изучение людей продолжительное время по одним и тем же методам.

1.2. Сравнительный метод (метод поперечных срезов). Изучение различных групп людей по одним и тем же методикам.

1.3. Комплексный метод – изучение человека разными специалистами.

2. Эмпирические методы. Т.е. методы которыми мы будем пользоваться.

2.1. Экспериментальные методы: Естественный эксперимент (проверяют не оповещая об эксперименте испытуемых). Лабораторный эксперимент (спец помещение, аппаратура…). Формирующий или психолого-педагогическиий эксперимент. Наблюдение и самонаблюдение.

2.2. Психодиагностические методы: Тестовые методики, анкеты и вопросники, социометрия, интервью и беседа.

2.3 Приемы анализа процессов и продуктов деятельности (проксиметрические методы): Хронометраж, Профессиография, оценка изделий и выполненных работ.

2.4 Метод моделирования (например моделируем конфликтную ситуацию…)

2.5 Биографический метод (это преполагает что вы испытуемого лично не знаете, не встречаетесь. Например исследование Байрона, я его не знаю, я просто изучаю биографию и делаю исследования и узнаешь причины его развития).

3. Методы обработки эмпирических данных. Методы математической статистики.

4. Интерпретационные методы. Объясняющие результаты.

4.1. Генетический метод. Интерпретирует материал исследования в характеристиках развития. Выделяя фазы, стадии, критические моменты.

4.2. Структурный метод. Интерпретирует материал в характеристиках систем и типах связи между ними.

 

Метод наблюдения.

Наблюдение это целенаправленное организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.

Главные требования к наблюдениям:

1. Наличие осознанной цели.

2. Избирательных характер. Выделение главного, существенного.

3. Требование полноты – соответствие фиксируемых данных наблюдаемой ситуации. Что увидел, то и зафиксировал.

4. Наличие плана.

5. Системность. Это такое восприятие, которое дает целостное представление о предмете.

6. Организованность. Определенная упорядоченность деятельности наблюдателя.

7. Фиксация данных.

8. Требование адекватности – соответствие получаемых данных предмету изучения (объективность. Т.е. вы фиксируете не свои домыслы, а то что видели и слышали).

Виды наблюдения.

1. Объективное (со стороны) – субъективное (самонаблюдение) (интроспекция).

2. Естественное (полевое) – лабораторное (экспериментальное).

3. Индивидуальное (ведется одним человеком) – коллективное (ведется несколькими наб-ми)

4. Систематическое (по заранее составленному графику) – несистематическое (без опред. Плана).

5. Полная (фиксация максимально доступной информации) – неполная (наблюдается минимальное число параметров ситуации и поведения).

6. Сплошное (постоянное наблюдение за объектом, например за своими детьми) – выборочное (наблюдение в течении определенного промежутка времени, наблюдение за классом в определенный урок).

7. Стандартизированное (наблюдение по заранее разработанной схеме) – нестандартизированное (описание происходящего производится в свободной форме). 

8. Открытое (наблюдаемый знает о своей роли объекта исследования) – скрытое (испытуемому не сообщается, что за ним наблюдают).

9. Включенное (наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее изнутри) – не включенное (наблюдение со стороны).

10. Прямое (проводимое самим исследователем) – косвенное (проводимое посредниками, например психолог спрашивает родителей о поведении их детей дома).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 178.