Этапы психологического исследования.
Этап 1. Постановка проблемы. Нужно найти саму проблему, иначе все будет сотрясанием воздуха.
Этап 2. Анализ информации по изучаемой проблеме.
Этап 3. Формулировка гипотезы – предполагаемого ответа на вопрос проблемы. Проблема это вопрос, а гипотеза это ответ на эту проблему.
Этап 4. Подготовка материала к исследованию, подбор участников исследования (составление выборки). Выборка это круг людей входящих в исследование (город, класс детей и т.д.)
Этап 5. Составление плана научного исследования. Т.е. как будет проводиться исследование.
Этап 6. Проведение исследование.
Этап 7. Интерпретация данных. Сравнение результатов и т.д.
Этап 8. Подтверждение или опровержение гипотезы.
Принципы научного исследования.
На что нужно ориентироваться проводя исследования по психологии.
1. Общие принципы:
1.1. Принцип единства теории и практики. Любая теория должна быть подтверждена практикой и наоборот любая практика опирается на теорию.
1.2. Принцип конкретного исторического подхода.
1.3. Принцип объективности. Нужно исследовать так, чтобы на мнение исследования не налагать мои субъективные взгляды.
1.4. Принцип всесторонности. Изучение явления со всех сторон. Применение комплекса мер для исследования.
1.5. Единство исторического и логического. Любое явление нужно рассматривать во времени, логика его познания, логика его развития.
1.6. Принцип системного подход. Рассматривать все явления как взаимодействия частей в структуре.
2. Частные принципы:
2.1. Принцип детерминизма (причинности). Любое явления имеет свою причину.
2.2. Принцип единства внешних воздействий и внутренних условий. Мы смотрим на людей и познаем их внутренность через их внешнее поведение.
2.3. Принцип активной деятельности личности. Исследовать личность через его деятельность.
2.4. Принцип развития. Мы понимаем, что исследования показывают положение дел в определенный период и далее все может развиваться дальше и прогрессировать. Любое явление нужно проверять в процессе развития.
2.5. Принцип личностно-социально-деятельностного подхода. Знать соц. Окружение и знать его деятельность в этом окружении.
Классификация методов психологического исследования.
Их много, но я расскажу о некоторых.
Метод это путь, способ достижения цели.
Метод наблюдения.
Наблюдение это целенаправленное организованное и фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определенных условиях.
Главные требования к наблюдениям:
1. Наличие осознанной цели.
2. Избирательных характер. Выделение главного, существенного.
3. Требование полноты – соответствие фиксируемых данных наблюдаемой ситуации. Что увидел, то и зафиксировал.
4. Наличие плана.
5. Системность. Это такое восприятие, которое дает целостное представление о предмете.
6. Организованность. Определенная упорядоченность деятельности наблюдателя.
7. Фиксация данных.
8. Требование адекватности – соответствие получаемых данных предмету изучения (объективность. Т.е. вы фиксируете не свои домыслы, а то что видели и слышали).
Виды наблюдения.
1. Объективное (со стороны) – субъективное (самонаблюдение) (интроспекция).
2. Естественное (полевое) – лабораторное (экспериментальное).
3. Индивидуальное (ведется одним человеком) – коллективное (ведется несколькими наб-ми)
4. Систематическое (по заранее составленному графику) – несистематическое (без опред. Плана).
5. Полная (фиксация максимально доступной информации) – неполная (наблюдается минимальное число параметров ситуации и поведения).
6. Сплошное (постоянное наблюдение за объектом, например за своими детьми) – выборочное (наблюдение в течении определенного промежутка времени, наблюдение за классом в определенный урок).
7. Стандартизированное (наблюдение по заранее разработанной схеме) – нестандартизированное (описание происходящего производится в свободной форме).
8. Открытое (наблюдаемый знает о своей роли объекта исследования) – скрытое (испытуемому не сообщается, что за ним наблюдают).
9. Включенное (наблюдатель входит в состав исследуемой группы и изучает ее изнутри) – не включенное (наблюдение со стороны).
10. Прямое (проводимое самим исследователем) – косвенное (проводимое посредниками, например психолог спрашивает родителей о поведении их детей дома).
Опрос.
Это специальный способ целенаправленного получения информации посредством ответов на задаваемые вопросы.
Специфика опроса.
1. Значительная опосредованность. В опросе уже есть зафиксированные вопросы, т.е. этим мы отличны от беседы, где мы имеем большие свободы общения.
2. Возможность массового проведения.
3. «Фиктивный» характер. Ответы респондента не ведут к непосредственным последствиям.
Типы опросных методов.
1. Опрос лицом к лицу. Интервью.
2. Опосредованный опрос. Анкетирование.
Тестирование.
Метод тестирования – это выполнение испытуемым заданий определенного рода с точными способами оценки результатов и их числового выражения (ЕГЭ).
Тест это стандартизированное задание которое позволяет диагностировать меру выраженности изучаемого свойства, психологические характеристики испытуемого, а также отношение к тем или иным объектам.
Характеристики тестов.
1. Надежность теста. Эта характеристика показывающая в какой степени ответы одной и той же личности совпадают при ее неоднократном тестировании данным тестом.
Тест КИТЕЛЛО. Тест для определения характера. Дает 17 черт характера.
2. Валидность. Это пригодность теста для измерения свойства, качества, явления, которое хотят измерить.
Признаки тестов.
1. Объективность – исключение влияния случайных факторов на испытуемого.
2. Модельность – выраженность в задании какого либо сложного комплексного целого явления.
3. Стандартизированность – это установление одинаковых требований и норм при анализе результатов.
АРХИВНЫЙ МЕТОД.
КОНТЕНТ АНАЛИЗ
Представляет собой метод анализа документов в которых исследователь выделяет единицы содержания и квантифицирует полученные данные.
Экспертное оценивание.
Метод эксп.оценок заключается в формализованной процедуре сбора, анализа и интерпретации независимых суждений нескольких экспертов о степени выраженности каждого оцениваемого психологического качества человека со стороны хорошо знающих его людей.
Правила для снятия инструментальных искажений:
1. Повторное оценивание с предварительным сообщением эксперту данных полученных от других экспертов (снятие субъективных искажений).
2. Оцениваемые качества должны определяться в терминах наблюдаемого поведения.
3. Эксперт должен иметь возможность наблюдать за поведением оцениваемого достаточно длительный период времени.
4. Необходимо наличие не менее 5 экспертов на одного оцениваемого.
5. Ранжирование должно проводиться экспертами только по 1 черте за один раз.
6. Данные оэкспертного ценивания необходимо сотнсить с результатоми объективных тестов.
ВИДЫ ЭКСПЕРТНЫХ ШКАЛ.
1. ОЦЕНОЧНЫЕ ШКАЛЫ – позволяют оценить психические явления с помощью баллов, на заранее обусловленным критериям.
Эксперту объясняется значение каждого балла.
Например, шкала оценки общительности:
5 баллов – очень высокая степень общительности. Очень легко и часто общается с окружающими имеет много знакомых, плохо переносит одиночество.
1. Прямое шкалированирование однополярных признаков. Эксперту предлагается оценить выраженность св-в личности, по каждой из оценочных кала в предложенной ему системе баллов, число выозможных оценок инее должно превышать 5-7 градаций. Эксперту объясняется значение каждого балла.
Оценки в баллах могут использоваться и без описания признаков поведения
1 балл данные качества отсутствуют.
2 балла качества выражены средне.
3 балла качества является характерным, выражено явным.
Иногда используются графические шкалы.
-2 -1 0 +1 +2
____________________________________________________
Очень низкое среднее высокая очень
Низкая высокая
2. Прямое шкалирование по биполярным признакам. Предлагается оценить испытуемого с точки зрения сходства с одной из противоположных характеристик.
Ленивый 2 1 0 1 2 Трудолюбивый.
3. Косвенное шкалирование – сравнение выраженности качества с некоторым образцом.
РАНГОВЫЕ ШКАЛЫ.
2.1. Расположение испытуемых в ряд по степени выраженности одного из качеств личности.
Человеку с наивысшими показателями присваивается ранг 1, с менее выраженными последний ранг или наоборот.
ФИО Ранг n x (n+1)
Иванов (3) ЕR = ---------------
Петров (4) 2
Сидоров 1 n – 6 число испытуемых.
Смирнов 5
Титов 2
Леонтьев 6
Е 21
Упорядочивание списка качеств по степени присутствия каждого из них у данного испытуемого.
N качества ранг
1. Коммуникативность (6) 6.5
2. Толерантность 4
3. Уравновешенность (2) 2.5
4. Тактичность 1
5. Эмпатия (3) 2.5
6. Ответственность 5
7. Целеустремленность (7) 6.5
Е (сумма)
3. МЕТОД ПАРНЫХ СРАВНЕНИЙ.
4. САРТИРОВКА. Выбор присущих испытуемому качеств из списка и исключение тех, которые ему не свойственны.
Полученные экспертные оценки (ранги в данном случае) обрабатываются путем подсчета среднего значения
Этапы психологического исследования.
Этап 1. Постановка проблемы. Нужно найти саму проблему, иначе все будет сотрясанием воздуха.
Этап 2. Анализ информации по изучаемой проблеме.
Этап 3. Формулировка гипотезы – предполагаемого ответа на вопрос проблемы. Проблема это вопрос, а гипотеза это ответ на эту проблему.
Этап 4. Подготовка материала к исследованию, подбор участников исследования (составление выборки). Выборка это круг людей входящих в исследование (город, класс детей и т.д.)
Этап 5. Составление плана научного исследования. Т.е. как будет проводиться исследование.
Этап 6. Проведение исследование.
Этап 7. Интерпретация данных. Сравнение результатов и т.д.
Этап 8. Подтверждение или опровержение гипотезы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 215.