В результате изучения истории ученик должен
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: на изучение истории России 68 учебных часа, на изучение Всеобщей истории 34 часов. Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ (Второго поколения) и авторских программ:

•      Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в XX в. // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.- М.: Просвещение, 2008.

•      Сороко-Цюпа А.О. , Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXIвека // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.-М.: Просвещение, 2008.

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Рабочая программа для 9 класса ориентирована на использование следующих учебников:

-      А.А. Данилов, Л. Г. Косулина , М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI в. 9 класс» / - М: Просвещение, 2008;

 - О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая истории. Новейшая история 9 класс»/М. «Просвещение», 2008

 Количество учебных часов за год: 102

Количество уроков в неделю: 3

 Кол-во часов: История России – 68,Всеобщая история – 34.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

       Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

      Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

      Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

    Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

    Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности

 

 

 2. Общая характеристика учебного предмета.

Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».  Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.

3. Место и роль курса истории 9 класса в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 350 часов для обязательного изучения предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в 9 классе 70 , из расчета 2 часа в неделю. Учебный курс по истории России является частью всеобщей истории и направлен на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания.

Рабочая программа по курсу «История России. XX век» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории МО РФ и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2008г. к учебнику «История России . XX век. 9 класс» /Данилов А. А., Косулина Л. Г. -М.: Просвещение, 2008. Программа включает изучение краеведческого материала по пройденному периоду.

 Рабочая программа курса«Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в» составлена в соответствии на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории МО РФ и авторской программы курса всеобщей истории О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. - М.: Просвещение, 2008г. к учебнику « Новейшая история зарубежных стран: учебник для 9 класса» /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение,2008.Рабочая программа рассчитана на 24 часа. ФГОС предусматривает изучение курса «Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в.» не менее 34 ч, а изучение курса ««История России . XX век.» не менее 68ч. , то есть 102ч, из расчёта 3ч. в неделю. Учебный план школы предусматривает только 70ч., то есть 35 нед. из расчёта 2ч. в неделю. Таким образом, исходя из того, что современный подход к обучению истории в школе предполагает отводить не менее 70% учебного времени на изучение отечественного компонента, на изучение отечественной истории отводится 44 ч., на изучение новейшей истории – 24 ч., итого 70 ч., итоговое повторение за год (интегрированное)-2 ч.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного курса:

Изучая историю на ступени основного и полного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Изучение истории ориентировано на личностное развитие учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

 В рамках познавательной деятельности программа способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять объекты по одному или нескольким основаниям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать диалоги и приводить примеры. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации. 

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

● способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

● владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

● способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

● готовность к сотрудничеству с соучениками, коллект.работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты изучения истории включают:

1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

2. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

3. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

4. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

● указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

● соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

● характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

● группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

● читать историческую карту с опорой на легенду;

● проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

● сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

● рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

● характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

● на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

● различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);соотносить единичные исторические факты и общие явления;

● называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

● раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

● сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

● излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

● приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

● определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

● применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

● использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

● способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.

Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Владеть компетенциями: коммуникативной, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач

 


Знать/понимать

•основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

•важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

•изученные виды исторических источников;

Уметь

•соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

•использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

•показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

•рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

•соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

•объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

•высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

•объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

•использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

 

Ценностно-смысловая, которая связана со сферой мировоззрения, ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир. Она обеспечивает механизм самоопределения ученика.

Общекультурная компетенция – ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности, знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека, человечества и отдельных народов. Сюда же относится освоение научной картины мира, расширяющейся до культурологического и общечеловеческого понимания.

Учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесёнными с реальными познавательными объектами (знания, умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности). Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действия в нестандартных ситуациях. В рамках данной компетенции определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, исследование статистических и иных методов познания.

Информационная компетентность – при помощи реальных объектов ( ТСО, TV, компьютер и т. д.), информационных технологий ( СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, сохранять, преобразовывать и передавать её.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия между людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить, заполнить анкету, написать письмо, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в сфере гражданской общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики права, в области профессионального самоопределения.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии, необходимых современному человеку, формирование психологической культуры, культуры мышления и поведения.

            

Межпредметные связи.

Реализация программы исторического образования на ступени основного общего образования предполагает широкое использование межпредметных связей. Интегративное взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития и исторической обусловленности

современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном многокультурном, многонациональном, многоконфессиональном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов истории и географии расширяет знания учащихся о закономерностях пространственной организации мира, закрепляет умение оперировать статистическим и картографическим материалом. Формирование системы интегративных связей истории и предметов образовательных области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся на более высоком уровне освоить стилистические и образно-выразительные особенности родного и иностранных языков. Знание учащимися исторического контекста процесса духовного творчества расширяет их возможности при изучении курса литературы, а также предметов образовательной области «Искусство».

Виды деятельности, методы обучения

Учебный процесс основан на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся 9 класса (в том числе: проводить поиск информации, устанавливать причинно-следственные связи, участвовать в дискуссиях, формулировать собственную позицию и др.). Особое внимание уделено формированию аналитических навыков и умений, умений проводить поиск информации и синтезировать ее. Разнообразны формы уроков: информативно-диалогическая лекция, проблемно-диалогическая лекция, практикум, пресс-конференция, урок-презентация, телемост и др.

Предпочтительная форма организации учебного процесса – комбинированный и проблемный урок.

Используются эвристический, частично - поисковый, проблемный методы обучения. В основу преподавания предмета положен диалогизм и проблемность изложения нового материала.

 

 

Учебно-тематический план

№ п/п Разделы, темы Количество часов

 

«Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в»

1. Тема Новейшая история. Первая половина ХХ века. 17
2. Тема Новейшая история. Вторая половина ХХ – начало ХХI в. 17
  ИТОГО 34

 

 

 

«Россия в XX – начале XXI в. 9 класс».

 

№ п/п Название раздела, темы. Рабочая программа
Глава 1 Россия на рубеже XIX - ХХ века 10
Глава 2 Великая российская революция. 1917-1921 гг -  9
Глава 3 СССР на путях строительства нового общества. 11
Глава 4 Великая Отечественная война. 1941-1945 гг. 8
Глава 5 СССР в 1945-1953 г. 4
Глава 6 СССР в 1953 г. – середине 60-х гг. XX в. 4
Глава 7 СССР в середине 60-х – середине 80 гг» 5
Глава 8 Перестройка в СССР. 1985-1991гг. 5
Глава 9 Россия в конце XX века 6
Глава 10 Россия в начале XXI века 6

Итого: 68 часов.

 

 

Содержание программы по истории России

Содержание программы

Всеобщая история

Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в.

Авторы: А. О. Сороко-Цюпа, кандидат исторических наук; О. Ю. Стрелова, доктор педагогических наук

Данная программа является составной частью учебно-методического комплекта по курсу «Новейшая история зарубежных стран» для 9 класса общеобразовательных учреждений и отражает особенности структуры и содержания одноименного школьного учебника, авторы О. С. Сороко-Цюпа и А. О. Сороко-Цюпа (Просвещение, 2006).

Учебно-методическое обеспечение

Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России. XX – начало XXI века. М.: Просвещение, 2010.

Данилов А. А., Косулина Л. Г. Поурочные разработки к учебнику «История Росси. XX век». Книга для учителя // http://www.prosv.ru/ebooks/danilov8/index.htm

 

Список литературы.

 

Гимпельсон Е. Г. НЭП. Новая экономическая политика Ленина-Сталина. — М., 2011.

Иванова Н. А., Желтова В. П. Сословно-классовая структура России в конце XIX – начале XX в. — М., 2009.

Кудинов О. А. Конституционные реформы в России в XIX – начале ХХ вв. — М., 2010.

Миронов Б. Я. Социальная история России периода империи. В 2 т. — СПб., 2009.

Пихоя Р. СССР. История великой империи. Под знаком Сталина. — СПб., 2009.

Шубин А. В. Преданная демократия. СССР и неформалы 1986-1989 гг. — М., 2009

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение предмета истории по учебному плану образовательного учреждения. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: на изучение истории России 68 учебных часа, на изучение Всеобщей истории 34 часов. Рабочая программа по истории для 9 класса составлена на основе федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования по истории МО РФ (Второго поколения) и авторских программ:

•      Данилов А.А., Косулина Л.Г. Россия в XX в. // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.- М.: Просвещение, 2008.

•      Сороко-Цюпа А.О. , Стрелова О.Ю. Новейшая история зарубежных стран XX- начала XXIвека // Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 кл //.-М.: Просвещение, 2008.

Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Рабочая программа для 9 класса ориентирована на использование следующих учебников:

-      А.А. Данилов, Л. Г. Косулина , М.Ю.Брандт «История России XX - начало XXI в. 9 класс» / - М: Просвещение, 2008;

 - О.С.Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Всеобщая истории. Новейшая история 9 класс»/М. «Просвещение», 2008

 Количество учебных часов за год: 102

Количество уроков в неделю: 3

 Кол-во часов: История России – 68,Всеобщая история – 34.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

       Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин.

      Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

      Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе.

    Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

    Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности

 

 

 2. Общая характеристика учебного предмета.

Преподавание истории в 9 классе завершает первый концентр исторического образования, а именно изучается последний период мировой истории – ХХ век и начало XXI столетия – «Новейшая история».  Интегративная цель изучения курса новейшей истории состоит в овладении учащимися основами знаний и конкретными представлениями об историческом пути, как нашей страны, так и мира в целом, социальном, духовном опыте и создании на этой основе условий для формирования целостного духовного мира личности, освоения ею выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации.

Данная цель реализуется в процессе решения следующих задач:

- усвоение наиболее актуальных, общественно и личностно значимых знаний и обобщенных представлений об основных этапах, явлениях, процессах, тенденциях новейшей истории, позволяющих школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, взаимодействовать с социальной средой, приобрести опыт самоопределения по отношению к ней;- усвоение основных понятий и терминов исторической науки, совершенствование умений и навыков работы с разнообразными источниками информации;- формирование на основе личностно-эмоционального осмысления новейшей истории уважительного отношения к предшествующим поколениями, готовности к конструктивному восприятию иных, отличного от собственного, мнений, к диалогу, позитивному разрешению возникающих конфликтов;- обогащение опыта применения исторических знаний для анализа современного положения, формирования способов адаптации к социальной среде, включения учащихся в жизнь общества.

Формы оценки и контроля знаний: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, реферативные работы и сообщения учащихся, презентации по теме.

3. Место и роль курса истории 9 класса в учебном плане:

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ отводит 350 часов для обязательного изучения предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе в 9 классе 70 , из расчета 2 часа в неделю. Учебный курс по истории России является частью всеобщей истории и направлен на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие его духовно-нравственного мира и национального самосознания.

Рабочая программа по курсу «История России. XX век» составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории МО РФ и авторской программы «История России 6-9 кл.» под редакцией А. А. Данилова и Л. Г. Косулиной. - М.: Просвещение, 2008г. к учебнику «История России . XX век. 9 класс» /Данилов А. А., Косулина Л. Г. -М.: Просвещение, 2008. Программа включает изучение краеведческого материала по пройденному периоду.

 Рабочая программа курса«Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в» составлена в соответствии на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования по истории МО РФ и авторской программы курса всеобщей истории О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. - М.: Просвещение, 2008г. к учебнику « Новейшая история зарубежных стран: учебник для 9 класса» /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа. – М.: Просвещение,2008.Рабочая программа рассчитана на 24 часа. ФГОС предусматривает изучение курса «Новейшая история зарубежных стран. XX - начало XXI в.» не менее 34 ч, а изучение курса ««История России . XX век.» не менее 68ч. , то есть 102ч, из расчёта 3ч. в неделю. Учебный план школы предусматривает только 70ч., то есть 35 нед. из расчёта 2ч. в неделю. Таким образом, исходя из того, что современный подход к обучению истории в школе предполагает отводить не менее 70% учебного времени на изучение отечественного компонента, на изучение отечественной истории отводится 44 ч., на изучение новейшей истории – 24 ч., итого 70 ч., итоговое повторение за год (интегрированное)-2 ч.

4.Ценностные ориентиры содержания учебного курса:

Изучая историю на ступени основного и полного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, учатся оперировать исторической терминологией, знакомятся с основными способами исторического анализа.

Изучение истории ориентировано на личностное развитие учащихся, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

 В рамках познавательной деятельности программа способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, сравнивать, сопоставлять объекты по одному или нескольким основаниям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства. На уроках учащиеся овладевают монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать диалоги и приводить примеры. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащиеся могут использовать различные источники информации. 

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:

Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:

● способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;

● владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

● способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);

● готовность к сотрудничеству с соучениками, коллект.работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.
Предметные результаты изучения истории включают:

1. овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;

2. способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

3. умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;

4. расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

● указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

● соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

● характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;

● группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

● читать историческую карту с опорой на легенду;

● проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

● сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

● рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;

● характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

● на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

● различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);соотносить единичные исторические факты и общие явления;

● называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

● раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;

● сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;

● излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

● приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

● определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

● применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;

● использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;

● способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Должны знать: даты основных событий, термины и понятия значительных процессов и основных событий, их участников, результаты и итоги событий XX - начало XXI века; важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в XX - начале XXI века; изученные виды исторических источников.

Должны уметь: сравнивать исторические явления и события, объяснять смысл, значение важнейших исторических понятий, уметь дискутировать, анализировать исторический источник, самостоятельно давать оценку историческим явлениям, высказывать собственное суждение, читать историческую карту, группировать (классифицировать) исторические события и явления по указанному признаку.

Владеть компетенциями: коммуникативной, компетенцией личностного саморазвития, информационно-поисковой рефлексивной компетенцией, учебно-познавательной и профессионально-трудовой.

Способны решать следующие жизненно-практические задачи: высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России; использование знаний об историческом пути и традициях народов России в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

Элементы продвинутого уровня включают в себя дополнительную информацию из разнообразных источников, с целью осмысления учащимися представленных в них различных подходов и точек зрения для более глубокого понимания ключевых событий истории России XX - начало XXI в., а также отработки полученных знаний в ходе решения учебно-познавательных задач

 


В результате изучения истории ученик должен

Знать/понимать

•основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

•важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

•изученные виды исторических источников;

Уметь

•соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

•использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

•показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

•рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;

•соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

•объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

•понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

•высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

•объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

•использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

 

Ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

 

Ценностно-смысловая, которая связана со сферой мировоззрения, ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир. Она обеспечивает механизм самоопределения ученика.

Общекультурная компетенция – ученик должен быть хорошо осведомлён, обладать познаниями и опытом деятельности, знать особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственной основы жизни человека, человечества и отдельных народов. Сюда же относится освоение научной картины мира, расширяющейся до культурологического и общечеловеческого понимания.

Учебно-познавательная компетенция - совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесёнными с реальными познавательными объектами (знания, умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности). Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действия в нестандартных ситуациях. В рамках данной компетенции определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, исследование статистических и иных методов познания.

Информационная компетентность – при помощи реальных объектов ( ТСО, TV, компьютер и т. д.), информационных технологий ( СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, сохранять, преобразовывать и передавать её.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия между людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить, заполнить анкету, написать письмо, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.

Социально-трудовая компетенция означает владение знанием и опытом в сфере гражданской общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики права, в области профессионального самоопределения.

Компетенция личностного самосовершенствования направлена на освоение способов физического и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данной компетенции выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии, необходимых современному человеку, формирование психологической культуры, культуры мышления и поведения.

            

Дата: 2019-03-05, просмотров: 175.