Формирование однопартийного политического режима (1917-1940 гг.)
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Став правящей, большевистская партия вступила на пуп, сое­динения с государством. Это привело к подчинению государствен­ных структур партии. Партийные органы стали подменять совет­ские органы. Этот процесс шел параллельно с тенденцией превра­щения диктатуры пролетариата в диктатуру партии. В условиях однопартийной системы Советы превратились в придаток партии.

Теперь Ленин в центр политической системы уже ставит не Советы, а коммунистическую партию как руководящую и веду­щую силу общества. Советы же оказываются лишь рычагом в ру­ках партии для управления государством. Так возникает теорети­ческое обоснование монопольной власти партии, не ограниченной никакими сроками.

После окончания гражданской войны стали формироваться на­чала авторитарного политического режима. Между тем в 20-е гг. народное хозяйство в своей основе оста­валось рыночным, подверженным колебаниям. Это вело к воз­никновению в партии группировок, борьба которых способна была парализовать авторитарный режим. Объективно возникало проти­воречие между авторитарным режимом и плюралистической эко­номикой.

Противоречие снималось присутствием на вершине партийно-государственной пирамиды лидера – Ленина, который служил своеобразным компенсатором отсут­ствия демократического механизма принятия решений, учета прав меньшинства. Положение резко изменилось после его смерти. Авторитарный режим остался без авторитарного вождя.

Однако И.В.Сталин начал целенаправленную борьбу за власть еще до смерти Ленина и уже в 1925 г. завоевал положение не только официального, но и «неформального» вождя. В конце 20-х гг. внутри партии Сталин одер­живает победу над своими политическими противниками. В стране формируется тоталитарный режим, основные черты которого сложились в 30-е гг:

1. однопартийность;

2. официальная идеология;

3. исключительное право государства на руководство всеми средствами массовой информации для распространения официаль­ной идеологии;

4. абсолютная власть верховного правителя;

5. административно-командная система экономики:

6. террор.

Каждый член общества был вовлечен в иерархическую систему идеологизированных организаций: в партию, комсомол, Советы, профсоюзы, ДОСААФ и др. Население поддерживалось в состоя­нии повышенной мобилизационной готовности. Это достигалось пу­тем сменявших друг друга массовых пропагандистских кампаний, волн массового террора, показательных судебных процессов над «врагами народа».

Широкое распространение получило внеэкономическое принуж­дение. В 1939 г. для колхозников были введены нормы трудодней, за невыполнение которых отбирались приусадебные участки. Что­бы крестьяне не бежали из деревни, в 1940 г. на все города и по­селки городского типа распространили паспортный режим и обя­зательную прописку паспортов. Но крестьянам их не выдавали. Рабочих и служащих стали предавать суду за три прогула в месяц (1938 г.) и опоздания на работу (1940 г). Летом 1940 г. рабочие и служащие были прикреплены к своим рабочим местам — им бы­ло запрещено самовольно менять место работы.

Таким образом, завершается процесс формирования политиче­ской системы в СССР. Он начался с лозунга «Вся власть Сове­там!», который подразумевал самое широкое участие трудящихся масс в управлении государством, и закончился оформлением тота­литарного режима, когда партия была поставлена в исключитель­ное положение.

Образование СССР.

В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды советов, участники которых одобрили предложение Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Первый всесоюзный съезд советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами СССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР, в состав которого вошли председатели ЦИК союзных республик. Исполнительную власть вплоть до принятия конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование СССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободною выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили а функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету народных комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с «контрреволюцией, шпионажем и терроризмом». Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в советы. По-прежнему были лишены избирательных прав «эксплуататорские элементы» и священнослужители.

На основе конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в конституции союзных республик.

Национально-государственное строительство. После принятия конституции СССР в республиканский аппарат управления вовлекались национальные кадры. Широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране.

В 1924–1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

Шел интенсивный процесс создания автономных республик и областей на Кавказе (Дагестанская АССР, Горская АССР) и в Сибири (Якутская АССР, Бурят-Монгольская АССР). Проводилась работа по уточнению границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР передавалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний РСФСР, заселенных преимущественно белорусами. По уровню экономического развития эти районы значительно превосходили соседние территории. В результате присоединения новых земель площадь Белорусской ССР и численность ее населения увеличились более чем в 2 раза. В процессе преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский округ Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджиков. Не всегда продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 20-х годах, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.

Вплоть до середины 30-х годов – времени принятия второй конституции СССР – все процессы национально-государственного строительства велись в соответствии с основным законом СССР 1924.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 187.