Обстановка в стране после 1-ой революции
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Россия в условиях первой мировой войны и общенационального кризиса.

Причины возникновения такой сложной ситуации — борьба за сферы влияния, за передел мира и обострив­шиеся противоречия между двумя военно-политиче­скими блоками: Антантой (Россия, Англия, Франция) и Трой­ственным союзом (Австро-Венгрия, Германия, Италия).

Характер войны захватнический империалистический. Рос­сия хотела закрепиться на Балканах, завладеть Черноморски­ми проливами и захватить польские земли Австрии и Германии.

Поводом послужило убийство 28 июня 1914 г. в Сараево сербским националистом наследника австрийского престо­ла эрцгерцога Франца-Фердинанда. Это событие резко обо­стрило отношения между Австро-Венгрией и Сербией.

Австро-Венгрия предъявила Сербии ультиматум. Она при­няла все требования за исключением ввода ограниченного контингента войск на территорию Сербии. Россия потребо­вала от Австро-Венгрии продлить срок ультиматума. Но эти шаги не увенчались успехом, и 28 июля 1914 г. Австрия объ­явила войну Сербии.

Германия, видя, что Россия не ответила на их ультиматум о прекращении всеобщей мобилизации, объявила ей войну 1 августа 1914 г.

С самого начала войны в Европе образовалось два фронта — Западный (в Бельгии и Франции) и Восточ­ный (против России).

В ноябре 1914 г. в войну про­тив России вступила Турция. Образовался Кавказский фронт.

Перед Россией стоял выбор: либо провести реформы и выйти из войны, либо была возможна угроза революции.

В октябре 1917 г. Временное правительство было устра­нено, а власть перешла к большевикам.

3 марта 1918 г. был подписан Брестский мирный до­говор, по которому Россия теряла значительную часть своей территории, отошедшей к Германии.

В результате революции в Австрии и Венгрии на раз­валинах империи образовались новые государства: Чехословакия (Чехия и Словакия объединились) и Королевство хорватов, сербов и словенцев (в дальнейшем

Югославия).

Итогом войны стало образование в ходе революций новых государств, распад Российской, Австро-Вен­герской, Германской и Османской империй. В войне участвовало всего 33 государства. На фронте погибло свы­ше 10 млн человек, ранено около 20 млн человек. Было раз­рушено большое количество городов, железные дороги, мо­сты. Миллионы людей утратили гражданство.

I. в С/Х

1. Март 1921 г. X съезд РКП (б) – замена продразверстки натуральным налогом. Он устанавливался до посевной кампании, не мог изменяться в течение года и был в 2 раза меньше разверстки. После выполнения государственных поставок разрешалась свободная торговля продуктами своего хозяйства Новая экономическая политика на селе была направлена на стимулирование сельскохозяйственного производства. Допускались аренда земли и наем рабочей силы. Прекратилось насильственное насаждение коммун, что позволило укрепиться в деревне частному, мелкотоварному сектору. в 1924 г. – натуральный налог заменен единым с/х налогом, взимаемым деньгами → стабилизация обстановки на селе.

2. Введение товарообмена, создание обменных пунктов: цель – сузить до мин поле деятельности частников, НО засуха, неурожай, колебания цен → провал.

3. Свобода торговли для крестьян (право реализации продуктов по своему усмотрению): август 1921 – право на свободную торговлю хлебом по рыночным ценам, декабрь 1921 г. 11 партийная конференция – признание внутреннего всероссийского рынка → возобновление товаро-денежных отношений в России.

4. Октябрь 1922 г – Земельный кодекс: разрешение на сдачу земли в долгосрочную аренду (до 12 лет), на выделение крестьян из общины и создание хуторного хозяйства, на наемный труд; поддержка кооперации → расширение с/х кооперации (ТОЗы, артели, совхозы, с/х коммуны)

Развитие с/х, возрождение чувства хозяина земли, социальное расслоение деревни. В 24-26 гг. Советский союз – главный поставщик зерна на экспорт.

II. в промышленности

1. 1921 г. – «Наказ» о частичной приватизации (денационализации) мелкой и части средней промышленности →возрождение частнохозяйственного уклада экономики.

2. Был отменен декрет о всеобщей национализации. Крупному отечественному и иностранному капиталу предоставлялось право создания совместных с государством предприятий. Отменялась строгая централизация в снабжении предприятий сырьем и распределении готовой продукции. Деятельность государственных предприятий нацеливалась на большую самостоятельность, самоокупаемость и хозрасчет.

5 июля 1921 г. – Декрет на аренду госсобственности, создание смешанных, частно-государственных акционерных обществ.

3. С ноября 1920 по 1937 гг. – практика предоставления концессий иностранным капиталистам: цель – привлечь в экономику страны иностранный капитал → возрождение государственно-капиталистического уклада экономики.

4. Децентрализация управления промышленности: упразднение главков, создание трестов – объединений отраслевых предприятий, действующих по принципам хозрасчета. Зарплата – в зависимости от производительности труда.

5. Внедрение в экономику элементов долгосрочного планирования (20 г. – Iплан ГОЭРЛО на 10-15 лет, 21 г. – Госпланкомиссия: задача – разработка единого хозяйственного плана и контроля его исполнения).

· Социальная политика: измененияв социальной политике. В 1922 г. был принят новый Кодекс законов о труде, отменявший всеобщую трудовую повинность и вводивший свободный наем рабочей силы. Для стимулирования материальной заинтересованности рабочих в повышении производительности труда была проведена реформа системы оплаты. Вместо натурального вознаграждения вводилась денежная система, основанная на тарифной сетке. Однако социальная политика имела ярко выраженную классовую направленность. Часть населения, как и раньше, была лишена избирательных прав. В системе налогообложения основная тяжесть приходилась на частных предпринимателей в городе и кулаков — в деревне. Бедняки от уплаты налогов освобождались, середняки платили половину.

III. Финансовая политика

1. Возрождение распавшейся в годы Гражданской войны денежной реформы государства под руководством министра финансов Сокольникова: советские знаки заменены твердой конвертируемой валютой – червонцем.

6. В 1921 г. – восстановление Госбанка, который контролировал сеть кооперативных банков. кроме единого Государственного банка, появились частные и кооперативные банки, страховые общества. Взималась плата за пользование транспортом, системами связи и коммунальными услугами. В 1922 г. была проведена денежная реформа: сократилась эмиссия бумажных денег и в оборот вводился советский червонец (10 руб.), который высоко ценился на мировом валютном рынке. Это позволило укрепить национальную валюту и покончить с инфляцией. Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на его денежный эквивалент.

В целом хозяйственная политика государства в годы НЭПа характеризовалась децентрализацией кредитной системы (Кроме Госбанка были Роскоммерческий, Центральный с/х, Торгово-промышленный банки).

Экономика НЭПа имела 2 стороны: а) допущение частной собственности (капитализма); б) ограничение и регулирование экономики.

Результаты НЭПа:

1. Восстановлен внутренний российский рынок

2. Восстановлена промышленность

3. Восстановлено С/Х , восстановление с/ площадей.

4. Улучшение жизни людей: отмена трудовой повинности, 8часовой рабочий день, увеличение доходов населения, развитие системы здравоохранения (увеличилось в 2 раза число врачей, победа над тифом и холерой) → продолжительность жизни увеличилась на 11 лет.

Юридическое обеспечение НЭПа: 22 г. – кодекс о труде, земельный, гражданский, отмена ревтрибуналов, возобновление деятельности прокуратуры и суда, преобразование ВЧК в ГПУ (главное политическое управление).

К концу 20-х гг. руководство страны оказалось перед очередной альтернативой: либо сдача позиций советской власти и дальнейшее отступление в сфере экономики (углубление НЭПа), либо курс на "полную и окончательную победу" новых социалистических отношений. Был выбран второй вариант, предложенный сталинской партией власти и означавший отказ от НЭПа,

 

Образование СССР.

В декабре 1922 г. во всех республиках состоялись съезды советов, участники которых одобрили предложение Ленина. Были избраны делегации для подготовки документов о создании Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Первый всесоюзный съезд советов 30 декабря 1922 г. утвердил Декларацию и Договор об образовании СССР. Субъектами СССР стали РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР. Декларация провозглашала принципы добровольности объединения, равноправия республик и их право свободного выхода из союза. Договор определял систему союзных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения с республиканскими управленческими структурами. На съезде был избран ЦИК СССР, в состав которого вошли председатели ЦИК союзных республик. Исполнительную власть вплоть до принятия конституции нового государства должен был осуществлять Совнарком РСФСР.

В июле 1923 г. II сессия ЦИК приняла конституцию, которая была утверждена в январе 1924 г. II съездом советов СССР. Конституция законодательно закрепила образование СССР. Формой государственного устройства наций провозглашалась федерация республик с правом свободною выхода из союза и самостоятельного решения вопросов внутренней политики, юстиции, образования, здравоохранения и социального обеспечения. Сношения с иностранными государствами, осуществление внешней торговли, руководство транспортом и почтово-телеграфной связью входили а функции союзных ведомств. Устанавливались структура и объем полномочий высших органов власти и управления. Верховным законодательным органом становился Всесоюзный съезд советов, а в перерывах между съездами – двухпалатный ЦИК: Совет Союза и Совет национальностей. Исполнительная власть принадлежала Совету народных комиссаров СССР. При СНК были сформированы общесоюзные наркоматы, Госбанк, Госплан.

Общесоюзному ЦИК предоставлялось право издания декретов и постановлений, обязательных для исполнения во всех республиках. Между сессиями ЦИК вся полнота законодательной, исполнительной и распорядительной власти передавалась его президиуму. На верховные общесоюзные органы возлагалось определение основ народнохозяйственных планов, утверждение государственного бюджета, установление единой денежной системы. Их ведению подлежали разработка гражданского, уголовного и трудового законодательства, установление общих принципов развития в области просвещения и здравоохранения. Президиум ЦИК имел право решать возникающие между союзными республиками спорные вопросы. Он мог отменять постановления республиканских властей в случае их несоответствия конституции СССР. При Совнаркоме учреждалось Объединенное государственное политическое управление (ОГПУ) для борьбы с «контрреволюцией, шпионажем и терроризмом». Конституция устанавливала единое союзное гражданство для граждан всех республик. Столицей СССР объявлялась Москва. В области избирательного права неизменными остались принципы конституции РСФСР 1918 г., отдававшие преимущество рабочему классу по сравнению с крестьянством. Сохранялась многоступенчатость выборов и открытая система голосования при избрании депутатов в советы. По-прежнему были лишены избирательных прав «эксплуататорские элементы» и священнослужители.

На основе конституции СССР 1924 г. были внесены изменения в конституции союзных республик.

Национально-государственное строительство. После принятия конституции СССР в республиканский аппарат управления вовлекались национальные кадры. Широкие полномочия общесоюзных управленческих структур усиливали процесс бюрократической централизации в стране.

В 1924–1925 гг. было проведено национально-государственное размежевание в Средней Азии. На территории Туркестанской АССР, Бухарской и Хорезмской народных республик образовались Узбекская ССР и Туркменская ССР. В 1929 г. в союзную республику была преобразована Таджикская АССР. Все вновь образованные республики вошли в состав СССР.

Шел интенсивный процесс создания автономных республик и областей на Кавказе (Дагестанская АССР, Горская АССР) и в Сибири (Якутская АССР, Бурят-Монгольская АССР). Проводилась работа по уточнению границ союзных республик в Закавказье, Средней Азии и др. Так, Белорусской ССР передавалось несколько районов Витебской, Гомельской и Смоленской губерний РСФСР, заселенных преимущественно белорусами. По уровню экономического развития эти районы значительно превосходили соседние территории. В результате присоединения новых земель площадь Белорусской ССР и численность ее населения увеличились более чем в 2 раза. В процессе преобразования Таджикской автономии к ней отошел Ходжентский округ Узбекской ССР, население которого состояло в основном из таджиков. Не всегда продуманное национально-государственное размежевание, проведенное в 20-х годах, породило очаги будущих межнациональных конфликтов.

В 20-е годы изменилось территориально-административное деление страны: губернии, уезды, волости были преобразованы в области, районы, сельсоветы. Создавались национальные области, округа и районы.

Вплоть до середины 30-х годов – времени принятия второй конституции СССР – все процессы национально-государственного строительства велись в соответствии с основным законом СССР 1924.

Обстановка в стране после 1-ой революции.

Важным политическим итогом 1905 г. стало создание законодательной Думы. Государственная дума просуществовала около 12 лет. Но законы обсуждались очень медленно, и проблемы модернизации политического строя не были решены.

После революции 1905 - 1907 гг. в России образовалось много политических партий, которые выражали интересы различных социальных слоев. Многие партии быстро распадались.

В годы революции образовались профсоюзы, различные общества, в том числе Всероссийский крестьянский союз.

Революция не решила основных проблем политического и социально-экономического развития России. После третьеиюньского переворотанаступил период реакции.

Россия превратилась в буржуазную третьеиюньскую монархию - союз царя, дворян и крупной буржуазии, объединенной Думой. Возник российский парламентаризм, ограниченная монархия.

III Дума по составу была черносотенно-октябристско-кадетской,послушной царю. Царь по-прежнему был главой законодательной и исполнительной власти:

- он имел право менять основные законы государства;

- представлял страну на международной арене;

- имел право роспуска Государственной думы и назначения членов

Государственного совета.

Но полномочия царя были все-таки ограничены - законы без согласия Государственной думы и Государственного совета не могли быть приняты. Царские указы также без согласия Думы не имели силы.

В 1906 г. Председателем Совета Министров назначается П. А. Столыпин с сохранением за ним поста министра Внутренних дел.

Он поставил перед собой задачи:

- жестко подавить революционные выступления;

- подготовить проект реформ;

- в дальнейшем создать условия для формирования средних слоев в

городе и деревне. Это обеспечило бы спокойствие и процветание

государства.

Для подавления революционных настроений вводились военно-полевые суды. За 1907 - 1909 гг. было вынесено более 5 тыс. смертных приговоров. На каторгу отправлено более 26 тыс. человек.

9 ноября 1906 г. царь утвердил предложенный Столыпиным указ,начавший аграрную реформу.

Цель - разрушить крестьянскую общину и создать слой крестьян-собственников.

Крестьяне могли выходить из общины и создавать хутора и отруба.

Помещичья собственность на землю сохранялась.

Переселение крестьян в восточные районы:

1 - освоение новых территорий;

2 - разрядить социальную напряженность;

3 - крестьянский банк выдавал ссуды хозяевам хуторов и отрубов.

Но аграрная реформа полностью не получилась. Были недовольны и дворяне, и крестьяне. Против Столыпина выступили эсеры, которые совершили на него несколько покушений. В сентябре 1911 г. Столыпин был убит.

Итоги реформы:

1. Общину разрушить не удалось.

2. На 10% увеличились посевные площади.

3. Развивался Сибирский рынок.

4. На 1/3 увеличился экспорт зерна.

5. Развивались промышленность, торговля, транспорт.

В 1909 г. в России - новый промышленный подъем. Но с 1910 г. рабочие выдвигают уже и политические требования. Активизировались и большевики, которые в 1912 г. отделились от меньшевиков и создалисамостоятельную организацию РСДРП(б).

Новый массовый подъем начался с Ленского расстрела. 29 февраля - 4 апреля на золотых приисках на реке Лене проходила забастовка рабочих. 4 апреля была расстреляна рабочая демонстрация (270 человек убито, 250 ранено). Вся Россия поднялась на борьбу, и к лету 1914 г. уровень стачечной борьбы приблизился к уровню 1905 г. В условиях нового политического кризиса Россия вступила в первую мировую войну.

Столыпинская аграрная реформа: цели, основные направления, содержание, результаты, значение.

В российском обществе важнейшим вопросом всегда был аграрный. Крестьяне, ставшие в 1861 свободными, землю фактически в собственность не получили. Их душили малоземелье, община, помещики, поэтому в период революции 1905 – 1907 судьба России решалась в деревне.

Все реформы Столыпина, которой в 1906 возглавил правительство, так или иначе были направлены на преобразования в деревне. Самая главная из них земельная, получившая название «столыпинская», хотя её проект был разработан еще до него.

Целью ее должно было стать укрепление позиций “крепкого единоличного собственника”. Это был первый шаг реформы, осуществлявшейся в трех основных направлениях:

- разрушение общины и введение крестьянской частной собственности на землю вместо общинной;

- помощь кулакам через Крестьянский банк и путем частичной продажи им государственных и дворянских земель;

- переселение крестьян на окраины страны.

Другой не менее важной целью земельной реформы была социально-политическая, так как требовалось создать в качестве социальной опоры самодержавия класс мелких собственников как основной ячейки государства, являющейся противником всяких разрушительных теорий.

Осуществлению реформы положил начало царский указ от 9 ноября 1906 под скромным названием «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения», согласно которому разрешался свободный выход из общины.

Сущность реформы заключалась в том, что правительство отказывалось от прежней политики поддержки общины и переходило к её насильственной ломке.

Последствия:

- ускорение процесса расслоения крестьянства,

- разрушение крестьянской общины,

- неприятие реформы значительной частью крестьянства.

Итоги:

- выделение из общины к 1916 25 – 27 % крестьянских дворов,

- рост сельскохозяйственного производства м увеличение экспорта хлеба.

Проведение аграрной реформы ускорило развитие капитализма в России. Реформа стимулировала не только развитие сельского хозяйства, но и промышленности и торговли: масса крестьян устремилась в города, увеличивая рынок рабочей силы, резко возрос спрос на продукцию сельского хозяйства и промышленности. Иностранные наблюдатели отмечали, что “если у большинства европейских народов дела пойдут таким же образом между 1912 – 1950 годами, как они шли между 1900 – 1912, то к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе, как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении”.

Однако большинство крестьян по – прежнему было привержено общине. Для бедных – она олицетворяла социальную защиту, для богатых – легкое решение своих проблем. Таким образом, кардинально реформировать “почву” не удалось.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 174.