В римском мышлении расхожесть личного и общественного
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

19. Школа Эпикура

Эпикур – родоначальник гедонизма – учения о наслаждении

Задача человека – избавиться от влияния судьбы

- в мире есть случаи столкновения атомов

- у человека 2 признака: - разум, - чувства (разумные ощущения знания мира)

- цель философии – научиться управлять ощущениями. Для управления ощущениями нужно впасть в состояние атараксии – невозмутимое состояние души.

Факторы , мешающие управлению ощущениями :

1. удовольствие – естественные (необходимые), естественные, но не необходимые, неестественные и не необходимые.

2. страхи перед:

- Богами. «Боги находятся в междумирьях», «Боги почти тело, почти душа»

- злом – « Зло – временное состояние»

- смертью – «Будь выше причиненной несправедливости», «Мудрец будет счастлив и на дыбе»

В школе Эпикура – признак субъективизма – «Счастье зависит от человека»

 

20. Стоицизм

Школа стоиков

1) Древняя стоя – 4-3 вв.

2) Средняя стоя – 2-1 вв.

3) Поздняя стоя – 1-2 вв.

 

Зенон . Дал классификацию наук :

1. Скорлупа (логика-соответствие знания предмету).

2. Белок (физика – законы природы).

3. Желток (этика – учение о морали. Этика – самая главная наука).

Черты :

- соединение учения Гераклита и Аристотеля – учения противоположностей, учение о форме.

- Центральное понятие – долг – Зенон: «Выполняй свой долг даже если никто не видит».

- впервые оправдали наличие зла. Аргументы:

1) Добро и зло противоположны.

2) зло закаляет душу.

3) «Для части зло, для целого добро».

- задача человека – научиться подчиняться судьбе. Чтобы подчиняться судьбе нужно достичь апатию – бесстрастное состояние души. Апатии мешают: - 3 чувства (вожделение-любовь и ненависть, страх, развлечение). Впервые применили принцип квиетизма (лектон – от нас не зависят обстоятельства, но зависит отношение к ним).

– ложные цели. Зенон: Основной вопрос философии: «Что мое, а что не мое?». Не мое – богатство, политика, слава. Зенон: «Мудрец будет есть человеческое мясо», «Мудрец выполняет долг бесстрастно»

Общие черты ранней и поздней стои :

- морализм

- презирание богатства

- принцип космополиса – общее государство для всех людей

Отличия поздней стои от ранней:

- Принцип слабого человека: «Мы не можем изменить хода вещей»(Сенека)

- Усиление религиозной мистики

- отказ от учения Аристотеля

- принцип индивидуализма. Марк Аврелий: «Свернись внутрь себя»- отказ от полиики и внешнего мира.

- особая трактовка героя. герой – тот, кто себя воспитывает.

21. Школа киников

3 принципа философии:

1. принцип аскетизма – максимальное ограничение элементарных потребностей. Антисфен: «Богатство не относится к числу необходимых вещей»

2. Принцип цинизма: - отказ от духовных ценностей. Антисфен: «Нужно жить ничго не боясь и ничего не стыдясь»

- отрицание образования: Антисфен – « Философия – умение беседовать самим с собой»

3. Автаркия – независимость:

- от государства. Диоген: «Я человек мира», Антисфен: «Мудрец живет не по законам государства».

- от потребностей. На надгробии Диогену: «Он сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна»

- от политики. «Кто занимается политикой – Идиоты»

- от семьи. Антисфен: «В молодости жениться рано, в старости – поздно. Жиниться не надо никогда»

- от Бога. Антисфен: «Мои мысли никому не подвластны»

- номинализм –признает только един. вещи.

- концептуализм – знать объект – это дать его описание.

Школе киников не хватило чувства брезгливости, Цицерон.

Традиции неоплатонизма

Плотин, Прокл, Порфирий – элита. Они вернули вертикальное строение космоса. Материя - душа - ум - единое ( с низу вверх ).

Единое – общий источник рождения.

Ум – мир идей.

Душа – принцип жизни.

Материя – природа и человек.

Ипостаси-разные образы одной сущности.

Эманация – исхождение Богов в мир.

Теургия – отождествление человека с Богом.

Плотин: «Жизнь – это бег одного к одному», «Сбрось с себя все»

Экстаз – гиперрациональное постижение Бога

Неоплатоники – представители отрицательной диалектики – развитие от высшего к низшему .

Особенности Средневековой Западной философии

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Временные рамки: IV-XIII вв.

Особенности :

1. Универсальность – кто знает Священное писание – тот знает всё;

2. Иерархизм – равная степень существования, но разная степень бытия;

3. Символизм мышления (способ связи земного и божественного мира; вещность слов и словесность вещей). Фиалки – символ смирений, голубь – символ перевоплощения, печень – символ печали, селезенка – символ гнева, семерка – семь смертных грехов;

4. Анонимность культуры – с помощью произведений выражается взаимосвязь Бога с человеком;

5. Назидательность культуры (искусство – это средство очищения души);

6. Традиционализм мышления – обращенность в прошлое;

7. Допустимость плагиата;

8. Геоцентризм – главные человеческие события происходят на Земле;

Манихеи – существуют 2 основы: дьявольская и божественная, добро и зло борются за человеческую душу; гностики – Бог не создавал материю, она существовала до него, а Он придал ей смысл.

9. Амбивалентность – возможность перехода духовного в материальное и наоборот;

10. Особая трактовка бедности (для раннего Средневековья); бедность – моральное понятие; юродивый – рядом с Богом;

11. Сотериологизм – учение о спасении души;

12. Эсхатологизм – учение о конце света;

13. Антиномичность мышления – невозможность переходных состояний между добром и злом;

14. Анахронизм мышления – наличие нескольких времен в одной и той же реальности;

15. Текстовый характер знания;

16. Качественный характер знания (Бог создал качество, и люди должны изучать это качество).

Дата: 2019-03-05, просмотров: 207.