19. Школа Эпикура
Эпикур – родоначальник гедонизма – учения о наслаждении
Задача человека – избавиться от влияния судьбы
- в мире есть случаи столкновения атомов
- у человека 2 признака: - разум, - чувства (разумные ощущения знания мира)
- цель философии – научиться управлять ощущениями. Для управления ощущениями нужно впасть в состояние атараксии – невозмутимое состояние души.
Факторы , мешающие управлению ощущениями :
1. удовольствие – естественные (необходимые), естественные, но не необходимые, неестественные и не необходимые.
2. страхи перед:
- Богами. «Боги находятся в междумирьях», «Боги почти тело, почти душа»
- злом – « Зло – временное состояние»
- смертью – «Будь выше причиненной несправедливости», «Мудрец будет счастлив и на дыбе»
В школе Эпикура – признак субъективизма – «Счастье зависит от человека»
20. Стоицизм
Школа стоиков
1) Древняя стоя – 4-3 вв.
2) Средняя стоя – 2-1 вв.
3) Поздняя стоя – 1-2 вв.
Зенон . Дал классификацию наук :
1. Скорлупа (логика-соответствие знания предмету).
2. Белок (физика – законы природы).
3. Желток (этика – учение о морали. Этика – самая главная наука).
Черты :
- соединение учения Гераклита и Аристотеля – учения противоположностей, учение о форме.
- Центральное понятие – долг – Зенон: «Выполняй свой долг даже если никто не видит».
- впервые оправдали наличие зла. Аргументы:
1) Добро и зло противоположны.
2) зло закаляет душу.
3) «Для части зло, для целого добро».
- задача человека – научиться подчиняться судьбе. Чтобы подчиняться судьбе нужно достичь апатию – бесстрастное состояние души. Апатии мешают: - 3 чувства (вожделение-любовь и ненависть, страх, развлечение). Впервые применили принцип квиетизма (лектон – от нас не зависят обстоятельства, но зависит отношение к ним).
– ложные цели. Зенон: Основной вопрос философии: «Что мое, а что не мое?». Не мое – богатство, политика, слава. Зенон: «Мудрец будет есть человеческое мясо», «Мудрец выполняет долг бесстрастно»
Общие черты ранней и поздней стои :
- морализм
- презирание богатства
- принцип космополиса – общее государство для всех людей
Отличия поздней стои от ранней:
- Принцип слабого человека: «Мы не можем изменить хода вещей»(Сенека)
- Усиление религиозной мистики
- отказ от учения Аристотеля
- принцип индивидуализма. Марк Аврелий: «Свернись внутрь себя»- отказ от полиики и внешнего мира.
- особая трактовка героя. герой – тот, кто себя воспитывает.
21. Школа киников
3 принципа философии:
1. принцип аскетизма – максимальное ограничение элементарных потребностей. Антисфен: «Богатство не относится к числу необходимых вещей»
2. Принцип цинизма: - отказ от духовных ценностей. Антисфен: «Нужно жить ничго не боясь и ничего не стыдясь»
- отрицание образования: Антисфен – « Философия – умение беседовать самим с собой»
3. Автаркия – независимость:
- от государства. Диоген: «Я человек мира», Антисфен: «Мудрец живет не по законам государства».
- от потребностей. На надгробии Диогену: «Он сумел убедить смертных, что жизнь сама по себе достаточна»
- от политики. «Кто занимается политикой – Идиоты»
- от семьи. Антисфен: «В молодости жениться рано, в старости – поздно. Жиниться не надо никогда»
- от Бога. Антисфен: «Мои мысли никому не подвластны»
- номинализм –признает только един. вещи.
- концептуализм – знать объект – это дать его описание.
Школе киников не хватило чувства брезгливости, Цицерон.
Традиции неоплатонизма
Плотин, Прокл, Порфирий – элита. Они вернули вертикальное строение космоса. Материя - душа - ум - единое ( с низу вверх ).
Единое – общий источник рождения.
Ум – мир идей.
Душа – принцип жизни.
Материя – природа и человек.
Ипостаси-разные образы одной сущности.
Эманация – исхождение Богов в мир.
Теургия – отождествление человека с Богом.
Плотин: «Жизнь – это бег одного к одному», «Сбрось с себя все»
Экстаз – гиперрациональное постижение Бога
Неоплатоники – представители отрицательной диалектики – развитие от высшего к низшему .
Особенности Средневековой Западной философии
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ
Временные рамки: IV-XIII вв.
Особенности :
1. Универсальность – кто знает Священное писание – тот знает всё;
2. Иерархизм – равная степень существования, но разная степень бытия;
3. Символизм мышления (способ связи земного и божественного мира; вещность слов и словесность вещей). Фиалки – символ смирений, голубь – символ перевоплощения, печень – символ печали, селезенка – символ гнева, семерка – семь смертных грехов;
4. Анонимность культуры – с помощью произведений выражается взаимосвязь Бога с человеком;
5. Назидательность культуры (искусство – это средство очищения души);
6. Традиционализм мышления – обращенность в прошлое;
7. Допустимость плагиата;
8. Геоцентризм – главные человеческие события происходят на Земле;
Манихеи – существуют 2 основы: дьявольская и божественная, добро и зло борются за человеческую душу; гностики – Бог не создавал материю, она существовала до него, а Он придал ей смысл.
9. Амбивалентность – возможность перехода духовного в материальное и наоборот;
10. Особая трактовка бедности (для раннего Средневековья); бедность – моральное понятие; юродивый – рядом с Богом;
11. Сотериологизм – учение о спасении души;
12. Эсхатологизм – учение о конце света;
13. Антиномичность мышления – невозможность переходных состояний между добром и злом;
14. Анахронизм мышления – наличие нескольких времен в одной и той же реальности;
15. Текстовый характер знания;
16. Качественный характер знания (Бог создал качество, и люди должны изучать это качество).
Дата: 2019-03-05, просмотров: 227.