Учение Платона (Аристокл, 427-347 гг. до н.э.) – Платон основывает Академию (по имени древнегреческого героя Академа), в которой учились по 20 лет; до наших дней дошли 34 произведения Платона («Парменид», «Законы», «Государство», «Политик»). Платон – родоначальник объективного идеализма. Источники учения Платона – школа Пифагора (пифагорейцы считали, что числа – это неизменные духовные смыслы), школа элиатов (сущность не меняется), учение Сократа (истина постигается умом). Платон делит космос на мир идей (духовная основа) и мир вещей (материальная основа).
Идея по Платону:
1. Идея – это духовная сущность класса вещей;
2. Идея – это образец развития, предел, к которому стремится вещь;
3. Идея – это должное состояние вещи, цель развития;
4. Идея – это целостный образ объекта; дает и главные, и не главные признаки объекта;
5. Идея – это абстрактное понятие (понятия – это «заместители» идей).
Устройство космоса (по Платону)
Единое ( благо )
идеи
души
вещи
материя
Самая верхняя ступень космоса – Единое (благо), затем идеи, души, вещи, материя. Единое – это единство мира и общий закон природы. Идеи – это духовная сущность класса вещей. Надобность (функция) души – знание идей. Априоризм – это доопытное задание. Вещи – это физический мир, никогда не перейдут в мир идей. Материя – это первоначальное состояние вещи. Бог – это космический ум (демиург – творец), который творит физический мир вещей. Бог по Платону выполняет 2 функции: познавательная (Бог знает все идеи) и регулирующая (Бог возвращает всё в гармонию и порядок) («Бог – это скульптор»).
Теория познания (теория припоминания)
Согласно Платону, существует 2 типа знания: неистинное (знание мира вещей) и истинное (знание мира идей) («Все правители должны быть философами»). Теория познания у Платона – это теория воспоминаний («Тело – это темница души»). Платон не признавал технические достижения и искусство («Искусство – это копия копий»).
Вывод: Платон – родоначальник объективного идеализма; родоначальник дуализма.
17. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ
Настоящее имя Аристотеля – Стагирин (384-322 гг. до н.э.). Аристотель – основатель школы Ликей (по имени Аполлона Ликейского). Аристотель – более крупная фигура в философии, чем Платон, по некоторым причинам:
1. Аристотель создал первую картину мира – космологическая; вторая картина мира – механистическая (Ньютон); третья – релятивистская (Эйнштейн).
2. Аристотель первым систематизировал и классифицировал научное философское знание («Метафизика», «Органон» (метод в переводе), «Этика», «Политика», «Риторика» и др.);
3. Аристотель выделил 3 вида наук: теоретические (знания ради знаний), практические (знания ради морального совершенствования), поэтические или творческие.
Аргументы против идей Платона:
1. Идеи – это «двойники» вещей;
2. Мир идей не влияет на мир вещей;
3. Мир не может уходить в бесконечность; единый мир называется «субстанция»; субстанция – это то, что не от чего не зависит; каждая вещь имеет 4 причины существования или бытия: формальная, материальная, целевая, движущая; причина по Аристотелю – это внутренний фактор изменений;
Аристотель впервые применяет понятие «субстанция».
Субстанция ни от чего не зависит, «причина себя».
Онтологическая схема Аристотеля
Жизнь любого объекта – это процесс. Идея находится в самой вещи.
У каждой вещи 4 причины существования: формальная, материальная, движущая, целевая.
Формальная причина – законы существования класса вещей
«Действительность раньше возможности»
Материальная причина состоит из:
1. Вторичной материи (состав вещи)
2. Первичной материи (способность и возможность развиваться по заданной программе для вещи)
Движущая причина – факторы, способствующие или препятствующие развитию объекта
Целевая причина – соответствие данному этапу развития
Энтелехия – все 4 причины совпадают, оптимальное сочетание 4х причин
Вторая онтологическая схема Аристотеля
Бог – перводвигатель
Бог знает все формы
Бог – форма всех форм
Бог задает стремление вещи к форме
Аристотель – представитель дуализма и объективного идеализма.
18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОГО ЭЛЛИНИЗМА
1) Транзитивность мышления – возможность изменения сущности.
2) Отрицание космических смыслов
3) особая трактовка истории – только история Рима
4) Принцип индивидуализма – понятие гражданство сменяется на понятие личность. Эпикур «Проживи незаметно» - занимаясь своим внутренним миром.
5)Принцип натурализма –жажда сильных ощущений. Все ощущения естественны.
6)Универсализм мышления –трактовка всех событий с точки зрения вечности Рима
7) Низкая оценка интеллекта
8) Особая трактовка религии. Молитва – религиозный контракт.
9) Интерес к мистике
10) Особая трактовка философии. Философия имела практический смысл. Задача: - научить подчиняться судьбе и научить сопротивляться судьбе.
11)Эклектизм мышления – сочетание несочетаемого.
12)Безличностный психологизм. Римлянин любит всех и никого одновременно.
13) Особый характер образования: антигражданская позиция.
14)Особая трактовка языка – малопоэтичный язык, много придаточных предложений.
15) Социальное – это юридическое. Огромная роль законодательства.
Римляне верили в судьбу .
Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.