ОБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ ПЛАТОНА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учение Платона (Аристокл, 427-347 гг. до н.э.) – Платон основывает Академию (по имени древнегреческого героя Академа), в которой учились по 20 лет; до наших дней дошли 34 произведения Платона («Парменид», «Законы», «Государство», «Политик»). Платон – родоначальник объективного идеализма. Источники учения Платона – школа Пифагора (пифагорейцы считали, что числа – это неизменные духовные смыслы), школа элиатов (сущность не меняется), учение Сократа (истина постигается умом). Платон делит космос на мир идей (духовная основа) и мир вещей (материальная основа).

Идея по Платону:

1. Идея – это духовная сущность класса вещей;

2. Идея – это образец развития, предел, к которому стремится вещь;

3. Идея – это должное состояние вещи, цель развития;

4. Идея – это целостный образ объекта; дает и главные, и не главные признаки объекта;

5. Идея – это абстрактное понятие (понятия – это «заместители» идей).

Устройство космоса (по Платону)

Единое ( благо )

идеи

души

вещи

материя

Самая верхняя ступень космоса – Единое (благо), затем идеи, души, вещи, материя. Единое – это единство мира и общий закон природы. Идеи – это духовная сущность класса вещей. Надобность (функция) души – знание идей. Априоризм – это доопытное задание. Вещи – это физический мир, никогда не перейдут в мир идей. Материя – это первоначальное состояние вещи. Бог – это космический ум (демиург – творец), который творит физический мир вещей. Бог по Платону выполняет 2 функции: познавательная (Бог знает все идеи) и регулирующая (Бог возвращает всё в гармонию и порядок) («Бог – это скульптор»).

Теория познания (теория припоминания)

Согласно Платону, существует 2 типа знания: неистинное (знание мира вещей) и истинное (знание мира идей) («Все правители должны быть философами»). Теория познания у Платона – это теория воспоминаний («Тело – это темница души»). Платон не признавал технические достижения и искусство («Искусство – это копия копий»).

Вывод: Платон – родоначальник объективного идеализма; родоначальник дуализма.

 

17. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ АРИСТОТЕЛЯ

Настоящее имя Аристотеля – Стагирин (384-322 гг. до н.э.). Аристотель – основатель школы Ликей (по имени Аполлона Ликейского). Аристотель – более крупная фигура в философии, чем Платон, по некоторым причинам:

1. Аристотель создал первую картину мира – космологическая; вторая картина мира – механистическая (Ньютон); третья – релятивистская (Эйнштейн).

2. Аристотель первым систематизировал и классифицировал научное философское знание («Метафизика», «Органон» (метод в переводе), «Этика», «Политика», «Риторика» и др.);

3. Аристотель выделил 3 вида наук: теоретические (знания ради знаний), практические (знания ради морального совершенствования), поэтические или творческие.

Аргументы против идей Платона:

1. Идеи – это «двойники» вещей;

2. Мир идей не влияет на мир вещей;

3. Мир не может уходить в бесконечность; единый мир называется «субстанция»; субстанция – это то, что не от чего не зависит; каждая вещь имеет 4 причины существования или бытия: формальная, материальная, целевая, движущая; причина по Аристотелю – это внутренний фактор изменений;

Аристотель впервые применяет понятие «субстанция».

Субстанция ни от чего не зависит, «причина себя».

Онтологическая схема Аристотеля

Жизнь любого объекта – это процесс. Идея находится в самой вещи.

У каждой вещи 4 причины существования: формальная, материальная, движущая, целевая.

 


                                                      

 

Формальная причина – законы существования класса вещей

«Действительность раньше возможности»

Материальная причина состоит из:

1. Вторичной материи (состав вещи)

2. Первичной материи (способность и возможность развиваться по заданной программе для вещи)

Движущая причина – факторы, способствующие или препятствующие развитию объекта

Целевая причина – соответствие данному этапу развития

Энтелехия – все 4 причины совпадают, оптимальное сочетание 4х причин

Вторая онтологическая схема Аристотеля

Бог – перводвигатель

Бог знает все формы

Бог – форма всех форм

Бог задает стремление вещи к форме

Аристотель – представитель дуализма и объективного идеализма.

 

18. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФСКОГО ЭЛЛИНИЗМА

1) Транзитивность мышления – возможность изменения сущности.

2) Отрицание космических смыслов

3) особая трактовка истории – только история Рима

4) Принцип индивидуализма – понятие гражданство сменяется на понятие личность. Эпикур «Проживи незаметно» - занимаясь своим внутренним миром.

5)Принцип натурализма –жажда сильных ощущений. Все ощущения естественны.

6)Универсализм мышления –трактовка всех событий с точки зрения вечности Рима

7) Низкая оценка интеллекта

8) Особая трактовка религии. Молитва – религиозный контракт.

9) Интерес к мистике

10) Особая трактовка философии. Философия имела практический смысл. Задача: - научить подчиняться судьбе и научить сопротивляться судьбе.

11)Эклектизм мышления – сочетание несочетаемого.

12)Безличностный психологизм. Римлянин любит всех и никого одновременно.

13) Особый характер образования: антигражданская позиция.

14)Особая трактовка языка – малопоэтичный язык, много придаточных предложений.

15) Социальное – это юридическое. Огромная роль законодательства.


Римляне верили в судьбу .

Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.