Афоризм: «Знание — сила» принадлежит:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) Декарту;

2) Галилею;

3) Бэкону;

4) Демокриту.

 

9. Понятие «деизм» в философии Нового времени заключает в себе:

1) разделение научной и религиозной истин;

2) признание существования Бога в качестве безличной при­чины;

3) признание двух равноправных начал: духа и материи;

4) представление о том, что дух творит материю и предшеству­ет ей.

 

10. Принцип «двойственной истины» заключает в себе:

1) разделение научной и религиозной истин;

2) представление о том, что любое суждение может быть истин­ным и ложным;

3) представление об относительности истины;

4) представление о Боге как источнике знания.

 

Вариант № 2

1. Дедукция — это понятие, означающее в философии:

1) метод психологического воздействия;

2) метод мышления, построенный на переходе от общего к част­ному;

3) метод познания всеобщего;

4) метод мышления, построенный на переходе от частного к об­щему.

 

2. Наука – это :

1) вид духовной деятельности;

2) социальный институт;

3) развивающаяся система знаний о законах мира;

4) все перечисленное выше.

 

3. Эмпирическое знание — это:

1) опытное знание;

2) научное знание вообще;

3) теоретическое знание;

4) область физики.

 

4. Рационализм — это:

1) направление в теории познания, полагающее разум источни­ком и критерием знания;

2) знание, опирающееся на эксперимент;

3) теоретизирование;

4) область математики.

 

5. «Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучить их, дадим им имена. Назовите первый вид идолами рода, второй — идолами пещеры, третий — идолами пло­щади и четвертый — идолами театра».

Чье это изречение и к какому разделу философии относится:

1) Ф. Бэкона, гносеологии;

2) Р. Декарта, онтологии;

3) Б. Спинозы, аксиологии;

4) Г. Лейбница, учению о субстанциях.

 

6. Философия Канта — это главным образом:

1)эмпиризм;

2)гносеология;

3)онтология;

4)аксиология.

 

7. «Мир есть вещь в себе» — это определение Канта отражает фило­софскую позицию:

1) материализма;

2) агностицизма;

3) субъективизма;

4) идеализма.

 

8. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:

1) диалектики как учения о всеобщем развитии;

2) теории прибавочной стоимости;

3) теории общественного договора;

4) цивилизационного подхода.

 

9. Как понимал интуицию Н. О. Лосский:

1) как мистическое озарение;

2) как направленность сознания на объект;

3) как истечение образов от объекта к человеку;

4) как нечто необъяснимое.

 

10. Исторический тип общества, основанный на определенном спо­собе производства, называется в теории Маркса:

1)надстройкой;

2) общественно-экономической формацией;

3) цивилизацией;

4) стадией роста.

 

Шкала оценивания результатов средств промежуточной аттестации

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

4. Вопросы и задания для подготовки к экзамену (зачету). Процедура оценивания.

Вопросы и задания для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «Философия»

1.Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания)

2.Предмет философии (структура философского знания).

3. Место и роль философии в культуре (функции философии).

4. Мифология, философия, религия: общее и особенное. Онтологическая функция философии.

5. Философия и наука. Проблема научности философского мировоззрения. Методы философских исследований. Гносеологическая функция философии.

6. Философия Древней Индии: ведический период, буддизм (основные идеи и положения).

7. Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.

8. Античная философия: милетская школа – поиски основы мира и бытия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Пифагор и др.).

9. Античная философия: элейская школа (Парменид, Зенон, Демокрит и др.).

10. Антропологическая и этическая проблематика в философии Сократа и софистов. Понимание диалектики Сократом.

11. Объективный идеализм Платона, его учение об обществе и государстве, этика.

12. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос), потенция и акт. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.

13. Этические проблемы человека в философии эллинизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.

14. Средневековая философия: общая характеристика, периодизация. Апологетика и патристика. Схоластика. Проблема универсалий: «номинализм», «реализм», «концептуализм».

15. Философия Августина Блаженного: теодицея, учение о бытии, вечность и время, свобода и божественное предопределение, историософия.

16. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики: концепция бытия и божественного откровения, соотношение веры и разума, этические принципы, учение об обществе и государстве.

17. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия средневековья.

18. Философия эпохи Возрождения: общая характеристика. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.

19. Социально – политические идеи мыслителей «ренессанса» (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компонелла).

20. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Б. Телезио, Леонардо да Винчи).

21. Философия Нового времени: общая характеристика. Проблема методов познания. Рационализм.

22. Философия Ф.Бэкона: критика схоластики, эмпиризм - развитие экспериментального метода, метод индукции; учение об «идолах».

23. Философия Р.Декарта: картезианство, интеллектуальная интуиция; дедуктивный метод, рационализм, дуализм.

24. Онтология Б. Спинозы и В. Лейбница: субстанциональный монизм и плюрализм.

25. Философия «английского просвещения»: Т. Гоббс, Дж. Локк.

26.Философия «французского просвещения»: Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Ж.О. де Ламетри, П.А. Гольбах, Д. Дидро, К.А. Гельвеций.

27. Немецкая классическая философия: И. Кант («критика чистого разума), Г.Гегель (законы диалектики), И. Фихте («наукоучение»), Ф. Шеллинг («созерцательный объективный идеализм»), Л. Фейербах («антропологический материализм») и ее значение.

28. Философия иррационализма. Философские взгляды А. Шопенгауэра на проблему воли человека.

29. «Философия жизни» Ф. Ницше.

30. Позитивизм (О. Конт) и неопозитивизм (С. Миль, Г. Спенсер). Венский кружок.

31. Философская школа структурализма (К. Леви – Стросс, Ж. Лакан). Постструктурализм (Ж. Деррида, М. Фуко).

32. Экзистенциализм и проблема сущности человеческой жизни (С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и т. д.).

33.Фрейдизм (З. Фрейд) и неофрейдизм (А. Адлер, Э. Фромм и т. д).

34. Модернизм и постмодернизм (Ю. Хабермас, П. Рикер и т.д.).

35. Герменевтика (В. Дильтей).

36. Философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).

37. Русская философия: характерные черты и основные этапы развития. Основные мировоззренческие течения в русской философии (особенно XIX – XX ВВ.).

38.Философские идеи в культуре Киевской и Московской Руси (XI – XVII вв.).

39. Философская мысль в России в XIII в.

40. Философские взгляды славянофилов и западников: общее и особенное. Философия П.Я. Чаадаева.

41. Философский панморализм Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.

42.Философская система В.С. Соловьева: учение о «всеединстве», «цельном знании», «софиология», «богочеловечество», историософия.

43. Русская религиозная философия (С. Булгаков, Н. Бердяев, Л. Шестов и т. д).

44. Философия «русского космизма» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).

45. Концепция «бытия» - фундамент философской картины мира. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия. Формы бытия. Многомерность, многообразие бытия.

46. Понятие материального и идеального. Проблема материи в философии, ее структура. Атрибуты материи: движение (виды), пространство, время.

47. Категория «сознание» в философии как способность человека к мышлению: природа, сущность, структура, формы проявления, способы отображения. Солипсизм.

48. Философское учение о познании (гносеология). Основные позиции познаваемости мира. Эмпиризм и рационализм.

49. Проблема истины в познании. Концепции истины. Критерии истинности. Соотношение истины и заблуждения в теории познания. Ложь.

50. Диалектика и метафизика как способы познания. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики.

51. Детерминизм, индетерминизм.

52. Многообразие картин мира: религиозно – мифологическая, философская, научная.

53.Диалектика: основные методы (Гегель, К. Маркс) и принципы познания мира.

54. Синергетика: теория самоорганизации и саморазвития мира. Законы и принципы, точка бифуркации.

55. Проблема человека в истории философии. Представление о совершенном человеке в различных культурах (Западная и Восточная).

56. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственность.

57. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Типология личности. Роль личности в истории.

58. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Ценности (в том числе религиозные) человеческого существования.

59. Человек в системе социальных связей. Личность и массы. Свобода и необходимость.

60. Человек, общество, культура.

61. Социальная философия: предмет, специфика, задачи. Соотношение с другими общественными науками.

62. Основные подходы к исследованию общества в философии.

63. Общество как система. Структура общества.

64. Общество как процесс.

65. Формационные концепции общественного развития.

66. Цивилизационные концепции общественного развития.

67.Соотношение понятий «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество». Гражданское общество и государство.

68. Историософские проблемы в истории философии.

69. Проблема глобализации общества в система «человек - социум».

70. Проблемы глобализации общества в системе «человек – природа». Географический детерминизм. Экологический кризис.

71. Римский клуб и исследование глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем.

72. Оптимистические и пессимистические сценарии будущего. Философия и современный мир.

73. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация науки и техники в истории философии. Научное знание как система.

74. Этапы исторического развития техники научно – технический прогресс. Человек и техника. Сциентизм и антисциентизм.

75. Профессиональная ответственность ученого и проблема фальсификации в науке. Современная техническая цивилизация.

Экзамен проводится в устной/письменной форме, ответ студента оценивается в соответствии со следующей шкалой.

 

Шкала оценивания для проведения экзамена (зачета) с использованием балльно-рейтинговой системы оценки учебной работы

 

Критерии   Показатели  
Усвоение программного теоретического материала   - дает аргументированный, полный ответ по вопросу, демонстрирующий знание основного содержания дисциплины и его элементов в соответствии с прослушанным лекционным курсом и с учебной литературой - демонстрирует знание с основной и дополнительной литературы и источников по вопросу - владеет умением устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями - демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в вопросе проблематики
Способность увязывать теоретические положения с соответствующей практикой   - умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации - способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач - демонстрирует полное понимание материала, выводы доказательны, приводит примеры, дополнительные вопросы не требуются
Понимание основных проблем и сущности излагаемого вопроса   - знание определений и основных понятий - корректно использует профессиональную терминологию - осмысленность - системность
Способность самостоятельного мышления при изложении материала   - логичность изложения - последовательность изложения - грамотность изложения - умение делать выводы по излагаемому материалу
Культура речи   - правильность и точность формулирования ответа на поставленный вопрос; - научно грамотное и практически целесообразное изложение материала
Всего    

 

 

Шкала оценивания для проведения экзамена без использования балльно-рейтинговой системы оценки учебной работы

Отметка Критерии и показатели оценивания
«отлично», «зачтено» Студент продемонстрировал сформированность компетенций на повышенном уровне, а именно Знать: - методы и приемы философского анализа проблем; - формы и методы научного познания, их эволюцию; - основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; - важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; - принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные разрешения конфликтов; Уметь: - грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; - оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения; - выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива; - анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности.   Владеть: - навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики
«хорошо», «зачтено» Знать: - методы и приемы философского анализа проблем; - формы и методы научного познания, их эволюцию; - основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; - принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные разрешения конфликтов; Уметь: - грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; - выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива; Владеть: - навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики
«удовлетворительно», «зачтено» Знать: - методы и приемы философского анализа проблем; - формы и методы научного познания, их эволюцию; - основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; Уметь: - грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; Владеть: - навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления
«неудовлетворительно», «не зачтено» --------------------------------------------------------------------

5. Контроль остаточных знаний студентов (если предусмотрено рабочей программой дисциплины)

Не предусмотрен

 

Разработчики:

КГУ имени К.Э. Циолковского       к.ф.н., доцент                              Шарова М.А.

(место работы)                             (занимаемая должность)           (инициалы, фамилия)

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 337.