Индукция – это понятие, означающее в философии:
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1) метод психологического воздействия                           

2) метод мышления - от общего к частному

3) метод мышления - от частного к общему                     

4) метод всеобщего познания

 

9. Рационализм – это понятие, означающее в философии:

1) область математики                                                         

2) научное знание вообще

3) теоретическое познание, основанное на разуме           

4) опытное знание

 

10. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:

1) Бэкон                                                                                      

2) Декарт

3) Спиноза                                                                                  

4) Лейбниц

 

№ 2

1. В онтологии Иоанна Скота Эриугены, который пер­вым поставил фундаментальные проблемы соотношения бога и мира, исследователи усматривают:

1) арианство;                                                                            

2) стоицизм;

3) пантеизм;                                                                          

4) панпсихизм.

 

2. Его называли «первым отцом схоластики» и «Карлом Великим схоластической философии»:

1) Ансельм Кентерберийский;                                                

2) Иоанн Росцелин;

3) Иоанн Скот Эриугена;                                                         

4) Пьер Абеляр.

 

3. Задача средневековой философии , с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

1) исследовать социальную действительность;                     

2) исследовать природу;

3) найти рациональные доказательства веры;                      

4) сформировать христианскую философию

 

4. В схоластике провозглашалось различие между:

1) верой и разумом;                                                                 

2) наукой и теологией;

3) теологией и философией;                                                   

4) философией и наукой.

 

5. Исторический период развития схоластики:

1) IV-Хвв.;                                                                                 

2) IX-XV вв.;

3) VIII-XVI вв.;                                                                         

4) I-IV вв..

 

6. Иоанн Скот Эриугена признавал:

1) только положительную (позитивную) теологию;            

2) негативную теологию;

3) и позитивную и негативную одновременно;                    

4) необходимость отказаться от их различения.

 

7. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:

1) Платона об идеях;                                                                

2) Аристотеля о сущности вещей;

3) Плотина об эманациях;                                                   

4) Порфирия о характере родов и видов.

 

8. Девиз Ансельма Кентерберийского:

1) вера не требует разума;                                                        

2) вера и разум неразлучны;

3) разум ищет веру;                                                               

4) вера ищет разум.

 

9. Ансельм доказывал, что существование относительных вещей предполагает абсолютное бытие бога, основываясь на интеллектуализированных положениях:

1) Фомы Аквинского;                                                            

2) Августина Блаженного;

3) Фомы Кемпинского;                                                              

4) Иоанна Скота Эриугены.

 

10. Бернар Клервосский (1091-1153), главный представитель цистерцианской школы, считал основным средством философии:

1) рациональное мышление;                                                      

) постижение религиозных догматов;

3) мистическое общение с Богом;                                             

4) постижение законов природы.

 

Шкала оценивания результатов Теста №3

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

Философия XIX – начала XX веков

№ 1

1. «Вещь в себе» у Канта означает:

1) закрытую для других личность;      

2) скрытый смысл вещи;

3) закон                             

4) сущность.

2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

1) с мышления;                              

2) свободы воли;

3) с природы;                             

4) с общества.

 

3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей филосо­фии:

1) Ньютон;                                   

2) Фейербах;

3) Шеллинг;                         

4) Гегель.

 

4. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет кате­гория:

1) мышление;                                 

2) любовь;

3) самосознание нации;                     

4) долг

 

5.Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущ­ности экзистенциализма:

1) это учение о высшем понима­нии мира;                  

2) это познание причин и прин­ципов сущего;

3) это учение о том, как челове­ку жить;                              

4) это учение о человеческой свободе.

 

6. Назовите основную черту русской философии:

1)эмпиризм;                            

2)позитивизм;

3) нравственно-религиозный характер;                            

4) рационализм.

 

7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:

1) как обусловленный религией процесс;              

2) как нечто неподвижное;

3) как процесс, определяемый государством;                  

4) как нечто фатальное.

 

8. В основу славянофильства легли принципы:

1) учение о народе как движущем факторе истории;                

2) любовь к славянству;

3) опора на сельскую общину;                            

4) увлеченность языковой культурой.

 

9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:

1) славянофильство;                                       

2) западничество;

3)позитивизм;                                      

4) народничество.

 

10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает:

1) учение о сущности единого общества;                

2) единство природы и человека;

3) единство природы и общества;                         

4) единство Бога со всем миром.

 

№ 2

1. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:

 1) царству божию;                        

2) декадансу;

3) гуманизму;

4) варварству.

 

2. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью:

1) правителей государства;

2) выдающихся личностей;

3) изобретателей-новаторов;

4) религиозных лидеров.

 

3. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал:

1) язык;

2) новаторство;

3) традицию;

4) миф.

 

4. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с:

1) языка;

2) трудовой деятельности;

3) прямохождения;

4) развития рук.

 

5. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» Иммануил Кант впервые выдвинул:

1) теорию подлунного мира;

2) небулярную теорию;

3) теорию предустановленной гармонии;

4) теорию множественности миров.

 

6. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:

1) интуитивно;

2) способом доказательств;

3) на основе чувственного опыта;

4) в первичном ощущении.

 

7. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:

1) априорности чувственного опыта;

2) трансцендентных предметов;

3) апостериорности ощущений;

4) непознаваемости «вещи в себе».

 

8. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:

1) все наше познание начинается с чувственного опыта;

2) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;

3) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;

4) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.

 

9. По теории Канта, время и пространство:

1) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

2) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

3) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

4) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.

 

10. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

1) вещь в себе;

2) феномен;

3) ноумен;

4) интеллектуальный синтез.

 

Шкала оценивания результатов Теста №4

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

 

Онтология

№ 1

1. Что означает понятие «материя»:

1) материя — философская категория для обозначения матери­альной основы бытия;

2) материя — фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощу­щениях;

3) материя есть лишь символ, который отражает ощущения раз­личных наших чувств;

4) материя — это непознаваемая «вещь в себе».

 

2. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:

1) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;

2) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;

3) сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;

4) сознание — божественный дар человеку.

 

3. Что означает время как философская категория:

1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осу­ществляемом нашим разумом;

2) время — текущая длительность, в которой все возникает и ис­чезает;

3) время — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;

4) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.

 

4. Что характеризует пространство как философскую категорию:

1) пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в се­бя всю материю;

2) пространство — это форма существования материальных объек­тов, характеризующаяся протяженностью и объемом;

3) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел, создан­ное богом вместе с материей;

4) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, ко­торым мы воспринимаем вещи.

 

5. Что такое диалектика:

1) искусство ведения спора;

2) представление о вечном становлении мира;

3) универсальная теория и метод познания мира;

4)учение о противоречиях.

 

6. Что такое метафизика:

1) другое название философии;

2)отрицание развития;

3) признание развития за счет внешнего толчка;

4) теоретическая физика.

 

7. Какой, по вашему мнению, ответ является правильным:

1) противоречия — это противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия;

2) противоречия свойственны как природе, обществу, так и на­шему мышлению;

3) противоречие — это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений;

4) противоречие — это мистическое совмещение противополож­ностей, постигаемое только интуицией.

 

8. Какая, по вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной:

1) законы науки — утверждения, имеющие общезначимый смысл;

2) законы науки — выражение мирового разума, воплощенное в природе и обществе;

3) законы науки — следствие законов человеческого разума, орга­низующих эмпирический материал;

4) законы науки — выражение общих и повторяющихся связей предметов и явлений.

 

9. Что означает термин «агностицизм»:

1) представление о непознаваемости мира;

2) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;

3) представление о том, что познание полно и адекватно отража­ет действительность;

4) представление, что познание носит чисто символический ха­рактер, а истинные знания раскрываются в вере.

 

10. Какое познание основано на ощущении:

1) чувственное познание;

2) логическое познание;

3)интуитивное познание;

4) образное познание.

 

Шкала оценивания результатов Теста №5

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

Гносеология

№ 1

1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:

1) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;

2) значимая информация в аспекте деятельности;

3) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;

4) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.

 

2. В философии «агностицизм» понимается как:

1) рассмотрение процесса познания;

2) рассмотрение объектов познания;

3) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;

4) сомнение в возможности познания.

 

3. В современной гносеологии объект познания:

1) существует «сам по себе»;

2) противостоит субъекту познания;

3) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;

4) является частью самопознающего субъекта.

 

4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:

1) чувственное отражение;

2) познавательный контакт с объектом познания;

3) представление;

4) объяснение.

 

5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:

1) абстрактным;

2) теоретическим;

3) обыденным;

4) научным.

 

6. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

1) абстрактна;

2) объективна;

3) субъективна;

4) абсолютна.

 

7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:

1) ложь;

2) заблуждение;

3) суждение;

4) предрассудок.

 

8. Среди современных концепций истины отсутствует:

1) когерентная;

2) соответствия;

3) системная;

4) прагматическая.

 

9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:

1) прогнозирование;

2) предусмотрение;

3) целеполагание;

4) опережение.

 

10. Любое изменение, преобразование, процесс - это:

1) эволюция;

2) развитие;

3) инволюция;

4) движение.

 

Шкала оценивания результатов Теста №6

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

Сознание

№ 1

1. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

1) объективный идеализм;

2) субъективный идеализм;

3) диалектическый материализм;

4) экзистенциализм.

 

2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:

1) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;

2) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;

3) высшую функцию мозга, связанную с речью;

4) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.

 

3. Человеческому сознанию присуще:

1) пассивное отражение действительности;

2) активная, творческая деятельность;

3) непосредственное воздействие на действительность;

4) порождение объективной реальности.

 

4. Самосознание человека - это:

1) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;

2) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;

3) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;

4) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.

 

В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это

1) рассудок;

2) разум;

3) мышление;

4) ум.

 

6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:

1) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;

2) ориентации в обыденной жизни;

3) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;

4) разложения целостных объектов на составные части.

 

7. Что появилось у человека раньше - мышление или язык:

1) мышление;

2) язык;

3) одновременно;

4) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.

 

8. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:

1) непосредственная деятельность сознания;

2) адекватное выражение мысли;

3) система естественных и искусственных знаков;

4) вторая сигнальная система.

 

9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:

1) позволяет передавать и распространять информацию;

2) способствует совершенствованию профессиональных знаний;

3) является средством общения всех людей между собой;

4) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.

 

10. «Бессознательное» в современной философии-это:

1) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

2) рефлекторные процессы в организме человека;

3) все, что не осознается человеком;

4) нечто, присущее только отдельному человеку.

 

Шкала оценивания результатов Теста №7

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

Общество

№ 1

1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему «Общество как процесс»:

1) общество — система взаимоотношений между людьми, возни­кающая в результате их совместной жизнедеятельности;

2) общество — совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;

3) общество — определенный этап в историческом развитии че­ловечества;

4) общество — организация людей, объединенных общим заняти­ем или увлечением (например, спортивное или философское).

 

2. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса:

1) капитализм;

2) феодализм;

3) традиционное общество;

4) постиндустриальное общество.

 

3. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:

1) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;

2) общество развивается по спирали;

3) общество развивается по кругу;

4) общество не развивается.

 

4. Что является критерием исторического прогресса в теории ста­дий роста:

1) состояние морали;

2)способ производства;

3) уровень демократизма в государстве;

4) научно-технический прогресс.

 

5. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:

1) К. Маркс;

2) У. Ростоу;

3) Н. Данилевский;

4) А. Тойнби.

 

6. Что такое система:

1) рядоположенность предметов любой природы;

2) порядок в расположении предметов одного типа;

3) любая совокупность элементов;

4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

 

7. Что такое цивилизация с точки зрения системности:

1) совокупность предметов материальной культуры;

2) общество, развитие которого определяется техникой;

3) общество, имеющее свою специфическую культуру;

4) над-культурное образование, связанное едиными принципами жизнеустройства.

 

8. Социальная стратификация — это:

1) разделение общества на классы;

2) сложная неустойчивая структура в обществе;

3) деление людей на общественные группы в зависимости от вы­бора профессии;

4) процесс разделения людей на социальные слои.

 

9. Существует стадиальная теория развития общества. Ее предста­вителями являются:

1) У. Ростоу;

2) К. Маркс;

3) A. Тоинби;

4) Н. Бердяев.

 

10. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества:

1) «Закат Европы»;

2) «Россия и Европа»;

3) «Постижение истории»;

4) «Смысл истории».

 

№ 2

1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

1) культурология;

2) социальная философия;

3) гносеология;

4) политология.

 

2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:

1) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;

2) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;

3) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;

4) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.

 

3. Согласно концепции М. Вебера, общество - это:

1) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;

2) понимающее «бытие-в-мире»;

3) свободный практический и творческий выбор;

4) система социальных действий и их смыслов.

 

4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:

1) жизни людей согласно их речевым актам;

2) истолкования смысла социальных действий людей;

3) формы материального производства;

4) соответствующего общественного договора.

 

5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество - это:

1) воплощение совершенной идеи справедливости;

2) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;

3) продолжение природы и космических закономерностей;

4) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».

 

6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:

1) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

2) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;

3) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;

4) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

 

7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:

1) антропосфера;

2) социосфера;

3) ноосфера;

4) техносфера.

 

8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:

1) взаимодействие общества и природы;

2) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;

3) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;

4) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.

 

9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:

1) циклов;

2) стрелы;

3) спирали;

4) маятника.

 

10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:

1) немецкого философа К. Ясперса;

2) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;

3) французского историка и культуролога Ф. Броделя;

4) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.

 

Шкала оценивания результатов Теста №8

Количество верно выполненных заданий теста Количество баллов
1 0,5
2 0,5
3 0,5
4 0,5
5 0,5
6 0,5
7 0,5
8 0,5
9 0,5
10 0,5

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 432.