1) метод психологического воздействия
2) метод мышления - от общего к частному
3) метод мышления - от частного к общему
4) метод всеобщего познания
9. Рационализм – это понятие, означающее в философии:
1) область математики
2) научное знание вообще
3) теоретическое познание, основанное на разуме
4) опытное знание
10. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:
1) Бэкон
2) Декарт
3) Спиноза
4) Лейбниц
№ 2
1. В онтологии Иоанна Скота Эриугены, который первым поставил фундаментальные проблемы соотношения бога и мира, исследователи усматривают:
1) арианство;
2) стоицизм;
3) пантеизм;
4) панпсихизм.
2. Его называли «первым отцом схоластики» и «Карлом Великим схоластической философии»:
1) Ансельм Кентерберийский;
2) Иоанн Росцелин;
3) Иоанн Скот Эриугена;
4) Пьер Абеляр.
3. Задача средневековой философии , с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
1) исследовать социальную действительность;
2) исследовать природу;
3) найти рациональные доказательства веры;
4) сформировать христианскую философию
4. В схоластике провозглашалось различие между:
1) верой и разумом;
2) наукой и теологией;
3) теологией и философией;
4) философией и наукой.
5. Исторический период развития схоластики:
1) IV-Хвв.;
2) IX-XV вв.;
3) VIII-XVI вв.;
4) I-IV вв..
6. Иоанн Скот Эриугена признавал:
1) только положительную (позитивную) теологию;
2) негативную теологию;
3) и позитивную и негативную одновременно;
4) необходимость отказаться от их различения.
7. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:
1) Платона об идеях;
2) Аристотеля о сущности вещей;
3) Плотина об эманациях;
4) Порфирия о характере родов и видов.
8. Девиз Ансельма Кентерберийского:
1) вера не требует разума;
2) вера и разум неразлучны;
3) разум ищет веру;
4) вера ищет разум.
9. Ансельм доказывал, что существование относительных вещей предполагает абсолютное бытие бога, основываясь на интеллектуализированных положениях:
1) Фомы Аквинского;
2) Августина Блаженного;
3) Фомы Кемпинского;
4) Иоанна Скота Эриугены.
10. Бернар Клервосский (1091-1153), главный представитель цистерцианской школы, считал основным средством философии:
1) рациональное мышление;
) постижение религиозных догматов;
3) мистическое общение с Богом;
4) постижение законов природы.
Шкала оценивания результатов Теста №3
Количество верно выполненных заданий теста | Количество баллов |
1 | 0,5 |
2 | 0,5 |
3 | 0,5 |
4 | 0,5 |
5 | 0,5 |
6 | 0,5 |
7 | 0,5 |
8 | 0,5 |
9 | 0,5 |
10 | 0,5 |
Философия XIX – начала XX веков
№ 1
1. «Вещь в себе» у Канта означает:
1) закрытую для других личность;
2) скрытый смысл вещи;
3) закон
4) сущность.
2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:
1) с мышления;
2) свободы воли;
3) с природы;
4) с общества.
3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:
1) Ньютон;
2) Фейербах;
3) Шеллинг;
4) Гегель.
4. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:
1) мышление;
2) любовь;
3) самосознание нации;
4) долг
5.Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:
1) это учение о высшем понимании мира;
2) это познание причин и принципов сущего;
3) это учение о том, как человеку жить;
4) это учение о человеческой свободе.
6. Назовите основную черту русской философии:
1)эмпиризм;
2)позитивизм;
3) нравственно-религиозный характер;
4) рационализм.
7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:
1) как обусловленный религией процесс;
2) как нечто неподвижное;
3) как процесс, определяемый государством;
4) как нечто фатальное.
8. В основу славянофильства легли принципы:
1) учение о народе как движущем факторе истории;
2) любовь к славянству;
3) опора на сельскую общину;
4) увлеченность языковой культурой.
9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:
1) славянофильство;
2) западничество;
3)позитивизм;
4) народничество.
10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает:
1) учение о сущности единого общества;
2) единство природы и человека;
3) единство природы и общества;
4) единство Бога со всем миром.
№ 2
1. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:
1) царству божию;
2) декадансу;
3) гуманизму;
4) варварству.
2. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью:
1) правителей государства;
2) выдающихся личностей;
3) изобретателей-новаторов;
4) религиозных лидеров.
3. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал:
1) язык;
2) новаторство;
3) традицию;
4) миф.
4. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с:
1) языка;
2) трудовой деятельности;
3) прямохождения;
4) развития рук.
5. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» Иммануил Кант впервые выдвинул:
1) теорию подлунного мира;
2) небулярную теорию;
3) теорию предустановленной гармонии;
4) теорию множественности миров.
6. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:
1) интуитивно;
2) способом доказательств;
3) на основе чувственного опыта;
4) в первичном ощущении.
7. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:
1) априорности чувственного опыта;
2) трансцендентных предметов;
3) апостериорности ощущений;
4) непознаваемости «вещи в себе».
8. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:
1) все наше познание начинается с чувственного опыта;
2) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;
3) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;
4) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.
9. По теории Канта, время и пространство:
1) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
2) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
3) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
4) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
10. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
1) вещь в себе;
2) феномен;
3) ноумен;
4) интеллектуальный синтез.
Шкала оценивания результатов Теста №4
Количество верно выполненных заданий теста | Количество баллов |
1 | 0,5 |
2 | 0,5 |
3 | 0,5 |
4 | 0,5 |
5 | 0,5 |
6 | 0,5 |
7 | 0,5 |
8 | 0,5 |
9 | 0,5 |
10 | 0,5 |
Онтология
№ 1
1. Что означает понятие «материя»:
1) материя — философская категория для обозначения материальной основы бытия;
2) материя — фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях;
3) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств;
4) материя — это непознаваемая «вещь в себе».
2. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:
1) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;
2) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;
3) сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;
4) сознание — божественный дар человеку.
3. Что означает время как философская категория:
1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;
2) время — текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;
3) время — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;
4) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.
4. Что характеризует пространство как философскую категорию:
1) пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю;
2) пространство — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом;
3) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;
4) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.
5. Что такое диалектика:
1) искусство ведения спора;
2) представление о вечном становлении мира;
3) универсальная теория и метод познания мира;
4)учение о противоречиях.
6. Что такое метафизика:
1) другое название философии;
2)отрицание развития;
3) признание развития за счет внешнего толчка;
4) теоретическая физика.
7. Какой, по вашему мнению, ответ является правильным:
1) противоречия — это противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия;
2) противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению;
3) противоречие — это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений;
4) противоречие — это мистическое совмещение противоположностей, постигаемое только интуицией.
8. Какая, по вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной:
1) законы науки — утверждения, имеющие общезначимый смысл;
2) законы науки — выражение мирового разума, воплощенное в природе и обществе;
3) законы науки — следствие законов человеческого разума, организующих эмпирический материал;
4) законы науки — выражение общих и повторяющихся связей предметов и явлений.
9. Что означает термин «агностицизм»:
1) представление о непознаваемости мира;
2) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;
3) представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;
4) представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере.
10. Какое познание основано на ощущении:
1) чувственное познание;
2) логическое познание;
3)интуитивное познание;
4) образное познание.
Шкала оценивания результатов Теста №5
Количество верно выполненных заданий теста | Количество баллов |
1 | 0,5 |
2 | 0,5 |
3 | 0,5 |
4 | 0,5 |
5 | 0,5 |
6 | 0,5 |
7 | 0,5 |
8 | 0,5 |
9 | 0,5 |
10 | 0,5 |
Гносеология
№ 1
1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:
1) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
2) значимая информация в аспекте деятельности;
3) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
4) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
2. В философии «агностицизм» понимается как:
1) рассмотрение процесса познания;
2) рассмотрение объектов познания;
3) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
4) сомнение в возможности познания.
3. В современной гносеологии объект познания:
1) существует «сам по себе»;
2) противостоит субъекту познания;
3) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;
4) является частью самопознающего субъекта.
4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:
1) чувственное отражение;
2) познавательный контакт с объектом познания;
3) представление;
4) объяснение.
5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
1) абстрактным;
2) теоретическим;
3) обыденным;
4) научным.
6. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
1) абстрактна;
2) объективна;
3) субъективна;
4) абсолютна.
7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
1) ложь;
2) заблуждение;
3) суждение;
4) предрассудок.
8. Среди современных концепций истины отсутствует:
1) когерентная;
2) соответствия;
3) системная;
4) прагматическая.
9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:
1) прогнозирование;
2) предусмотрение;
3) целеполагание;
4) опережение.
10. Любое изменение, преобразование, процесс - это:
1) эволюция;
2) развитие;
3) инволюция;
4) движение.
Шкала оценивания результатов Теста №6
Количество верно выполненных заданий теста | Количество баллов |
1 | 0,5 |
2 | 0,5 |
3 | 0,5 |
4 | 0,5 |
5 | 0,5 |
6 | 0,5 |
7 | 0,5 |
8 | 0,5 |
9 | 0,5 |
10 | 0,5 |
Сознание
№ 1
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
1) объективный идеализм;
2) субъективный идеализм;
3) диалектическый материализм;
4) экзистенциализм.
2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:
1) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;
2) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;
3) высшую функцию мозга, связанную с речью;
4) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.
3. Человеческому сознанию присуще:
1) пассивное отражение действительности;
2) активная, творческая деятельность;
3) непосредственное воздействие на действительность;
4) порождение объективной реальности.
4. Самосознание человека - это:
1) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;
2) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;
3) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;
4) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.
В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это
1) рассудок;
2) разум;
3) мышление;
4) ум.
6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:
1) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;
2) ориентации в обыденной жизни;
3) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;
4) разложения целостных объектов на составные части.
7. Что появилось у человека раньше - мышление или язык:
1) мышление;
2) язык;
3) одновременно;
4) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.
8. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:
1) непосредственная деятельность сознания;
2) адекватное выражение мысли;
3) система естественных и искусственных знаков;
4) вторая сигнальная система.
9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:
1) позволяет передавать и распространять информацию;
2) способствует совершенствованию профессиональных знаний;
3) является средством общения всех людей между собой;
4) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.
10. «Бессознательное» в современной философии-это:
1) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
2) рефлекторные процессы в организме человека;
3) все, что не осознается человеком;
4) нечто, присущее только отдельному человеку.
Шкала оценивания результатов Теста №7
Количество верно выполненных заданий теста | Количество баллов |
1 | 0,5 |
2 | 0,5 |
3 | 0,5 |
4 | 0,5 |
5 | 0,5 |
6 | 0,5 |
7 | 0,5 |
8 | 0,5 |
9 | 0,5 |
10 | 0,5 |
Общество
№ 1
1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему «Общество как процесс»:
1) общество — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;
2) общество — совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;
3) общество — определенный этап в историческом развитии человечества;
4) общество — организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).
2. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса:
1) капитализм;
2) феодализм;
3) традиционное общество;
4) постиндустриальное общество.
3. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:
1) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;
2) общество развивается по спирали;
3) общество развивается по кругу;
4) общество не развивается.
4. Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста:
1) состояние морали;
2)способ производства;
3) уровень демократизма в государстве;
4) научно-технический прогресс.
5. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:
1) К. Маркс;
2) У. Ростоу;
3) Н. Данилевский;
4) А. Тойнби.
6. Что такое система:
1) рядоположенность предметов любой природы;
2) порядок в расположении предметов одного типа;
3) любая совокупность элементов;
4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.
7. Что такое цивилизация с точки зрения системности:
1) совокупность предметов материальной культуры;
2) общество, развитие которого определяется техникой;
3) общество, имеющее свою специфическую культуру;
4) над-культурное образование, связанное едиными принципами жизнеустройства.
8. Социальная стратификация — это:
1) разделение общества на классы;
2) сложная неустойчивая структура в обществе;
3) деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии;
4) процесс разделения людей на социальные слои.
9. Существует стадиальная теория развития общества. Ее представителями являются:
1) У. Ростоу;
2) К. Маркс;
3) A. Тоинби;
4) Н. Бердяев.
10. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества:
1) «Закат Европы»;
2) «Россия и Европа»;
3) «Постижение истории»;
4) «Смысл истории».
№ 2
1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
1) культурология;
2) социальная философия;
3) гносеология;
4) политология.
2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:
1) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;
2) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;
3) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;
4) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.
3. Согласно концепции М. Вебера, общество - это:
1) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;
2) понимающее «бытие-в-мире»;
3) свободный практический и творческий выбор;
4) система социальных действий и их смыслов.
4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:
1) жизни людей согласно их речевым актам;
2) истолкования смысла социальных действий людей;
3) формы материального производства;
4) соответствующего общественного договора.
5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество - это:
1) воплощение совершенной идеи справедливости;
2) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;
3) продолжение природы и космических закономерностей;
4) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».
6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
1) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
2) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
3) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
4) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:
1) антропосфера;
2) социосфера;
3) ноосфера;
4) техносфера.
8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:
1) взаимодействие общества и природы;
2) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;
3) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;
4) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.
9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:
1) циклов;
2) стрелы;
3) спирали;
4) маятника.
10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:
1) немецкого философа К. Ясперса;
2) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;
3) французского историка и культуролога Ф. Броделя;
4) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.
Шкала оценивания результатов Теста №8
Количество верно выполненных заданий теста | Количество баллов |
1 | 0,5 |
2 | 0,5 |
3 | 0,5 |
4 | 0,5 |
5 | 0,5 |
6 | 0,5 |
7 | 0,5 |
8 | 0,5 |
9 | 0,5 |
10 | 0,5 |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 432.