Содержание
1.Оценочные средства входного контроля (если предусмотрено рабочей программой дисциплины) | |
2. Оценочные средства текущего контроля. Процедура оценивания Тест № 1. Процедура оценивания. Тест № 2. Процедура оценивания. Тест № 3. Процедура оценивания. Тест № 4. Процедура оценивания. Тест № 5. Процедура оценивания. Тест № 6. Процедура оценивания. Тест № 7. Процедура оценивания. Тест № 8. Процедура оценивания. Тест № 9. Процедура оценивания. | |
3. Оценочные средства промежуточной аттестации. Процедура оценивания | |
4. Вопросы и задания для подготовки к экзамену (зачету). Процедура оценивания | |
5. Контроль остаточных знаний (если предусмотрено рабочей программой дисциплины) |
1. Оценочные средства входного контроля (если предусмотрено рабочей программой дисциплины)
Оценочные средства входного контроля РПД дисциплины «Философия» не предусмотрены.
Оценочные средства текущего контроля. Процедуры оценивания
Информация о распределение оценочных средств текущего контроля по разделам дисциплины и их соответствие компетенциям представлены в п.5.1.1. рабочей программы дисциплины.
Каждый тест по соответствующей тематике проводится на семинарском занятии после пройденной темы.
Предмет философии
№ 1
1. Предметом философии является:
1) человек и его место в мире;
2) природа и ее законы;
3) общественно-исторические процессы;
4) универсальные законы и принципы.
2. Философия может быть определена как:
1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;
2) мудрость вообще;
3) совокупность нравственных учений и норм;
4) система религиозных учений о мире и человеке.
Какое определение наиболее полно раскрывает сущность материи?
1) материя — то, из чего все состоит;
2) материя — объективная реальность, существующая независимо от сознания;
3) материя — основная субстанция, первоматерия;
4) материя — комплекс «моих ощущений».
4. Онтология — это философское учение:
1) о бытии;
2) о ценностях мира;
3) о происхождении Вселенной;
4) о доказательствах.
5. Гносеология — это философское учение:
1) о познании мира;
2) о непознаваемости бытия;
3) о знании вообще;
4) раннего христианства.
6. Метафизика — это:
1) физика;
2) философия;
3)религия;
4) математика.
7. Укажите понятие, которое можно отнести к философской категории:
1) элементарная частица;
2) информация;
3) система;
4) слово.
Чем отличается философия от мифологии и религии?
1) учением об авторитетах;
2) рационально-теоретическим представлением о мире;
3) образностью представлений;
4) учением о сверхъестественном.
9. Укажите философское определение «природы»:
1) природа — это географическая среда;
2) природа — это вся Вселенная;
3) природа — это материя;
4) природа — это биосфера Земли.
10. Материалистическая точка зрения:
1) сознание свойство высокоорганизованной материи;
2) сознание свойство всей материи;
3) сознание материально;
4) сознание человека — проявление мирового духа.
№ 2
1. Термин «философия» означает:
1) рассуждение;
2) компетентное мнение;
3) профессиональную деятельность;
4) любовь к мудрости.
2. Греческое слово «филео» означает любовь:
1) страсть;
2) братскую;
3) стремление;
4) половую
3. Что является источником философского знания, согласно Сократу?
1) процесс познания мира;
2) жизнь человека в обществе;
3) знание о неизбежности смерти;
4) постоянная духовная неудовлетворенность.
4. В развитии философии нет:
1) преемственности;
2) научных достижений;
3) ценностной составляющей;
4) устаревших идей.
5. Философские решения не могут быть:
1) гипотетическими;
2) окончательными;
3) неоднозначными;
4) сложными.
6. Ответы на философские вопросы ищут в:
1) религиозных верованиях;
2) мифологических представлениях;
3) научных исследованиях;
4) доводах и умозаключениях разума.
Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя
1) Фому Аквинского
2) Августина Блаженного
3) Пьера Абеляра
4) Боэция
Онтология
№ 1
1. Что означает понятие «материя»:
1) материя — философская категория для обозначения материальной основы бытия;
2) материя — фундаментальная исходная категория философии для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях;
3) материя есть лишь символ, который отражает ощущения различных наших чувств;
4) материя — это непознаваемая «вещь в себе».
2. Какое из приводимых ниже определений сознания принадлежит метафизическому материализму:
1) сознание — такой же материальный продукт деятельности мозга, как желчь — продукт печени;
2) сознание является не физиологической функцией головного мозга, а свойством человеческого общества;
3) сознание — это этап в развитии абсолютной идеи, на котором она приближается к самой себе;
4) сознание — божественный дар человеку.
3. Что означает время как философская категория:
1) время существует не в самих вещах, а только в мышлении, осуществляемом нашим разумом;
2) время — текущая длительность, в которой все возникает и исчезает;
3) время — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью;
4) время — это всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей.
4. Что характеризует пространство как философскую категорию:
1) пространство — бесконечная протяженность, вмещающая в себя всю материю;
2) пространство — это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом;
3) пространство — всеобщее внешнее условие бытия тел, созданное богом вместе с материей;
4) пространство — это не реальность мира явлений, а способ, которым мы воспринимаем вещи.
5. Что такое диалектика:
1) искусство ведения спора;
2) представление о вечном становлении мира;
3) универсальная теория и метод познания мира;
4)учение о противоречиях.
6. Что такое метафизика:
1) другое название философии;
2)отрицание развития;
3) признание развития за счет внешнего толчка;
4) теоретическая физика.
7. Какой, по вашему мнению, ответ является правильным:
1) противоречия — это противоречия в мышлении человека, т. е. логические противоречия;
2) противоречия свойственны как природе, обществу, так и нашему мышлению;
3) противоречие — это взаимодействие противоположных сторон предметов и явлений;
4) противоречие — это мистическое совмещение противоположностей, постигаемое только интуицией.
8. Какая, по вашему мнению, трактовка закона является наиболее правильной:
1) законы науки — утверждения, имеющие общезначимый смысл;
2) законы науки — выражение мирового разума, воплощенное в природе и обществе;
3) законы науки — следствие законов человеческого разума, организующих эмпирический материал;
4) законы науки — выражение общих и повторяющихся связей предметов и явлений.
9. Что означает термин «агностицизм»:
1) представление о непознаваемости мира;
2) представление о несовершенстве знаний и их изменчивости;
3) представление о том, что познание полно и адекватно отражает действительность;
4) представление, что познание носит чисто символический характер, а истинные знания раскрываются в вере.
10. Какое познание основано на ощущении:
1) чувственное познание;
2) логическое познание;
3)интуитивное познание;
4) образное познание.
Шкала оценивания результатов Теста №5
Количество верно выполненных заданий теста | Количество баллов |
1 | 0,5 |
2 | 0,5 |
3 | 0,5 |
4 | 0,5 |
5 | 0,5 |
6 | 0,5 |
7 | 0,5 |
8 | 0,5 |
9 | 0,5 |
10 | 0,5 |
Гносеология
№ 1
1. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как:
1) способности, умения, навыки в определенной области деятельности;
2) значимая информация в аспекте деятельности;
3) объективная реальность, данная в сознании действующего человека;
4) обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний.
2. В философии «агностицизм» понимается как:
1) рассмотрение процесса познания;
2) рассмотрение объектов познания;
3) полное или частичное отрицание принципиальной возможности познания;
4) сомнение в возможности познания.
3. В современной гносеологии объект познания:
1) существует «сам по себе»;
2) противостоит субъекту познания;
3) в своем определении зависит от концептуальной системы познающего;
4) является частью самопознающего субъекта.
4. Определенный этап познавательного процесса, на котором информация об объекте, полученная в ощущениях и восприятиях, сохраняясь в сознании, воспроизводится позже без прямого воздействия объекта на субъект - это:
1) чувственное отражение;
2) познавательный контакт с объектом познания;
3) представление;
4) объяснение.
5. Вид познания, вплетенный в ткань жизнедеятельности субъекта, но не обладающий доказательной силой, называется:
1) абстрактным;
2) теоретическим;
3) обыденным;
4) научным.
6. Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:
1) абстрактна;
2) объективна;
3) субъективна;
4) абсолютна.
7. Понятие, противоположное по смыслу «истине» в гносеологии:
1) ложь;
2) заблуждение;
3) суждение;
4) предрассудок.
8. Среди современных концепций истины отсутствует:
1) когерентная;
2) соответствия;
3) системная;
4) прагматическая.
9. Предвосхищение деятельности и ее результата с точки зрения выработки идеалов, решений, программ, норм и плана предстоящей деятельности:
1) прогнозирование;
2) предусмотрение;
3) целеполагание;
4) опережение.
10. Любое изменение, преобразование, процесс - это:
1) эволюция;
2) развитие;
3) инволюция;
4) движение.
Шкала оценивания результатов Теста №6
Количество верно выполненных заданий теста | Количество баллов |
1 | 0,5 |
2 | 0,5 |
3 | 0,5 |
4 | 0,5 |
5 | 0,5 |
6 | 0,5 |
7 | 0,5 |
8 | 0,5 |
9 | 0,5 |
10 | 0,5 |
Сознание
№ 1
1. Сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, в философском направлении:
1) объективный идеализм;
2) субъективный идеализм;
3) диалектическый материализм;
4) экзистенциализм.
2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:
1) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;
2) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;
3) высшую функцию мозга, связанную с речью;
4) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.
3. Человеческому сознанию присуще:
1) пассивное отражение действительности;
2) активная, творческая деятельность;
3) непосредственное воздействие на действительность;
4) порождение объективной реальности.
4. Самосознание человека - это:
1) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;
2) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;
3) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;
4) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.
В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это
1) рассудок;
2) разум;
3) мышление;
4) ум.
6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:
1) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;
2) ориентации в обыденной жизни;
3) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;
4) разложения целостных объектов на составные части.
7. Что появилось у человека раньше - мышление или язык:
1) мышление;
2) язык;
3) одновременно;
4) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.
8. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:
1) непосредственная деятельность сознания;
2) адекватное выражение мысли;
3) система естественных и искусственных знаков;
4) вторая сигнальная система.
9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:
1) позволяет передавать и распространять информацию;
2) способствует совершенствованию профессиональных знаний;
3) является средством общения всех людей между собой;
4) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.
10. «Бессознательное» в современной философии-это:
1) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;
2) рефлекторные процессы в организме человека;
3) все, что не осознается человеком;
4) нечто, присущее только отдельному человеку.
Шкала оценивания результатов Теста №7
Количество верно выполненных заданий теста | Количество баллов |
1 | 0,5 |
2 | 0,5 |
3 | 0,5 |
4 | 0,5 |
5 | 0,5 |
6 | 0,5 |
7 | 0,5 |
8 | 0,5 |
9 | 0,5 |
10 | 0,5 |
Общество
№ 1
1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему «Общество как процесс»:
1) общество — система взаимоотношений между людьми, возникающая в результате их совместной жизнедеятельности;
2) общество — совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;
3) общество — определенный этап в историческом развитии человечества;
4) общество — организация людей, объединенных общим занятием или увлечением (например, спортивное или философское).
2. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса:
1) капитализм;
2) феодализм;
3) традиционное общество;
4) постиндустриальное общество.
3. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:
1) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;
2) общество развивается по спирали;
3) общество развивается по кругу;
4) общество не развивается.
4. Что является критерием исторического прогресса в теории стадий роста:
1) состояние морали;
2)способ производства;
3) уровень демократизма в государстве;
4) научно-технический прогресс.
5. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:
1) К. Маркс;
2) У. Ростоу;
3) Н. Данилевский;
4) А. Тойнби.
6. Что такое система:
1) рядоположенность предметов любой природы;
2) порядок в расположении предметов одного типа;
3) любая совокупность элементов;
4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.
7. Что такое цивилизация с точки зрения системности:
1) совокупность предметов материальной культуры;
2) общество, развитие которого определяется техникой;
3) общество, имеющее свою специфическую культуру;
4) над-культурное образование, связанное едиными принципами жизнеустройства.
8. Социальная стратификация — это:
1) разделение общества на классы;
2) сложная неустойчивая структура в обществе;
3) деление людей на общественные группы в зависимости от выбора профессии;
4) процесс разделения людей на социальные слои.
9. Существует стадиальная теория развития общества. Ее представителями являются:
1) У. Ростоу;
2) К. Маркс;
3) A. Тоинби;
4) Н. Бердяев.
10. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества:
1) «Закат Европы»;
2) «Россия и Европа»;
3) «Постижение истории»;
4) «Смысл истории».
№ 2
1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:
1) культурология;
2) социальная философия;
3) гносеология;
4) политология.
2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:
1) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;
2) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;
3) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;
4) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.
3. Согласно концепции М. Вебера, общество - это:
1) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;
2) понимающее «бытие-в-мире»;
3) свободный практический и творческий выбор;
4) система социальных действий и их смыслов.
4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:
1) жизни людей согласно их речевым актам;
2) истолкования смысла социальных действий людей;
3) формы материального производства;
4) соответствующего общественного договора.
5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество - это:
1) воплощение совершенной идеи справедливости;
2) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;
3) продолжение природы и космических закономерностей;
4) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».
6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:
1) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;
2) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;
3) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;
4) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.
7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:
1) антропосфера;
2) социосфера;
3) ноосфера;
4) техносфера.
8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:
1) взаимодействие общества и природы;
2) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;
3) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;
4) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.
9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:
1) циклов;
2) стрелы;
3) спирали;
4) маятника.
10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:
1) немецкого философа К. Ясперса;
2) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;
3) французского историка и культуролога Ф. Броделя;
4) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.
Шкала оценивания результатов Теста №8
Количество верно выполненных заданий теста | Количество баллов |
1 | 0,5 |
2 | 0,5 |
3 | 0,5 |
4 | 0,5 |
5 | 0,5 |
6 | 0,5 |
7 | 0,5 |
8 | 0,5 |
9 | 0,5 |
10 | 0,5 |
Вариант № 1
1. Как соотносятся философия и мировоззрение:
1) философия — часть мировоззрения;
2) мировоззрение — часть философии;
3) философия есть мировоззрение;
4) основную роль в формировании мировоззрения играют специальные научные знания, философия же — вспомогательную.
2. Какие из перечисленных вопросов является философскими:
1) возможны ли небелковые формы жизни;
2) обусловлена ли нравственность человека генетикой;
3) как отличить истину от заблуждения;
4) расширяется ли Вселенная.
3. Выберете правильное высказывание:
1) идеализм — это стремление человека к совершенству;
2) идеализм — это утверждение, что идеи существуют реально;
3) идеализм — это представление о первичности сознания (идеального);
4) идеализм — это представление об объективном существовании мира идей.
4. Выделите правильные высказывания:
1) материализм — принцип жизни, заключающийся в примате материальных благ в жизни человека;
2) материализм — философское направление, утверждающее первичность материи и вторичность сознания;
3) материализм — это здравый взгляд на вещи, предполагающий отказ от иллюзий;
4) материализм — философское направление, признающее объективную реальность внешнего мира.
5. Классический период в античной философии связан с такими мыслителями, как:
1) Фалес, Анаксимандр, Анаксимен;
2) Ксенофон, Парменид, Зенон;
3) Сократ, Платон, Аристотель;
4) Зенон, Сенека, Эпиктет.
6. Атомистическое учение о мире основал античный философ:
1) Платон;
2) Эпикур;
3) Анаксимен;
4) Демокрит.
Вариант № 2
1. Дедукция — это понятие, означающее в философии:
1) метод психологического воздействия;
2) метод мышления, построенный на переходе от общего к частному;
3) метод познания всеобщего;
4) метод мышления, построенный на переходе от частного к общему.
2. Наука – это :
1) вид духовной деятельности;
2) социальный институт;
3) развивающаяся система знаний о законах мира;
4) все перечисленное выше.
3. Эмпирическое знание — это:
1) опытное знание;
2) научное знание вообще;
3) теоретическое знание;
4) область физики.
4. Рационализм — это:
1) направление в теории познания, полагающее разум источником и критерием знания;
2) знание, опирающееся на эксперимент;
3) теоретизирование;
4) область математики.
5. «Есть четыре вида идолов, которые осаждают умы людей. Для того чтобы изучить их, дадим им имена. Назовите первый вид идолами рода, второй — идолами пещеры, третий — идолами площади и четвертый — идолами театра».
Чье это изречение и к какому разделу философии относится:
1) Ф. Бэкона, гносеологии;
2) Р. Декарта, онтологии;
3) Б. Спинозы, аксиологии;
4) Г. Лейбница, учению о субстанциях.
6. Философия Канта — это главным образом:
1)эмпиризм;
2)гносеология;
3)онтология;
4)аксиология.
7. «Мир есть вещь в себе» — это определение Канта отражает философскую позицию:
1) материализма;
2) агностицизма;
3) субъективизма;
4) идеализма.
8. Немецкий философ Гегель внес большой вклад в развитие:
1) диалектики как учения о всеобщем развитии;
2) теории прибавочной стоимости;
3) теории общественного договора;
4) цивилизационного подхода.
9. Как понимал интуицию Н. О. Лосский:
1) как мистическое озарение;
2) как направленность сознания на объект;
3) как истечение образов от объекта к человеку;
4) как нечто необъяснимое.
10. Исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, называется в теории Маркса:
1)надстройкой;
2) общественно-экономической формацией;
3) цивилизацией;
4) стадией роста.
Шкала оценивания результатов средств промежуточной аттестации
Количество верно выполненных заданий теста | Количество баллов |
1 | 0,5 |
2 | 0,5 |
3 | 0,5 |
4 | 0,5 |
5 | 0,5 |
6 | 0,5 |
7 | 0,5 |
8 | 0,5 |
9 | 0,5 |
10 | 0,5 |
4. Вопросы и задания для подготовки к экзамену (зачету). Процедура оценивания.
Вопросы и задания для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «Философия»
1.Философия как форма общественного сознания (этапы формирования философского миропонимания)
2.Предмет философии (структура философского знания).
3. Место и роль философии в культуре (функции философии).
4. Мифология, философия, религия: общее и особенное. Онтологическая функция философии.
5. Философия и наука. Проблема научности философского мировоззрения. Методы философских исследований. Гносеологическая функция философии.
6. Философия Древней Индии: ведический период, буддизм (основные идеи и положения).
7. Философия Древнего Китая: даосизм, конфуцианство, моизм, легизм.
8. Античная философия: милетская школа – поиски основы мира и бытия (Фалес, Анаксимен, Анаксимандр, Гераклит, Эмпедокл, Пифагор и др.).
9. Античная философия: элейская школа (Парменид, Зенон, Демокрит и др.).
10. Антропологическая и этическая проблематика в философии Сократа и софистов. Понимание диалектики Сократом.
11. Объективный идеализм Платона, его учение об обществе и государстве, этика.
12. Философия Аристотеля: материя и форма (эйдос), потенция и акт. Теория познания и логика. Учение об обществе и государстве: этические представления.
13. Этические проблемы человека в философии эллинизма: стоики, эпикурейцы, скептики, киники. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники.
14. Средневековая философия: общая характеристика, периодизация. Апологетика и патристика. Схоластика. Проблема универсалий: «номинализм», «реализм», «концептуализм».
15. Философия Августина Блаженного: теодицея, учение о бытии, вечность и время, свобода и божественное предопределение, историософия.
16. Фома Аквинский - систематизатор средневековой схоластики: концепция бытия и божественного откровения, соотношение веры и разума, этические принципы, учение об обществе и государстве.
17. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия средневековья.
18. Философия эпохи Возрождения: общая характеристика. Антропоцентризм, гуманизм, пантеизм.
19. Социально – политические идеи мыслителей «ренессанса» (Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компонелла).
20. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Б. Телезио, Леонардо да Винчи).
21. Философия Нового времени: общая характеристика. Проблема методов познания. Рационализм.
22. Философия Ф.Бэкона: критика схоластики, эмпиризм - развитие экспериментального метода, метод индукции; учение об «идолах».
23. Философия Р.Декарта: картезианство, интеллектуальная интуиция; дедуктивный метод, рационализм, дуализм.
24. Онтология Б. Спинозы и В. Лейбница: субстанциональный монизм и плюрализм.
25. Философия «английского просвещения»: Т. Гоббс, Дж. Локк.
26.Философия «французского просвещения»: Вольтер, Ж.Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, Ж.О. де Ламетри, П.А. Гольбах, Д. Дидро, К.А. Гельвеций.
27. Немецкая классическая философия: И. Кант («критика чистого разума), Г.Гегель (законы диалектики), И. Фихте («наукоучение»), Ф. Шеллинг («созерцательный объективный идеализм»), Л. Фейербах («антропологический материализм») и ее значение.
28. Философия иррационализма. Философские взгляды А. Шопенгауэра на проблему воли человека.
29. «Философия жизни» Ф. Ницше.
30. Позитивизм (О. Конт) и неопозитивизм (С. Миль, Г. Спенсер). Венский кружок.
31. Философская школа структурализма (К. Леви – Стросс, Ж. Лакан). Постструктурализм (Ж. Деррида, М. Фуко).
32. Экзистенциализм и проблема сущности человеческой жизни (С. Кьеркегор, Ж.П. Сартр, К. Ясперс и т. д.).
33.Фрейдизм (З. Фрейд) и неофрейдизм (А. Адлер, Э. Фромм и т. д).
34. Модернизм и постмодернизм (Ю. Хабермас, П. Рикер и т.д.).
35. Герменевтика (В. Дильтей).
36. Философия марксизма (К. Маркс, Ф. Энгельс).
37. Русская философия: характерные черты и основные этапы развития. Основные мировоззренческие течения в русской философии (особенно XIX – XX ВВ.).
38.Философские идеи в культуре Киевской и Московской Руси (XI – XVII вв.).
39. Философская мысль в России в XIII в.
40. Философские взгляды славянофилов и западников: общее и особенное. Философия П.Я. Чаадаева.
41. Философский панморализм Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого.
42.Философская система В.С. Соловьева: учение о «всеединстве», «цельном знании», «софиология», «богочеловечество», историософия.
43. Русская религиозная философия (С. Булгаков, Н. Бердяев, Л. Шестов и т. д).
44. Философия «русского космизма» (Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, В.И. Вернадский, А.Л. Чижевский).
45. Концепция «бытия» - фундамент философской картины мира. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия. Формы бытия. Многомерность, многообразие бытия.
46. Понятие материального и идеального. Проблема материи в философии, ее структура. Атрибуты материи: движение (виды), пространство, время.
47. Категория «сознание» в философии как способность человека к мышлению: природа, сущность, структура, формы проявления, способы отображения. Солипсизм.
48. Философское учение о познании (гносеология). Основные позиции познаваемости мира. Эмпиризм и рационализм.
49. Проблема истины в познании. Концепции истины. Критерии истинности. Соотношение истины и заблуждения в теории познания. Ложь.
50. Диалектика и метафизика как способы познания. Принципы диалектики. Законы диалектики. Категории диалектики.
51. Детерминизм, индетерминизм.
52. Многообразие картин мира: религиозно – мифологическая, философская, научная.
53.Диалектика: основные методы (Гегель, К. Маркс) и принципы познания мира.
54. Синергетика: теория самоорганизации и саморазвития мира. Законы и принципы, точка бифуркации.
55. Проблема человека в истории философии. Представление о совершенном человеке в различных культурах (Западная и Восточная).
56. Природа и сущность человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственность.
57. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Типология личности. Роль личности в истории.
58. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека. Ценности (в том числе религиозные) человеческого существования.
59. Человек в системе социальных связей. Личность и массы. Свобода и необходимость.
60. Человек, общество, культура.
61. Социальная философия: предмет, специфика, задачи. Соотношение с другими общественными науками.
62. Основные подходы к исследованию общества в философии.
63. Общество как система. Структура общества.
64. Общество как процесс.
65. Формационные концепции общественного развития.
66. Цивилизационные концепции общественного развития.
67.Соотношение понятий «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество». Гражданское общество и государство.
68. Историософские проблемы в истории философии.
69. Проблема глобализации общества в система «человек - социум».
70. Проблемы глобализации общества в системе «человек – природа». Географический детерминизм. Экологический кризис.
71. Римский клуб и исследование глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем.
72. Оптимистические и пессимистические сценарии будущего. Философия и современный мир.
73. Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация науки и техники в истории философии. Научное знание как система.
74. Этапы исторического развития техники научно – технический прогресс. Человек и техника. Сциентизм и антисциентизм.
75. Профессиональная ответственность ученого и проблема фальсификации в науке. Современная техническая цивилизация.
Экзамен проводится в устной/письменной форме, ответ студента оценивается в соответствии со следующей шкалой.
Шкала оценивания для проведения экзамена (зачета) с использованием балльно-рейтинговой системы оценки учебной работы
Критерии | Показатели | |
Усвоение программного теоретического материала | - дает аргументированный, полный ответ по вопросу, демонстрирующий знание основного содержания дисциплины и его элементов в соответствии с прослушанным лекционным курсом и с учебной литературой - демонстрирует знание с основной и дополнительной литературы и источников по вопросу - владеет умением устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи между событиями, объектами и явлениями - демонстрирует способность к анализу и сопоставлению различных подходов к решению заявленной в вопросе проблематики | |
Способность увязывать теоретические положения с соответствующей практикой | - умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации - способность творчески применять знание теории к решению профессиональных задач - демонстрирует полное понимание материала, выводы доказательны, приводит примеры, дополнительные вопросы не требуются | |
Понимание основных проблем и сущности излагаемого вопроса | - знание определений и основных понятий - корректно использует профессиональную терминологию - осмысленность - системность | |
Способность самостоятельного мышления при изложении материала | - логичность изложения - последовательность изложения - грамотность изложения - умение делать выводы по излагаемому материалу | |
Культура речи | - правильность и точность формулирования ответа на поставленный вопрос; - научно грамотное и практически целесообразное изложение материала | |
Всего |
Шкала оценивания для проведения экзамена без использования балльно-рейтинговой системы оценки учебной работы
Отметка | Критерии и показатели оценивания |
«отлично», «зачтено» | Студент продемонстрировал сформированность компетенций на повышенном уровне, а именно Знать: - методы и приемы философского анализа проблем; - формы и методы научного познания, их эволюцию; - основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; - важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; - принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные разрешения конфликтов; Уметь: - грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; - оценивать и определять свои потребности, необходимые для продолжения; - выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива; - анализировать экономические проблемы и общественные процессы, быть активным субъектом экономической деятельности. Владеть: - навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики |
«хорошо», «зачтено» | Знать: - методы и приемы философского анализа проблем; - формы и методы научного познания, их эволюцию; - основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; - принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные разрешения конфликтов; Уметь: - грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; - выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива; Владеть: - навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления, публичной речи, морально-этической аргументации, ведения дискуссий и круглых столов, принципами врачебной деонтологии и медицинской этики |
«удовлетворительно», «зачтено» | Знать: - методы и приемы философского анализа проблем; - формы и методы научного познания, их эволюцию; - основные закономерности и тенденции развития мирового исторического процесса; Уметь: - грамотно и самостоятельно анализировать и оценивать ситуацию в России и за ее пределами и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа; Владеть: - навыками изложения самостоятельной точки зрения, анализа и логического мышления |
«неудовлетворительно», «не зачтено» | -------------------------------------------------------------------- |
5. Контроль остаточных знаний студентов (если предусмотрено рабочей программой дисциплины)
Не предусмотрен
Разработчики:
КГУ имени К.Э. Циолковского к.ф.н., доцент Шарова М.А.
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
Содержание
1.Оценочные средства входного контроля (если предусмотрено рабочей программой дисциплины) | |
2. Оценочные средства текущего контроля. Процедура оценивания Тест № 1. Процедура оценивания. Тест № 2. Процедура оценивания. Тест № 3. Процедура оценивания. Тест № 4. Процедура оценивания. Тест № 5. Процедура оценивания. Тест № 6. Процедура оценивания. Тест № 7. Процедура оценивания. Тест № 8. Процедура оценивания. Тест № 9. Процедура оценивания. | |
3. Оценочные средства промежуточной аттестации. Процедура оценивания | |
4. Вопросы и задания для подготовки к экзамену (зачету). Процедура оценивания | |
5. Контроль остаточных знаний (если предусмотрено рабочей программой дисциплины) |
1. Оценочные средства входного контроля (если предусмотрено рабочей программой дисциплины)
Оценочные средства входного контроля РПД дисциплины «Философия» не предусмотрены.
Оценочные средства текущего контроля. Процедуры оценивания
Информация о распределение оценочных средств текущего контроля по разделам дисциплины и их соответствие компетенциям представлены в п.5.1.1. рабочей программы дисциплины.
Каждый тест по соответствующей тематике проводится на семинарском занятии после пройденной темы.
Предмет философии
№ 1
1. Предметом философии является:
1) человек и его место в мире;
2) природа и ее законы;
3) общественно-исторические процессы;
4) универсальные законы и принципы.
2. Философия может быть определена как:
1) система самых общих теоретических воззрений на мир, на место человека в нем;
2) мудрость вообще;
3) совокупность нравственных учений и норм;
4) система религиозных учений о мире и человеке.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 267.