Сначала рассмотрим факторы инфляции на стороне предложения денег. Их можно разделить на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) государство, как правило, превышает свои расходы над доходами (образуется бюджетный дефицит). Для покрытия дефицита правительство обычно увеличивает внутренний государственный долг (выпускает ценные бумаги, получает кредиты, за которые затем приходится расплачиваться)
б) центральный банк нередко допускает чрезмерную эмиссию денег, чтобы покрывать возрастающие нужды государства
в) банки осуществляют кредитную экспансию (дают кредиты сверх нормальной возможности должников возвратить долги)
Б. Международные факторы:
а) государство увеличивает свой внешний долг (берет взаймы иностранные валюты)
б) банки ведут обмен иностранных валют на национальную валюту (это предполагает дополнительный выпуск денег)
Таким образом, главными виновниками инфляции являются государство и подчиненные ему финансовые учреждения.
Теперь выясним, каковы факторы инфляции на стороне спроса. Они также подразделяются на два вида.
А. Внутренние факторы:
а) монополии, дающие основную массу товаров, заинтересованы в повышении цен на свою продукцию и добиваются этого
б) военные расходы государства обычно ведут к превышению спроса денег над их предложением
в) увеличение размеров долгосрочных капитальных вложений ведет к тому, что на долгое время страна не получает никакой отдачи от затраченных денег
Б. Международные факторы:
а) рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен внутри страны, ввозящей из-за границы вещественные условия экономического роста
б) структурные кризисы в мировой экономике, связанные с уменьшением природных ресурсов, ведут к удорожанию факторов производства во всех странах
в) войны между государствами сопровождаются огромной потребностью в деньгах
Одним из факторов, который может влиять на инфляцию, является безработица.
регуляторы инфляции.
A. Проведение политики доходов. Имеется в виду сдерживание инфляции издержек. В развитой рыночной экономике правительство избегает прямого регулирования уровня заработной платы в негосударственном секторе экономики. Оно использует косвенные методы в виде «социального партнерства» — поиска соглашения работодателей с профессиональными союзами наемных работников путем взаимных уступок.
Например, в Японии ежегодно проводится серия переговоров между бизнесменами и профсоюзами о размере заработной платы. Сначала достигается общенациональное соглашение между правительством, союзами предпринимателей и национальными профсоюзами. Затем на предприятиях договариваются о гибкой системе заработной платы: 25—30% ее величины выплачивается в виде премий, зависящих от размера прибыли фирмы. Если спрос на выпускаемую продукцию понижается, то уменьшается объем получаемой прибыли, что ведет к автоматическому снижению уровня оплаты труда.
Б. Ограничение монополистической деятельности в области ценообразования. В этом случае правительство берет под контроль монополистическое «вздувание» цен.
B. Твердое проведение антиинфляционной политики способствует существенному уменьшению инфляции спроса. Успех в этом деле может прийти только к сильному правительству, которое пользуется доверием большинства населения, правильно прогнозирует ход инфляции, четко ставит антиинфляционные задачи и заблаговременно информирует об этом граждан. Причем основой программы авторитетного правительства является не возмещение роста цен (что усиливает инфляцию), а меры, на практике противодействующие стихийному повышению цен.
Г. Эффективное регулирование ценовой динамики благодаря умелой денежной политике центрального банка. Как показывает опыт ряда стран, центральный банк применяет следующие способы регулирования предложения денег:
а) операции на открытом рынке. Чтобы уменьшить предложение денег, центральный банк продает государственные ценные бумаги (государственные облигации и векселя казначейства — правительственного финансового органа, ведающего кассовым исполнением государственного бюджета), что способствует изыманию денег из экономики. Чтобы увеличить предложение денег, центральный банк покупает у коммерческих банков такие бумаги
б) изменение ставки банковского процента. Если такая ставка возрастает (кредит дорожает), то предложение денег сокращается. Когда эта ставка снижается (кредит дешевеет), то предложение денежных средств увеличивается
в) изменение нормы обязательных резервов. По решению центрального банка все банки обязаны держать определенную долю своих депозитов в качестве резерва. При увеличении нормы резервов банки уменьшают объем кредитования клиентов. При снижении этой нормы банки расширяют предложение денег. Такое регулирование является самым мощным инструментом воздействия на денежное обращение.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 225.