Рынок, его функции и значение как социального института. Рынок стихийный и регулируемый. Особенности и виды рыночных сделок
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Рынок — совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, устанавливающимся на основании взаимодействия спроса и предложения.

Функции рынка: ценообразующая, посредническая, информационная (ин-ция о спросе и предложении), регулирующая (воздействие на сферы экономики, обеспечивает сбалансированность спроса и предложения), интегрирующая (состоит в соединении сферы производства, сферы потребления), очистка рынка от неконкурентоспособных производителей, рынок решает ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

Рынок - это социальный институт регулирующий взаимодействия индивидов в сфере обмена товарами в определенных условиях социальной организации общества. Рынок в США, Германии, Японии и России - это разные рынки, в них разные условия организации общ-ной жизни.

 В сфере обмена товарами, по мнению, три базовых процесса: производства товаров, товарообмен и обращения денег. Соответственно социальный институт рынок осуществляет регулирование поведение индивидов в этих трех процессах. Во-1, правовая система, которая организует правовое регулирование рынка. Во-2, сюда входят органы государственного контроля и регулирования: учреждения по санитарному, экологическому и эпидемиологическому контролю; налоговые органы; органы финансово-кредитной политики государства.

В-3, к рыночным институтам относятся ассоциации, союзы потребителей, предпринимателей и работников (профессиональные союзы). Они повышают степень организованности, цивилизованности и эффективности поведения продавцов и покупателей.

В-4, в совокупность институтов включена рыночная инфраструктура. В нее входят торговые предприятия, товарные и фондовые биржи, банки, государственные бюджетные учреждения.

Стихийный: 1. На рынке свободно действуют единоличные собственники небольших предприятий 2. Производители обычно создают продукты без предварительной договоренности с покупателями, действуют «вслепую» 3. Сами хозяева производственных предприятий, как правило, заботятся о розничной продаже товаров населению 4. Производители товаров не ведут учет конкретных рынков сбыта 5. Рынок развивается стихийно, вне контроля государства

Регулируемый: 1. Основную массу товаров реализуют крупные хозяйственные объединения 2. Возрастающая часть продукции создается по предварительным контрактам и заказам крупных фирм и государства 3. Большой отряд торговцев-посредников занимается продвижением товаров от производства до потребителей 4. Крупные производители изучают рынки и формируют спрос покупателей 5. Государство и право устанавливают на рынке правила игры

18. Сущность и виды цены. Теория предельной полезности Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать , а покупатель согласен получить единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью, выраженной в деньгах.

Розничной, которая устан-тся на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах.. Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.Оптовой, которая устан-тся на товар, продаваемый крупными партиями .Закупочная— вид оптовой, применяемый при закупках сельскохозяйственной продукции государством на внутреннем рынке по гост определена как цена сельскохозяйственной продукции, закупаемой заготовителями у производителей по договорам контрактации.

Согласно теории, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность та, которую приносит последняя единица блага, причём оно удовлетворят маловажные нужды. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. Согласно теории стоимость (ценность) товара определяется не затратами труда на его производство, а полезным эффектом, который он способен принести потребителю

Из этого наблюдения следовали три важных вывода:

1. Каждая дополнительная единица товара приносит потребителю дополнительную полезность, которая называется «предельной полезностью» данного блага

2. Чем больше количество единиц потребленного блага, тем меньше полезность, извлекаемая из потребления каждой последующей единицы этого блага. Другими словами, предельная полезность носит убывающий характер.

3. Потребляя некоторое число единиц одного товара, человек получает общую полезность этого ряда, состоящую из суммы убывающих предельных полезностей. В теории принято называть условные единицы величины предельной полезности «ютилями».

19. Законы спроса и предложения, их воздействие на ценообразование. Равновесная цена.

 Закон с-а и пр-я —закон, устанавливающий зависимость объёмов спроса и предложения товаров на рынке от их цен. При прочих равных условиях, чем цена на товар ниже, тем больше на него платёжеспособный спрос (готовность покупать) и тем меньше предложение (готовность продавать). Обычно цена устанавливается в точке равновесия между предложением и спросом. Закон Маршалла

Спрос - это количество товара, которое потребители готовы и желают приобрести за одну цену, на данном рынке, на протяжении данного периода. Величина спроса - количество товара, которое покупатель желает купить по данной цене в течение определенного периода времени; зависит от доходов покупателей, цен на товары и услуги.

Закон спроса — при прочих равных условиях, повышение цены вызывает понижение величины спроса; понижение цены — повышение величины спроса, то есть отражает обратную зависимость между ценой и количеством товара.

Предложение — отражает то количество товара, которое производители согласны представить на рынок по данной цене.

Закон предложения — при прочих равных условиях, повышение цены приводит к росту величины предложения; снижение цены — к снижению величины предложения.

 

Равновесная цена— цена, при которой объем спроса на рынке равен объему предложения. На графике спроса и предложения она определяется в точке пересечения кривой спроса и кривой предложения.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 283.