Типы организации хозяйства. Основные признаки товарного производства и история его развития
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Исторически первым типом организации производства стало натуральное хозяйство, преобладало на ранних стадиях становления общественного труда как целостной системы.

Основные черты натурального хозяйства.

Основные черты натурального хозяйства.

ü Производственно-экономическая замкнутость. Общество, в котором доминирует натуральное хозяйство, отличается тем, что оно состоит из массы разобщенных, оторванных друг от друга хозяйств (семей, общин, индивидуальных хозяйств), каждое из которых опирается на собственные ресурсы, выполняет самостоятельно все виды работ от добычи сырья до подготовки изделия для потребления.

ü Универсальный труд. В натуральном хозяйстве преобладает ручной универсальный труд. Работы выполняются с помощью простейших орудий труда и кустарного инструмента. Труд в этих условиях является малопроизводительным.

ü Прямые экономические связи. Натуральному хозяйству свойственны прямые экономические связи между производством и потреблением. Продукция делится между участниками хозяйства и непосредственно поступает в потребление.

С развитием производительных сил и общественного разделения труда появляется специализация производства, на основе чего возникает товарное производство,  является более развитым и сложным: продукты создаются для продажи, для обмена.

Признаки: общественное разделение труда; экономическое обособление хозяйствующих субъектов; производство продукта на продажу, а не для собственного потребления; обмен товарами и его эквивалентность.

Простое товарное хозяйство характеризуется ограниченностью товарного производства, когда в сферу товарных отношений вовлечена лишь незначительная часть производимых в обществе продуктов труда. К отличительным особенностям простого товарного хозяйства относятся:

♦ неустойчивые связи между товаропроизводителями; нерегулярный обмен излишками производимой продукции;

♦ сделки, которые нередко имеют натуральную форму; слабое развитие товарно-денежных отношений.

В условиях данного типа хозяйства преобладало мелкое раздробленное производство, основанное на использовании примитивной ремесленной техники.

Товарное хозяйство свободной конкуренции как модель рыночной экономики.,сформировалась на стадии машинного производства. Ее отличительная особенность состоит в том, что товарная форма связи приобретает всеобщий характер. В товарный оборот вовлекаются рабочая сила, земля, средства производства. Характерными чертами модели являются частная собственность на средства производства и свободная конкуренция.

Венгерский ученый Я. Корнаи и выделяет следующие ее основные черты:

♦ беспрепятственное проникновение на рынок и уход с него;

♦ честная конкуренция на рынке;

♦ свободное возникновение и охрана частной собственности;

♦ индивидуальная инициатива и предпринимательство;

♦ защита от излишнего государственного вмешательства силой закона

Товарное производство появилось прежде всего в результате общественного разделения труда. Эта общая форма организационно-экономических отношений продолжает изменяться при совершенствовании орудий труда. Поскольку технический прогресс не знает временных границ, то не имеет пределов и развитие разделения труда в обществе, а стало быть, совершенствование товарного хозяйства. Как мы увидим в дальнейшем, научно-техническая революция породила новое, углубленное разделение труда подетальное изготовление сложных изделий на разных заводах, которые вступили во взаимные торговые отношения. Во второй половине XX в. для многих предприятий стала характерна не специализация на выпуске одного продукта, а диверсификация производство нескольких товаров.

Другой причиной возникновения производства товаров является хозяйственное обособление людей на изготовлении какого-то продукта. Данное организационно-экономическое отношение органически дополняет общественное разделение труда. Человек выбирает какой-то вид работы и превращает его в самостоятельную деятельность. Это, конечно, усиливает его зависимость от других товаровладельцев, порождает необходимость обмениваться разнородной продукцией и устанавливать хозяйственные связи через рынок. В таком случае отпадает всякое внеэкономическое принуждение к труду. Сам работник испытывает потребность и материальную заинтересованность в том, чтобы увеличивать и качественно улучшать изготовление полезных вещей.

 

12 Товар и его свойства. Классификация благ. Товар - продукт труда, удовлетворяющий какую-либо потребность человека и предназначенный для продажи.

Товаром продукт труда становится, когда он обладает полезностью, может удовлетворить определенные потребности людей, т. е. имеет потребительную стоимость.

Для того чтобы быть потребительной стоимостью, товар не обязательно должен принимать форму вещи. Ими являются и услуги, имеющие: образования, медицины, Товары могут удовлетворять не только личные потребности людей (еда одежда), но и производственные и иные нужды общества (машины, инструменты, сырье, топливо.).

Потребительная стоимость является носителем меновой стоимости товара.

Меновая стоимость - это способность товаров обмениваться друг на друга в определенной пропорции, в определенном количественном отношении.

Классификация благ.

1. Ограниченные и свободные.

К ограниченным относятся такие блага, на которые в данный момент спрос превышает предложение, поэтому потребление приходится ограничивать соответствующей ценой.

Песок Сахаре

2. Используемые и потребляемые.

Если благо используется один раз и при этом исчезает, как благо, называют потребляемым

3. Потребительские (для дома) и капитальные (для производства других благ).

4. Частные и общественные блага разделяются в зависимости от того, удовлетворяет ли то или иное благо потребности одного человека или идет на пользу всем.

5. Нормальные и подчиненные.

Спрос на нормальные блага растет по мере увеличения доходов, и уменьшается вместе с последними. На подчиненные блага – наоборот.

Общественным благам присущи три принципа: во-первых, их нельзя продать на рынке, они неделимы. Во-вторых, к ним неприменим принцип исключительности, т.е. ими нельзя обеспечить одних и лишить других. Благом может воспользоваться и те, кто за него не платит (светофоры, освещение улиц, маяки). В третьих, если благом обеспечить хотя бы одного человека, то обеспечение других не требует дополнительных затрат.

 

13. ТРУДОВАЯ ТЕОРИЯ СТОИМОСТИ —- (А. Смитом и Д. Рикардо) теория, базирующаяся на положении, что (денежная) стоимость товара определяется количеством труда, необходимого для производства этого блага. Существо теории :

1.Разнородные продукты рыночного обмена имеют одинаковое внутреннее содержание - стоимость. Поэтому они могут приравниваться друг к другу в определенной меновой пропорции.

2.Стоимость всех товаров создается общественным трудом товаропроизводителей. Этот труд является общественным потому, что изготовитель рыночного продукта работает не на себя, а создает полезную вещь для других. Стало быть, стоимость - воплощенный в товаре общественный труд. А равенство продуктов по их стоимости означает, что в них заключено одинаковое количество труда. А. Смит: "Не на золото и серебро, а только на труд первоначально были приобретены все богатства мира..".

3.Сам труд, образующий стоимость, различается по его сложности или качеству. Можно выделить простой и квалифицированный. На последний предварительно затрачивается время, усилия человека, чтобы приобрести нужные трудовые навыки и знания. Поэтому 1 час сложного труда непосредственно не равен 1 часу простого труда.

Однако при рыночном обмене вещей происходит так называемая редукция труда: 1 час сложного труда сводится к нескольким часам простого труда. Ибо на рынке изделия квалифицированной деятельности (часы) благодаря стоимости приравниваются (в соответствующем меновом соотношении) к продуктам простого труда (предположим, к яблокам).

4.Труд имеет внутреннее мерило - рабочее время. Если труд является одинаковым по качеству, то он количественно измеряется протяженностью во времени.

5. В каждый отрасли товарного хозяйства на один и тот же вид продукта работники обычно затрачивают неодинаковое по величине индивидуальное рабочее время. Ибо они имеют различные условия производства, отличаются по уровню квалификации, по степени интенсивности трудовых усилий. Поэтому товаропроизводители поставляют на рынок свои продукты одного и того же вида и качества, имеющие разную по величине индивидуальную стоимость.

!!на изделия одного вида и качества устанавливается общественная (рыночная) стоимость.

Основной закон товарного хозяйства - закон стоимости выражает объективную необходимость, чтобы стоимость товаров определялась общественно необходимым рабочим временем. Это - то рабочее время, которое затрачивается на изготовление продуктов при следующих условиях: а) общественно нормальном состоянии производства, б) средней квалификации работников в) средней интенсивности труда.

Таковы основные положения. Они охарактеризовали экономические связи, которые можно схематически отразить в формуле "товаропроизводитель - общественный труд - товар - общественная стоимость - рыночная цена"

 

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 241.