Экономическая система. Соотношение экономики, политики и права
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическая система. Соотношение экономики, политики и права.

Экономическая система—совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах требуются экономические ресурсы, а результаты хоз деятельности расп-тся, обмен-тся и пот-тся. В экономических системах есть элементы, которые отличают их:

социально-экономические отношения; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм; экономические связи между предприятиями и организациями.

Традиционная экономическая система

крайне примитивные технологии; преобладание ручного труда; все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями; организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

Административно-командная система

государственная собственность на все экономические ресурсы; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра; государство полностью контролирует производство и распределение продукции; государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов. Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи,

Смешанная система

приоритетность рыночной организации экономики; многосекторность экономики; государственное предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке; ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность; социальная защита населения. Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и др.

Соотношение экономики с политикой и правом долгое время не изучалось. В настоящее время принято считать, что экономика определяет содержание как политики, так и права. Экономика является системой отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и потребления материальных благ, поэтому нельзя игнорировать ее влияние на формирование политики и права государства. Таким образом, сущность и содержание права предопределяет система экономических отношений, так как выражение в праве экономических факторов является прямой необходимостью и определенной закономерностью правового развития. Все нормативные правовые акты, которые будут составлены без учета экономических закономерностей и условий, экономической необходимости, не будут действовать, так как остаются лишь на бумаге.

Политика государства является средством оптимального решения задач, стоящих перед обществом, их определяет политика, которая имеет непосредственную связь с государством. С помощью политических решений общество реагирует на жизненные ситуации. Политика может быть реальной, когда отражает интересы всего населения государства и определяет объективные закономерности функционирования конкретной политико-правовой системы. Самые важные решения политики осуществляются через право, которое собирает в себе наиболее значимые политические интересы и, таким образом, становится инструментом их достижения.

Линия экономикс.

Монетаризм – теория стабилизации экономики, в которой главное место отводится денежным факторам. Монетаристы сводят управление страной к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, находящихся в обращении, достижению сбалансированного бюджета и установлению высокого банковского процента. По мнению М. Фридмена все крупные потрясения объясняются последствиями денежной политики государства. В России ярким последователем взглядов монетаристов является Е. Т. Гайдар.

Неолиберализм гласит о необходимости сокращать вмешательство государства в экономику (принцип А. Смита), ибо частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить подъем благосостояния населения. Отсюда делается вывод предоставления максимальной свободы предпринимателям и торговцам. Главные теоретики – Людвиг фон Мизес (1881– 1973) и его ученик Фридрих фон Хайек (1899– 1992).

Неоклассическое направление – основатель Альфред Маршалл. Основная идея частная предпринимательская рыночная система которая способна к саморегулированию. Государство должно лишь создавать благоприятные условия для её функционирования.

Кейнсианское направление. Основатель Джон Кейнс. Основная идея рынок не способен обеспечить социально – экономическую стабильность общества, поэтому государство должно активно регулировать экономику и социальную сферу.

 

 

Сущность и виды инфляции.

Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности, т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы.

Инфляция является феноменом нарушения денежного обращения и связана с различными денежными факторами: эмиссией знаков стоимости, объемом денежной массы, скоростью оборота денег.

Очевидно, что инфляция представляет собой процесс, обусловленный взаимодействием двух факторов – ценообразующих и денежных. С одной стороны, обесценение денег – это процесс, сопряженный с ростом цен, с другой – падение покупательной способности денег может произойти и под влиянием изменения их количества в обращении.

Исходя из степени вмешательства государства в рыночные процессы, инфляцию подразделяют на открытую и подавленную. Открытая инфляция характеризуется невмешательством государства в процессы формирования цен и заработной платы. Под подавленной инфляцией подразумевается ситуация, обусловленная правительственным контролем за ростом цен или заработной платы, либо тем и другим одновременно. Она выливается в товарный дефицит.

Виды инфляции определяются ее уровнем, от которого зависит социально-экономическая политика и характер антиинфляционных мер:

1.Умеренная инфляция (3-4% в год). Это нормальный уровень, который играет роль катализатора экономического роста. 2.Ползучая инфляция (8-10% в год). 3.Галопирующая (до 50% в год) 4.Гиперинфляция (50-100% в год). От гиперинфляции выигрывают должники (в т.ч. государство).

Выделяют 2 типа инфляции:

1)инфляция спроса (покупателей);

2)инфляция издержек (продавцов).

инфляция спроса, что при данном объеме совокупного предложения увеличение совокупного спроса приводит к более высокому уровню цен. При этом предприниматели расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу. Повышается номинальная заработная плата.

Модель инфляции, обусловленная ростом издержек производства, допускает 2 причины ее возникновения:

-в силу удорожания топлива, сырья, вследствие роста импортных цен, изменения условий добычи, повышения транспортных расходов;

-в результате повышения зарплаты под давлением профсоюзов.

Если повышение зарплаты не уравновешивается какими-то противодействующими факторами (напр., ростом производительности труда), то увеличиваются средние издержки. Производители начинают сокращать объемы выпуска. При неизменном спросе уменьшение предложения ведет к росту цен. Растет безработица.

Инфляция причины.

Немонетарные причины: диспропорции в экономике; чрезмерное развитие ВПК (Военно-промышленного комплекса); малый экспортный сектор при сильной импортной зависимости; спад объема ВВП; инфляционные ожидания населения. Монетарная природа инфляции: дефицит госбюджета; влияние объема денежной массы на темпы инфляции. Увеличение активов ЦБ во всех случаях приводит к возрастанию денежной массы, что означает повышение платежеспособного спроса. В результате возрастает уровень цен на товары;

 

 

Неравновесие в макроэкономике и виды экономических кризисов. Экономический цикл. Кризис 90-х годов XX в. в России. Мировой финансовый и экономический кризис 2008–2009 гг. и последующего периода и особенности его проявления в России.

Неравновесие в макроэкономике - состояние разбалансированного общ.производства и общ.потребления: нарушение нормальных связей и пропорций в макроэконом, приводящее к кризису.

Кризис- наибольшее отклонение от равновесного состояния главных параметров национального хозяйства - объема производства, занятости и денежного обращения.

Виды кризисов: 1.по масштабам нарушения равновесия в экономике

- общий кризис

-частичный кризис

-финансовый кризис: денежно-кредитный кризис(минимизация коммерч. И банк.кредита,крах банков,падение курсов акций и облиг.,падение нормы банк.процента, нехватка наличности), валютный кризис(ликвидация золот.стандар.в обращении на мир.рынке,обеспечение валюты отдельн.стран,истощение валют.резервов в банках,падение валютных курсов) биржевой кризис(резкое падение курсов цен.бум.,глуб.спад в дея-ти фонд.бирж)

2. по регулярности нарушения равновесия экономике

- периодический кризис(циклический)

- промежуточный кризис

- нерегулярный кризис

- отраслевой кризис

 - аграрный кризис

- структурный кризис

Экономический цикл - это периодические колебания уровней занятости населения, производства, инфляции, движения реального ВВП.

Фазы экономического цикла - кризис, депрессия(дно кризиса), оживление, подъем.

Кризис 90-х:

 В основе экономических кризисов лежит резкое нарушение нормального соотношения предложения и спроса товаров и услуг в масштабе макроэкономики. Такое нарушение может предстать в двух вариантах. В первом варианте, который мы уже рассмотрели, производство товаров и услуг и их предложение на рынке значительно обгоняет спрос населения. Теперь нам предстоит проанализировать второй вариант, при котором платежеспособный спрос обгоняет предложение. Во втором случае наступает необычный для мирного развития стран Запада кризис недопроизводства. Именно такой кризис имел место в нашей стране в конце 80-х - начале 90-х годов. Главная специфика кризиса в России и его необычность состоит в том, что в индустриально развитой стране имеет место не перепроизводство товаров и услуг, а их огромная нехватка.

Первая причина заключается в том, что в СССР государство полностью монополизировало экономику и базировало ее на постоянном дефиците средств производства для гражданских отраслей хозяйства и предметов потребления. Что же удивительного в том, что логическим продолжением и завершением такого дефицита явился кризис недопроизводства?

Другой причиной кризиса стала глубокая деформация структуры народного хозяйства. Мы знаем, что такая деформация - следствие преобладающего роста I и III подразделений, слабого развития II подразделения и сферы услуг.

Отрицательную роль сыграла ориентация на преимущественно I экстенсивное развитие народного хозяйства. Предпосылки кризиса недопроизводства возникли еще в 70-х годах, когда экстенсивный путь расширенного воспроизводства стал исчерпывать свои возможности, что сказалось на снижении темпов увеличение уровня национального дохода.

Кризис недопроизводства во многом обусловлен застойным состоянием сельского хозяйства, замедленный рост производства предметов потребления на протяжении шести десятилетий привел к тому, что предметы потребления стали составлять только 25 % во всей продукции промышленности, а остальная доля приходилась на средства производства и военную продукцию (в странах Запада предметы потребления составляют 35-45 % объема промышленного производства).

Третьей причиной кризиса недопроизводства явилась глубоко ошибочная экономическая политика, которая проводилась во второй половине 80-х годов и начале 90-х годов. Эта политика была направлена на усиление материального стимулирования работников и расширение социальных выплат населению. Она полностью противоречила реальному состоянию экономики, поскольку производство товаров для населения быстро падало. В 1986-1990 гг. рост денежной массы в обществе в шесть раз обгонял увеличение валового национального продукта. Это привело к серьезному нарушению закона денежного обращения. Пришли в движение своеобразные "ножницы", лезвия которых - производство и покупательный спрос - все более удалялись друг от друга. Спад производства продолжается уже пять лет (с 1990 г.). Кризис нанес колоссальный ущерб нашей национальной экономике. Все это сказалось на снижении места экономики России в системе международных координат. По величине создаваемого ВВП наша страна замыкает десятку крупнейших стран мира, а по размеру ВВП на душу населения мы опережаем Индию и Китай, но отстаем от таких южноамериканских стран, как Мексика и Бразилия. По объему промышленного производства Россия находится на 5-м месте в мире (после США, Японии, Китая, Германии), однако в расчете I каждого жителя она входит во вторую десятку. внешнее течение кризиса недопроизводства в ходе реформ несколько изменилось. С одной стороны, в результате быстрого инфляционного роста цен покупательная способность населения резко и сильно снизилась и стала отдавать от предложения товаров и услуг. С другой же стороны, отечественное производство предметов потребления непрерывно падает. Покупательский спрос в значительной мере покрывается за счет импорта зарубежных товаров. В итоге недопроизводство отечественных товаров и услуг не устранено. Даже я больших поступлениях из-за рубежа за три года реформ товарный дефицит полностью не устранен. Если на Западе во время экономических кризисов государство резко усиливает свое регулирующее воздействие на рос и предложение, то в России (особенно в 1992-1994 гг.) государство самоустранилось от активного противодействия спаду отечественного производства. Ставка делалась на стихийный нок. Но этот расчет себя не оправдал. Составленная правительством Программа "Реформа и развитие российской экономики в 1995-1997 годах" исходит из того, что в 1996 г. спад в промышленности прекратится.

 

Период рыночных реформ

КРИМИНАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ (от лат. criminalis - относящийся к преступлению) - состояние экономики, при котором значительное место занимает деятельность по увеличению и присвоению доходов, полученных преступным путем. В России наиболее криминализированными сферами являются: отношения собственности, финансы, банковская деятельность, торговля, внешнеэкономическая деятельность, денежное обращение. Последнее обладает наибольшей привлекательностью, поскольку деньги были и остаются самой ликвидной формой капитала. Служит финансовой опорой организованной преступности, способствует разрушению нравственных устоев общества, обусловливает недобор налоговых поступлений в государственной бюджет. Для борьбы требуется: устранение в законодательстве так называемых "правовых дыр", позволяющих преступным элементам разворовывать национальное богатство страны, принятие мер по предотвращению проникновения преступного капитала в законную экономику, властные структуры. К сожалению, в России в течение последнего десятилетия ХХ в. государство постепенно утрачивало контроль над нарастающими негативными явлениями в обществе. В итоге стремительно стала нарастать преступность. Высокий уровень преступности в России обусловлен реформированием экономики и трансформацией в рыночную. Экономические преобразования практически были отданы на откуп коррумпированным чиновникам и криминально ориентированным предпринимателям.

Экономическая система. Соотношение экономики, политики и права.

Экономическая система—совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах требуются экономические ресурсы, а результаты хоз деятельности расп-тся, обмен-тся и пот-тся. В экономических системах есть элементы, которые отличают их:

социально-экономические отношения; организационно-правовые формы хозяйственной деятельности; хозяйственный механизм; экономические связи между предприятиями и организациями.

Традиционная экономическая система

крайне примитивные технологии; преобладание ручного труда; все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями; организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета старейшин.

Административно-командная система

государственная собственность на все экономические ресурсы; сильная монополизация и бюрократизация экономики; централизованное, директивное экономическое планирование, как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра; государство полностью контролирует производство и распределение продукции; государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов. Этот тип экономической системы характерен для Кубы, Северной Кореи,

Смешанная система

приоритетность рыночной организации экономики; многосекторность экономики; государственное предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке; ориентация государственной финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность; социальная защита населения. Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, США и др.

Соотношение экономики с политикой и правом долгое время не изучалось. В настоящее время принято считать, что экономика определяет содержание как политики, так и права. Экономика является системой отношений, которые возникают в сфере производства, распределения и потребления материальных благ, поэтому нельзя игнорировать ее влияние на формирование политики и права государства. Таким образом, сущность и содержание права предопределяет система экономических отношений, так как выражение в праве экономических факторов является прямой необходимостью и определенной закономерностью правового развития. Все нормативные правовые акты, которые будут составлены без учета экономических закономерностей и условий, экономической необходимости, не будут действовать, так как остаются лишь на бумаге.

Политика государства является средством оптимального решения задач, стоящих перед обществом, их определяет политика, которая имеет непосредственную связь с государством. С помощью политических решений общество реагирует на жизненные ситуации. Политика может быть реальной, когда отражает интересы всего населения государства и определяет объективные закономерности функционирования конкретной политико-правовой системы. Самые важные решения политики осуществляются через право, которое собирает в себе наиболее значимые политические интересы и, таким образом, становится инструментом их достижения.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 192.