Производство – определенный процесс создания жизненных благ, необходимых для существования и развития человеческого общества.
Уровни производства:
I. Трудовая деятельность индивидуального работника,
II. Производство в рамках фирмы и государства.
Виды производств:
I. Материальное,
II. Не материальное (духовные ценности),
III. Сфера услуг,
IV. Инфраструктура – совокупность тех отраслей деятельности, которые создают общие условия для функционирования производства:
· Производственная (транспорт, связь),
· Социальная (жилищное хозяйство).
Предпринимательство –определенный способ хозяйствования, основанный на самостоятельности и ответственности за принятие решений и направленный на достижение коммерческого успеха.
Функции предпринимательства:
· Ресурсная – предприниматель способствует соединению ресурсов и повышает эффективность экономики,
· Организационная – соединяя факторы производства предприниматель достигает коммерческого успеха,
· Творческая,
· Венчурная (рисковая – внедрение научных технологий в производство).
Цель предпринимательства: - получение систематической (постоянной) прибыли.
Прибыль :
· доход предпринимателя получаемый в виде прироста вложенного в производство капитала, т.е. финансовые средства, остающиеся в распоряжении хозяйственной организации после уплаты обязательных платежей и вычета зарплаты,
· разница между доходами (выручкой от реализации товаров и услуг) и затратами на производство или приобретение и сбыт этих товаров и услуг. Прибыль = Выручка − Затраты (в денежном выражении).
Способы расчета прибыли:
· Бухгалтерская прибыль: выручка минус внешние затраты,
· Экономическая прибыль: выручка минус внутренние и внешние затраты.
Бизнес (дело, занятие, торговля) –экономическая деятельность людей, целью которой является прибыль, доход или иные личные выгоды.
Предпринимательство – инициативная самостоятельная деятельность людей, осуществляемая от своего имени, на свой риск и направленная на получение дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, оказания услуг.
Виды:
1. Производственное,
2. Коммерческое,
3. Финансовое,
4. Посредническое,
5. Страховое.
Классификация:
1. По масштабу:
· Малое предпринимательство (в производстве до 100 человек, в науке – до 60, в непроизводственной сфере – до 50, в торговле – до 15).
· Среднее (от 50 до 500).
· Крупное 9 более 500).
2. По типу фирм:
· Индивидуальное (частное).
· Товарищество (партнерство).
· Корпорация (сообщество, компания, АО).
3. По форме собственности и методах хозяйствования:
· Государственное.
· Индивидуальная трудовая деятельность.
· Совместное предпринимательство.
· Международное.
Франчайзинг (льготный) – это система мелких частных фирм, которые заключают контракт на право пользования фабричной маркой крупной фирмы в своей деятельности на определенной территории и в определенной форме.
Роль фирмы в экономике
Фирма:
· коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли,
· это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства.
Признаки фирм:
· Создана для производства товаров и услуг,
· Покупает, арендует факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ,
· Продает свои товары,
· Владельцы хотят получить доход от продажи.
Виды фирм:
1. индивидуальная:
Достоинства:
· легко создать,
· легко контролировать,
· обладает свободой действий,
· отличается меньшим регулирование со стороны государства.
Недостатки:
· трудно найти средства для расширения фирмы,
· фирма обладает небольшой стабильностью, владелец должен вести всю работу по управлению фирмой.
2. Товарищество:
· общее название нескольких форм хозяйственных организаций, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел,
· близкие отношения, основанные на взаимной поддержке, общности интересов и деятельности.
A. Полное товарищество:
· участники занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом, управляют деятельностью товарищества, распределяют между собой прибыль и убытки, пропорционально доли каждого,
· вид хозяйственных товариществ, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарно субсидиарную ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.
B. Товарищество на вере – или коммандитное:
· включает в свой состав участников с разными правами и обязанностями,
· коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.
Достоинства:
· Легко создать,
· Можно разделить работу по управлению,
· Легче собирать более крупные суммы денег на развитие фирмы,
· Регулирование со стороны государства не жесткое.
Недостатки:
· возможны конфликты между партнерами, выход из дела одного из партнеров требует переоформления всех документов фирмы,
· полные товарищи несут ответственность своим имуществом,
· для проектов собрать средства крайне трудно.
C. АО акционерное общество:
· Хозяйствующая организация совладельцами которой может быть неограниченное число владельцев денежных средств при этом каждый из них имеет право на часть имущества АО, а некоторые на участие в управлении,
· Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Деятельность акционерного общества в РФ регулируется ФЗ «Об АО».
Достоинства:
· Можно собрать огромный капитал путем продажи акций,
· Ответственность акционеров минимальна,
· Максимальная стабильность фирмы при смене ее совладельцев,
· Возможность найма профессиональных менеджеров.
Недостатки:
· Можно потерять контроль над фирмой если кто-то скупит большой пакет акций,
· Работа с акционерами требует больших усилий.
Виды АО:
· Открытое акционерное общество (ОАО) — форма организации публичной компании; акционерное общество.
· форма организации публичной компании; (общепринятое сокращение — ЗАО) — закрытое акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определённого круга лиц (в противоположность открытому).
Отличия:
1. Число акционеров:
· — для ЗАО не более 50, если превысит, то ЗАО должно преобразоваться в ОАО;
· — для ОАО не ограничено.
2.
Рыночная экономика
Параметрами рыночной экономики являются:
· Нерегулируемый спрос,
· Нерегулируемое предложение,
· Нерегулируемая цена.
Условия рыночной экономики:
1. Господство частной собственности,
2. Свобода выбора в принятии решения,
3. Конкуренция.
Рынок: совокупность экономических отношении по поводу купли-продажи товаров по ценам, установленным на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
Виды рынков по товарам:
· рынок потребительских товаров и услуг,
· рынок средств производства,
· рынок рабочей силы.
· Рынок инвестиций,
· Рынок иностранных валют,
· Рынок ценных бумаг,
· Рынок научно-технических разработок и инноваций,
· Рынок информации.
Виды рынков по уровню законности:
· Легальный,
· Нелегальный.
Виды рынков по пространственному признаку:
· Местный рынок,
· Национальный,
· Региональный,
· Мировой.
Функции рыночной экономики:
1. Посредническая – рынок соединяет производителей товаров и их потребителей,
2. Ценообразование – реализуется в процессе рыночной игры и конкуренции,
3. Информационная – предоставляет информацию о размерах того или иного производства и удовлетворение потребительского спроса на конкретные товары,
4. Регулирующая – происходит перетекание капиталов из менее выгодных отраслей в более выгодные,
5. Санирующая (оздоравливающая) – происходит освобождение от неэффективных отраслей.
Инфраструктура (от лат под, структура) рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.
Функции:
1. Организация заключения контрактов на поставку продукции,
2. Продвижение товарных потоков по отраслям и регионам,
3. Регулирование сбыта продукции,
4. Обслуживание потребителей.
Инфраструктура рынка:
Биржа (кошелек, мешок) – организованно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли – продажи крупных партий товаров.
· Товарная – регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли – продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками.
· Фондовая- организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами.
· Труда – государственная структура, посредническое звено между работодателями и наемными работниками.
Спрос:
· То количество товара, которое продавец готов купить при определенном уровне цен,
· Желание и возможности людей приобрести тот или иной товар, те или иные блага,
· Это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.
Предложение:
· Выброс на рынок все большего количества товаров и услуг, определяется производственными факторами (количеством сырья, производительностью),
· То количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время,
· понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определенных условиях..
Закон спроса –
· величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара;
· повышение цены обычно ведет к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведет к увеличению величины спроса.
Неценовые факторы, влияющие на спрос:
· Уровень доходов в обществе;
· Размеры рынка;
· Мода, сезонность;
· Наличие товаров-субститутов (заменителей);
· Инфляционные ожидания.
Факторы, влияющие на спрос:
· Полезность товара,
· Цена,
· Тип товара,
· Доходы покупателей,
· Ожидание относительно динамики цен в будущем,
· Численность и возраст покупателей,
· Привычки, вкусы, мода, предпочтение покупателей.
Закон предложения –
· при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар,
· повышение цены товара (услуги) обычно ведет к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведет к уменьшению величины предложения.
Факторы, влияющие на предложение:
1. Наличие товаров заменителей.
2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).
3. Уровень технологий.
4. Объём и доступность ресурсов.
5. Налоги и дотации.
6. Природные условия
7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)
8. Размеры рынка
Затраты производства – это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.
Виды:
1. Постоянные – это затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции, и их величина не меняется в зависимости от изменений объема производства (арендная плата за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку, переподготовку кадров, страховые взносы, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, командировочные, амортизация (погашение) – постепенное снашивание фондов.
2. Переменные затраты – это затраты, которые изменяются в зависимости от объема производства (приобретение сырья, оплата труда производственных работников, энергии, топлива, транспортных услуг, расходов на тару и упаковку, текущий ремонт основных средств.
Цена-
· Денежное выражение стоимости товаров,
· количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги.
Конкуренция-
· соперничество между участниками рыночного хозяйства за улучшение условий купли и продажи товаров,
· (сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Виды рынков по уровню конкуренции:
1) Рынок чистой и свободной конкуренции,
Признаки:
· Большое число фирм в отрасли,
· Товар стандартизован,
· Свободный вход и выход на рынок,
· Некто не влияет на рыночную цену.
Примеры:
· рынок сельскохозяйственных продуктов,
· рынок бытовых услуг,
· рынок ценных бумаг.
2) Рынок монополистической конкуренции,
Признаки:
· Множество монополий,
· Очень дифференцированный товар,
· Ценовая и неценовая конкуренция,
· Существует барьеры для входа на рынок, но их можно преодолеть.
Примеры:
· Пищевая промышленность,
· Легкая промышленность
3) Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Признаки:
· Небольшое число продавцов в отрасли,
· Реализуемы товар может быт однородным и дифференцированным,
· Входные барьеры на рынок трудно преодолимы,
· Войны цен.
Примеры:
· Автомобильная промышленность,
· Авиаперевозки.
Деньги и их функции
Деньги:
· всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга,
· специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.
Виды денег:
1. полноценные – такие деньги, у которых собственная стоимость примерно соответствует их номинальной стоимости,
2. неполноценные – деньги номинальная стоимость не соответствует затратам на их изготовление (бумажные деньги),
3. Действительные деньги (выражены золотом, серебром или другими драгоценными металлами) — это деньги, номинал которых соответствует реальной стоимости, то есть стоимости металла, из которого они изготовлены,
4. Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных деньгах (то есть знаках стоимости, заместителях реальных денег). Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные , обеспеченные, фиатные и кредитные.
Качества денег:
a. делимость,
b. узнаваемость,
c. стабильность,
Дата: 2019-03-05, просмотров: 212.