Экономическая сфера в жизни общества
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Экономическая сфера в жизни общества

Экономика (как хозяйство) – созданная людьми система использования и преобразования ресурсов с целью удовлетворения потребностей человека, общества, государства:

1. производство,

2. потребление,

3. распределение,

4. обмен.

Экономика (как наука) – наука, изучающая способы наиболее полного удовлетворения потребностей при все более ограниченных ресурсах, используя наименьшие затраты.

ЭКОНОМИКА — это наука, которая изучает, ка­ким образом в обществе, располагающем ог­раниченными ресурсами, решаются проблемы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО надо производить, что­бы наиболее полно удовлетворить потребности людей.

Термин «экономика» в современных условиях используется в следующих значениях:

1) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т. д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т. д.);

2) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);

3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика,' политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т. д.).

Если же попытаться дать современное определение экономики одной фразой, то тогда

экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворения потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. мерканте - торговец, купец).

Экономическая наука изучает эти фундаментальные проблемы и способы их решения на двух уровнях.

Первый уровень, называемый микроэкономикой, имеет дело с поведением субъектов рыночной системы — индивидуумов или отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также с ситуа­циями, которые возникают на отдельных рынках или в отраслях. Поэтому в центре внимания микроэкономики находятся индиви­ дуальные рынки товаров и услуг, механизм формирования цен на этих рынках, способы максимизации удовлетворения своих по­требностей каждым человеком и максимизации своих доходов каж­дой фирмой. В этой связи микроэкономика дает ответы на такие вопросы: почему повышение цен на молоко по-разному влияет на изменение величины спроса на них; как скажется подорожание кожи на объеме производства обуви; как ведет себя фирма, если у нее 10 тысяч конкурентов, и как она себя поведет, если ей про­тивостоят два конкурента; как должно поступать государство, если данный вид продукции выпускает только одна фирма.

Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не с отдельными ее субъектами. Ее задача — анализ фундаменталь­ных проблем, что, как и для кого производить, на общенациональ­ном уровне. Такой подход позволяет объяснить такие явления, как безработица и инфляция, как развивается экономика и почему происходят периодически повторяющиеся экономические спады, какие существуют методы регулирования экономики, как стимули­ровать экономический рост, где границы государственного вмеша­тельства в экономику.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ - это упрощенное описание экономики, которое выражает функ­циональную зависимость между двумя или не­сколькими переменными.

Национальное богатство: здания, сооружения, запасы сырья, топлива, запасы готовой продукции, личное имущество населения (запасы, или фонды)

Факторы производства

Альтернативные затраты

Типы экономических систем

Экономические системы  - способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями.

Основные экономические системы:

· Традиционная,

· Командная (централизованная, плановая), государственная,

· Рыночная,

· Смешанная.

Традиционная экономическая система – способ организации экономической жизни, базирующаяся на ручной технологии и многоукладности.

Смешенная экономическая система – способ организации хозяйственной жизни, при котором земля и капитал в основном находятся в частной собственности, а все доходы от рыночной экономики идут на социальную сферу (Швеция, Германия, Норвегия).

Командная экономическая система – способ организации хозяйственной жизни, при котором практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства.

Признаки командной системы:

1. государственная собственность практически на все материальные ресурсы, предприятия, произведенную продукцию,

2.  централизованное планирование, государственные органы управляют экономикой через разработку и реализацию планов,

3. прямое распределение экономических ресурсов, финансов, продукции,

4. экономический порядок обеспечивается путем введения жестких административных и уголовно правовых мер, принуждения к труду,

5. фиксированные цены,

6. унифицированная заработная плата.

Достоинства:

· отсутствует безработица,

· гарантирует людям необходимый минимум жизненных благ, обеспечивает уверенность в будущем.

Недостатки:

· не гибкость,

· дефицит потребительских товаров и услуг,

· отсутствие материальных стимулов к труду.

Рыночная экономическая система – способ организации экономической жизни, при котором земля находится в частной собственности отдельных лиц, а основными параметрами является на регулируемый спрос, не регулируемое предложение, не регулируемая цена.

Признаки:

1. наличие различных форм собственности, главная из которых частная,

2. свобода предпринимательства,

3. ограниченная роль государства,

4. предприниматель самостоятельно решает все экономические вопросы,

5. личный интерес – это главный мотив экономического поведения,

6. цены и заплата определяются на основе конкуренции.

Достоинства:

· самая эффективная модель, здесь не существует производства ради производства.

Недостатки:

· сбои в рыночном равновесии,

· социальные дифференциации (различия),

· криминализация,

· рыночники не берутся за коллективные товары (социальную сферу),

· невозможность сохранения невоспроизводимых ресурсов.

Экономический рост

Экономический рост – это количественное увеличение и качественное совершенствование общественного производства.

Достижения экономического роста является одной из важнейших задач развития общества на уровне отдельного предприятия, экономический рост ведет к его усилению на рынке и повышению благосостояния коллектива работников.

На уровне общества экономический рост порождает прирост национального богатства, повышения жизненного уровня населения, рост престижа страны.

Экономический рост имеет и отрицательные последствия:

· Порождает проблему сбыта производственного товара,

· Приводит к исчезновению ресурсов,

· Ухудшает экономическое состояние окружающей среды.

Основные показатели экономического роста:

1 ВВП – валовый внутренний продукт –

· Суммарная стоимость произведенных товаров и услуг во всех сферах экономики независимо от национальной принадлежности предприятий и расположенных на территории данной страны,

2 ВНП – валовый национальный продукт –

· Совокупная стоимость конечных материальных благ и услуг созданных только национальными предприятиями в течении определенного периода времени, как на территории страны, так и за рубежом.

Са́льдо (итал. saldo — расчёт, остаток) — разность между поступлениями и расходами за определённый промежуток времени.

3 ВНД - Валовой Национальный Доход –

· Совокупная вновь созданная стоимость в сфере всего общественного производства конкретной страны,

Темпы экономического роста зависят от целого ряда прямых и косвенных факторов:

1) природные ресурсы,

2) трудовые ресурсы,

3) тип социально–экономической системы и состояние социально политической обстановки,

4) структура общественного производства, степень использования в производстве достижений НТП (научно-технического прогресса) и НТР (научно-технической революции).

Экономическое содержание собственности

Собственность – это система экономических отношений по поводу присвоения, отрицания каких-либо благ.

Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий ее субъектов: владение, пользование, распоряжение.

Право владения – фактическое обладание данным имуществом, закрепленное юридически.

Право пользования – процесс извлечения полезных свойств из данного имущества или получение плодов и доходов:

· Аренда (давать взаймы) – право пользоваться имуществом, не имея права распоряжаться.

· Траст (доверие) – право собственника передавать право управления своим имуществом другому лицу, без права вмешательства в его действия.

Экономическое содержание собственности – раскрывается:

· Через: владение, управление и контроль. Главным является контроль над производственно-финансовой деятельностью субъекта собственности.

·  Через отношение человека к природе, к себе и к обществу.

Основные правомочия в сфере собственности:

· владение – юридическая обеспеченная возможность хозяйского господства над вещью,

· пользование - юридическая обеспеченная возможность собственника извлекать из вещи полезное свойство в процессе ее личного или производственного потребления,

· распоряжение - юридическая обеспеченная возможность собственника определять судьбу вещи.

Формы собственности:

· Частная(собственность граждан, юридических лиц.

· Государственная ( Федеральная, принадлежит РФ, субъектов РФ).

· Муниципальная – принадлежит городским и сельским поселениям, другим муниципальным образованиям.

Основные государственные политики в области собственности:

· Национализация – переход из частной собственности в государственную,

· Приватизация – из государственных в частную.

Роль фирмы в экономике

Фирма:

· коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения на этой основе прибыли,

· это единица предпринимательской деятельности, оформленная юридически и реализующая собственные интересы посредством производства и продажи товаров и услуг с использованием различных факторов производства.

Признаки фирм:

· Создана для производства товаров и услуг,

· Покупает, арендует факторы производства и комбинирует их в процессе производства благ,

· Продает свои товары,

· Владельцы хотят получить доход от продажи.

 Виды фирм:

1. индивидуальная:

Достоинства:

· легко создать,

· легко контролировать,

· обладает свободой действий,

· отличается меньшим регулирование со стороны государства.

Недостатки:

· трудно найти средства для расширения фирмы,

· фирма обладает небольшой стабильностью, владелец должен вести всю работу по управлению фирмой.

2. Товарищество:

·  общее название нескольких форм хозяйственных организаций, предполагающих объединение собственных средств нескольких участников ради совместного ведения дел,

· близкие отношения, основанные на взаимной поддержке, общности интересов и деятельности.

A. Полное товарищество:

· участники занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества, несут ответственность по его обязательствам, принадлежащим им имуществом, управляют деятельностью товарищества, распределяют между собой прибыль и убытки, пропорционально доли каждого,

· вид хозяйственных товариществ, участники которого (полные товарищи) в соответствии с заключённым между ними учредительным договором занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут солидарно субсидиарную ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.

B. Товарищество на вере – или коммандитное:

· включает в свой состав участников с разными правами и обязанностями,

· коммерческая организация, основанная на складочном капитале, в которой две категории членов: полные товарищи и вкладчики-коммандитисты. Полные товарищи осуществляют предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечают по обязательствам товарищества всем своим имуществом. Вкладчики-коммандитисты отвечают только своим вкладом. В настоящее время данная организационно-правовая форма практически не используется.

Достоинства:

· Легко создать,

· Можно разделить работу по управлению,

· Легче собирать более крупные суммы денег на развитие фирмы,

· Регулирование со стороны государства не жесткое.

Недостатки:

· возможны конфликты между партнерами, выход из дела одного из партнеров требует переоформления всех документов фирмы,

· полные товарищи несут ответственность своим имуществом,

· для проектов собрать средства крайне трудно.

C. АО акционерное общество:

· Хозяйствующая организация совладельцами которой может быть неограниченное число владельцев денежных средств при этом каждый из них имеет право на часть имущества АО, а некоторые на участие в управлении,

· Акционерным обществом признаётся коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на определённое число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Деятельность акционерного общества в РФ регулируется ФЗ «Об АО».

Достоинства:

· Можно собрать огромный капитал путем продажи акций,

· Ответственность акционеров минимальна,

· Максимальная стабильность фирмы при смене ее совладельцев,

· Возможность найма профессиональных менеджеров.

Недостатки:

· Можно потерять контроль над фирмой если кто-то скупит большой пакет акций,

· Работа с акционерами требует больших усилий.

Виды АО:

· Открытое акционерное общество (ОАО) — форма организации публичной компании; акционерное общество.

· форма организации публичной компании; (общепринятое сокращение — ЗАО) — закрытое акционерное общество, акции которого распределяются только среди учредителей или заранее определённого круга лиц (в противоположность открытому).

Отличия:

1. Число акционеров:

· — для ЗАО не более 50, если превысит, то ЗАО должно преобразоваться в ОАО;

· — для ОАО не ограничено.

2.

Рыночная экономика

Параметрами рыночной экономики являются:

· Нерегулируемый спрос,

· Нерегулируемое предложение,

· Нерегулируемая цена.

Условия рыночной экономики:

1. Господство частной собственности,

2. Свобода выбора в принятии решения,

3. Конкуренция.

Рынок: совокупность экономических отношении по поводу купли-продажи товаров по ценам, установленным на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.

Виды рынков по товарам:

· рынок потребительских товаров и услуг,

· рынок средств производства,

· рынок рабочей силы.

· Рынок инвестиций,

· Рынок иностранных валют,

· Рынок ценных бумаг,

· Рынок научно-технических разработок и инноваций,

· Рынок информации.

Виды рынков по уровню законности:

· Легальный,

· Нелегальный. 

Виды рынков по пространственному признаку:

· Местный рынок,

· Национальный,

· Региональный,

· Мировой.

Функции рыночной экономики:

1. Посредническая – рынок соединяет производителей товаров и их потребителей,

2. Ценообразование – реализуется в процессе рыночной игры и конкуренции,

3. Информационная – предоставляет информацию о размерах того или иного производства и удовлетворение потребительского спроса на конкретные товары,

4. Регулирующая – происходит перетекание капиталов из менее выгодных отраслей в более выгодные,

5. Санирующая (оздоравливающая) – происходит освобождение от неэффективных отраслей.

Инфраструктура (от лат под, структура) рынка – совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство.

Функции:

1. Организация заключения контрактов на поставку продукции,

2. Продвижение товарных потоков по отраслям и регионам,

3. Регулирование сбыта продукции,

4. Обслуживание потребителей.

Инфраструктура рынка:

Биржа (кошелек, мешок) – организованно оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли – продажи крупных партий товаров.

· Товарная – регулярно действующая организация, в которой совершаются сделки купли – продажи массовых взаимозаменяемых товаров со стандартными качественными характеристиками.

· Фондовая- организованный рынок, на котором осуществляются сделки с ценными бумагами и иными финансовыми документами.

· Труда – государственная структура, посредническое звено между работодателями и наемными работниками.

Спрос:

· То количество товара, которое продавец готов купить при определенном уровне цен,

· Желание и возможности людей приобрести тот или иной товар, те или иные блага,

· Это запрос фактического или потенциального покупателя, потребителя на приобретение товара по имеющимся у него средствам, которые предназначены для этой покупки.

Предложение:

· Выброс на рынок все большего количества товаров и услуг, определяется производственными факторами (количеством сырья, производительностью),

· То количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время,

· понятие, отражающее поведение товаропроизводителя на рынке, его готовность произвести (предложить) какое-либо количество товара за определённый период времени при определенных условиях..

Закон спроса

· величина (объём) спроса уменьшается по мере увеличения цены товара;

· повышение цены обычно ведет к уменьшению величины спроса и, наоборот, снижение цены ведет к увеличению величины спроса.

Неценовые факторы, влияющие на спрос:

· Уровень доходов в обществе;

· Размеры рынка;

· Мода, сезонность;

· Наличие товаров-субститутов (заменителей);

· Инфляционные ожидания.

Факторы, влияющие на спрос:

· Полезность товара,

· Цена,

· Тип товара,

· Доходы покупателей,

· Ожидание относительно динамики цен в будущем,

· Численность и возраст покупателей,

· Привычки, вкусы, мода, предпочтение покупателей.

Закон предложения

· при прочих неизменных факторах величина (объём) предложения увеличивается по мере увеличения цены на товар,

· повышение цены товара (услуги) обычно ведет к росту величины предложения и, наоборот, снижение цены ведет к уменьшению величины предложения.

Факторы, влияющие на предложение:

1. Наличие товаров заменителей.

2. Наличие товаров-комплементов (дополняющих).

3. Уровень технологий.

4. Объём и доступность ресурсов.

5. Налоги и дотации.

6. Природные условия

7. Ожидания (инфляционные, социально-политические)

8. Размеры рынка

Затраты производства – это затраты производителя (владельца фирмы) на приобретение и использование факторов производства.

Виды:

1. Постоянные – это затраты, которые не зависят от объема выпускаемой продукции, и их величина не меняется в зависимости от изменений объема производства (арендная плата за помещение, расходы на содержание здания, затраты на подготовку, переподготовку кадров, страховые взносы, заработная плата управленческого персонала, расходы на коммунальные услуги, командировочные, амортизация (погашение) – постепенное снашивание фондов.

2. Переменные затраты – это затраты, которые изменяются в зависимости от объема производства (приобретение сырья, оплата труда производственных работников, энергии, топлива, транспортных услуг, расходов на тару и упаковку, текущий ремонт основных средств.

Цена-

· Денежное выражение стоимости товаров,

· количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги.

Конкуренция-

· соперничество между участниками рыночного хозяйства за улучшение условий купли и продажи товаров,

· (сбегаюсь, сталкиваюсь) — это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.

Виды рынков по уровню конкуренции:

1) Рынок чистой и свободной конкуренции,

Признаки:

· Большое число фирм в отрасли,

· Товар стандартизован,

· Свободный вход и выход на рынок,

· Некто не влияет на рыночную цену.

Примеры:

· рынок сельскохозяйственных продуктов,

· рынок бытовых услуг,

· рынок ценных бумаг.

2) Рынок монополистической конкуренции,

Признаки:

· Множество монополий,

· Очень дифференцированный товар,

· Ценовая и неценовая конкуренция,

· Существует барьеры для входа на рынок, но их можно преодолеть.

Примеры:

· Пищевая промышленность,

· Легкая промышленность

3) Олигополия (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Признаки:

· Небольшое число продавцов в отрасли,

· Реализуемы товар может быт однородным и дифференцированным,

· Входные барьеры на рынок трудно преодолимы,

· Войны цен.

Примеры:

· Автомобильная промышленность,

· Авиаперевозки.

Деньги и их функции

Деньги:

· всеобщий товарный эквивалент, выражающий стоимость всех товаров и служащий посредником при их обмене друг на друга,

· специфический товар максимальной ликвидности, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

Виды денег:

1. полноценные – такие деньги, у которых собственная стоимость примерно соответствует их номинальной стоимости,

2. неполноценные – деньги номинальная стоимость не соответствует затратам на их изготовление (бумажные деньги),

3. Действительные деньги (выражены золотом, серебром или другими драгоценными металлами) — это деньги, номинал которых соответствует реальной стоимости, то есть стоимости металла, из которого они изготовлены,

4. Сейчас все современные денежные системы основываются на фиатных деньгах (то есть знаках стоимости, заместителях реальных денег). Но исторически выделяют четыре основных вида денег: товарные , обеспеченные, фиатные и кредитные.

Качества денег:

a. делимость,

b. узнаваемость,

c. стабильность,

Основные функции денег:

· Мера стоимости.

· Средство обращения.

· Средство платежа.

· Средство накопления.

· Мировые деньги,

· Средство формирования сокровищ.

Ценные бумаги

Ценная бумага – это документ, составленный по установленной форме и при наличии обязательных реквизитов, удостоверяющий имущественные права, осуществление и передача которых возможны только при предъявлении данного документа.

Признаки:

Имеет документальность,

Воплощает частные права,

Мировая экономика

Мировая экономика – это совокупность национально – экономических функций, оперирующих на основе международного разделения труда, международного обмена и международного производственной кооперации.

Международная торговля выгодна т.к. государство может удовлетворить потребности своих граждан, а также потому, что может продать излишки своей продукции. Несмотря на то, что свободная торговля приводит к возрастанию экономического состояния всех стран, она не обходится без вмешательства государства.

Государство прибегает к политике протекционизма –это политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции через систему определённых ограничений: импортных и экспортных пошлин, субсидий и других мер. Такая политика способствует развитию национального производства.

Методы протекционизма:

· Группа: Тарифные методы:

· Таможенный тариф, т.е. ставка налога на товар, проходящий через границу,

· Таможенные пошлины.

· Группа: нетарифные методы:

· Квотирование - контингентирование (Квота — это ограничение в стоимостном или физическом выражении, вводимое на импорт или экспорт конкретных товаров на определенный период времени (например, год, полугодие, квартал и другие периоды).

· Лицензирование - как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности применяется в России (СССР) с 1989 г. Лицензирование предполагает, что на экспорт и/или импорт отдельных товаров необходимо получать у соответствующего государственного органа специальное разрешение (лицензию).

· Демпинг (от англ. dumping — сброс) — продажа товаров по искусственно заниженным ценам, страна продает свой товар ниже мировых цен.

· Эмба́рго (от исп. embargo) — наложение ареста, запрещение, от embargar — накладывать арест, эмбарго; препятствовать, мешать, произошло от лат. imbarricare — препятствовать, мешать. Наложение государством запрета на ввоз другими странами или вывоз из страны золота или иностранной валюты, отдельных видов товаров — оружия, современных технологий и др.; Запрещение государственной властью захода в порты своей страны судов, принадлежащих другим странам, или выхода из своих портов судов других стран; Частичное или полное прекращение торговли с определёнными странами по решению ООН или другого межгосударственного объединения в качестве репрессивной меры по отношению к данной стране за нарушение Устава ООН или другие неблаговидные действия. Целью эмбарго могут являться репрессалии в отношении другого государства, желание нанести ему материальный ущерб.

· Установление жестких стандартов.

Плюсы:

· Поддержка отечественного товаропроизводителя.

· Создание дополнительных рабочих мест.

· Поддержание развивающихся отраслей.

· Обеспечение экономической безопасности и обороноспособности.

Минусы:

· Снижается эффективность национального производства.

· Повышается внутренняя цена.

· Усиливаются межгосударственные противоречия.

· Сокращение экспорта.

· Ухудшение платежного баланса страны.

ВТО – всемирная торговая организация, созданная 1 января 1995 года с целью либерализации международной торговли и регулирования торгово-политических отношений государств-членов. ВТО образована на основе Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Россия вступила в ВТО 22 августа 2012 года.

Принципы ВТО:

· Равные права. Все члены ВТО обязаны предоставлять всем другим членам режим наибольшего благоприятствования в торговле (РНБ). Принцип РНБ означает, что преференции, предоставленные одному из членов ВТО, автоматически распространяются и на всех остальных членов организации в любом случае.

· Взаимность. Все уступки в ослаблении двусторонних торговых ограничений должны быть взаимными, устранение «проблемы безбилетника».

· Прозрачность. Члены ВТО должны полностью публиковать свои торговые правила и иметь органы, отвечающие за предоставление информации другим членам ВТО.

· Создание действующих обязательств. Обязательства по торговым тарифам стран регулируются в основном органами ВТО, а не взаимоотношениями между странами. А в случае ухудшения условий торговли в какой-нибудь стране в конкретном секторе, ущемленная сторона может требовать компенсаций в других секторах.

· Защитные клапаны. В некоторых случаях, правительство в состоянии вводить торговые ограничения. Соглашение ВТО позволяет членам принимать меры не только для защиты окружающей среды, но и для поддержки здравоохранения, здоровья животных и растений.

Рынок труда

Рынок рабочей силы – это общественные механизмы, при помощи которых одни члены общества – работники, имеют возможность найти работу, соответствующую их способностям, а другие – работодатели могут нанять именно тех работников, которые им необходимы.

Рабочая сила – физические и умственные возможности, а также навыки, позволяющие человеку выполнять определенный вид работы, обеспечивая при этом необходимый уровень производительности труда и качество изготовителей продукции.

Заработная плата – это величина денежного вознаграждения, которую выплачивает работодатель работнику за выполнение определенного объема работ, или исполнение своих служебных обязанностей в течении определенного времени.

Факторы, влияющие на величину заработной платы:

· Стоимость жизненных благ необходимых для воспроизводства рабочей силы.

· Минимальный уровень оплаты труда работников соответствующий прожиточному минимуму.

· Уровень квалификации работников.

· Развитость экономических и социальных условий жизни населения.

· Спрос и предложение на рынке труда.

Формы заработной платы:

· Повременная – вознаграждение за труд, за определенный промежуток времени.

· Сдельная – заработная плота зависящая от количества изготовленной продукции.

· Смешанная (современная) – вознаграждение за труд зависит от финансового положения предприятия, взгляда работника и итогов фирмы в целом.

Безработица – такое положение в экономике, при котором часть способных и желающих трудиться по найму людей не могут найти работу, соответствующую их способностям.

Причины безработицы:

· Слишком высокие требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы.

· Очень низкий спрос на рабочую силу.

· Негибкость характерная для рынка труда.

Виды безработицы:

· Структурная (технологическая) – вид безработицы, при котором трудоустройство является невозможным из-за различий в структуре спроса и предложения.

· Фрикционная - вызванная добровольным переходом трудящихся с одной работы на другую и сезонными колебаниями в спросе на рабочую силу. Время добровольного поиска работником нового места работы, которое устраивает его в большей степени, нежели прежнее рабочее место.

· Циклическая — вызывается повторяющимися спадами производства в стране или регионе.

Формы безработицы:

· Скрытая.

· Открытая.

· Сезонная.

· Текучая

· Застойная.

Методы борьбы с безработицей:

· Государство должно позаботиться о создании гибкой системы образования.

· Создание хорошей информационной базы.

· Создание условий для географической мобильности.

Показатели уровня безработицы:

Уровень общей безработицы = (Общая численность безработных /Численность экономически активного населения)* 100%.

Все население делится на две группы:

· Экономически активное.

· Экономически неактивное (учащиеся, студенты, пенсионеры, домохозяйки).

 

Экономическая сфера в жизни общества

Экономика (как хозяйство) – созданная людьми система использования и преобразования ресурсов с целью удовлетворения потребностей человека, общества, государства:

1. производство,

2. потребление,

3. распределение,

4. обмен.

Экономика (как наука) – наука, изучающая способы наиболее полного удовлетворения потребностей при все более ограниченных ресурсах, используя наименьшие затраты.

ЭКОНОМИКА — это наука, которая изучает, ка­ким образом в обществе, располагающем ог­раниченными ресурсами, решаются проблемы, ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО надо производить, что­бы наиболее полно удовлетворить потребности людей.

Термин «экономика» в современных условиях используется в следующих значениях:

1) народное хозяйство данной страны или его часть, включающая отдельные отрасли (экономика промышленности, сельского хозяйства и т. д.); хозяйство района, региона, страны, группы стран или всего мира (региональная экономика, мировая экономика, экономика России и т. д.);

2) исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе хозяйственной деятельности, соответствующих данной ступени развития производительных сил и образующих определенную экономическую систему (рабовладельческая, капиталистическая и другие экономики);

3) научная дисциплина, занимающаяся изучением деятельности людей, ее законов и закономерностей (теоретическая экономика,' политическая экономия), некоторых условий и элементов производства (экономика народонаселения, труда, управления и т. д.).

Если же попытаться дать современное определение экономики одной фразой, то тогда

экономика — это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворения потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ.

МЕРКАНТИЛИЗМ (от итал. мерканте - торговец, купец).

Экономическая наука изучает эти фундаментальные проблемы и способы их решения на двух уровнях.

Первый уровень, называемый микроэкономикой, имеет дело с поведением субъектов рыночной системы — индивидуумов или отдельных домашних хозяйств, отдельных фирм, а также с ситуа­циями, которые возникают на отдельных рынках или в отраслях. Поэтому в центре внимания микроэкономики находятся индиви­ дуальные рынки товаров и услуг, механизм формирования цен на этих рынках, способы максимизации удовлетворения своих по­требностей каждым человеком и максимизации своих доходов каж­дой фирмой. В этой связи микроэкономика дает ответы на такие вопросы: почему повышение цен на молоко по-разному влияет на изменение величины спроса на них; как скажется подорожание кожи на объеме производства обуви; как ведет себя фирма, если у нее 10 тысяч конкурентов, и как она себя поведет, если ей про­тивостоят два конкурента; как должно поступать государство, если данный вид продукции выпускает только одна фирма.

Макроэкономика имеет дело с экономикой в целом, а не с отдельными ее субъектами. Ее задача — анализ фундаменталь­ных проблем, что, как и для кого производить, на общенациональ­ном уровне. Такой подход позволяет объяснить такие явления, как безработица и инфляция, как развивается экономика и почему происходят периодически повторяющиеся экономические спады, какие существуют методы регулирования экономики, как стимули­ровать экономический рост, где границы государственного вмеша­тельства в экономику.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ - это упрощенное описание экономики, которое выражает функ­циональную зависимость между двумя или не­сколькими переменными.

Национальное богатство: здания, сооружения, запасы сырья, топлива, запасы готовой продукции, личное имущество населения (запасы, или фонды)

Дата: 2019-03-05, просмотров: 228.