Жизненный цикл инновации (рис. 3) в целом по длительности совпадает с длительностью инновационного процесса (на рис.: 1 – стадия разработок, 2 – стадия внедрения, 3 – стадия производства и использования) и представляет собой период от принятия решения о разработке нового продукта до окончания его производства (продаж).
Жизненный цикл инновации (рис. 3) в целом по длительности совпадает с длительностью инновационного процесса (на рис.: 1 – стадия разработок, 2 – стадия внедрения, 3 – стадия производства и использования) и представляет собой период от принятия решения о разработке нового продукта до окончания его производства (продаж).
I. Период зарождения продукта, который включает в себя часть стадии разработок: научно-исследовательские разработки и начало опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок (до начала производства опытного образца).
II. Период создания продукта, который включает окончание опытно-конструкторских и опытно-технологических разработок и часть стадии внедрения – строительство и освоение производства.
III. Период вывода продукта на рынок (роста), который включает часть стадии внедрения – начало производства, и начало стадии использования – маркетинг и продажи нового продукта.
IV. Период зрелости продукта, который включает продолжение производства и использования продукта, потерявшего свою новизну;
V. Период упадка продукта, который включает окончание его производства и использования.
Ресурсное обеспечение инновационной деятельности
Период зарождения продукта характеризуется следующими ресурсными особенностями:
• в структуре иммобилизованных активов7 наибольший удельный вес занимает дорогостоящее специальное научное оборудование, для использования которого объективно характерна низкая степень загрузки.
• высок уровень потребления информационных ресурсов.
• потребление оборотных производственных фондов относительно невелико, поскольку ограничено в основном специальными материалами для исследований и обеспечением процесса проектирования;
в затратах на заработную плату (приобретение трудовых ресурсов) высока значимость оплаты персонала высшей квалификации (научные работники, проектировщики высших категорий)
Для периода создания продукта отметим следующие ресурсные особенности:
• величина иммобилизованных активов резко возрастает, поскольку создаются новые основные производственные фонды
• потребление информационных ресурсов в большинстве случаев продолжает расти за счет компьютерного оснащения производственного процесса
• радикально возрастает объем и изменяется структура потребления оборотных производственных фондов
• структура затрат на заработную плату изменяется: сокращается доля персонала, занятого исследованиями и разработками, растет удельный вес работников, выполняющих строительно-монтажные работы
• объем затрат на оплату труда растет: несмотря на то, что численность высокооплачиваемого научного и конструкторского персонала сокращается, численность иных групп (см. выше) увеличивается темпами, которые генерируют рост общих расходов на приобретение трудовых ресурсов.
В период вывода продукта на рынок (роста) ресурсные потребности предприятия еще раз изменяются по объему и структуре:
• размер иммобилизованных активов стабилизируется,
• в структуре информационных ресурсов значительно увеличивается удельный вес затрат на проведение рыночных исследований, которые требуют специального программного обеспечения;
• объем затрат на формирование оборотных производственных фондов в целом повышается в силу увеличения незавершенного производства
Период зрелости продукта отметим следующие возможные, главным образом, структурные изменения ресурсной базы:
• структура иммобилизованных активов может измениться в результате выбытия физически или морально изношенных основных фондов и их замены, что приведет к определенному увеличению затрат, поскольку накопленные амортизационные отчисления, как правило, не компенсируют рост цен на оборудование и обновление требует дополнительных инвестиций9;
• структура информационных ресурсов, как правило, изменяется в направлении снижения доли затрат на исследования и разработки, а затраты в целом снижаются при сохранении их объема в части обеспечения анализа рынка с целью прогнозирования момента начала упадка товара;
• оборотные фонды предприятия окончательно стабилизируются и по структуре и по объему;
• затраты на оплату труда структурно могут изменяться в направлении повышения доли обслуживающего и вспомогательного персонала в связи с износом основных фондов;
Потребности в ресурсном обеспечения инновационного процесса в период упадка продукта снижаются:
• объем иммобилизованных активов сокращается за счет их амортизации,
• затраты на информационное обеспечение практически исключаются;
• объем оборотных фондов уменьшается пропорционально уменьшению объема продаж;
• расходы на оплату труда снижаются в процессе сокращения объема производства.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 516.