Инновационная экономика. Ресурсы инновационной экономики. Роль государства в развитии инновационной экономики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Инновационная экономика. Ресурсы инновационной экономики. Роль государства в развитии инновационной экономики

Инновационная экономика – это тип хозяйственной деятельности, основанный на применении достижений науки и техники в производстве и распределении товаров и услуг.

Основным (базовым) ресурсом в инновационной экономике являются не материальные факторы производства, как в индустриальной экономике, а трудовые, в структуре которых резко повышается удельный вес интеллектуального труда исследователей и разработчиков.

Формами участия государства в совокупном национальном капитале в данном случае являются:

• целенаправленное (конкурсное) государственное финансирование неприбыльных инновационных областей деятельности (теоретические исследования, общее и часть высшего профессионального образования);

• создание системы налоговых льгот, дотаций и субсидий для организаций, выполняющих рисковые (венчурные) исследования и

разработки.

Основные понятия и классификация инноваций

Под инновациями (англ. «innovation» - новшество, нововведение,новаторство») современная наука понимает достижения различных областей науки, применение которых повышает эффективность функционирования социально-экономической системы (предприятия,организации, отрасли, национальной экономики).

Классификация инноваций

-По предметным областям научно-технического и социального прогресса выделяют восемь видов инноваций, применяемых для удовлетворения жизненных потребностей человека; в технологических процессах; в химии и металлургии; в производстве текстиля и бумаги; в строительстве и горном деле; в механике, освещении, отоплении, двигателях и насосах, взрывных работах; в физике; в электричестве.

 -По причинам возникновения инновации разделяют на стратегические, применение которых соответствует перспективным задачам развития социально-экономической системы и реактивные, вводимые, как реакция на действия конкурента
-По методам анализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различают: : инновации-зародыши новых изделий, выявленные методами анализа на информации в научной публицистике на ранних этапах зарождения; новые конкурентные изделия, фиксации появления принципиально новых разработок, идей, технических решений; товары-аналоги.

По целям разработки и сферам распространения выделяют: продуктовые инновации, процессные или технологические инновации, рыночные инновации, научно-педагогические инновации, правовые инновации

По преемственности могут быть выделены: замещающие (псевдоинновации), возвратные (ретровведения), отменяющие (видоизменения), открывающие (базисные), отраслеформирующие (способствующие формированию и возникновению новых отраслей) инновации.

По особенностям процесса распространения различают: инновации-новшества, инновации-нововведения, диффузные инновации

По глубине вносимых изменений (по инновационному потенциалу) выделяют радикальные (базовые), улучшающие и модифицирующие (частные) инновации.3

По типу новизны для рынка отличают инновации новые для мирового рынка, для национального рынка и для рынка данного предприятия.

По месту в системе организации выделяют: входные инновации, выходные инновации, структурные инновации

По уровню разработки и масштабам распространения различают фирменные, корпоративные, отраслевые, региональные, республиканские, бщегосударственные инновации


Бюджетное финансирование инвестиций

Бюджетное финансирование инвестиций – выделение юридическим лицам средств на инвестиционные цели из государственного             бюджета.
Получить государственные инвестиции могут лишь предприятия, находящиеся в государственной собственности, а также юридические лица, связанные с реализацией государственных программ.
Это финансирование осуществляется в соответствии с уровнем принятия решений.
На федеральном уровне финансируются только федеральные программы и объекты, находящиеся в федеральной собственности; на региональном – только региональные программы и объекты, находящиеся в собственности отдельных конкретных территорий.
Прямая бюджетная поддержка может осуществляться в виде гарантий или бюджетных инвестиций     и  бюджетных             кредитов .
Бюджетные ассигнования имеют ограниченные размеры и применяются в основном в отношении государственных предприятий и организаций, имеющих стратегическое значение.
Бюджетные инвестиции – участие государства в капитале организации.
Бюджетные кредиты (финансируются на основе возврата) – инструмент государственного стимулирования капиталовложений.








Планирование инновационной деятельности

Инновационная деятельность - это практическое использование инновационно-научного и интеллектуального потенциала в массовом производстве для получения нового продукта, удовлетворяющего потребительский спрос в конкурентоспособных товарах и услугах. Результатом инновационной деятельности являются инновации.

Планирование составляет один из основных элементов системы внутрифирменного управления инновационной деятельностью организации. Как элемент системы менеджмента планирование представляет собой относительно самостоятельную подсистему, включающую совокупность специфических инструментов, правил, структурных органов, информации и процессов, направленных на подготовку и обеспечение выполнения планов.

Планирование инноваций - это система расчетов, направленная на выбор и обоснование целей инновационного развития организации и подготовку решений, необходимых для их безусловного достижения.

В рамках интегрированной системы менеджмента подсистема планирования выполняет следующие семь частных функций:

1)Целевая ориентация всех участников. Частные цели отдельных исполнителей направлены на достижение генеральных целей инновационной программы или организации в целом.

2)Перспективная ориентация и раннее распознавание проблем развития. Ориентация стратегии фирмы на будущее, построение которой происходит на базе обоснованных прогнозов развития ситуации.

3)Координация деятельности всех участников инноваций, осуществляемая как предварительное согласование действий при подготовке планов и как согласованная реакция на возникающие помехи и проблемы при выполнении планов. В процессе планирования инноваций используются четыре основные формы координации: распорядительная, программная, инициативнаяи бюджетная.

4)Подготовка управленческих решений. При подготовке планов как управленческих решений проводится глубокий анализ проблем, составляются прогнозы, исследуются альтернативы и производится экономическое обоснование наиболее рационального решения. Планирование вносит высокий уровень экономической обоснованности и рациональности в систему менеджмента в организации.

5)Информационное обеспечение участников инновационного процесса.

Для успешного выполнения планов каждый участник должен быть осведомлен о целях, сроках, альтернативах, прогнозах, ресурсных и административных условиях проведения инновации.

6) Мотивация участников. Особое мотивирование, стимулирования создает действенные мотивы для эффективной и скоординированной деятельности всех исполнителей.

7) Создание объективной базы для эффективного контроля. Планы устанавливают желаемое или требуемое состояние системы на определенный период времени. Их наличие позволяет производить объективную оценку деятельности предприятия путем сравнения фактических значений параметров с планируемыми по принципу «факт—план». Тогда контроль становится предметным, направленным на обеспечение целевого состояния системы.

 

33. Стратегическое планирование инновационной деятельности

Стратегическое планирование включает два последовательных этапа: выбор стратегии и разработка стратегического плана.

Базовая стратегия - это обобщенная модель поведения организации в заданных (прогнозируемых), условиях (состояние внешней и внутренней среды).

Сущность стратегии экспансии состоит в том, что поведение предприятия предполагает увеличение разнообразия его взаимодействия с внешней средой (например, производство новой продукции в дополнение к уже выпускавшейся и соответствующее расширение состава поставщиков ресурсов, рынков и т.п.) и, как необходимое следствие - увеличение разнообразия внутренней среды (появление новых структурных единиц, нового оборудования и т.п.).

Стратегия концентрации, как альтернатива экспансии определяет поведение предприятия, основанное на уменьшении разнообразия внешних взаимодействий и снижении внутреннего разнообразия.

Стратегическое поведение предприятия основывается на приоритетах различных аспектов его деятельности, наиболее общими из которых является производство конечного продукта и его сбыт, к которым могут быть применены и принцип экспансии, и принцип концентрации. Согласно этому подходу выделяются:

• стратегия производственной экспансии;

• стратегия рыночной (конкурентной) экспансии;

• стратегия производственной концентрации;

• стратегия рыночной (конкурентной) концентрации.

 

Стратегия инновационной деятельности – это инструмент реализации базовой стратегии организации посредством определения и реализации перспективных направлений ее научно-технического развития: выбор вида стратегии инновационной деятельности целиком определяется тем, какой вид базовой стратегии применяется.
Стратегический инновационный план организации представляет собой целостную совокупность инновационных проектов, реализация которых соответствует выбранной инновационной стратегии и создаст условия эффективного применения базовой стратегии (достижения стратегической цели субъекта хозяйствования).

Разработка стратегического инновационного плана предполагает выполнение трех этапов работ. На первом этапе определяется, какие исследования и разработки необходимо провести, для того, чтобы создать интеллектуальный и, далее, материальный продукт (продукты) с характеристиками, лежащими в заданных пределах.

На втором этапе, совместно научно-техническими работниками, менеджерами и экономистами разрабатывается несколько инновационных проектов для каждого продукта с разными техническими и экономическими параметрами, причем одни из них будут выше в одних проектах, а другие - в других.

На третьем этапе разработки стратегического инновационного плана организации разрабатывается сводный документ – собственно стратегический план, в котором отобранные инновационные проекты распределяются по времени исполнения (начала и окончания жизненного цикла) в пределах стратегического периода.

 

 


Инновационная экономика. Ресурсы инновационной экономики. Роль государства в развитии инновационной экономики

Инновационная экономика – это тип хозяйственной деятельности, основанный на применении достижений науки и техники в производстве и распределении товаров и услуг.

Основным (базовым) ресурсом в инновационной экономике являются не материальные факторы производства, как в индустриальной экономике, а трудовые, в структуре которых резко повышается удельный вес интеллектуального труда исследователей и разработчиков.

Формами участия государства в совокупном национальном капитале в данном случае являются:

• целенаправленное (конкурсное) государственное финансирование неприбыльных инновационных областей деятельности (теоретические исследования, общее и часть высшего профессионального образования);

• создание системы налоговых льгот, дотаций и субсидий для организаций, выполняющих рисковые (венчурные) исследования и

разработки.

Основные понятия и классификация инноваций

Под инновациями (англ. «innovation» - новшество, нововведение,новаторство») современная наука понимает достижения различных областей науки, применение которых повышает эффективность функционирования социально-экономической системы (предприятия,организации, отрасли, национальной экономики).

Классификация инноваций

-По предметным областям научно-технического и социального прогресса выделяют восемь видов инноваций, применяемых для удовлетворения жизненных потребностей человека; в технологических процессах; в химии и металлургии; в производстве текстиля и бумаги; в строительстве и горном деле; в механике, освещении, отоплении, двигателях и насосах, взрывных работах; в физике; в электричестве.

 -По причинам возникновения инновации разделяют на стратегические, применение которых соответствует перспективным задачам развития социально-экономической системы и реактивные, вводимые, как реакция на действия конкурента
-По методам анализа и источникам получения информации для разработки новой продукции различают: : инновации-зародыши новых изделий, выявленные методами анализа на информации в научной публицистике на ранних этапах зарождения; новые конкурентные изделия, фиксации появления принципиально новых разработок, идей, технических решений; товары-аналоги.

По целям разработки и сферам распространения выделяют: продуктовые инновации, процессные или технологические инновации, рыночные инновации, научно-педагогические инновации, правовые инновации

По преемственности могут быть выделены: замещающие (псевдоинновации), возвратные (ретровведения), отменяющие (видоизменения), открывающие (базисные), отраслеформирующие (способствующие формированию и возникновению новых отраслей) инновации.

По особенностям процесса распространения различают: инновации-новшества, инновации-нововведения, диффузные инновации

По глубине вносимых изменений (по инновационному потенциалу) выделяют радикальные (базовые), улучшающие и модифицирующие (частные) инновации.3

По типу новизны для рынка отличают инновации новые для мирового рынка, для национального рынка и для рынка данного предприятия.

По месту в системе организации выделяют: входные инновации, выходные инновации, структурные инновации

По уровню разработки и масштабам распространения различают фирменные, корпоративные, отраслевые, региональные, республиканские, бщегосударственные инновации


Дата: 2019-03-05, просмотров: 319.