После проведения в экспериментальной группе специальной программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр нами была проведена повторная диагностика уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. На данном этапе нами были использованы те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Результаты повторной диагностики уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 2 в Приложении 2.
Итак, по итогам повторной диагностики уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы.
В экспериментальной группе у 65% детей выявлен высокий уровень развития представлений о геометрических фигурах. Эти дети умеют самостоятельно находить фигуры по описанию, различают на ощупь различные геометрические фигуры, умеют находить фигуры по образцу.
У 35% детей выявлен средний уровень развития представлений о геометрических фигурах. Дети справились с заданием частично, запаса программных знаний и умений недостаточно, чтобы решить задачи без дополнительной помощи, подсказки, наводящих вопросов. Ограниченный запас специальных слов не позволяет дать грамотно сформулированный, полный ответ, ребёнок затрудняется пояснить последовательность выполняемых действий.
Детей с низким уровнем развития представлений о геометрических фигурах не выявлено.
В контрольной группе получены результаты, аналогичные констатирующему этапу исследования: у 35% детей выявлен высокий уровень развития представлений о геометрических фигурах, у 50% - средний уровень, и у 15% детей выявлен низкий уровень.
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 2.
Рис.2. Результаты повторной диагностики уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Для проверки гипотезы, выдвинутой в начале исследования, необходимо использовать методы математической статистики. В качестве метода выбран метод математической обработки U-критерия Манна-Уитни.
Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.
Для этого выдвинем две гипотезы. Нулевая гипотеза H0 гласит, что в экспериментальной группе уровень представлений о геометрических фигурах не изменился. Альтернативная гипотеза – H1 гласит, что в экспериментальной группе уровень представлений о геометрических фигурах увеличился.
Для начала проранжируем полученные показатели.
Ранги представлены в таблице 3 в Приложении 3..
Рассчитаем значение по результатам констатирующего и контрольного экспериментов по формуле:
Результат: UЭмп = 105.
По таблице определим критические значения критерия для данных n1 и n2.
В нашем случае критические значения p≤0.01=114, p≤0.05=138
Нарисуем ось значимости:
114 138
Полученное эмпирическое значение Uэмп (105) находится в зоне значимости.
Поэтому мы отклоняем нулевую гипотезу Н0 о том, что в экспериментальной группе уровень представлений о геометрических фигурах не изменился, и принимаем альтернативную гипотезу H1 o том, что в экспериментальной группе уровень представлений о геометрических фигурах увеличился.
Теперь проверим полученные результаты для контрольной группы.
Для этого выдвинем две гипотезы. Нулевая гипотеза H0 гласит, что в контрольной группе уровень представлений о геометрических фигурах не изменился. Альтернативная гипотеза – H1 гласит, что в контрольной группе уровень представлений о геометрических фигурах увеличился.
Для начала проранжируем полученные показатели.
Ранги представлены в таблице 4 в Приложении 4..
Рассчитаем значение по результатам констатирующего и контрольного экспериментов по формуле:
Результат: UЭмп = 200.
По таблице определим критические значения критерия для данных n1 и n2.
В нашем случае критические значения p≤0.01=114, p≤0.05=138
Нарисуем ось значимости:
114 138
Полученное эмпирическое значение Uэмп (200) находится в зоне незначимости.
Поэтому мы отклоняем альтернативную гипотезу Н0 о том, что в контрольной группе уровень представлений о геометрических фигурах увеличился, и принимаем нулевую гипотезу H1 o том, что в контрольной группе уровень представлений о геометрических фигурах не изменился.
Таким образом, результаты математической статистики подтвердили, что при проведении программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр уровень представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста увеличивается.
Мы видим, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития представлений о геометрических фигурах выросло на 30% (с 35% до 65%). Количество же детей со средним уровнем развития представлений о геометрических фигурах, напротив, снизилось на 15% (с 50% до 35%). Количество детей с низким уровнем развития представлений о геометрических фигурах также снизилось на 15% (с 15% до 0%).
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Динамика изменения уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Таким образом, гипотеза, поставленная нами в начале исследования, полностью подтверждается.
Полученные результаты доказывают эффективность разработанной нами программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Выводы по 2 главе
Опытно-экспериментальная база: БДОУ «Детский сад № 25».
В исследовании приняли участие дети старшей группы в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек, из них 50% девочки и 50% мальчики. При этом 20 детей составили экспериментальную группу, и 20 детей – контрольную. В экспериментальной группе проводилась специальная программа развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. В контрольной группе никаких специальных занятий не проводилось.
По итогам первичной диагностики уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы. В экспериментальной группе у 35% детей выявлен высокий уровень развития представлений о геометрических фигурах. Эти дети умеют самостоятельно находить фигуры по описанию, различают на ощупь различные геометрические фигуры, умеют находить фигуры по образцу. У 50% детей выявлен средний уровень развития представлений о геометрических фигурах. Дети справились с заданием частично, запаса программных знаний и умений недостаточно, чтобы решить задачи без дополнительной помощи, подсказки, наводящих вопросов. Ограниченный запас специальных слов не позволяет дать грамотно сформулированный, полный ответ, ребёнок затрудняется пояснить последовательность выполняемых действий. У 15% детей выявлен низкий уровень развития представлений о геометрических фигурах. Дети испытывает серьёзные затруднения во время выполнения заданий, совершает ошибочные действия, некоторые задания пропускает, помощь воспитателя не приводит к положительному результату. Специальными терминами не владеет, уровень речевого развития низкий. В контрольной группе получены аналогичные результаты.
Также нами выявлено, что у 45% детей наибольшее количество ошибок связано с распознаванием и названием треугольника, 20% детей не справились с поставленной задачей.
Полученные результаты определили необходимость разработки и проведения специальной программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
В соответствии с общими задачами нашего исследования на формирующем этапе было необходимо разработать программу, направленную на развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Цель программы: увеличение уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Основные задачи программы:
– осуществить подбор игр, направленных на увеличение уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;
– продумать использование художественных средств в играх для увеличения уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;
– разработать и реализовать НОД;
– оценить их эффективность.
Всего было проведено 7 занятий, по 2 занятия в неделю. Продолжительность одного занятия: 40 минут. Всего на каждом занятии проводилась 1 дидактическая игра, итого 7 игр.
После проведения в экспериментальной группе специальной программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр нами была проведена повторная диагностика уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. На данном этапе нами были использованы те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента.
На контрольном этапе установлено, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития представлений о геометрических фигурах выросло на 30% (с 35% до 65%). Количество же детей со средним уровнем развития представлений о геометрических фигурах, напротив, снизилось на 15% (с 50% до 35%). Количество детей с низким уровнем развития представлений о геометрических фигурах также снизилось на 15% (с 15% до 0%).
При этом в контрольной группе получены результаты, аналогичные констатирующему этапу исследования: у 35% детей выявлен высокий уровень развития представлений о геометрических фигурах, у 50% - средний уровень, и у 15% детей выявлен низкий уровень.
Результаты математической статистики подтвердили, что при проведении программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр уровень представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста увеличивается. Полученные результаты доказывают эффективность разработанной нами программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дидактические игры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Можно привести следующую классификацию дидактических игр:
1. Игры, которые ясно и наглядно отображают качества предметов. Они расширяют диапазон восприятия непосредственного окружения с помощью органов чувств, развивают органы осязания, восприятия и представления. С их участием ребенок учится вычленять из совокупного облика предмета отдельные составные свойства - цвет, форму, величину.
2. Игры, которые способствуют умственному созреванию. Они выдвигают перед ребенком ряд вопросов, требуя ответа и решения. Впервые сталкиваясь с необычными проблемами, играющий ищет выход: из создавшейся ситуации. Вещь, служащая для игры, создает условия для проявления мыслительных усилий, постепенно закрепляет привычку сопоставлять, различать, анализировать и синтезировать классифицировать и обобщать.
3. Игры, которые расширяют знания о природе и общественной жизни. Они уточняют представления о наиболее часто встречающихся животных и растениях, временах года и изменениях, наступающих при смене сезонов, учат различать виды ремесел и профессий, знакомят с правилами уличного движения, дают сведения об исторических событиях.
Старший дошкольный возраст – это жизненный этап человека, где формируются особенности его личности и его психология, развиваются его способности к обучению и творчеству. У детей начинает формироваться система ценностей, понимание того, что ему интересно, а что нет. В его сознании появляются новые социальные потребности, они стремятся не просто общаться со сверстниками, а завоевывать их внимание и признание. Именно на этом этапе зарождается стремление быть первым, формируется собственная воля, желания перестают быть непроизвольными.
К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:
- Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.;
- Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы — величина, цвет, назначение, материал, форма);
- Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов;
- Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти;
- Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета.
В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определенные пространственные представления: впереди — позади, слева — справа, вверху — внизу, выше — ниже и т.д. Воспитатель еще раз предметами, рисунками учебника уточняет эти представления. Выясняет так же знание названий простейших геометрических фигур: треугольника, четырехугольника, круга и др. Эти названия нужны будут при работе с наглядными пособиями (кружками, квадратами и др.) еще до введения понятия об этих фигурах. Практическая часть занятий в этом возрасте базируется на моделировании и конструировании из знакомых детям материалов: пластилина, палочек, проволоки, что позволяет закрепить в памяти детей устойчивый образ фигуры.
Основными видами игр, которыми интересуются дети 5-6 лет, являются экспериментирования и сюжетные игры, а также досуговые и игры обрядового характера. Роль дидактических игр в развитии представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста колоссальна. Такая методика помогает выстроить их представление о геометрических фигурах у, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.
При работе с детьми старшего возраста перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей. Дидактическая игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игровую деятельность интересную, близкую детям, радующую их. Дидактические упражнения представляют сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Упражнения должны сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры.
Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение.
Опытно-экспериментальная база: БДОУ «Детский сад № 25».
В исследовании приняли участие дети старшей группы в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек, из них 50% девочки и 50% мальчики. При этом 20 детей составили экспериментальную группу, и 20 детей – контрольную. В экспериментальной группе проводилась специальная программа развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. В контрольной группе никаких специальных занятий не проводилось.
По итогам первичной диагностики уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы. В экспериментальной группе у 35% детей выявлен высокий уровень развития представлений о геометрических фигурах. Эти дети умеют самостоятельно находить фигуры по описанию, различают на ощупь различные геометрические фигуры, умеют находить фигуры по образцу. У 50% детей выявлен средний уровень развития представлений о геометрических фигурах. Дети справились с заданием частично, запаса программных знаний и умений недостаточно, чтобы решить задачи без дополнительной помощи, подсказки, наводящих вопросов. Ограниченный запас специальных слов не позволяет дать грамотно сформулированный, полный ответ, ребёнок затрудняется пояснить последовательность выполняемых действий. У 15% детей выявлен низкий уровень развития представлений о геометрических фигурах. Дети испытывает серьёзные затруднения во время выполнения заданий, совершает ошибочные действия, некоторые задания пропускает, помощь воспитателя не приводит к положительному результату. Специальными терминами не владеет, уровень речевого развития низкий. В контрольной группе получены аналогичные результаты.
Также нами выявлено, что у 45% детей наибольшее количество ошибок связано с распознаванием и названием треугольника, 20% детей не справились с поставленной задачей.
Полученные результаты определили необходимость разработки и проведения специальной программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
В соответствии с общими задачами нашего исследования на формирующем этапе было необходимо разработать программу, направленную на развитие представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Цель программы: увеличение уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Основные задачи программы:
– осуществить подбор игр, направленных на увеличение уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;
– продумать использование художественных средств в играх для увеличения уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;
– разработать и реализовать НОД;
– оценить их эффективность.
Всего было проведено 7 занятий, по 2 занятия в неделю. Продолжительность одного занятия: 40 минут. Всего на каждом занятии проводилась 1 дидактическая игра, итого 7 игр.
После проведения в экспериментальной группе специальной программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр нами была проведена повторная диагностика уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста. На данном этапе нами были использованы те же задания, что и на констатирующем этапе эксперимента.
На контрольном этапе установлено, что в экспериментальной группе количество детей с высоким уровнем развития представлений о геометрических фигурах выросло на 30% (с 35% до 65%). Количество же детей со средним уровнем развития представлений о геометрических фигурах, напротив, снизилось на 15% (с 50% до 35%). Количество детей с низким уровнем развития представлений о геометрических фигурах также снизилось на 15% (с 15% до 0%).
При этом в контрольной группе получены результаты, аналогичные констатирующему этапу исследования: у 35% детей выявлен высокий уровень развития представлений о геометрических фигурах, у 50% - средний уровень, и у 15% детей выявлен низкий уровень.
Результаты математической статистики подтвердили, что при проведении программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр уровень представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста увеличивается. Полученные результаты доказывают эффективность разработанной нами программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка //Мир психологии. – 2013. - №4. – с. 45.
2. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медицина, 2015. - 303 с.
3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. - Форум, 2014. - 144 с.
4. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 2015. – 558 с.
5. Бажанова Т.В. Развитие формы сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. – Дисс.канд.психол.наук. – М., 2018. - 122с. / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/razvitie-formy-syuzhetno-rolevoi-igry-v-doshkolnom-vozraste
6. Божович Л.И. Личность и формирование в детском возрасте. – М.: Просвещение, 2014. – 317 с.
7. Большой психологический словарь / Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб: ПРАЙМ – ЕВРОЗНАК, 2016. – 528 с.
8. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М.: Просвещение, 2014. - 174 с.
9. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 2013. – 195 с.
10. Воспитание и обучение в детском саду. - М., 2013. - 560 с.
11. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М., 2018. – 326 с.
12. Газман О.С. Каникулы: игра, воспитание. - М.: Просвещение, 2014. - 512 с.
13. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 240 с.
14. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
15. Гударева О.В. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников. – Дисс.канд.психол.наук. – М., 2015. – 155 с. / Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/psikhologicheskie-osobennosti-syuzhetno-rolevoi-igry-sovremennykh-doshkolnikov
16. Гударёва О.В. Игра современных дошкольников//Журнал прикладная психология. – 2013. - №2. - С.51-56
17. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста / Дьяченко О.М, Лаврентьева Т.В. – М., Просвещение, 2016. – 98 с.
18. Доронова Т.Н., Карабанова О.А., Соловьева Е.В. Игра в дошкольном возрасте. - М., 2014. – 216 с.
19. Дошкольная педагогика. В 2 ч. Ч.2. /В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др. Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. – М.: Просвещение, 2013. – 403 с.
20. Дуранов М.Е. Педагогика воспитания и развития личности. - Магнитогорск: МГПИ, 2014. - 315 с.
21. Ерофеева Т.И. Вариативные и альтернативные программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. – М.: Проф. образование, 2014. – 296 с.
22. Запорожец А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. – М.: Педагогика, 2015. – 321 с.
23. Из детства – в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развития детей 4 – 7 лет/ Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
24. Каличенко А.В., Микляева Ю.В Развитие игровой деятельности дошкольников. - М.: Просвещение, 2015. – 332 с.
25. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. – Ярославль, 2015. – 476 с.
26. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения. Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. — Челябинск: Два комсомольца, 2016. — С. 35-36.
27. Короткова Т.А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду. - «Дошкольное воспитание» - 2013. - №3 – с. 12.
28. Кулагина И. Ю., Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. - М.: Сфера: Юрайт, 2014. -365 с.
29. Кулюткин Ю.Н. Моделирование педагогических ситуаций. - М.: Педагогика, 2013. - 120 с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Академия: Смысл, 2015. - 174с.
31. Маркова А.К. Основы проблемного обучения. – М.: Педагогика, 2017. – 128 с.
32. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ Л. П. Федоренко, Г. А,Фомичева. - М.: Просвещение, 2012. - 240 с.
33. Минскин Е.М. От игры к знаниям: Пособие для учителя. – 2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2014. – 192 с.
34. Михайленко Н. Я., Короткова H.A. Организация сюжетной игры в детском саду. - М., 2015. – 163 с.
35. Мясищев Н.В. Проблемы обучения и умственного развития дошкольников. - М.: Просвещение, 2016. – 382 с.
36. Пидкасистый П. И. Педагогика. – М.: Просвещение, 2015. – 511 с.
37. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. -М.: Педагогика, 2016. - 262 с.
38. Самсонова Е.В. Игровое моделирование как механизм развития взаимоотношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста. : Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 2017. – 25 с.
39. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Структура и варианты сюжетной игры дошкольника // Психологическая наука и образование. 2015. №3. – C. 62-70
40. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. - М.: Проф. образование, 2014. – 296 с.
41. Урунтаев Г.А. Дошкольная психология. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 284 с.
42. Усова А. П. Обучение в детском саду. - М.: Просвещение, 2013. - 176 с.
43. Чен Н. В. Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии. – М.: Методическая копилка, 2014. – 153 с.
44. Эльконин Д.Б. Особенности психического развития детей 6 – 7 лет. – М.: Педагогика, 2016. – 318 с.
45. Эльконин, Д. Б. Психология игры. – 2-е изд. –М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2015. – 360 с.
46. Яковлева Н.Г. Психологическая помощь дошкольнику. Книга для родителей и воспитателей. – М.: Сфера, 2015. - 276 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Таблица 1. Результаты первичной диагностики уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
№ испытуемого | «Что на что похоже» | «Чудесный мешочек» | «Найди заплатку» | Итого |
Экспериментальная группа | ||||
1 | 0 | 2 | 0 | 2 |
2 | 2 | 2 | 2 | 6 |
3 | 1 | 0 | 1 | 2 |
4 | 1 | 2 | 2 | 5 |
5 | 1 | 1 | 1 | 3 |
6 | 2 | 2 | 2 | 6 |
7 | 2 | 1 | 1 | 4 |
8 | 0 | 2 | 1 | 3 |
9 | 2 | 1 | 2 | 5 |
10 | 1 | 1 | 1 | 3 |
11 | 2 | 2 | 0 | 4 |
12 | 1 | 1 | 1 | 3 |
13 | 2 | 0 | 2 | 4 |
14 | 1 | 1 | 1 | 3 |
15 | 1 | 2 | 1 | 4 |
16 | 2 | 1 | 0 | 3 |
17 | 1 | 1 | 1 | 3 |
18 | 0 | 0 | 1 | 1 |
19 | 1 | 1 | 1 | 3 |
20 | 2 | 1 | 2 | 5 |
Контрольная группа | ||||
1 | 2 | 1 | 0 | 3 |
2 | 2 | 1 | 2 | 5 |
3 | 1 | 1 | 1 | 3 |
4 | 1 | 2 | 2 | 5 |
5 | 1 | 2 | 1 | 4 |
6 | 1 | 0 | 2 | 3 |
7 | 1 | 2 | 1 | 4 |
8 | 0 | 1 | 1 | 2 |
9 | 2 | 2 | 2 | 6 |
10 | 1 | 1 | 1 | 3 |
11 | 2 | 2 | 0 | 4 |
12 | 1 | 1 | 1 | 3 |
13 | 1 | 1 | 2 | 4 |
14 | 1 | 2 | 1 | 4 |
15 | 2 | 1 | 1 | 4 |
16 | 2 | 0 | 0 | 2 |
17 | 0 | 1 | 1 | 2 |
18 | 1 | 2 | 1 | 3 |
19 | 1 | 0 | 2 | 3 |
20 | 0 | 1 | 1 | 2 |
Приложение 2.
Таблица 2. Результаты повторной диагностики уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
№ испытуемого | «Что на что похоже» | «Чудесный мешочек» | «Найди заплатку» | Итого |
Экспериментальная группа | ||||
1 | 2 | 2 | 1 | 5 |
2 | 2 | 2 | 2 | 6 |
3 | 2 | 0 | 1 | 3 |
4 | 1 | 2 | 2 | 5 |
5 | 1 | 2 | 2 | 5 |
6 | 2 | 2 | 2 | 6 |
7 | 2 | 1 | 2 | 5 |
8 | 1 | 2 | 1 | 4 |
9 | 2 | 1 | 2 | 5 |
10 | 1 | 2 | 1 | 4 |
11 | 2 | 2 | 1 | 5 |
12 | 2 | 1 | 1 | 4 |
13 | 2 | 1 | 2 | 5 |
14 | 2 | 2 | 1 | 5 |
15 | 1 | 2 | 1 | 4 |
16 | 2 | 1 | 2 | 5 |
17 | 1 | 1 | 1 | 3 |
18 | 2 | 1 | 1 | 4 |
19 | 1 | 2 | 1 | 4 |
20 | 2 | 1 | 2 | 5 |
Контрольная группа | ||||
1 | 2 | 1 | 0 | 3 |
2 | 2 | 1 | 2 | 5 |
3 | 1 | 1 | 1 | 3 |
4 | 1 | 2 | 2 | 5 |
5 | 1 | 2 | 1 | 4 |
6 | 1 | 0 | 2 | 3 |
7 | 1 | 2 | 1 | 4 |
8 | 0 | 1 | 1 | 2 |
9 | 2 | 2 | 2 | 6 |
10 | 1 | 1 | 1 | 3 |
11 | 2 | 2 | 0 | 4 |
12 | 1 | 1 | 1 | 3 |
13 | 1 | 1 | 2 | 4 |
14 | 1 | 2 | 1 | 4 |
15 | 2 | 1 | 1 | 4 |
16 | 2 | 0 | 0 | 2 |
17 | 0 | 1 | 1 | 2 |
18 | 1 | 2 | 1 | 3 |
19 | 1 | 0 | 2 | 3 |
20 | 0 | 1 | 1 | 2 |
Таблица 3. Ранги показателей
№ | Выборка 1 | Ранг 1 | Выборка 2 | Ранг 2 |
1 | 2 | 2.5 | 5 | 30 |
2 | 6 | 38.5 | 6 | 38.5 |
3 | 2 | 2.5 | 3 | 8.5 |
4 | 5 | 30 | 5 | 30 |
5 | 3 | 8.5 | 5 | 30 |
6 | 6 | 38.5 | 6 | 38.5 |
7 | 4 | 18.5 | 5 | 30 |
8 | 3 | 8.5 | 4 | 18.5 |
9 | 5 | 30 | 5 | 30 |
10 | 3 | 8.5 | 4 | 18.5 |
11 | 4 | 18.5 | 5 | 30 |
12 | 3 | 8.5 | 4 | 18.5 |
13 | 4 | 18.5 | 5 | 30 |
14 | 3 | 8.5 | 5 | 30 |
15 | 4 | 18.5 | 4 | 18.5 |
16 | 3 | 8.5 | 5 | 30 |
17 | 3 | 8.5 | 3 | 8.5 |
18 | 1 | 1 | 4 | 18.5 |
19 | 3 | 8.5 | 4 | 18.5 |
20 | 5 | 30 | 5 | 30 |
Суммы: | 315 | 505 |
Таблица 4. Ранги показателей
№ | Выборка 1 | Ранг 1 | Выборка 2 | Ранг 2 |
1 | 3 | 15.5 | 3 | 15.5 |
2 | 5 | 36.5 | 5 | 36.5 |
3 | 3 | 15.5 | 3 | 15.5 |
4 | 5 | 36.5 | 5 | 36.5 |
5 | 4 | 28.5 | 4 | 28.5 |
6 | 3 | 15.5 | 3 | 15.5 |
7 | 4 | 28.5 | 4 | 28.5 |
8 | 2 | 4.5 | 2 | 4.5 |
9 | 6 | 39.5 | 6 | 39.5 |
10 | 3 | 15.5 | 3 | 15.5 |
11 | 4 | 28.5 | 4 | 28.5 |
12 | 3 | 15.5 | 3 | 15.5 |
13 | 4 | 28.5 | 4 | 28.5 |
14 | 4 | 28.5 | 4 | 28.5 |
15 | 4 | 28.5 | 4 | 28.5 |
16 | 2 | 4.5 | 2 | 4.5 |
17 | 2 | 4.5 | 2 | 4.5 |
18 | 3 | 15.5 | 3 | 15.5 |
19 | 3 | 15.5 | 3 | 15.5 |
20 | 2 | 4.5 | 2 | 4.5 |
Суммы: | 410 | 410 |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 261.