Цель исследования: выявить особенности использования дидактической игры в формировании представлений о геометрических фигурах и форме предмета у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: при проведении программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр уровень представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста увеличивается.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;
2. Рассмотреть дидактические игры как инструмент формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;
3. Подобрать методы и процедуры, направленные на анализ уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;
4. Подобрать дидактические игры для развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста;
5. Рассмотреть динамику развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста после использования дидактических игр и выявить эффективность данного метода.
Опытно-экспериментальная база: БДОУ «Детский сад № 25».
В исследовании приняли участие дети старшей группы в возрасте 5-6 лет в количестве 40 человек, из них 50% девочки и 50% мальчики. При этом 20 детей составили экспериментальную группу, и 20 детей – контрольную. В экспериментальной группе проводилась специальная программа развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр. В контрольной группе никаких специальных занятий не проводилось.
В результате анализа психолого-педагогической и методической литературы рассмотренных в 1 главе, были выделены следующие критерии оценки уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста геометрических представлений:
1. Умение детей узнавать (находить) в окружающих предметах форму геометрических фигур.
2. Умение преобразовывать геометрические фигуры, превращая их в предметы.
3. Умение выбрать фигуры нужной формы для восстановления целого.
Результаты исследования позволяют определить уровень развития геометрических представлений испытуемых:
- Высокий - ребёнок справляется с решением поставленных задач самостоятельно, продуктивно используя приобретённый багаж знаний и умений. Ответы формулируются в развёрнутой форме, с пояснениями алгоритма действий и логически верно выстроенными рассуждениями. Испытуемый оперирует специальными терминами и демонстрирует высокий уровень речевого развития.
- Средний - ребёнок справляется с заданием частично, запаса программных знаний и умений недостаточно, чтобы решить задачи без дополнительной помощи, подсказки, наводящих вопросов. Ограниченный запас специальных слов не позволяет дать грамотно сформулированный, полный ответ, ребёнок затрудняется пояснить последовательность выполняемых действий.
- Низкий - ребёнок испытывает серьёзные затруднения во время выполнения заданий, совершает ошибочные действия, некоторые задания пропускает, помощь воспитателя не приводит к положительному результату. Специальными терминами не владеет, уровень речевого развития низкий.
Для диагностики уровня сформированности геометрических представлений у старших дошкольников нами были использованы следующие задания:
Задание №1. Составь различные четырехугольники из данных моделей треугольников.
Задание №2. Сколько треугольников вы нашли на чертеже:
Задание № 3. Сколько на чертеже прямоугольников.
По каждому заданию испытуемый мог получить от 0 до 2 баллов, итого от 0 до 6 баллов за все задания. Оценка результатов проводилась по следующие шкале:
- от 0 до 1 балла – низкий уровень сформированности геометрических представлений;
- от 2 до 4 баллов - средний уровень сформированности геометрических представлений;
- от 5 до 6 баллов – высокий уровень сформированности геометрических представлений.
Результаты первичной диагностики уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста представлены в таблице 1 в Приложении 1.
Итак, по итогам первичной диагностики уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста можно сделать следующие выводы.
В экспериментальной группе у 35% детей выявлен высокий уровень развития представлений о геометрических фигурах. Эти дети умеют самостоятельно находить фигуры по описанию, различают на ощупь различные геометрические фигуры, умеют находить фигуры по образцу.
У 50% детей выявлен средний уровень развития представлений о геометрических фигурах. Дети справились с заданием частично, запаса программных знаний и умений недостаточно, чтобы решить задачи без дополнительной помощи, подсказки, наводящих вопросов. Ограниченный запас специальных слов не позволяет дать грамотно сформулированный, полный ответ, ребёнок затрудняется пояснить последовательность выполняемых действий.
У 15% детей выявлен низкий уровень развития представлений о геометрических фигурах. Дети испытывает серьёзные затруднения во время выполнения заданий, совершает ошибочные действия, некоторые задания пропускает, помощь воспитателя не приводит к положительному результату. Специальными терминами не владеет, уровень речевого развития низкий.
В контрольной группе получены аналогичные результаты: у 35% детей выявлен высокий уровень развития представлений о геометрических фигурах, у 50% - средний уровень, и у 15% детей выявлен низкий уровень.
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рис.1. Результаты первичной диагностики уровня развития представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
Итак, в результате констатирующего этапа эксперимента выявлено, что большинство детей (50%) имеют средний уровень развития представлений о геометрических фигурах. Однако у 15% старших дошкольников диагностирован низкий уровень развития представлений о геометрических фигурах. Полученные результаты определили необходимость разработки и проведения специальной программы по развитию представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 352.