Основными видами игр, которыми интересуются дети 5-6 лет, являются экспериментирования и сюжетные игры, а также досуговые и игры обрядового характера.
Сначала с помощью взрослого дети отражают в своих играх простые сюжеты, но потом на место сюжетно-отобразительному процессу приходит ролевой. Именно такие игры помогают осознать свойства предмета и логику жизненных ситуаций, выразить эмоции и собственное видение мира [13].
Особое значение придается диалогам в игре, сначала с воспитателем, а затем и со сверстниками, в течение которого предлагается выстраивать доброжелательные словесные отношения. Важно привлекать детей к играм, которые затрагивают сюжеты из обыденной жизни, а также игры, основанные на литературных произведениях. Следует поощрять самостоятельность в выборе роли и атрибутики для нее, инициативность ребенка в игре.
Развитию детей в возрасте 5-6 лет способствуют подвижные игры, которые помогают выработать критерии цвета, формы размера. Сюда относят куклы с разноцветными деталями одежде, пестрые кольца для нанизывания, стыкования, сборки. Интеллектуальный опыт ребят обогатят всевозможные наборы конструирования из деталей. В этой категории также включены так называемые складные картинки с изображением бытующих в обиходе предметов. Они сосредотачивают внимание, обостряют наблюдательность. Запас сведений о природной и общественной среде увеличат различного вида лото с рисунками домашних животных, а также моментов некоторых видов деятельности [17].
Дети старшего дошкольного возраста проектируются и вырабатываются с таким расчетом, чтобы навести на мысль о подразделении предметов по окраске, очертаниям, габаритам. Умственная практика предполагает оперирование комбинированными игрушками из четырех, пяти и более частей. А оно в свою очередь создаст зачатки элементарной математической грамоты, подтолкнет к формированию, соотнесению, классифицированию. Во время игры малыши подробно усваивают многие черты обитаемого пространства. Для рассматриваемой возрастной категории подходят игры, требующие группирования предметов около какого-либо одного образца – эталона [13].
Для детишек старше пяти лет главный интерес уже представляет сама по себе умственная задача и внимание в основном привлекает ее качественное решение. Сообразительность, находчивость, любознательность разовьют многочисленные разновидности домино, лото, такие игры, как «Кому сколько», «Играю и считаю» и прочие.
Обучающие дидактические игры помогают развитию анализа признаков и свойств предметов. Подвижные игры снимают эмоциональную напряженность, повышают коммуникацию и являются источником положительных эмоций. В этом возрасте дошкольники запоминают правила слабо, однако, игры с одним-двумя правилами вполне могут применяться в практике воспитания. Процесс игры для детей в возрасте старшего дошкольника имеет колоссальное значение для их развития, поэтому, как педагоги, так и родители должны сделать все необходимое, чтобы создавать все условия для игр в течение дня.
Во-первых, необходимо не только позволять детям играть, но и помогать в процессе в обогащении опыта и приобретении новых навыков.
Во-вторых, важно расширять детский кругозор, рассказывая новую информацию о предметах и явлениях так, чтобы впоследствии дошкольники смогли применить ее в своих играх.
В-третьих, пока коммуникации со сверстниками только развиваются, помочь этому можно с помощью поощрения коллективных игр.
Роль дидактических игр в развитии представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста колоссальна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме. Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной. Такая методика помогает выстроить их представление о геометрических фигурах у, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.
При работе с детьми старшего возраста перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей. Дидактическая игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. На этом этапе важно научить детей действиям с игрушками, использованию их по назначению, нужно вызывать интерес к разным игрушкам, показывать их игровые возможности. В дидактической игре есть предпосылки для возникновения коллективной игры: появляется интерес к деятельности других детей, эмоциональная отзывчивость. Выдающийся исследователь в области психологии Л.С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. По его мнению, она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетаются со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры [19].
Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игровую деятельность интересную, близкую детям, радующую их.
Дидактические упражнения представляют сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Упражнения должны сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры.
Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение.
Выводы по 1 главе
Дидактические игры - это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.
Можно привести следующую классификацию дидактических игр:
1. Игры, которые ясно и наглядно отображают качества предметов. Они расширяют диапазон восприятия непосредственного окружения с помощью органов чувств, развивают органы осязания, восприятия и представления. С их участием ребенок учится вычленять из совокупного облика предмета отдельные составные свойства - цвет, форму, величину.
2. Игры, которые способствуют умственному созреванию. Они выдвигают перед ребенком ряд вопросов, требуя ответа и решения. Впервые сталкиваясь с необычными проблемами, играющий ищет выход: из создавшейся ситуации. Вещь, служащая для игры, создает условия для проявления мыслительных усилий, постепенно закрепляет привычку сопоставлять, различать, анализировать и синтезировать классифицировать и обобщать.
3. Игры, которые расширяют знания о природе и общественной жизни. Они уточняют представления о наиболее часто встречающихся животных и растениях, временах года и изменениях, наступающих при смене сезонов, учат различать виды ремесел и профессий, знакомят с правилами уличного движения, дают сведения об исторических событиях.
Старший дошкольный возраст – это жизненный этап человека, где формируются особенности его личности и его психология, развиваются его способности к обучению и творчеству. У детей начинает формироваться система ценностей, понимание того, что ему интересно, а что нет. В его сознании появляются новые социальные потребности, они стремятся не просто общаться со сверстниками, а завоевывать их внимание и признание. Именно на этом этапе зарождается стремление быть первым, формируется собственная воля, желания перестают быть непроизвольными.
К окончанию дошкольного периода ребенок должен обладать следующими математическими умениями и навыками:
- Способность к сравнению величин по базовым признакам; сформированность представлений о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже» и т.д.;
- Способность к группировке предметов по их базовым свойствам (основы — величина, цвет, назначение, материал, форма);
- Способность к сопоставлению части-целого; умение собирать картинку не менее чем из 12-24 фрагментов;
- Сформированные навыки счета и умение производить математические операции с числами в пределах десяти;
- Сформированность у детей количественных и качественных представлений предмета.
В старшем дошкольном возрасте дети уже имеют определенные пространственные представления: впереди — позади, слева — справа, вверху — внизу, выше — ниже и т.д. Воспитатель еще раз предметами, рисунками учебника уточняет эти представления. Выясняет так же знание названий простейших геометрических фигур: треугольника, четырехугольника, круга и др. Эти названия нужны будут при работе с наглядными пособиями (кружками, квадратами и др.) еще до введения понятия об этих фигурах. Практическая часть занятий в этом возрасте базируется на моделировании и конструировании из знакомых детям материалов: пластилина, палочек, проволоки, что позволяет закрепить в памяти детей устойчивый образ фигуры.
Основными видами игр, которыми интересуются дети 5-6 лет, являются экспериментирования и сюжетные игры, а также досуговые и игры обрядового характера. Роль дидактических игр в развитии представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста колоссальна. Такая методика помогает выстроить их представление о геометрических фигурах у, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.
При работе с детьми старшего возраста перед воспитателями стоит задача развития индивидуальной игры каждого ребенка, что является благоприятной предпосылкой совместных игр детей. Дидактическая игра организует поведение ребенка, формирует сосредоточенную деятельность, умение действовать рядом с другими и не мешать им. Решая через игру и в игре дидактические задачи, воспитатель должен сохранить игровую деятельность интересную, близкую детям, радующую их. Дидактические упражнения представляют сочетание наглядности, слова воспитателя и действий самих детей с игрушками, игровыми пособиями, предметами, картинками и т. д. Упражнения должны сохранять эмоциональный настрой детей, их непринужденность, переживание радости от процесса игры и чувство удовлетворения от решения поставленных в ней задач. Обучающие задачи воспринимаются детьми в процессе игры.
Для воспитателя результат игры является показателем уровня достижений детей или в усвоении знаний или в их применении, в установлении взаимоотношений детей в игре. Для детей результат игры выступает как определенное достижение.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.