Советское государство и мир в период 1917- конца 1930-х годов
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Вторая мировая война, ее итоги и последствия.

Вторая мировая война, закончившаяся в 1945 году, унесла жизни более 55 млн человек (из них около 26,6 млн. — граждане СССР), потери мировой экономики составили более 4 трлн долларов. Было разрушено более 10000 городов, деревень, сёл. Сельское хозяйство и промышленность в Европе были парализованы нехваткой личного состава, оборудования.

На территориях, освобождённых от нацистского господства при помощи Красной Армии, был создан пояс стран-сателлитов СССР, таких как Польша, ГДР, Чехословакия, Венгрия, Болгария. Эти страны были «санитарным кордоном» против Запада. Позже все эти страны вошли в Организацию Варшавского Договора. В свою очередь, Франция и Великобритания, чей международный вес после Второй мировой войны уменьшился, а также США сформировали военный блок НАТО, к которому позже присоединился ряд других государств. Таким образом, после окончания Второй мировой войны были заложены основы биполярности мира. Земля разделилась на поддерживающих коммунизм (чаще всего сателлиты СССР) и поддерживающих капитализм и либерально-демократический путь развития (чаще всего сателлиты стран НАТО). Соответственно, Советский Союз и США стали сверхдержавами. Эти страны не могли сражаться открыто, но делали это в виде локальных конфликтов. Даже ООН, созданная после окончания Второй мировой войны и призванная разрешать все конфликты мирным путём, не могла никак разрядить международную напряжённость.

 

СССР и мир в 1945-1964 гг.

По итогам Первой мировой и Гражданской войн материальный ущерб оценивался в четверть национального богатства. За Великую Отечественную войну была потеряна треть национального богатства. Огромные потери населения, необходимость создавать атомное оружие, помогать другим странам осложняли восстановление народного хозяйства. В годы четвертой пятилетки (1946–1950) проводились демобилизация армии, репатриация советских людей, использовался труд военнопленных и заключенных. В районы, пострадавшие в годы войны, перебрасывались ресурсы из Поволжья, Урала, Сибири, Средней Азии, Закавказья. Восстановление происходило быстро. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба, что имело огромное значение для укрепления международного престижа и безопасности страны с учетом очевидных угроз со стороны руководства США.

Сталин ужесточил политический режим. Были репрессированы видные военачальники, сфабрикованы «ленинградское дело», «мингрельское дело», «дело врачей», развертывалась «вторая кадровая революция». Ужесточение идеологического контроля было направлено против «тлетворного влияния Запада». От «ждановщины» пострадали видные деятели культуры (Ахматова, Зощенко и др.). Преследовались генетика, кибернетика. В экономической сфере сохранилась жесткая централизация, административно-командный стиль руководства. Колхозная система распространялась в Прибалтике, на территории Западной Украины и Западной Белоруссии.

В конце 1952 г. ВКП(б) была переименована в КПСС (Коммунистическую партию Советского Союза). Народные комиссариаты в 1946 г. были переименованы в министерства. Возобновил свою работу Верховный Совет СССР. Состоялись съезды профсоюзов, комсомола, ряда общественных организаций. Но принятие решений по-прежнему оставалось прерогативой Сталина, культ личности которого достиг апогея.

После смерти Сталина (5 марта 1953) в результате острой борьбы во главе страны встал Н. С. Хрущев. В его правление (1953–1964) началось освоение космоса: запуск первого искусственного спутника Земли (1957), первый космический полет Ю. А. Гагарина (1961), полет первой женщины-космонавта В. В. Терешковой (1963). Появились первая атомная электростанция, первый атомный ледокол «Ленин», первый реактивный пассажирский самолет, первые автоматизированные производства — происходило ускорение научно-технического прогресса. Осваивались десятки миллионов гектаров целинных и залежных земель. Были открыты огромные запасы нефти и газа в Западной Сибири.

На XX съезде КПСС (1956) Хрущев выступил с критикой культа личности Сталина. Началась десталинизация советского общества, демократизация политической жизни, реабилитация (восстановление в правах) жертв сталинского произвола, восстановлена государственность ряда народов, ослаблена цензура.

Но «оттепель», реформы вскоре сменились ужесточением политического режима, плохо продуманными реорганизациями. Вместо отраслевых министерств были созданы советы народного хозяйства — органы территориального управления. Затем все управленческие структуры были искусственно разделены на городские и сельские. Качество управления снижалось, а число управленцев росло. Постоянно ухудшалось положение в сельском хозяйстве. В 1961 г. была утверждена Программа построения коммунизма, рассчитанная на 20 лет. Возобновилось давление на интеллигенцию. Номенклатурный слой был недоволен ротацией, постоянными должностными перемещениями. В октябре 1964 г. Хрущева сместили.

К рубежу 50–60-х гг. командно-административная система сталинского типа решила главную общенациональную задачу построения в СССР основ индустриального общества. Перед страной вставали задачи, связанные с переходом к научно-индустриальному или постиндустриальному обществу.

Советское руководство продолжало курс на победу социализма во всем мире. Большую помощь получали страны социалистического лагеря, страны социалистической ориентации. Антисоветские движения, выступления повсеместно подавлялись.

На развитие военно-промышленного комплекса, Вооруженных Сил СССР тратилось больше половины национального дохода страны.

 

СССР и мир в 1965-1991 гг.

Россия и мир в 1990-е гг.

В первые годы существования Российской Федерации как самостоятельного субъекта международных отношений, либеральная элита ожидала, что Россия будет признана Западом в качестве великой евроазиатской державы и отношения с ней будут строиться на равноправной основе, как ранее с СССР.

Как следствие, будет признано доминирование интересов и влияния России на постсоветском пространстве и в Восточной Европе. Отсутствовало понимание того, что признав Россию правопреемницей СССР, Запад не имел намерений сохранять за РФ на мировой арене статус Советского Союза в условиях резкого ослабления России и сужения её базы международного влияния.
Практика отношений с Западом достаточно быстро показала иллюзорность имевшихся ожиданий. Тем не менее, выраженная прозападная политика, в центре которой был курс на достижение любой ценой стратегического партнёрства с США, продолжалась. Её проводником стал министр иностранных дел А.В.Козырев.
Козырев считал, что партнёрству с США нет альтернативы и проводил в отношениях с Западом линию максимальных уступок. Этот курс разделял и тогдашний президент РФ. Наиболее показательно в этом отношении согласие Б.Ельцина на неравноправные для России условия Договора СНВ-2. По нему США получили право на складирование снятых с ракет атомных боеголовок, в то время как Россия обязалась их уничтожить. Тем самым США получали потенциальное превосходство над Россией, поскольку снятые боеголовки можно в кратчайшие сроки вернуть на ракетоносители.
Принятая в 1992 г. Концепция внешней политики России первенствующим направлением провозглашала отношения со странами СНГ. Однако Концепция осталась чисто декларативным документом. Внешняя политика РФ была по-прежнему американоцентричной. Другие направления (Ближний и Средний Восток, Латинская Америка, Индия, Китай и т.д.) были свёрнуты, либо поддерживались на крайне низком уровне, во многом формально. Собственно в СНГ Россия занимала настолько пассивную позицию, что это вызывало критику даже со стороны некоторых лидеров Содружества.
Внешнюю политику России, вслед за лево-патриотической оппозицией, резкой критике подвергла новая либеральная оппозиция. Во-первых, за отсутствие чётко сформулированной стратегии; во-вторых, за односторонние уступки Западу по различным проблемам.
Характерна в этом отношении статья известного политолога А.Миграняна, опубликованная в «Независимой газете» 10 декабря 1994 года под весьма красноречивым заголовком - «Внешняя политика России: катастрофические итоги трёх лет». Автор указал на наиболее очевидные провалы российского МИДа: расширение НАТО; поддержка в 1993 г. американских бомбардировок Багдада; согласие на использование сил НАТО в конфликтах в Боснии и Хорватии; отсутствие чёткой позиции по вопросу об интеграции Белоруссии и России; провал украинской политики. Внешнюю политику России в целом А.Мигранян охарактеризовал как «суету, импровизацию, некомпетентность и шараханье из стороны в сторону».

Общественные настроения совпали с позицией военных. Поддержав в событиях осени 1993 года Ельцина, они требовали, чтобы политика в области безопасности была переориентирована на защиту российских жизненных интересов, особенно в ближнем зарубежье, а не на интеграцию любой ценой в контролируемую США международную систему.
В январе 1996 г. на пост министра иностранных дел был назначен Е.М.Примаков, представивший концепцию многополярного мира как основу политики Российской Федерации. Министр обозначил условия перехода к новому миропорядку, формирование которых должно стать приоритетом внешней политики России:
1. «Нельзя допустить, чтобы место старых фронтов противостояния заняли новые разделительные линии. Эта важнейшая задачпра едопределила наше чётко негативное отношение и к идее расширения НАТО и к попыткам сделать этот альянс осью новой системы европейской безопасности».
2. «Освобождение от менталитета «ведущих» и «ведомых», который «непосредственно подталкивает тенденцию к созданию однополярного мира. Такую модель миропорядка не приемлет сегодня преобладающая часть мирового сообщества».
3. «Демократизация международных экономических отношений, одним из главных элементов которой является отказ от использования экономических средств в эгоистических политических целях».
4. Скоординированность действий международного сообщества при решении таких проблем, как урегулирование конфликтов, сокращение вооружений и укрепление доверия в военной сфере, укрепление гуманитарного и правового компонентов безопасности, помощь развивающимся странам.
С приходом в МИД нового главы
- начался активный диалог с НАТО по вопросу об оформлении двухсторонних отношений:
в 1997 г. состоялось подписание Основополагающего акта о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между РФ и НАТО; Россия стала членом Совета евроатлантического партнёрства;
- активизировалась политика на ближневосточном и азиатском направлениях:
Россия вступила в Организацию Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС); на встрече в Шанхае руководителей РФ, КНР, Казахстана, Киргизии и Таджикистана была подписана «Шанхайская декларация», положившая начало Шанхайской организации сотрудничества (ШОС);
- были предприняты шаги по развитию более тесных отношений со странами СНГ:
оформлен ряд много- и двухсторонних соглашений, в т. ч. с Украиной, Азербайджаном, Казахстаном; в апреле 1997г. подписан Договор о союзе с Беларусью.
С приходом Е. Примакова в российской внешней политике обозначился отказ от американоцентризма и поворот к многовекторности, реализму, защите национальных интересов.
Приверженность начатому курсу была эффектно продемонстрирована уже премьер-министром Е.Примаковым в марте 1999 г., когда без согласования с ООН силы НАТО начали бомбардировку Белграда. Премьер, направлявшийся в тот момент с официальным визитом в США, развернул самолет с полпути прямо над Атлантикой. На следующий день Президент Б. Ельцин выступил с заявлением, в котором действия НАТО были названы «неприкрытой агрессией».
Констатируя положительные перемены во внешней политике России второй половины 1990-х гг., не следует их преувеличивать. Всё это было результатом упорства отдельных государственников в правительстве, но ещё не стратегия руководства. Как пишет профессор В.Б.Кувалдин, «в 90-х гг. прошлого века Россия для Запада была партнёром, о котором можно только мечтать. Щедрые внешнеполитические подарки ельцинского руководства принимались охотно, не думая о взаимности. Героические усилия Примакова и всех, кто поддерживал его линию, направленную на то, чтобы как-то выправить, сделать более сбалансированными наши отношения, воспринимались как досадное недоразумение»

 





















Дата: 2019-03-05, просмотров: 315.