Новое время (новая история) — условное историческое понятие, обозначающее период истории человечества, следующий за средневековьем. Хронологически Новое время охватывает события 16-19 веков, его крайними вехами считают открытие Колумбом Америки и Первую мировую войну. Понятие нового времени появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения, когда итальянские гуманисты 15 века разделили историю на древнюю, среднюю и новую. Для гуманистов Новым временем была их современность, а его критерием стал расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры. Понятие Нового времени утвердилось в исторической науке и широко используется, хотя смысл его во многом остается расплывчатым.
Распространению деления истории на древнюю, среднюю и новую способствовало сочинение французского ученого Жана Бодена «Метод легкого изучения истории» (1566). В 17 веке эта периодизация стала традиционной в западноевропейских университетах. Среди церковных и консервативных историков долго держалось мнение, что средневековье закончилось с завоеванием Константинополя турками-османами (1453) и падением значения этого города как политического и религиозного центра христианского мира. Так, учебник профессора университета в Галле Х. Келлера (X. Cellarius, Historia tripartita, 1685) делит всемирную историю на древнюю историю (до Константина Великого), историю средних веков (до 1453 года) и новую историю (после 1453 года).
В либеральной историографии распространилось мнение, что за начало Новой истории следует принимать появление гуманизма и реформацию. Эта точка зрения была общепринятой в русской дореволюционной исторической науке. Сторонником такого взгляда был, в частности, либеральный историк Н.И. Кареев, автор семитомной «Истории Западной Европы в новое время» с начала 16 века до 1914 года. Во Франции историки обычно называют весь период после Великой французской революции «современной историей» (Histoire contemporaine). В британской исторической литературе наряду с термином «новая история» (Modern History) употребляются выражения «современная история» или «недавняя история» (Contemporary History, Recent History). Американские ученые за исходный пункт Нового времени обычно принимают Великие географические открытия, особенно открытие Америки (1492).
В 1880-х годах русский социолог Л.И. Мечников в книге «Цивилизация и великие исторические реки» (Париж, 1889; русский перевод 1924) предложил деление всемирной истории по географическому признаку на три эпохи: период древних «речных цивилизаций», сложившихся в долинах великих рек, «средиземноморскую эпоху», «океаническую цивилизацию». Начало перехода к «океанической цивилизации», отвечающей эпохе Нового времени, Л.И. Мечников видел в географических открытиях 15-16 веков.
Марксистское учение о смене общественно-экономических формаций связывало Новое время с капитализмом (соответственно Новейшее время — с социалистической формацией) и обозначало конец эпохи 1917 годом — годом Великой Октябрьской революции. Но крушение социалистического лагеря в конце 20 века опровергло эту схему. Новое время обычно подразделяют на два временных этапа, их границей служит Великая французская революция. В марксистской исторической литературе была разработана более дробная периодизация: 1640-1789 годы — от Английской революции до Великой французской революции; 1789-1815 годы — Великая французская революция и наполеоновские войны; 1815-1849 годы — от Венского конгресса до революций 1848-1849 годов; 1849-1871 годов — от революций 1848-1849 годов до франко-прусской войны и Парижской Коммуны; 1871-1900 года — от Парижской Комунны до конца 19 века»; 1901-1918 годы — от начала 20 века до окончания Первой мировой войны. При этом Великой Октябрьской революцией открывался период новейшей истории.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 233.