1. Сущность сознания как философская проблема.
2. Сознание как высшая форма отражения.
3. Субъект сознания. Индивидуальное и общественное сознание.
4. Проблема бессознательного.
Литература
1. Бахур А.И. Это неповторимое "я". М., 1986.
2. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики. //Вопросы философии. 2000. №10.
3. Жуков Н.Н. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.
4. Лой А.Н. Проблема сознания: смысл и опыт. //Философская и социологическая мысль. 1989. №10.
5. Мозг и разум. М., 1994.
6. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
7. Общество и сознание. М., 1984.
8. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. //Вопросы философии.2000.№10.
9. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
10. Сакс О. Случаи из практики. М., 2011.
ПРАКТИКУМ
1. В философии сложились различные парадигмы исследования сознания. Раскройте особенности их осмысления сознания. Укажите представителей:
реалистическая парадигма ________________________________________ __________________________________________________________________объективно-идеалистическая парадигма ______________________________ __________________________________________________________________ вульгарно-материалистическая парадигма ____________________________
__________________________________________________________________ феноменологическая парадигма ____________________________________ __________________________________________________________________
2. Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания:
а) духовное, сознание могут существовать до материального и без него
__________________________________________________________________
б) материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи
__________________________________________________________________
в) мир есть не Я, сотворенный нашим Я
__________________________________________________________________
г) сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи _________________________________________
д) отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная «живая сила» _________________________
е) сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит ________________
ж) мысль — это результат философской деятельности организма. Мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь, почки – мочу _________________
з) противоположность материи и сознания имеет абсолютный характер
__________________________________________________________________
и) материя и сознание - это две равноценные субстанции _________________
Тема 3. Формы и методы научного познания.
1. Научное познание, его специфика.
2. Сциентизм и антисциентизм. Социальные функции науки.
3. Ученый и этика. А.Д. Сахаров – ученый и гражданин (биография, Нобелевская речь, права человека).
Литература
1. Буданов В.Г. О методологии синергетики. // Вопросы философии. 2006. № 5.
2. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни. // Вопросы философии . 2001.№8.
3. Наука и культура. // Вопросы философии . 1998.№10.
4. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. № 1.
5. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности. // Вопросы философии. 2006. № 9.
6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
7. Теория познания. М., 1991.
8. Философия науки: проблемы и перспективы. // Вопросы философии. 2006. № 10.
9. Холтон Дж. Что такое антинаука? // Вопросы философии. 1992.№2.
10. Юревич А.В., Валенко И.Г. Функциональный кризис науки. // Вопросы философии . 1998.№1.
11. Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки. // Вопросы философии . 2001.№12.
ПРАКТИКУМ
1. Прочитайте диалог и ответьте на вопросы:
«"Почему же верите Вы в факты?" — "Как почему? Вот прекрасно! Факты, дело известное, всякий знает, что такое факты... Я сужу о них по опыту, по собственному чувству". — "Да разве чувство не может обмануть Вас! Чувство Вам говорит, что Солнце вокруг Земли ходит... или, может быть, Вы не согласны с Коперником?"». [1]
Что такое «факт»? _______________________________________________
Можно ли факты оценивать при помощи понятий «истина», «ложь», «заблуждение»? __________________________________________________
2. Ознакомьтесь с методами научного познания и заполните таблицу:
философские | универсальные | эмпирические | теоретические |
Задание 3. Ознакомьтесь со статьей Т.В. Панфиловой «Клонирование в свете концепции гуманизма» (Панфилова, Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма / Т.В. Панфилова // Вопросы философии. - 2008. - № 1 // http://naukarus.com/klonirovanie-v-svete-kontseptsii-gumanizma). Ответьте на вопросы.
1. Какие этические последствия клонирования раскрываются в статье?
2. Почему реализация бессмертия потребует пересмотра существующих этических норм?
3. Как вы считаете, несет ли ученый моральную ответственность за использование результатов своих открытий? Ответ аргументируйте.
Тема 4. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории.
1. Категория бытия, ее жизненный и философский смысл. Основные формы бытия.
2. Специфика философского определения материи. Материя как субстанция. Принципы неисчерпаемости материи и материального единства мира.
3. Способ и формы существования материи.
4. Проблема единства мира. Основные модели мира: монизм, дуализм, плюрализм.
Литература
1. Ахундов У. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива. М., 1982.
2. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. // Вопросы философии. 2000. №6.
3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.
4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
5. Кутовский В.Б. Анализ категории "материя". М., 1983.
6. Носов Н.А. Виртуальная реальность. //Вопросы философии. 1999. № 10.
ПРАКТИКУМ
Дата: 2019-03-05, просмотров: 385.