Тема 4. Специфика научного познания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Научное познание, его специфика. Уровни и формы научного познания. Природа научного знания и критерии научности. Наука как особый вид знания, деятельности и социальный институт. Наука в системе мировоззренческой ориентации. Структура науки. Роль приборов в познании. Современные концепции философии науки.

Методология. Понятие метода. Классификация методов. Методы научного познания. 

Наука в современном мире. Этические проблемы науки. Аксиологическая суверенность науки и непредсказуемость последствий научно-технического прогресса. Ученый и этика. Социальная ответственность ученого.

Тема 5. Бытие и проблемы существования в философии (онтология).

 Онтология как учение о бытии. Единство мира и его разнообразие. Проблемы бытия в истории мысли. Философский смысл проблемы бытия. Категория бытия. Бытие и небытие. Многообразие видов, уровней бытия.

Материя. Понятие атрибута материи. Движение как общий способ существования материи. Многообразие форм движения. Пространство и время как атрибуты материи. Соотношение пространства и времени.

 Структурные уровни материи. Философский смысл понятий Вселенной, мира, космоса. Всеобщая связь предметов и явлений действительности. Многообразие связей, отражение его в системе философских категорий. Качество и свойства предметов. Качество и количество, их взаимосвязь. Изменение. Единичное, особенное, общее. Причина и следствие. Детерминизм и индетерминизм. Необходимость и случайность. Возможность и действительность. Упорядочность и целостность бытия. Содержание и форма. Сущность и явление.

Тема 6. Природа как объект философского анализа

     Учение о природе в истории философской мысли.

Природа как объективная реальность. Идея единства природы и человека. Природа неживая и живая. Роль естествознания и философии в познании происхождения и сущности жизни. Жизнь и разум в контексте глобальной эволюции Вселенной. Биосфера и ноосфера.

    Природа естественная и искусственная. Идея «господства над природой» и результаты ее реализации. Понятие экосистемы. Глобальные экологические проблемы современной цивилизации.

    Природа и техника. Исторические этапы технизации природы.

Тема 7. Общество: основы философского анализа.

    Предмет социальной философии. Понятие социальной реальности. Общество как система отношений и социальных институтов. Взаимодействие экономики, политики и идеологии. Социальная структура. Гражданское общество и его политико-правовое оформление.

Материальная и духовная жизнь общества. Общественное и индивидуальное сознание. Критерии разграничения форм общественного сознания. Деятельность как способ существования общественного человека. Доминанты и детерминанты общественной жизни. Информационная революция и становление информационного общества. Общество массового потребления.

Движущие силы и субъекты исторического процесса. Диалектика субъективного и объективного в истории. Проблема свободы действий исторического субъекта. Проблема периодизации и направленности исторического процесса. Многовариантность истории. Соотношение эволюции и революции. Значение реформ в жизни общества. Проблема общественного прогресса. Поступательное развитие, относительная повторяемость и «циклы» истории.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Человек как философская проблема.

1. Поиск сущности человека.

2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в философии.

3. Смысл жизни и проблема существования человека в философии.

Литература

1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

2. Гуревич В.П. Феномен деантропологизации человека. // Вопросы философии. 2009. № 3.

3. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. 2007. № 4.

4. Лобковиц Н. Что такое "личность".//ВФ. 1998.№2.

5. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013.

6. Панфилова Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма. // Вопросы философии. 2008. № 1.

7. Проблема человека в западной философии. М., 1988.

8. Смысл жизни: Антология. М., 1994.

9. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002.

10. Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности. // Вопросы философии. 2009. № 4.

11. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и биосфера. // Вопросы философии. 2006. № 2.

12. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и этика. Цивилизация как этап развития жизни Земли. М., 2011.

13. Фромм Э. Быть или иметь. (любое издание)

14. Храпов С.А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации. // Вопросы философии. 2014. № 9.

ПРАКТИКУМ

 1. Философская антропология утверждает, что человек не развился из животного мира, а был и будет особым животным. Согласуется ли это утверждение с теорией Дарвина, или противоречит ей? Подумайте и напишите аргументированный ответ

2. Великий русский философ XIX века В. С. Соловьев писал:

«Смерть и время царят на земле-

Ты владыками их не зови;

Все, кружась исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви».

Что, по вашему мнению, понимал под «солнцем любви» В.С. Соловьев?

Согласны ли вы, что «солнце любви» - главный мотив жизни человека? Ответ аргументируйте.

 

3. Н.А.Бердяев писал: «Я был и остаюсь крайним персоналистом, признающим верховенство личной власти, примат личности над обществом и государством. Я не признаю первичной реальности каких-либо коллективов, я фанатик реальности, индивидуально-личного, неповторимого единого, а не общего и коллективного».

Что такое «персонализм»?

Определите противоположную персонализму философскую концепцию

Сформулируйте свою позицию по отношению к высказыванию Н.А.Бердяева и аргументируйте ее. 

4. С. Франк в своей работе «Смысл жизни» писал: « Когда человек отдает свою жизнь как средство для чего-либо частного, в чем бы оно ни заключалось, когда он служит какой-либо предполагаемой абсолютной цели, которая сама не имеет отношения к его собственной личной жизни, к интимному и основному запросу его духа, к его потребности найти самого себя в последнем удовлетворении, в вечно свете и покое совершенной полноты, - тогда он неминуемо становится рабом и теряет смысл своей жизни. И лишь когда он отдает себя служению тому, что есть вечная основа и источник его собственной жизни, он обретает смысл жизни».

Как можно определить позицию философа по проблеме смысла жизни? Согласны ли вы с ней?

А как вы считаете, нужен ли человеку этот смысл? Ответ аргументируйте.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 307.