Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и этики
ФИЛОСОФИЯ
Семинарские занятия
группы 923А-Г
часть 2
Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.
Сыктывкар 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Содержание дисциплины………………………………………………………3
Темы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы …....….6
Тема 1. Человек как философская проблема. …………………………………6
Тема 2. Сознание как философская проблема ……………………………………8
Тема 3. Формы и методы научного познания………………………………10
Тема 4. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории ………………………………………………………………………11
Тема 5. Основы социальной философии………………….…………………14
Тема 6. Российская цивилизация и ее место в мире.………………………..23
Вопросы к экзаменационному тестированию …...…………………………....24
Словарь основных понятий и терминов ……………………………………….28
Содержание дисциплины:
Тема 1 .Человек как философская проблема.
Философская антропология как философское учение о человеке. Представления о человеке в истории философской мысли. Древневосточная философия о человеке. Размышления о человеке в античной философии. Человек и Бог в религиозной антропологии. Споры о свободе воли. Антропология и гуманизм Возрождения. Философия разума Нового времени. Кризис идеи «человека» в ХХ веке. Проблема человеческой «телесности» в философской мысли начала XXI в.
Проблема происхождения человека. Антропосоциогенез. Роль труда в этом процессе. Соотношение биологического и социального в человеке Индивидуальное и социальное бытие человека и многомерность человеческой жизни. Сущность и существование человека. Поиск человеческого в человеке. Общее и уникальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как противоречие между конечностью тела и бесконечностью человеческого духа. Смысл жизни человека. Различные концепции смысла человеческого существования. Уникальность человеческого «я» и проблема отчуждения современного человека. Личность и толпа. Личность человека и массовая культура.
Тема 2. Природа и происхождение сознания Проблема сознания. Философские концепции сознания. Сознание как сущностная характеристика человека. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Формирование сознания в онтогенезе и филогенезе человека. Общественная природа сознания. Сознание и деятельность. Сознание как превращенная форма социальной практики.
Структура сознания. Психика, сознание, мышление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Сознание и подсознание. Бессознательное. Самосознание. Функции сознания
Сознание и язык. Значение и смысл. Язык как средство общения и как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Моделирование сознания. «Искусственный интеллект».
Тема 3. Познание как предмет философского анализа.
Понятие познания. Познание и знание. Научные, донаучные и ненаучные формы знания. Практическое и познавательное отношение к миру. Познание и жизнь. Субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь. Основные формы чувственной и рациональной ступеней познания.
Проблема истины в философии и науке. Концепции истины. Диалектика субъективного и объективного, абсолютного и относительного в теории истины. Критерии истины в научном познании. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и правда.
ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1. Человек как философская проблема.
1. Поиск сущности человека.
2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в философии.
3. Смысл жизни и проблема существования человека в философии.
Литература
1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.
2. Гуревич В.П. Феномен деантропологизации человека. // Вопросы философии. 2009. № 3.
3. Киселев Г.С. Мир человека: тупиковая ветвь эволюции? // Вопросы философии. 2007. № 4.
4. Лобковиц Н. Что такое "личность".//ВФ. 1998.№2.
5. Марков Б.В. Человек в условиях современности. СПб., 2013.
6. Панфилова Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма. // Вопросы философии. 2008. № 1.
7. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
8. Смысл жизни: Антология. М., 1994.
9. Тульчинский Г.Л. Постчеловеческая персонология. Новые перспективы свободы и рациональности. СПб., 2002.
10. Тульчинский Г.Л. Новая антропология: личность в перспективе постчеловечности. // Вопросы философии. 2009. № 4.
11. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и биосфера. // Вопросы философии. 2006. № 2.
12. Фейгенберг И.М. Человек Достроенный и этика. Цивилизация как этап развития жизни Земли. М., 2011.
13. Фромм Э. Быть или иметь. (любое издание)
14. Храпов С.А. Техногенный человек: проблемы социокультурной онтологизации. // Вопросы философии. 2014. № 9.
ПРАКТИКУМ
1. Философская антропология утверждает, что человек не развился из животного мира, а был и будет особым животным. Согласуется ли это утверждение с теорией Дарвина, или противоречит ей? Подумайте и напишите аргументированный ответ
2. Великий русский философ XIX века В. С. Соловьев писал:
«Смерть и время царят на земле-
Ты владыками их не зови;
Все, кружась исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви».
Что, по вашему мнению, понимал под «солнцем любви» В.С. Соловьев?
Согласны ли вы, что «солнце любви» - главный мотив жизни человека? Ответ аргументируйте.
3. Н.А.Бердяев писал: «Я был и остаюсь крайним персоналистом, признающим верховенство личной власти, примат личности над обществом и государством. Я не признаю первичной реальности каких-либо коллективов, я фанатик реальности, индивидуально-личного, неповторимого единого, а не общего и коллективного».
Что такое «персонализм»?
Определите противоположную персонализму философскую концепцию
Сформулируйте свою позицию по отношению к высказыванию Н.А.Бердяева и аргументируйте ее.
4. С. Франк в своей работе «Смысл жизни» писал: « Когда человек отдает свою жизнь как средство для чего-либо частного, в чем бы оно ни заключалось, когда он служит какой-либо предполагаемой абсолютной цели, которая сама не имеет отношения к его собственной личной жизни, к интимному и основному запросу его духа, к его потребности найти самого себя в последнем удовлетворении, в вечно свете и покое совершенной полноты, - тогда он неминуемо становится рабом и теряет смысл своей жизни. И лишь когда он отдает себя служению тому, что есть вечная основа и источник его собственной жизни, он обретает смысл жизни».
Как можно определить позицию философа по проблеме смысла жизни? Согласны ли вы с ней?
А как вы считаете, нужен ли человеку этот смысл? Ответ аргументируйте.
Литература
1. Бахур А.И. Это неповторимое "я". М., 1986.
2. Гуревич П.С. Бессознательное как фактор культурной динамики. //Вопросы философии. 2000. №10.
3. Жуков Н.Н. Проблема сознания: философский и социально-научный аспекты. Минск, 1987.
4. Лой А.Н. Проблема сознания: смысл и опыт. //Философская и социологическая мысль. 1989. №10.
5. Мозг и разум. М., 1994.
6. Общественное сознание и его формы. М., 1986.
7. Общество и сознание. М., 1984.
8. Овчаренко В.И. Осознание бессознательного. //Вопросы философии.2000.№10.
9. Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
10. Сакс О. Случаи из практики. М., 2011.
ПРАКТИКУМ
1. В философии сложились различные парадигмы исследования сознания. Раскройте особенности их осмысления сознания. Укажите представителей:
реалистическая парадигма ________________________________________ __________________________________________________________________объективно-идеалистическая парадигма ______________________________ __________________________________________________________________ вульгарно-материалистическая парадигма ____________________________
__________________________________________________________________ феноменологическая парадигма ____________________________________ __________________________________________________________________
2. Каким философским направлениям принадлежат следующие высказывания:
а) духовное, сознание могут существовать до материального и без него
__________________________________________________________________
б) материальный мир есть форма инобытия абсолютной идеи
__________________________________________________________________
в) мир есть не Я, сотворенный нашим Я
__________________________________________________________________
г) сознание вторично хотя бы по той причине, что оно возникает как результат эволюции материи _________________________________________
д) отличие одушевленных предметов от неодушевленных в том, что у живых организмов есть нематериальная «живая сила» _________________________
е) сознание разлито по всей природе, вся материя мыслит ________________
ж) мысль — это результат философской деятельности организма. Мозг выделяет мысль так же, как печень - желчь, почки – мочу _________________
з) противоположность материи и сознания имеет абсолютный характер
__________________________________________________________________
и) материя и сознание - это две равноценные субстанции _________________
Литература
1. Буданов В.Г. О методологии синергетики. // Вопросы философии. 2006. № 5.
2. Кнабе Г.С. Строгость науки и безбрежность жизни. // Вопросы философии . 2001.№8.
3. Наука и культура. // Вопросы философии . 1998.№10.
4. Порус В.Н. Является ли наука самоорганизующейся системой? // Вопросы философии. 2006. № 1.
5. Синергетика: проблемы, перспективы, трудности. // Вопросы философии. 2006. № 9.
6. Степин В.С. Философская антропология и философия науки. М., 1992.
7. Теория познания. М., 1991.
8. Философия науки: проблемы и перспективы. // Вопросы философии. 2006. № 10.
9. Холтон Дж. Что такое антинаука? // Вопросы философии. 1992.№2.
10. Юревич А.В., Валенко И.Г. Функциональный кризис науки. // Вопросы философии . 1998.№1.
11. Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки. // Вопросы философии . 2001.№12.
ПРАКТИКУМ
1. Прочитайте диалог и ответьте на вопросы:
«"Почему же верите Вы в факты?" — "Как почему? Вот прекрасно! Факты, дело известное, всякий знает, что такое факты... Я сужу о них по опыту, по собственному чувству". — "Да разве чувство не может обмануть Вас! Чувство Вам говорит, что Солнце вокруг Земли ходит... или, может быть, Вы не согласны с Коперником?"». [1]
Что такое «факт»? _______________________________________________
Можно ли факты оценивать при помощи понятий «истина», «ложь», «заблуждение»? __________________________________________________
2. Ознакомьтесь с методами научного познания и заполните таблицу:
философские | универсальные | эмпирические | теоретические |
Задание 3. Ознакомьтесь со статьей Т.В. Панфиловой «Клонирование в свете концепции гуманизма» (Панфилова, Т.В. Клонирование в свете концепции гуманизма / Т.В. Панфилова // Вопросы философии. - 2008. - № 1 // http://naukarus.com/klonirovanie-v-svete-kontseptsii-gumanizma). Ответьте на вопросы.
1. Какие этические последствия клонирования раскрываются в статье?
2. Почему реализация бессмертия потребует пересмотра существующих этических норм?
3. Как вы считаете, несет ли ученый моральную ответственность за использование результатов своих открытий? Ответ аргументируйте.
Тема 4. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории.
1. Категория бытия, ее жизненный и философский смысл. Основные формы бытия.
2. Специфика философского определения материи. Материя как субстанция. Принципы неисчерпаемости материи и материального единства мира.
3. Способ и формы существования материи.
4. Проблема единства мира. Основные модели мира: монизм, дуализм, плюрализм.
Литература
1. Ахундов У. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспектива. М., 1982.
2. Гайденко П.П. Время и вечность: парадоксы континуума. // Вопросы философии. 2000. №6.
3. Гайденко П.П. Время. Длительность. Вечность. Проблема времени в европейской философии и науке. М., 2006.
4. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.
5. Кутовский В.Б. Анализ категории "материя". М., 1983.
6. Носов Н.А. Виртуальная реальность. //Вопросы философии. 1999. № 10.
ПРАКТИКУМ
Литература
1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: Опыт социального прогнозирования. М., 1999.
2. Блюменкранц М. В поисках имени и лица. Феноменология современного ландшафта. // Вопросы философии. 2007. №1.
3. Бодрийяр Ж. В тени молчаливого большинства, или Конец социального. Екатеринбург, 2000.
4. Иванов Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2002.
5. Пантин В.И.Волны и циклы социального развития. М., 2004.
6. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении. //Вопросы философии. 2001.№3.
7. Рорти Р. Философия и будущее. //Вопросы философии. 1994.№6.
8. Синергетическая парадигма: Человек и общество в условиях нестабильности. М., 2003.
9. Степин В.С. Философия и эпоха цивилизацонных перемен. // Вопросы философии. 2006. № 2.
10. Степин В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего. Избр. Социально-философская публицистика. М., 1996.
11. Фромм Э. Здоровое общество. М., 2005.
12. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.
13. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М., 1993.
14. Шпрангер Э. Формы жизни: гуманитарная психология и этика личности. М., 2014.
ПРАКТИКУМ
1. Изучите основные подходы к анализу и сущности общества. Заполните таблицу.
Подход | Основные представители | Представления о сущности общества |
1.натуралистический | 1. Натуралистический подход. Общество как продолжение природы (Монтескье, Мечников) и космоса (Чижевский, Гумилев). | |
2. идеалистический | Сущность связей, объединяющих людей в единое целое; верования, мифы, идеология определяют характер общества. | |
3. конвенцентуальный | Хотя в естественном состоянии «человек человеку волк», следуя гражданским законам, «общественному договору», люди могут жить в обществе (Гоббс, Локк). | |
4. органистический | 4. Органическая модель. Общество – аналог организма, состоящего из частей, к которым оно полностью не сводится. Это система, имеющая структуру, где каждый элемент реализует себя в зависимости от места в этой системе (Дюркгейм, Конт, Спенсер). | |
5. материалистический | Исторический материализм – развитие общества зависит от способа производства материальных благ, общественно-экономической формации (Маркс, Энгельс). |
Литература
1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
2. Кантор В.К. Между произволом и свободой. К вопросу о русском менталитете. М., 2007.
3. Лихачев Д.С. Раздумья о России. СПб., 1999.
4. Панарин А.С.Православная цивилизация в современном мире. М., 2002.
5. Ахиезер А.С. От прошлого к будущему. М., 1994.
6. Ерасов Б.С. Россия в евразийском пространстве. // Общественные науки и современность. 1994. № 2.
7. Зарубина Н.С. Самобытный вариант модернизации. // Социологические исследования. 1995. № 3.
8. Кантор В.К. Феномен русского европейца: культурно-философские очерки. М., 1999.
9. Кантор В.К. Санкт-Петербург: Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М., 2008.
10. Мотрошилова Н.В. Цивилизация и варварство в эпоху глобальных кризисов. М., 2010.
11. Лосский О.Н. Характер русского народа. М., 1991.
12. Панарин А.С. «Вторая Европа» или «Третий Рим»: парадоксы европеизма в современной России // Вопросы философии. 1996. № 10.
13. Федотова В.Г. Хорошее общество. М., 2005.
14.Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ
Экзамен проводится письменно в форме тестирования.
В экзаменационном билете будет 12 вопросов по 1 вопросу из каждой темы. К каждому вопросу - 4 варианта ответа, правильный только один.
Вам будет выдан бланк ответов, набранное количество баллов (максимум 12 баллов) переводится в оценку:
12-10 баллов отлично,
9-7 баллов хорошо,
6-4 балла удовлетворительно,
0-3 неудовлетворительно.
На тестирование отводится 1 академический час - 45 мин.
Античная философия.
Средневековая философия.
1. Назовите имя признанного систематизатора зрелой средневековой схоластики.
2. Кому принадлежит сочинение «О граде Божьем»?
3. Что такое «креационизм»?
4. Кому принадлежит онтологическое доказательство бытия Бога?
5. Какова цель патристики?
6. Какова задача схоластики?
7. Кто разработал пять доказательств бытия Бога?
8. Что такое номинализм?
9. Какова позиция реалистов в вопросе об универсалиях?
10. В чем суть «бритвы» У.Оккама?
Институт гуманитарных наук
Кафедра философии и этики
ФИЛОСОФИЯ
Семинарские занятия
группы 923А-Г
часть 2
Составитель: канд.филос.н., доц. Дудар Т.Е.
Сыктывкар 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Содержание дисциплины………………………………………………………3
Темы семинарских занятий и задания для самостоятельной работы …....….6
Тема 1. Человек как философская проблема. …………………………………6
Тема 2. Сознание как философская проблема ……………………………………8
Тема 3. Формы и методы научного познания………………………………10
Тема 4. Философское понимание мира: бытие, материя как исходные категории ………………………………………………………………………11
Тема 5. Основы социальной философии………………….…………………14
Тема 6. Российская цивилизация и ее место в мире.………………………..23
Вопросы к экзаменационному тестированию …...…………………………....24
Словарь основных понятий и терминов ……………………………………….28
Содержание дисциплины:
Тема 1 .Человек как философская проблема.
Философская антропология как философское учение о человеке. Представления о человеке в истории философской мысли. Древневосточная философия о человеке. Размышления о человеке в античной философии. Человек и Бог в религиозной антропологии. Споры о свободе воли. Антропология и гуманизм Возрождения. Философия разума Нового времени. Кризис идеи «человека» в ХХ веке. Проблема человеческой «телесности» в философской мысли начала XXI в.
Проблема происхождения человека. Антропосоциогенез. Роль труда в этом процессе. Соотношение биологического и социального в человеке Индивидуальное и социальное бытие человека и многомерность человеческой жизни. Сущность и существование человека. Поиск человеческого в человеке. Общее и уникальное в человеке. Индивид, индивидуальность, личность. Человек как противоречие между конечностью тела и бесконечностью человеческого духа. Смысл жизни человека. Различные концепции смысла человеческого существования. Уникальность человеческого «я» и проблема отчуждения современного человека. Личность и толпа. Личность человека и массовая культура.
Тема 2. Природа и происхождение сознания Проблема сознания. Философские концепции сознания. Сознание как сущностная характеристика человека. Развитие форм отражения как генетическая предпосылка сознания. Формирование сознания в онтогенезе и филогенезе человека. Общественная природа сознания. Сознание и деятельность. Сознание как превращенная форма социальной практики.
Структура сознания. Психика, сознание, мышление. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение. Сознание и подсознание. Бессознательное. Самосознание. Функции сознания
Сознание и язык. Значение и смысл. Язык как средство общения и как знаковая система. Естественные и искусственные языки. Моделирование сознания. «Искусственный интеллект».
Тема 3. Познание как предмет философского анализа.
Понятие познания. Познание и знание. Научные, донаучные и ненаучные формы знания. Практическое и познавательное отношение к миру. Познание и жизнь. Субъект и объект познания. Структура познавательной деятельности. Чувственное и рациональное познание, их взаимосвязь. Основные формы чувственной и рациональной ступеней познания.
Проблема истины в философии и науке. Концепции истины. Диалектика субъективного и объективного, абсолютного и относительного в теории истины. Критерии истины в научном познании. Истина и заблуждение. Истина и ложь. Истина и правда.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 356.