Местные бюджеты финансируют местные расходы, которые, особенно в сельских районах, имеют для населения большое значение. Это главным образом социальные запросы населения:
здравоохранение, образование, жилищное строительство, строительство и эксплуатация дорог местного значения, благоустройство, социальное обеспечение, торговля и общественный порядок.
В структуре расходов основное место занимают расходы на социально-культурные мероприятия, на народное хозяйство, капвложения, причем большую часть в расходах на народное хозяйство составляют государственные дотации, а в них, в свою очередь, большую часть занимают расходы на жилищно-коммунальное хозяйство.
СЛАЙД 12.
Основой установления ответственности и объема расходов местных органов является степень общегосударственной значимости тех или иных расходов. Часть расходов государством признается обязательными на всей территории страны и закрепляется в законодательном порядке за местными властями. Эти расходы находятся под особым контролем центра и, если не хватает местных доходов, финансируются из вышестоящего бюджета. Другая
часть расходов определяется в рамках законодательства местными властями самостоятельно и финансируется только из собственных средств.
Схемы движения финансовых средств по каналам бюджетной системы.
Региональная бюджетная система может быть организована так, что все доходы первоначально поступают на верхний уровень, а затем распределяются по нижестоящим бюджетам.
В соответствии со ст. 56 БК РФ «Налоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации» налоговые доходы могут быть переданы полностью или частично органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующие местные бюджеты в порядке, предусмотренном статьей 58 настоящего Кодекса.
Документом, регламентирующим разработку проекта бюджета, является инструктивное письмо Минфина РФ.
Исходной основой разработки проекта бюджета является прогноз экономического и социального развития региона на соответствующий год.
4. Бюджетный федерализм: содержание, принципы и инструменты реализации
Бюджетный федерализм — такое устройство бюджетной системы страны, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти, основанную на четких, закрепленных законодательством нормах.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации осуществляют следующие бюджетные полномочия:
1. установление порядка, составление и рассмотрение проектов, утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов,
2. установление порядка представления утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;
3. определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
4. установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов;
5. установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
6. установление порядка и условий, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, из местных бюджетов;
7. осуществление государственных заимствований, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации;
8. установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений и иные бюджетные полномочия.
Бюджетный федерализм отражает характер распределения и перераспределения налогов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации, исходя из необходимости обеспечения единства общегосударственных интересов, интересов населения, проживающего на территориях субъектов Российской Федерации, и входящих в них муниципальных образований.
Распределение основных видов расходов консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы РФ в соответствии с возложенными на р уровни бюджета полномочия по исполнению расходных обязательств представлены в таблице .
СЛАЙД 18
Таблица – Распределение основных видов расходов консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы РФ,%
по состоянию на 01.03.2015
Виды расходов | Уровни бюджетной системы РФ | |||
Федеральный бюджет | Консолидированный бюджет субъектов | Бюджета государственных внебюджетных фондов | Бюджета территориальных государственных внебюджетных фондов | |
По всем разделам | 55,5 | 18,8 | 22,1 | 3,6 |
Общегосударственные вопросы | 62,1 | 31,9 | 5,5 | 0,6 |
Национальная оборона | 100 | |||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 96,2 | 3,8 | ||
Национальная экономика | 71 | 29 | ||
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,8 | 99,2 | ||
Охрана окружающей среды | 87,4 | 12,6 | ||
Образование | 25,2 | 74,8 | ||
Социальная политика | 37,2 | 11,5 | 51,2 |
В практике федеративных государств используются механизмы вертикального и горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. При горизонтальном выравнивании один регион оказывает финансовую поддержку другому, как правило, соседнему, чтобы различия в условиях жизни людей не были основанием для неоправданной миграции населения. Подобное практикуется, например, в Германии.
«Вертикальное» выравнивание бюджетных доходов проводится таким образом, чтобы сбалансировать доходы и расходы каждого уровня национальной бюджетной системы. Такое выравнивание осуществляется путем закрепления за субъектами Федерации доходных источников на основе общих для данной бюджетной системы принципов и методов. Определяющее значение при этом имеет способ разделения налоговых поступлений. Существует три подхода к решению этой проблемы:
1. Федерация, ее субъекты и органы местного самоуправления имеют «собственные» налоги, которые полностью поступают в соответствующие бюджеты (для субъектов установлены следующие собственные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог ) ;
2. поступления от одних и тех же общегосударственных налогов делятся в определенной пропорции между уровнями бюджетной системы ( например, федеральный налог на доходы физических лиц подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в размере 100%) ;
3. федеральными и региональными властями вводятся собственные ставки по одному и тому же налогу (например, ставка налога на прибыль в размере 18 %, может быть понижена по решению субъекта РФ для отдельных категорий налогоплательщиков, при этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 %).
Каждый из этих способов разделения налоговых поступлений имеет свои преимущества и недостатки, определяемые обоснованностью распределения налогов между бюджетами различных уровней.
В бюджетной практике собственными доходами бюджетов называются доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ и включающие в себя налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. При этом финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета.
Регулирующие доходы в Бюджетном кодексе РФ определяются как федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на постоянной или долговременной основе устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.
Бюджетный федерализм предполагает не только большую децентрализацию бюджетной системы, но и большую ответственность и самостоятельность всех ее звеньев. Это отражено в принципах межбюджетных отношений, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ. К ним относятся:
1. распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
2. разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
3. равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
4. выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.