Тема №6 . Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования развития регионов
1 Содержание региональной бюджетной системы: задачи и функции, принципы формирования.
2. Структура бюджетной системы региона.
3. Элементы региональной бюджетной системы.
4.Бюджетный федерализм.
5.Пути решения проблем дефицита регионального бюджета.
Вопросы к экзамену
1.Региональная бюджетная система: понятие основные функции и задачи
2. Принципы формирования бюджетной системы региона
3. Структура бюджетной системы региона.
4. Элементы региональной бюджетной системы. Схемы движения финансовых средств по каналам бюджетной системы.
5. Бюджетный федерализм: содержание, способы разделения налоговых поступлений.
6.Принципы бюджетного федерализма. Способы выравнивания бюджетных доходов и расходов по регионам.
7.Инструменты реализации бюджетного федерализма. Фонд финансовой поддержки регионов и принципы его функционирования.
8. Пути решения проблем дефицита регионального бюджета.
Содержание региональной бюджетной системы
Бюджетные отношения региона представляют собой часть финансовых отношений государственных органов власти с государственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.
Основные функции бюджетной системы региона:
1. создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;
2. содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;
3. развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в ≪ точки роста ≫ регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;
4. выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.
Эти функции носят общий характер и действенны в любых странах и условиях. На определенном этапе эти функции могут претерпевать видоизменения, могут появиться новые задачи, вызванные особенностями переходной экономики.
Задачами управления финансами в регионе являются следующие.
1. Установление материально-финансовой сбалансированности посредством разработки двух взаимосвязанных документов: финансового баланса региона и регионального бюджета.
Материально-финансовая сбалансированность социально-экономического развития региона означает согласованность материальных и финансовых пропорций в процессе функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.
2. Мобилизация свободных финансовых ресурсов, которая позволяет решить проблему обеспечения развития и расширения производства за счет внутренних возможностей. До последнего времени такая задача на региональном уровне практически не стояла, так как само понятие свободных финансовых ресурсов было более чем условно: подавляющая часть доходов предприятий изымалась в централизованные и ведомственные фонды, а свободные средства населения не могли быть использованы для расширения хозяйственной деятельности. Возможность получения государственных капитальных вложений не стимулировала использование кредитных ресурсов, доля которых в инвестициях не превышала 1%.
3. Контроль за соблюдением пропорции между денежными доходами населения и возможностями потребительского рынка. Эта пропорция всегда находилась в центре внимания региональных органов управления. Разрыв между денежными доходами и расходами населения, утверждаемым планом товарооборота и централизованно выделяемым товарным покрытием означает разрыв между спросом и предложением, который необходимо было
сократить за счет так называемых внутренних резервов (повышение производства товаров и услуг на подведомственных предприятиях и в организациях, вовлечение различными способами в это производство предприятий союзного и республиканского подчинения).
В рыночной экономике понятие контроля приобретает совершенно другой смысл и означает упреждающее реагирование с помощью рычагов, которыми располагают региональные органы, на ситуацию на потребительском рынке с целью интенсификации производства одних товаров и услуг и сокращения других.
4. Создание условий для нормального денежного оборота. Эта задача решается путем разработки кассового плана, призванного поддерживать зависимость между заработной платой и другими денежными выплатами населению и результатами деятельности торговли и сферы обслуживания. Анализ выполнения кассового плана позволяет дать качественную и количественную оценку состояния экономики в регионе, эффективности воспроизводственных процессов. Невыполнение кассового плана свидетельствует о нарушении материально-финансовых пропорций, разрывах в непрерывном процессе кругооборота денежных средств и товаров, что проявляется либо в отсутствии денег для своевременной вып-
латы заработной платы, либо в росте товарных запасов.
5. Обеспечение материально-финансовой сбалансированности инвестиционных процессов в регионе. Решение этой задачи во многом зависит от экономической структуры региона и возможностей развития материально-технической базы непроизводственной сферы. Отсутствие рынка подрядных работ, с одной стороны, и рынка финансовых ресурсов — с другой, привело в конечном счете к огромному количеству долгостроев, замороженных строек, омертвлению средств, технической отсталости новых предприятий, технология которых устаревает за десятилетия строительства.
Создание финансовой системы, адекватной рыночной экономике, не может ограничиться формальным изменением существующих финансовых структур и их связей с различными звеньями экономики — необходима ее радикальная перестройка в соответствии с новой ролью финансовой системы в механизме управления социально-экономическим развитием общества.
Принципы формирования бюджетной системы региона.
Концепция формирования финансовой политики основана на признании необходимости формирования такой финансовой базы региона и системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновременно обеспечивали бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации экономического роста.
Консолидированный бюджет региона включает в себя непосредственно сам бюджет региона, бюджеты городов регионального подчинения, а также консолидированные районные бюджеты, каждый из которых объединяет административно входящие в состав района бюджеты местных органов власти, территориальный государственный внебюджетный фонд .
Бюджет субъекта Российской Федерации (региональный бюджет) и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда предназначены для исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.
Использование органами государственной власти субъектов Российской Федерации иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации не допускается.
В состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:
1) бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
2) бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
СЛАЙД 12.
Основой установления ответственности и объема расходов местных органов является степень общегосударственной значимости тех или иных расходов. Часть расходов государством признается обязательными на всей территории страны и закрепляется в законодательном порядке за местными властями. Эти расходы находятся под особым контролем центра и, если не хватает местных доходов, финансируются из вышестоящего бюджета. Другая
часть расходов определяется в рамках законодательства местными властями самостоятельно и финансируется только из собственных средств.
Бюджетный федерализм — такое устройство бюджетной системы страны, при котором каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Под бюджетным федерализмом понимают форму автономного функционирования бюджетов различных уровней государственной власти, основанную на четких, закрепленных законодательством нормах.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Бюджетным Кодексом, федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации осуществляют следующие бюджетные полномочия:
1. установление порядка, составление и рассмотрение проектов, утверждения и исполнения, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчета об исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов,
2. установление порядка представления утвержденных местных бюджетов, отчетов об исполнении местных бюджетов и иной бюджетной отчетности;
3. определение порядка установления и исполнения расходных обязательств муниципальных образований, подлежащих исполнению за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации;
4. установление нормативов отчислений в местные бюджеты от федеральных и (или) региональных налогов и сборов, налогов;
5. установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации;
6. установление порядка и условий, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, из местных бюджетов;
7. осуществление государственных заимствований, управление государственным долгом субъекта Российской Федерации;
8. установление ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам регулирования бюджетных правоотношений и иные бюджетные полномочия.
Бюджетный федерализм отражает характер распределения и перераспределения налогов между федеральным бюджетом и консолидированными бюджетами субъектов Российской Федерации, исходя из необходимости обеспечения единства общегосударственных интересов, интересов населения, проживающего на территориях субъектов Российской Федерации, и входящих в них муниципальных образований.
Распределение основных видов расходов консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы РФ в соответствии с возложенными на р уровни бюджета полномочия по исполнению расходных обязательств представлены в таблице .
СЛАЙД 18
Таблица – Распределение основных видов расходов консолидированного бюджета РФ по уровням бюджетной системы РФ,%
по состоянию на 01.03.2015
Виды расходов | Уровни бюджетной системы РФ | |||
Федеральный бюджет | Консолидированный бюджет субъектов | Бюджета государственных внебюджетных фондов | Бюджета территориальных государственных внебюджетных фондов | |
По всем разделам | 55,5 | 18,8 | 22,1 | 3,6 |
Общегосударственные вопросы | 62,1 | 31,9 | 5,5 | 0,6 |
Национальная оборона | 100 | |||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 96,2 | 3,8 | ||
Национальная экономика | 71 | 29 | ||
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,8 | 99,2 | ||
Охрана окружающей среды | 87,4 | 12,6 | ||
Образование | 25,2 | 74,8 | ||
Социальная политика | 37,2 | 11,5 | 51,2 |
В практике федеративных государств используются механизмы вертикального и горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. При горизонтальном выравнивании один регион оказывает финансовую поддержку другому, как правило, соседнему, чтобы различия в условиях жизни людей не были основанием для неоправданной миграции населения. Подобное практикуется, например, в Германии.
«Вертикальное» выравнивание бюджетных доходов проводится таким образом, чтобы сбалансировать доходы и расходы каждого уровня национальной бюджетной системы. Такое выравнивание осуществляется путем закрепления за субъектами Федерации доходных источников на основе общих для данной бюджетной системы принципов и методов. Определяющее значение при этом имеет способ разделения налоговых поступлений. Существует три подхода к решению этой проблемы:
1. Федерация, ее субъекты и органы местного самоуправления имеют «собственные» налоги, которые полностью поступают в соответствующие бюджеты (для субъектов установлены следующие собственные налоги: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог ) ;
2. поступления от одних и тех же общегосударственных налогов делятся в определенной пропорции между уровнями бюджетной системы ( например, федеральный налог на доходы физических лиц подлежит зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в размере 100%) ;
3. федеральными и региональными властями вводятся собственные ставки по одному и тому же налогу (например, ставка налога на прибыль в размере 18 %, может быть понижена по решению субъекта РФ для отдельных категорий налогоплательщиков, при этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5 %).
Каждый из этих способов разделения налоговых поступлений имеет свои преимущества и недостатки, определяемые обоснованностью распределения налогов между бюджетами различных уровней.
В бюджетной практике собственными доходами бюджетов называются доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством РФ и включающие в себя налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления. При этом финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета.
Регулирующие доходы в Бюджетном кодексе РФ определяются как федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым на постоянной или долговременной основе устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты.
Бюджетный федерализм предполагает не только большую децентрализацию бюджетной системы, но и большую ответственность и самостоятельность всех ее звеньев. Это отражено в принципах межбюджетных отношений, закрепленных в Бюджетном кодексе РФ. К ним относятся:
1. распределение и закрепление расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
2. разграничение (закрепление) на постоянной основе и распределение по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
3. равенство бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенство бюджетных прав муниципальных образований;
4. выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
Дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и условий их использования. Используются для корректировки общих уровней доходов региональных бюджетов с учетом уровня бюджетной обеспеченности в расчете на душу населения.
Субсидии –это межбюджетные трансферты, предоставляемые соответствующим уровням бюджета на условиях софинансирования расходных обязательств органов гос.власти и местного самоуправления, по вопросам , находящимся в их ведении.
Субвенции - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов и местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для осуществления органам государственной власти и местного самоуправления.
Субсидии и субвенции относятся к целевым трансфертам и выполняют функции, определенные федеральными органами, их размер не зависит от уровня бюджетной обеспеченности населения.
Путем простой систематизации межбюджетных перетоков финансовых ресурсов происходит упорядочение бюджетно-налоговой системы и реализация принципов бюджетного федерализма, способствующих саморазвитию регионов.
Трансферты, субвенции, дотации и другие виды бюджетного финансирования учреждений культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной помощи призваны создать финансовую базу, гарантирующую достижение и поддержание достойного уровня удовлетворения социальных запросов населения региона.
Эти показатели, рассчитанные по конкретному региону, сравниваются с соответствующими средними значениями по стране и по регионам соответствующей группы. Если эти показатели по региону ниже, чем в среднем по группе, то считается, что финансовая обеспеченность региона находится на недостаточном уровне.
Для обеспечения объективности и прозрачности процесса поддержки муниципальных бюджетов используется методика расчета суммы финансовой помощи (трансферта) бюджетам городов и районов. Данная методика предусматривает подъем «слабых территорий» до среднего по области уровня доходов в расчете на одного жителя. Дотация предоставляется на формирование минимального (текущего) бюджета, в то время как бюджет развития финансируется из областного бюджета.
Финансовая помощь в соответствии с этой методикой оказывается только территориям, получившим статус ≪территорий, нуждающихся в поддержке≫ или ≪территорий, особо нуждающихся в поддержке≫. Статус ≪территории, нуждающейся в поддержке≫ предоставляется тем районам и городам, у которых душевой доход в прогнозируемом году в расчете на одного жителя меньше среднедушевого бюджетного дохода по области в целом.
Статус ≪территории, особо нуждающейся в поддержке≫ предоставляется тем районам и городам региона, у которых объем бюджетных доходов в прогнозируемом году после доведения душевого дохода по их бюджету до среднего душевого дохода в целом по региону и выделения соответствующей дотации тем не менее недостаточен для покрытия собственных расходов (без капвложений).
Поправочный коэффициент
В случае, если полученный результат ниже единицы, данный коэффициент применяется как понижающий, а если выше — как повышающий. Кроме того, в целях стимулирования дотируемых районов и городов в рациональном использовании бюджетных средств этот коэффициент принимается не выше 1,8.
Далее вычисляется общая сумма трансферта, причитающаяся территории, нуждающейся в поддержке (формула 3):
ТТНП = ТД х Кр (3)
Тема №6 . Бюджетно-финансовые механизмы государственного регулирования развития регионов
1 Содержание региональной бюджетной системы: задачи и функции, принципы формирования.
2. Структура бюджетной системы региона.
3. Элементы региональной бюджетной системы.
4.Бюджетный федерализм.
5.Пути решения проблем дефицита регионального бюджета.
Вопросы к экзамену
1.Региональная бюджетная система: понятие основные функции и задачи
2. Принципы формирования бюджетной системы региона
3. Структура бюджетной системы региона.
4. Элементы региональной бюджетной системы. Схемы движения финансовых средств по каналам бюджетной системы.
5. Бюджетный федерализм: содержание, способы разделения налоговых поступлений.
6.Принципы бюджетного федерализма. Способы выравнивания бюджетных доходов и расходов по регионам.
7.Инструменты реализации бюджетного федерализма. Фонд финансовой поддержки регионов и принципы его функционирования.
8. Пути решения проблем дефицита регионального бюджета.
Содержание региональной бюджетной системы
Бюджетные отношения региона представляют собой часть финансовых отношений государственных органов власти с государственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.
Бюджет региона является формой образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций органов государственной власти. Сосредоточение финансовых ресурсов в бюджете необходимо для успешной реализации финансовой политики государственных органов.
Основные функции бюджетной системы региона:
1. создание условий повышения уровня и качества жизни населения региона;
2. содействие справедливому распределению доходов между отдельными группами населения, проживающего на территории региона;
3. развитие деловой активности в регионе путем направления региональных инвестиций, подконтрольных администрации, в ≪ точки роста ≫ регионального хозяйственного комплекса через бюджет развития региона или путем прямых государственных инвестиций;
4. выравнивание условий предпринимательства в территориальных образованиях региона путем развития производственной, социальной и рыночной инфраструктур.
Эти функции носят общий характер и действенны в любых странах и условиях. На определенном этапе эти функции могут претерпевать видоизменения, могут появиться новые задачи, вызванные особенностями переходной экономики.
Задачами управления финансами в регионе являются следующие.
1. Установление материально-финансовой сбалансированности посредством разработки двух взаимосвязанных документов: финансового баланса региона и регионального бюджета.
Материально-финансовая сбалансированность социально-экономического развития региона означает согласованность материальных и финансовых пропорций в процессе функционирования и развития регионального хозяйственного комплекса.
2. Мобилизация свободных финансовых ресурсов, которая позволяет решить проблему обеспечения развития и расширения производства за счет внутренних возможностей. До последнего времени такая задача на региональном уровне практически не стояла, так как само понятие свободных финансовых ресурсов было более чем условно: подавляющая часть доходов предприятий изымалась в централизованные и ведомственные фонды, а свободные средства населения не могли быть использованы для расширения хозяйственной деятельности. Возможность получения государственных капитальных вложений не стимулировала использование кредитных ресурсов, доля которых в инвестициях не превышала 1%.
3. Контроль за соблюдением пропорции между денежными доходами населения и возможностями потребительского рынка. Эта пропорция всегда находилась в центре внимания региональных органов управления. Разрыв между денежными доходами и расходами населения, утверждаемым планом товарооборота и централизованно выделяемым товарным покрытием означает разрыв между спросом и предложением, который необходимо было
сократить за счет так называемых внутренних резервов (повышение производства товаров и услуг на подведомственных предприятиях и в организациях, вовлечение различными способами в это производство предприятий союзного и республиканского подчинения).
В рыночной экономике понятие контроля приобретает совершенно другой смысл и означает упреждающее реагирование с помощью рычагов, которыми располагают региональные органы, на ситуацию на потребительском рынке с целью интенсификации производства одних товаров и услуг и сокращения других.
4. Создание условий для нормального денежного оборота. Эта задача решается путем разработки кассового плана, призванного поддерживать зависимость между заработной платой и другими денежными выплатами населению и результатами деятельности торговли и сферы обслуживания. Анализ выполнения кассового плана позволяет дать качественную и количественную оценку состояния экономики в регионе, эффективности воспроизводственных процессов. Невыполнение кассового плана свидетельствует о нарушении материально-финансовых пропорций, разрывах в непрерывном процессе кругооборота денежных средств и товаров, что проявляется либо в отсутствии денег для своевременной вып-
латы заработной платы, либо в росте товарных запасов.
5. Обеспечение материально-финансовой сбалансированности инвестиционных процессов в регионе. Решение этой задачи во многом зависит от экономической структуры региона и возможностей развития материально-технической базы непроизводственной сферы. Отсутствие рынка подрядных работ, с одной стороны, и рынка финансовых ресурсов — с другой, привело в конечном счете к огромному количеству долгостроев, замороженных строек, омертвлению средств, технической отсталости новых предприятий, технология которых устаревает за десятилетия строительства.
Создание финансовой системы, адекватной рыночной экономике, не может ограничиться формальным изменением существующих финансовых структур и их связей с различными звеньями экономики — необходима ее радикальная перестройка в соответствии с новой ролью финансовой системы в механизме управления социально-экономическим развитием общества.
Принципы формирования бюджетной системы региона.
Концепция формирования финансовой политики основана на признании необходимости формирования такой финансовой базы региона и системы налогообложения, которые способствовали бы развитию рыночной экономики и социальной инфраструктуры и одновременно обеспечивали бездефицитность бюджетов и достижение финансовой стабилизации экономического роста.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 295.