ПОМНИТЕ: Сформулированная экзаменуемым проблема прокомментирована. Фактических ошибок, связанных с пониманием исходного текста, в комментариях нет – оценивается 2 баллами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

5. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме

В первую очередь нам необходимо выразить своё мнение, соглашаясь или не соглашаясь с мнением автора.

Речевые клише.

– Сама проблема не нова в (русской литературе, в российской публицистике). Многие (поэты, писатели, философы, общественные деятvели разных времен) пытались ответить на этот непростой вопрос. (Автору статьи) удалось найти оригинальное решение этой проблемы. Его точка зрения (мысль, идея, позиция) звучит свежо и необычно: “(Цитата)”. – (Автор), по-моему (по моему мнению), делает совершенно потрясающее открытие: “(Цитата)”.– Он хочет донести до сознания людей (читателей) мысль о том, что (косвенная речь с частичным цитированием).– Ответ на этот вопрос можно найти в (предложенном тексте; в тексте автора)– убедительно доказывает, что…– обращает внимание на то, что…– выражает тревогу…– верно (тонко) замечает…

 

- Позиция автора заключается в том, что…- Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: …- По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …) - Позиция автора такова:…- Автор считает, что…- Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…- Автор убеждает нас в том, что…- В тексте доказывается мысль о том, что…- Основная мысль текста заключается в том, что…- Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что….

Моё мнение:

Я полностью разделяю мнение И.Косолапова о том, что книга в наше время незаслуженно забыта, хотя значение её по-прежнему велико. Я думаю, что в наш информационный век постоянное использование компьютеров и разнообразных гаджетов приведет к деградации общества, вырождению человеческой мысли.

Структура аргумента

Для получения максимального количества баллов нам необходимо привести не менее 2-х аргументов (один из которых опирается на художественную, научную, публицистическую литературу). Приведенный пример должен выступать как яркий микротекст и доказывать нашу позицию.

Речевые клише:

– Я полностью согласен___ с автором текста. Ведь… Потому что…– По-моему…– Автор абсолютно прав, утверждая, что…– Трудно не согласиться с автором в том, что…– Не совсем точной, на мой взгляд, является оценка автором…– Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.– Позволю себе с ним (автором) не согласиться.– Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что…– На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что…

 

- Я разделяю (не разделяю) точку зрения автора на проблему … - Я придерживаюсь (не придерживаюсь) того же мнения на проблему …, что и автор.- Я согласна (не согласна) с автором в том, что …- Трудно (нельзя) не согласиться с автором текста в том, что …- Мне близка позиция автора тем, что …

 

5. Аргумент

Вы должны аргументировать собственную позицию, т.е. приводя в пример жизненный опыт, отстоять свое мнение.

- Что можно считать жизненным опытом?

Жизненный опыт (реальные факты из жизни окружающих, собственные наблюдения и выводы)

Речевые клише:

– Мне не раз приходилось сталкиваться с …– Помню, как-то…– Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее с этой проблемой приходилось сталкиваться.– Я вспоминаю похожую ситуацию, которая произошла с…- Как часто приходится сталкиваться с …- Разве не стали обычными (нормой жизни) такие явления, как …?- Кто из нас не наблюдал (не сталкивался; не замечал (за собой); не оказывался свидетелем) того, как …- К сожалению, зачастую в наши дни (среди нас; вокруг нас) …Ссылка на авторитет

– Известный русский писатель, выдающийся ученый и т.п. как-то заметил…– Любой историк скажет, что…– Большинство врачей, языковедов, ученых и т.п. считают, что…

 

 

6. Литературный аргумент

ПОМНИТЕ: Экзаменуемый выразил свое мнение по сформулированной им проблеме, поставленной автором текста (согласившись или не согласившись с позицией автора), аргументировал его (привёл не менее 2 аргументов, один из которых взят из художественной, публицистической или научной литературы) – оценивается 3 баллами.

Речевые клише:

– Вспомним героев произведения, рассказа, басни, романа и т.п.(назвать автора)…– В произведении, рассказе, басне, романе и т.п.(назвать автора) мы тоже наблюдаем за…– Возьмем, например, произведение, рассказ, басню, роман и т.п.(назвать автора)…

- Данная проблема волновала многих великих русских писателей, в частности …- Особенно остро эта проблема поставлена в произведениях …- Злободневность темы, затронутой автором, доказывает и то, что русские писатели в своих произведениях обращались к ней.

1. К подобным неутешительным выводам приходили и фантасты ХХ века (логический переход). Один из которых, Рей Брэдбери, в своей антиутопии «451 градус по Фаренгейту» описывает потребительское общество, опирающееся на массовую культуру. В этом социуме люди окружили себя материальными ценностями, телевидением и развлечениями. Книги, в свою очередь, строго запрещены и подлежат сожжению, дабы ни одна критическая мысль не попала в человеческое сознание (аргумент). Когда я вижу, как люди тратят свое время на телевидение и социальные сети, я понимаю, о чем предупреждал нас Р.Брэдбери. Важная задача стоит перед нами, с помощью книг сохранить связь с интеллектуальным наследием человечества (микровывод).

2. Насколько высока может быть роль книг в духовном становлении личности мы можем узнать в произведениях М.Горького: «Детство», «В людях», «Мои университеты». Герой повестей Алеша Пешков считает, что именно книги помогли ему преодолеть тяжелые жизненные испытания.

 

7. Заключение

Как и вступление, заключение должно быть органично связано с основным текстом.

Заключение должно подводить итог нашим размышлениям по проблеме.

В своем заключении я сначала использую обращение, а потом обобщаю проблему, указываю на её глобальную важность.

Хочется обратиться к современникам: друзья, погружаться в художественные миры гораздо интереснее и полезнее, чем блуждать в интернет-паутине! Помните, что культура развивается в первую очередь за счет сохранения мудрости предыдущих поколений, хранящейся в книгах.

Способы оформления заключения.

1. Обобщение основных мыслей автора – самая типичная и логичная концовка сочинения.

2. Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос, в конце сочинения также возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

4. Использование цитаты.

Следует помнить, что далеко не каждая цитата будет уместна в заключении. Это должно быть высказывание, достаточно полно выражающее мысли автора. Уместно использование небольшого фрагмента, который содержит ключевые слова текста, или цитаты из другого источника, точно отражающей позицию автора исходного текста.

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

6. Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Речевые клише:

– Итак,…– Подводя итоги, еще раз подчеркнем, что…– В заключение хочется заметить, что…– И, в конце концов, следует заметить, что…– … Эти вопросы вечны, как вечны…, как вечна сама жизнь. – Таким образом, нельзя однозначно ответить…, но в то же время можно утверждать, что…– Я не могу предложить сейчас решение проблемы – достаточно того, что “болезнь указана, а как ее излечить – это уже бог знает!

Дата: 2019-03-05, просмотров: 199.