В качестве вступления можно было привести статистику:
Согласно официальной статистике Всероссийского центра изучения общественного мнения, треть россиян не хранит дома книг, другая треть, имея книги, их не читает.
Речевые клише:
- Когда читаешь текст (автор), представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…
- Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…
- Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
Начинать сочинение можно конструкцией “именительной темы”. Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к “вечным” темам. Вот пример подобного начала сочинения:
“Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви. ”
3. Комментарий к проблеме
Комментарий — это пояснение, толкование выбранной проблемы. Комментарий помогает более детально охарактеризовать проблему, а также, показать как автор подходит к её раскрытию. При написании сочинения комментарий служит связующим звеном между проблемой и позицией автора. Главное требование к комментарию — опора на текст.
Следующие вопросы могут послужить основой для комментария к проблеме:
Как автор относится к предмету описания?
Какие аргументы приводит автор?
На каких примерах автор раскрывает проблему? Какими событиями иллюстрирует её?
Как относится автор к предмету описания (герою)?
Насколько проблема волнует автора?
В чем сущность данной проблемы?
Какова актуальность проблемы? Насколько она значима?
Использует ли автор противопоставление? Если да, то что противопоставляет?
Комментируем нашу проблему:
Рассуждая о судьбе книги в XXI веке, автор противопоставляет книгу и достижения технического прогресса. При этом автор сталкивает мнения разных поколений: Л.Леонова, который назвал книгу «бескорыстным верным другом», и молодого программиста, определившего книгу как «кипу пыльной бумаги». И. Косолапов рассуждает о преимуществах и недостатках техники перед книгой, и находит вторую более предпочтительной и полезной.
Речевые клише:
В данном тексте
- анализируется проблема…
- автор исследует, поднимает, рассматривает, анализирует проблему…
- даётся – истолкование, описание, критическая оценка…
- исследуется – комплекс вопросов, процесс, влияние, зависимость…
- показывается – характер, важная роль, огромное значение, сущность…
- подвергается – критике, рассмотрению, анализу…
- рассматривается – вопрос, пример…
- (Автор) вовлекает читателя в круг проблем, связанных с темой… Устарело ли это понятие?
- (Писатель) заставляет нас задуматься о следующей проблеме: (что такое …
- В предложенном тексте {указываем автора} поднимает (затрагивает) проблему…- {указываем автора} волнует проблема… – В тексте представлена точка зрения {указываем автора} на проблему… – В предложенном для анализа тексте {указываем автора} касается следующих вопросов … (останавливается на следующих проблемах …) – Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что… – Текст {указываем автора} заставил меня задуматься над проблемой… – Волнующую всех нас проблему… поднимает {указываем автора}. – Проблема, поднимаемая (поставленная) {указываем автора}, – это… – Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и {указываем автора}. – Что такое…? (В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает {указываем автора}.
– … ? Над этим вопросом задумывается автор текста.
– Автора интересует вопрос: …
– … ? Над этой проблемой предлагает поразмышлять автор текста.
4. Авторская позиция
Авторская позиция — это ответ на вопрос обозначенный в проблеме.
Авторская позиция является итогом размышления, выводом к которому автор приходит (в рамках выбранной проблемы). Авторская позиция может выражаться прямо (в отдельных предложениях, обращениях к читателю) либо косвенно (в поступках героев, художественных деталях).
Автор убеждает нас в том, что книга нисколько не потеряла своей ценности, а технические достижения не смогут и не должны заменить её. Книга несет очень важную образовательную функцию, она учит и воспитывает человека. Техника и компьютеры призваны облегчать нашу повседневность, делать её более комфортной, но они не должны занимать собой всю нашу жизнь.
Речевые клише.
– То, о чем пишет автор, очень актуально. Так как…– (Автор) заостряет внимание на…– (Автор) раскрывает проблему на материале…– Автор поднимает (предлагает для обсуждения) еще одну животрепещущую проблему – проблему …– Размышляя над актуальной во все времена проблемой (актуальной особенно в наше время), автор…
- Проблема, рассматриваемая автором, общественно значимая (серьёзная, наболевшая, жизненная, насущная, неотложная…)…
- Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}- Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что – Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}.- Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 256.