За верно выполненное двадцать пятое задание ЕГЭ, считающееся одним из самых сложных и ошибкоопасных, можно получить четыре первичных балла, а это довольно много. Для этого нужно вставить термины из приведенного в задании списка в рецензию на текст. Давайте повторим основные языковые средства выразительности.
Теория к заданию №25 ЕГЭ по русскому языку
Речевые обороты и языковые средства выразительности мы привели ниже в таблице - давайте внимательно ознакомимся с ними!
Речевой оборот | Определение | Пример |
Анафора | Фигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в начале стоящих рядом предложений | Быть может, вся Природа — мозаика цветов? |
Быть может, вся Природа — различность голосов? | ||
Быть может, вся Природа — лишь числа и черты? | ||
Быть может, вся Природа — желанье красоты? (К. Бальмонт) | ||
Аллитерация | Звукопись. Повтор одних и тех же согласных в стихотворной речи | Ветер, Взморье. Вздохи ветра. |
Величавый возглас волн. | ||
Буря близко. В берег бьётся | ||
Чуждый чарам черный челн. | ||
Антитеза | Фигура речи. Резкое противопоставление характеристик | Наша сила — правда, |
ваша — лаврьи звоны. | ||
Ваша — дым кадильный, | ||
Наша — фабрик дым. | ||
Ваша мощь — червонец, | ||
Наша — стяг червонный, | ||
Мы возьмём, | ||
займём | ||
и победим. (В. Маяковский) | ||
Ассонанс | Звукопись. Повтор одних и тех же гласных в стихотворной речи | Уж ты пустошь, моя пустошь — |
Душа выстуженная: | ||
Душа грустная, | ||
Натруженная | ||
Занедужившая. | ||
Вопросно-ответная форма изложения | Фигура речи. Чередование вопросов и ответов | Что делать? Не знаю. Куда идти? Не известно |
Гипербола | Троп. Сильное преувеличение свойств предмета | В сто сорок солнц закат пылал (В. Маяковский) |
Градация | Фигура речи. Определенный порядок слов, отображающий увеличение или уменьшение их значимости | Все грани чувств, все грани правды стёрты в мирах, в годах, в часах. (А. Белый) |
Диалектизм | Слово, характерное только для речи людей какой-либо определенной местности | векша (белка), бурак (свёкла) |
Инверсия | Фигура речи. Обратный порядок слов | Красные, голубые, жёлтые поднимаются к небу скалистые вершины. (А. Коптяева) |
Ирония | Троп. Скрытая насмешка | — Ты всё пела? Это — дело (И. Крылов) |
Лексический повтор | Фигура речи. Повторение одного и того же слова в двух предложениях | Слово – не просто единица речи. Слово может иметь очень большую силу. |
Литота | Троп. Сильное преуменьшение свойств предмета | Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка! (А. Грибоедов) |
Метафора | Троп. Перенос свойств одного предмета на другой. Легко заменяется сочетанием со словами «как, будто, вроде». Образ, основанный на переносном значении слов | Зеркало озера (=озеро будто зеркало) |
Расширять горизонты | ||
Метонимия | Троп. Замена одного понятия на другое, имеющее схожее значение | Выпил всю бутылку (имеется в виду все, что было в бутылке) |
Назывные предложения | Фигура речи. Односоставные предложения, в которых из основы есть только подлежащее | Ночь. Улица. Фонарь. Аптека" (А. Блок) |
Оксюморон | Фигура речи. Сочетание слов, противоположных по смыслу | Сладкая горечь воспоминаний |
Олицетворение | Троп. Приписывание человеческих качеств, чувств различным абстрактным понятиям, предметам, природным явлениям | Спит земля в сиянье голубом. (М. Лермонтов) |
Парцелляция | Фигура речи. Выделение какой-либо части из предложения и оформления ее отдельно | Разумеется, ни одна метафора и ни один образ в силу своей первоначальной многозначности не могут быть совершенно точными, не могут полностью выражать явление. Поэтому в первый момент новый термин всегда кажется немного неудачным. ( Д. Лихачев) |
Перифраза | Троп. Замена названия предмета его описанием с использованием характерных признаков | Братья наши меньшие (=животные) |
Синекдоха | Троп. Употребление названия части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот | И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов) |
Синтаксический параллелизм | Фигура речи. Одинаковый порядок слов и оформление предложений | Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) |
Эллипсис | Фигура речи. Пропуск сказуемого в предложении для придания речи большей динамичности | Мы села – в пепел, грады – в прах. (В. Жуковский) |
Эпитет | Троп. Определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности | Синее море |
Эпифора | Фигура речи. Повтор одного слова/словосочетания в конце стоящих рядом предложений | Ведь звёзды были крупнее, |
Ведь пахли иначе травы, | ||
Осенние травы. | ||
(А. Ахматова. "Любовь покоряет обманно") |
Задание 26
Сочинение
План сочинения.
1) Вступление
2) Формулировка проблемы
3) Комментарий к проблеме
4) Позиция автора по выбранной проблеме
5) Собственное мнение (согласие или несогласие)
6) Доказательство своего мнения (включая не менее 2-х аргументов)
7) Заключение
1. Вступление.
Чтобы правильно написать вступление, потребуется определить тему текста, т.е. ответить на вопрос, о чем этот текст. Определили тему текста. Вспомните, каким может быть вступление к сочинению-рассуждению?
· Вопросно-ответное единство.
· Цепочка вопросительных предложений.
· Риторический вопрос.
· Цитата.
· Краткая справка об авторе текста.
· Личные впечатления, чувства и жизненный опыт.
· Назывные предложения.
· Лирическое размышление.
· Ключевое слово.
Речевые клише:
- Когда читаешь текст (автор), представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д.)…
- Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…
- Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )
Начинать сочинение можно конструкцией “именительной темы”. Такое эмоциональное начало особенно подходит для сочинений по текстам, в которых авторы обращаются к “вечным” темам. Вот пример подобного начала сочинения:
“Любовь… О ней написаны тысячи книг и сняты сотни фильмов, о ней говорят и неискушенные подростки, и умудренные опытом люди… Наверное, эта тема интересует каждого из нас, поэтому текст N. тоже посвящен любви.”
2. Формулировка проблемы
Проблема текста - это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
Как правило, исходный текст включает не менее 2-3 тем, каждая из которых может стать основой вашей работы. Выбор должен определяться ответом на два вопроса:
1) Какая проблема находится в центре внимания автора?
2) К какой проблеме вам легче подобрать аргументы?
Как определить проблему?
При выявлении проблемы текста можно использовать следующий способ:
Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.
Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.
(1)Бескорыстным и верным другом назвал книгу выдающийся русский писатель Леонид Леонов. (2)Кипой пыльной бумаги назвал книгу молодой программист в одной из недавних телепередач. (3)В его словах звучала ребяческая драчливость, ему, наверное, хотелось подразнить своей дерзостью примолкшую публику, и несколько восторженных поклонниц наградили молодого «смутьяна» аплодисментами. (4)Нет, я вовсе не собираюсь кряхтеть по поводу испортившихся нравов, я очень хорошо понимаю законы телевизионного ток-шоу, где эпатаж, шокирующая бравада нужны для того, чтобы придать пряный вкус скучноватым и банальным разговорам. (5)Мне показалось странным, до обидного странным, покорное, какое-то скорбно-похоронное молчание взрослой публики.
(6)Мы как-то уж очень послушно согласились с тем, что книга безнадёжно устарела и теперь её место среди пыльных музейных экспонатов. (7)Сегодня нас окружают очень полезные и умные машины: микроволновые печи, пылесосы, домашние кинотеатры, холодильники… (8)Вся эта техника сделала жизнь человека более комфортной, освободила много времени. (9)Теперь не надо носить воду из колодца, не надо выжимать выстиранное бельё, не надо ехать на другой конец города, чтобы посмотреть нашумевший фильм! (10)Всё рядом, почти любое желание моментально, как по мановению волшебной палочки, может быть исполнено лёгким движением руки. (11)И на фоне этих модных машин, утыканных кнопочками, тумблерами, мигающими лампочками, тугая стопка сшитой бумаги многим кажется чем-то архаичным, каким-то нелепым рудиментом, который случайно уцелел в бурных потоках прогресса.
(12)Нет, книга не стала хуже, она по-прежнему исполняет своё назначение, она так же терпеливо и доброжелательно учит человека, бескорыстно передаёт ему бережно собранную нашими предками мудрость. (13)Зато мы изменились, мы возомнили себя обладателями каких-то несметных богатств, покорителями каких-то недосягаемых духовных высот… (14)А на самом деле мы просто даём дурачить себя: нам внушили, что модное – это и есть необходимое, что всё новое лучше того, что было прежде. (15)Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста… (16)И что? (17)Какие реальные преимущества имеет этот громоздкий, ненадёжный агрегат перед книгой – этим компактным, дешёвым, всегда доступным устройством, которое никогда не даёт сбоев, не «глючит», не ломается, которое не требует для своего обслуживания инженера, которое нуждается только в умном, внимательном и доброжелательном собеседнике?
(18)Я не ретроград, не зову в первобытное прошлое, не считаю, что людям в проветриваемой пещере живётся лучше, чем в панельном доме! (19)Я говорю о духовной бдительности, о том, что мы часто даём себя легко обмануть. (20)Ладно, когда этот «обман» касается только нашего кошелька. (21)Обидно, когда мы обманываем свою душу, когда мы обкрадываем сами себя, когда мы честного и бескорыстного друга меняем на самодовольного и нечистого на руку приятеля.
. (По И. Косолапову*)
*Косолапов Игорь Петрович – современный публицист
Прочитав текст несколько раз я выделяю две проблемы:
1) проблема духовного существования человека в современном мире
2) проблема снижения интереса к чтению в XXI веке
Я выбираю вторую. На основе собственного впечатления от прочитанного текста я составил вступление, а проблему сформулировал в виде вопроса:
Вспоминаю, как в детстве просил родителей прочитать сказку. Они читали. Я вырос, давно уже читаю книги сам, как "бумажные", так и электронные. Но все чаще вижу нарастающее равнодушие к чтению и литературе в целом.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 384.