аудитории, специально оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами; методические кабинеты или специализированные библиотеки, бытовые помещения, соответствующие действующим санитарным и противопожарным нормам, а также требованиям техники безопасности при организации образовательного процесса,
лицензионное программное обеспечение:
Microsoft Windows 10 64-х
Microsoft Windows 10 32-х
Microsoft Office Professional Plus (Word, Excel, PowerPoint, OneNote, Outlook, Publisher, Access)
7-zip
Adobe Acrobat Reader DC
Kaspersky Endpoint Security для бизнеса –
Стандартный Russian Edition
· K-Lite Codec Pack.
8. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Приложение 1
Образец оформления сведений о месте прохождения практики
База практики (полное название образовательной организации);
Специфика учебно-воспитательной работы образовательного учреждения, особенности предоставления образовательных услуг;
Характеристика психологической службы образовательного учреждения (цель, задачи психологической службы образовательного учреждения, основные направления работы, состав психологической службы).
Приложение 2
План оформления протокола посещения индивидуального коррекционно-развивающего занятия
Фамилия и имя ребёнка_____________________________________
Возраст __________________________________________________
Дата _____________________________________________________
Общее время ______________________________________________
Цель коррекционного занятия________________________________
Методы и технологии_______________________________________
Этапы коррекционного занятия______________________________
Ход коррекционного занятия________________________________
Примечания_______________________________________________
Выводы__________________________________________________
Студенты, посещая коррекционно-развивающие занятия психолога фиксируют особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком. В протоколе, оформленном в виде таблицы или свободного описания психологических процедур, фиксируются поведенческие реакции ребенка, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и др., указываются дата и время проведения коррекционной процедуры. Протокол заполняется непосредственно в процессе занятия.
Приложение 3
План оформления протокола посещения группового коррекционно-развивающего занятия
Тема занятия (урока)___________________________________________________
Цель и задачи (образовательная, развивающая, воспитывающая)______________
Место занятия (урока) в системе занятий (уроков)__________________________
Продолжительность___________________________________________________
Контингент участников________________________________________________
Этапы занятия (урока)__________________________________________________
Методы обучения______________________________________________________
Оборудование и необходимые материалы_________________________________
Планируемые результаты обучения_______________________________________
Анализ содержание занятия (урока) – соответствие заявленным целям и задачам
Выводы ______________________________________________________________
Приложение 4
Примерный план психологического анализа урока (занятия)
1. Психологическая оценка структуры урока (занятия) в связи с его конкретными целями и задачами:
1.1. Тема, цели и задачи урока (занятия).
1.2. Структура урока (занятия) и его психологическая целесообразность.
2. Психологическая оценка содержания урока (занятия):
2.1. Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, абстрактности и обобщенности).
2.2. Познавательные стороны деятельности учащихся (воспитанников), активизирующиеся посредством учебного материала (образная или словесно-логическая память, абстрактное мышление, воображение и др.), вызываемые эмоции.
2.3. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся (воспитанников), их жизненному опыту и уровню знаний.
2.4. Методы и приемы доступности восприятия учащимися (воспитанниками) данного возраста учебного материала (ясность и простота изложения, использование наглядных средств, связь с жизнью и др.).
2.5. Воспитательное воздействие учебного материала.
2.6. Степень реализации возможностей учебного материала учителем (воспитателем, психологом).
3. Управление познавательной деятельностью:
3.1.Организация внимания:
пути организации внимания на всех этапах урока (занятия);
виды внимания, имевшие место на уроке (занятии), форма их проявления у отдельных школьников (воспитанников);
способы организации переключения внимания учеников (воспитанников) с одной деятельности на другую;
виды деятельности, требующие распределения внимания (какие виды деятельности предложил учитель (воспитатель, психолог) и как учащиеся (воспитанники) с этим справились).
3.2. Организация восприятия и его характер:
объект восприятия учащихся (воспитанников) (речь, текст учебника, наглядные средства и др.);
качество материала восприятия;
использование наглядных средств, их функция на уроке (занятии);
осмысленность восприятия материала.
3.3. Активизация памяти и ее развитие:
обращение учителя (воспитателя) к памяти школьников (воспитанников), с какой целью оно проводилось на различных этапах урока;
виды памяти на уроке (занятии) (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, механическая и др.);
приемы запоминания учебного материала, используемые учителем (воспитателем) на уроке (занятии) (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение);
проявление у отдельных учеников (воспитанников) процессов памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание).
3.4. Активизация мыслительной деятельности учащихся (воспитателей):
методы и приемы формирования научных понятий;
использование наглядных средств
связи, устанавливаемые между понятиями;
использование методов (индуктивного или дедуктивного) усвоения определенных понятий;
степень вызванной потребности у учащихся (воспитанников) в усвоении определенных понятий (раскрытие теоретической значимости, практическое применение, связь с жизнью и др.);
уровни усвоения понятия, ошибки при определении понятий;
активизация самостоятельного творческого мышления школьников (воспитанников) (проблемная направленность построения урока (занятия), проблемные ситуации и пути их создания, уровень проблемности, степень заинтересованности и активности учащихся (воспитанников) в поиске ответа);
мыслительные действия, необходимые ученику (воспитаннику) для решения поставленной проблемы;
подготовленность класса (группы) к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимы знаний и умений, количество учащихся (воспитанников), активно проявившихся в поиске ответа на вопрос);
обучение учеников (воспитанников) готовым приемам рационального мышления;
логичность построения урока (занятия);
логика рассуждений учащихся (воспитанников), ошибки в рассуждениях.
3.5. Учет индивидуальных особенностей учеников (воспитанников).
4. Организация обратной связи:
4.1. Обращение к школьникам (воспитанникам) (этапы урока, на которых учитель (воспитатель) обращался к школьникам (воспитанникам), и цель обращения).
4.2. Уровни усвоения знаний.
4.3. Характер обратной связи (контролирующий или обучающий), ее проявления.
4.4. Восприятие обучающимися оценок и комментарий к ним на уроке (занятии).
4.5. Характер деятельности учителя (воспитателя) в зависимости от ответов.
5. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя) и его деятельности на уроке (занятии):
5.1. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя), внешность, речь, манеры, характер общения.
5.2. Отношение обучающихся к учителю (воспитателю).
5.3. Эмоциональный климат урока (занятия).
5.4.Требования учителя (воспитателя) и их значение для формирования волевых и моральных качеств личности обучающихся. Отношение учеников (воспитанников) к этим требованиям.
5.5 Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке (занятии).
6. Результаты урока (занятия).
7. Выводы и предложения.
Приложение 5
Примерный план составления психолого-педагогической характеристики на ученика (воспитанника)
1. Общие данные (Ф.И.О. обучающегося (воспитанника), дата рождения, класс, школа (детский сад и т.п.), состав семьи, жилищные условия, материальное обеспечение семьи).
2. Мотивы, обусловившие выбор данного ученика (воспитанника).
3. Психофизический аспект (общее физическое развитие, состояние здоровья, сила нервной системы, подвижность нервных процессов, тип темперамента, особенности внешности).
4. Особенности развития ребенка в школьном возрасте (возраст поступления в школу, степень адаптации, смена класса и ее причины).
5. Учебная деятельность (отношение к школе, учебе, успеваемость, преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам, познавательные интересы, выполнение домашних заданий).
6. Участие в общественной жизни школы.
7. Наличие внешкольных занятий и увлечений, участие в неформальных организациях.
8. Познавательный аспект:
8.1. Интеллектуальная восприимчивость, полнота, прочность, систематичность восприятия и наблюдения.
8.2. Внимательность на уроках (умение концентрировать, распределять внимание, устойчивость, объем внимания).
8.3. Быстрота, точность, прочность запоминания учебного материала. Владение приемами осмысленного запоминания.
8.4. Развитие мышления, владение операциями, приемами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование).
8.5. Наличие интеллектуально-творческих качеств (творческое воображение, оригинальность, ассоциативность мышления, интуиция).
9. Мотивационный аспект (потребность в самоактуализации, творчестве, интеллектуальная направленность, мотив достижения, потребность в лидерстве).
10. Личность ученика в коллективе, отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и др.), положение в классе, типичные конфликты, друзья, моральные качества друзей.
11. Воспитательный аспект:
11.1. Волевые качества личности: склонность к риску, активность, инициативность, упорство, настойчивость, высокая самоорганизация, обдуманность или импульсивность поступков.
11.2. Качества воспитанности, моральные черты характера: скромность, правдивость, вспыльчивость.
11.3. Коммуникативные качества.
11.4. Организаторские качества.
11.5. Устойчивость, выразительность чувств, уравновешенность и склонность к переменам настроения.
12. Выводы (отразить сильные и слабые стороны личности, черты характера, основные потребности, мотивы, интересы, склонности, ценности, характеристику внутренних и внешних конфликтов, уровень умственного развития).
13. Рекомендации по организации учебной (воспитательной) деятельности обучающегося, по развитию индивидуальных особенностей и межличностных отношений в коллективе.
Приложение 6
Примерный план составления конспекта воспитательного мероприятия
1. Обоснование актуальности выбранной темы воспитательного мероприятия, мотивация выбора данного воспитательного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношения между детьми, уровень воспитанности обучающихся (воспитанников) данного класса (группы), их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения, отметить, высказывали ли ребята пожелание и инициативу в отношении организации данного воспитательного мероприятия).
2. Формулирование цели, задачи воспитательного мероприятия.
3. Время проведения воспитательного мероприятия и обоснование его выбора (как связанно с учебным процессом, загруженностью обучающихся (воспитанников), общеобразовательным планом и др.).
4. Форма воспитательного мероприятия (диспут, беседа, экскурсия и др.).
5. Место проведения.
6. Контингент участников.
7. Подготовка воспитательного мероприятия (реквизит, оформление, необходимое оборудование).
8. Этапы предварительной подготовки (ответственные за разработку сценария, подготовку помещения, музыкальное оформление и др.).
9. Предполагаемый результат.
10. План мероприятия (вступительное слово, конкурсы, подведение итогов и т.д.).
11. Сценарий воспитательного мероприятия (с выделение структурных элементов, предполагаемого времени, оборудования, необходимых материалов, действующих лиц и т.п.).
12. Список использованной литературы.
13. Самоанализ (достижение воспитательных целей в результате проведения данного воспитательного мероприятия, какие трудности возникли, как их разрешали и т.д.).
14. Приложение.
Дата
Подпись и отметка за мероприятие (оценивает групповой руководитель практики)
Приложение 7
Инструментарий для определения
Дата: 2019-03-05, просмотров: 221.