МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования и обучения)
Направление: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Уровень образования: бакалавриат
Направленность (профиль): Психология образования
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………….. | 3 |
1.1. Общие сведения ………………………………………..………………………………. | 3 |
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики ………………………………………………………………………………. | 3 |
1.3. Место практики в структуре образовательной программы ………………………… | 3 |
1.4. Цель и задачи практики ……………………………………………………………….. | 4 |
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики……… | 5 |
2. Содержание практики …………………………………………………………………. | 6 |
3. Формы отчетности по практике ……………………………………………………... | 7 |
4. Фонд оценочных средств по практике ………………………..……………………... | 8 |
5. Учебно-методическое обеспечение практики ………………………………………. | 12 |
6. Перечень образовательных технологий ……………………………………………. | 14 |
7. Описание материально-технической базы ……………...………………………….. | 14 |
8. Методические указания ……………………………………………………………….. | 15 |
9. Лист изменения…………………………………………………………………………. | 27 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие сведения.
Таблица 1
Общие сведения о практике
Общие сведения | Форма обучения |
заочная | |
1 | 3 |
Вид практики | Учебная |
Название практики | Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования и обучения) |
Место проведения практики | Образовательная организация |
Курс | 3 |
Семестр | 6 |
Способ проведения | Стационарная, по запросу выездная |
Форма (формы) проведения | Дискретно (концентрированная) |
Объем практики в зачетных единицах | 3 ЗЕТ |
Продолжительность в неделях (часах) | 2 недели (72 ч. на базе практики + 36 ч. самостоятельная работа = 108 ч.) |
Цель и задачи практики.
Цель: формирование первичных профессиональных умений и навыков (психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования и обучения).
Задачи:
1. Закрепить теоретические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин.
2. Познакомиться с особенностями работы психологической службы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
3. Познакомиться с кабинетом психолога, основной документацией, методическим фондом, диагностическим материалом и наглядными пособиями.
4. Формировать умения применять на практике методы психолого-педагогического исследования, обрабатывать и анализировать полученные результаты, составлять заключения и практические рекомендации.
5. Овладеть навыками организации и проведения научных исследований.
6. Пронаблюдать за поведением и деятельностью обучающихся (воспитанников), за работой педагогов и психологов с ними, учиться анализировать эту деятельность, составлять психолого-педагогическую характеристику коллектива обучающихся (воспитанников).
7. Принять участие в работе психологической службы.
8. Закрепить навыки оформления отчетной документации.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики (Таблица 2).
Таблица 2
1.5. Перечень планируемых результатов практики
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) | Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом | Планируемые результаты (конкретизированные цели) | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | (ОПК-5) готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую | (A/04.7) Коррекционно-развивающая работа с обучающимися | З.1: методику организации и проведения различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой З.2: структуру психолого-педагогического анализа групповых занятий 3.3. содержание психодиагностических методик для группового и индивидуального исследования | У.1.: разрабатывать конспект занятия (коррекционно-развивающего, воспитательного, культурно-просветительского, оздоровительного) с применением различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой У.2.: осуществлять психолого-педагогический анализ групповых занятий (коррекционных, воспитательных, культурно-просветительских и т.д.) У.3: применять на практике методы психологического-педагогического исследования, обрабатывать и анализировать полученные результаты, составлять заключения и практические рекомендации. | В.1.: навыком разработки, реализации и психолого-педагогического анализа занятия (коррекционно-развивающего, воспитательного, культурно-просветительского, оздоровительного) с применением различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой В.2.: применением алгоритма процедуры психодиагностического исследования, включая обработку и анализ полученных результатов, составление заключения и практических рекомендаций. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Таблица 3
Содержание практики заочной форм обучения
№ п/п | Виды работ, перечень заданий | Трудоемкость (в часах) | Код компетенции | |
на базе практики | самостоятельная работа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подготовительный (вводный) этап практики | ||||
1 | · Установочная конференция по организации практики (в т.ч. инструктаж для обучающихся по безопасности во время прохождения практики) · Ознакомление с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка базы практики · Знакомство с целью, задачами, основными направлениями работы психологической службы учреждения, нормативными документами, должностными обязанностями и основными направлениями работы психолога, формами, методами и технологией работы. · Изучение диагностического и методического материала, основной документации психолога. · Составление и согласование индивидуального графика (плана) практики | 28 | 18 | ОПК-5 |
Основной этап практики | ||||
2 | · Посещение не менее двух занятий психолога или педагога и составление протоколов наблюдения за поведением и деятельностью воспитанников (обучающихся), за работой психолога с ними. · Подбор диагностического инструментария для изучения индивидуально-психологических особенностей обследуемого воспитанника (обучающегося); · Написание психолого-педагогической характеристики на одного обследуемого воспитанника (обучающегося) с рекомендациями · Подготовка мероприятия (воспитательного, культурно-просветительского, оздоровительного). · Индивидуальная работа в психологической службе по запросу руководителей практики образовательного учреждения. | 52 | 36 | ОПК-5 |
Итоговый этап практики | ||||
3 | · Оформление отчетной документации по практике. · Подготовка материала к итоговой конференции по практике. · Защита отчета на итоговой конференции (промежуточная аттестация) | 28 | 18 | ОПК-5 |
Итого: 108 часов | 72 | 36 |
36 : 28 : 36
Определение коэффициента успешности (КУI, КУII, КУIII) выполнения заданий на основе метода поэлементного и пооперационного анализа:
Кy=n/m;
Где:
Кy – коэффициент успешности;
n – количество выполненных операций (заданий) обучающимся;
m – общее количество операций (заданий), которые должен выполнить обучающийся.
Определение коэффициента сформированности компетенции (ККОМ) по результатам выполнения разноуровневых заданий.
Успешность выполнения разноуровневых заданий (см. Таблица 7 строка 1) с учетом весовых коэффициентов позволяет рассчитать коэффициент сформированности компетенции:
ККОМ=0,04*КУI+ 0,12*КУII + 0,20*КУIII + 0,28*КУIV + 0,36*КУV
Если в контроль включено четыре разноуровневых задания (см. Таблица 7 строка 2), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,16*КУI+ 0,20*КУII + 0,28*КУIII + 0,36*КУIV
Если в контроль включено три разноуровневых задания (см. Таблица 7 строка 3), то формула для расчета коэффициента сформированности компетенции имеет вид:
ККОМ=0,36*КУI+ 0.28*КУII + 0.36*КУIII
Используя шкалу В.П. Беспалько, можно сделать вывод, что если у обучающегося коэффициент составляет 0,5–0,7, то он готов и способен демонстрировать компетенцию в своей профессиональной деятельности, в частности на педагогической практике.
4.3. Процедура оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности обучающихся
Порядок оценивания и учета результатов прохождения практики обучающимися, осваивающими основные профессиональные образовательные программы высшего образования (магистратура и бакалавриат) в ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ» представлен в локальном акте университета.
На всех этапах практики осуществляется текущий контроль за деятельностью обучающихся по выполнению заданий, предусмотренных рабочей программой практики. Качество выполняемых студентами действий на практике характеризует уровень сформированности компетенций в соответствии с определенными показателями (знаниями, умениями, способами владения ими).
К способам проверки выполнения студентами заданий в процессе текущего контроля относятся: индивидуальное и групповое консультирование на базе практики и/или университета, собеседование, анализ и обсуждение результатов выполнения заданий и др.
В качестве средств текущего контроля и фиксации его результатов может применяться различный инструментарий, позволяющий определить коэффициент сформированности компетенций (см. Приложение 11).
4.4. Оценочные средства промежуточной аттестации
Промежуточная аттестация (итоговая конференция по практике) осуществляется в разных формах: защита отчета, презентация проекта, проведение олимпиад, контрольных работ и иных способов проверки сформированности компетенций обучающихся; допускается индивидуальная и групповая защита отчета. Форма определяется руководителем практики. Оценка отчета обучающегося по практике (защита) на основании критериев (Таблица 3).
4.4.1. Форма проведения промежуточной аттестации на итоговой конференции:
4.4.1.1. Наименование формы: защита отчета (индивидуальная, групповая), презентация проекта.
4.4.1.2. Требования к содержанию
На защите отчета студенту необходимо продемонстрировать глубокие знания по вопросам (заданиям), предусмотренным программой практики. Информация должна соответствовать информации, представленной в отчете. Защита должна сопровождаться электронной презентацией.
Электронная презентация – это электронный документ, представляющий собой набор слайдов, предназначенных для демонстрации проделанной работы в период практики.
Схема презентации:
Титульный лист.
Цели и задачи.
Характеристика базы практики.
Общая часть, раскрывающая содержание работы (в соответствии с программой практики, в т.ч. индивидуальное задание).
Результаты работы.
Выводы по практике.
Перспективы.
Приложения (документы, демонстрирующие высокий уровень сформированности компетенций, например, благодарности, сертификаты и т.п.).
Требование к оформлению слайдов. Стиль оформления должен быть единым. Вспомогательная информация не должна преобладать над основной. Для фона слайда выбирать холодные тона. На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов (один для фона, один для текста, один для заголовка). Для фона и текста используют контрастные цвета.
Требования к предоставлению информации.
К содержанию информации. Используются короткие слова и предложения. Количество предлогов, наречий, прилагательных минимизировано. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
К объему информации. Общее количество слайдов 15–17. На одном слайде не стоит представлять большой объем текстовой информации (не более 3-х фактов, выводов, определений). Ключевые пункты отображаются по одному на отдельных слайдах. Для обеспечения наглядности используются таблицы, диаграммы, рисунки и др.
4.4.1.3. Перечень критериев оценивания
Защита отчета по практике
Критерии оценивания защиты отчета | показатели | |||
отлично | хорошо | удовлетво- рительно | неудовлетво-рительно | |
Выполнение требований к содержательной части отчета, соответствие заданию | ||||
Оценка степени самостоятельности проведенного анализа, доля участия в групповой работе | ||||
Оценка качества проведенного анализа информации, данных | ||||
Полнота, актуальность, логичность построения выступления (презентации) | ||||
Обоснованность выводов и предложений | ||||
Качество ответов на вопросы при защите отчета по практике (логически последовательные, содержательные, полные, правильные, конкретные) |
4.5. Критерии для определения итогового интегрального показателя оценки результатов по практике
Промежуточная аттестация осуществляется на основе учета результатов текущего контроля, участия в итоговой конференции по практике и характеристики с мест прохождения практики на основе критериев (см. Таблица 7).
Таблица 7
Критерии для определения итогового интегрального показателя оценки результатов по практике
Критерии | Отметка |
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,7 до 1; – выполнил в срок и на высоком уровне весь объем работы, требуемый программой практики; – владеет теоретическими знаниями на высоком уровне; – умеет правильно определять и эффективно осуществлять основную профессиональную задачу с учетом особенностей процесса (возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, специфики работы организации); – проявляет в работе самостоятельность, творческий подход, такт, педагогическую культуру – активно участвовал (успешно защитил отчет) в работе итоговой конференции; – получил положительную характеристику с места прохождения практики («отлично», «хорошо») | 5 «отлично» |
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,6 до 0,69; – выполнил в срок весь объем работы, требуемый программой практики; – умеет определять профессиональные задачи и способы их решения; – проявляет инициативу в работе, но при этом в отдельных случаях допускает незначительные ошибки; – владеет теоретическими знаниями, но допускает неточности– активно участвовал (успешно защитил отчет) в работе итоговой конференции; – получил характеристику с места прохождения практики («отлично», «хорошо», «удовлетворительно») | 4 «хорошо» |
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций от 0,5 до 0,59; – выполнил весь объем работы, требуемый программой практики; – не всегда демонстрирует умения применять теоретические знания различных отраслей науки на практике; – допускает ошибки в планировании и проведении профессиональной деятельности; – не проявляет инициативы при решении профессиональных задач– участвовал (защитил отчет) в работе итоговой конференции; – получил характеристику с места прохождения практики («хорошо», «удовлетворительно») | 3 «удовлетворитель но» |
– продемонстрировал коэффициент сформированности компетенций ниже 0,5; – не выполнил намеченный объем работы в соответствии с программой практики; – обнаружил слабые теоретические знания, неумение их применять для реализации практических задач; –не установил правильные взаимоотношения с коллегами и другими субъектами деятельности; –продемонстрировал недостаточно высокий уровень общей и профессиональной культуры; – проявил низкую активность – не умеет анализировать результаты профессиональной деятельности; – во время прохождения практики неоднократно проявлял недисциплинированность (не являлся на консультации к методистам; не предъявлял групповым руководителям планы работы на день, конспектов уроков и мероприятий); – отсутствовал на базе практике без уважительной причины; – нарушал этические нормы поведения и правила внутреннего распорядка организации; – не сдал в установленные сроки отчетную документацию– не участвовал (не защитил отчет) на итоговой конференции; – получил отрицательную характеристику с места прохождения практики | 2 «неудовлетвори тельно» |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
5.1. Основная литература
1. Акрушенко А.В. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В.– Электрон. текстовые данные.– Саратов: Научная книга, 2012.– 127 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6328.— ЭБС «IPRbooks».
2. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. – Электрон. текстовые данные. – М.: Академический Проект, Трикста, 2011. – 317 c. – 978-5-8291-1289-9. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27407.html
3. Петрушин С.В. Мастерская психологического консультирования [Электронный ресурс]: монография/ Петрушин С.В.– Электрон. текстовые данные.– М.: Пер Сэ, 2012.– 143 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/7415.– ЭБС «IPRbooks»
4. Филатов Ф.Р. Основы психокоррекции [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Филатов Ф.Р.– Электрон. текстовые данные.– Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2011.– 198 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/47058.html.– ЭБС «IPRbooks»
5. Фопель К. Технология ведения тренинга [Электронный ресурс]: теория и практика/ Фопель К.– Электрон. текстовые данные.– М.: Генезис, 2013.– 272 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19363.html.– ЭБС «IPRbooks»
Дополнительная литература
6. Василенко М.А. Основы социально-психологического тренинга [Электронный ресурс]/ Василенко М.А.– Электрон. текстовые данные.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2014.– 126 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/59408.html.– ЭБС «IPRbooks»
7. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога [Текст]: учеб.-метод. пособие / И.В. Вачков. – 2-е изд. М.: Ось – 89, 2006. – 223 с.
8. Гасанова Д.И. Игра в развитии познавательной сферы [Электронный ресурс]/ Гасанова Д.И.– Электрон. текстовые данные.– Саратов: Вузовское образование, 2014.– 74 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20417.– ЭБС «IPRbooks», по паролю
9. Григорьев Н.Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Григорьев Н.Б.– Электрон. текстовые данные.– СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2012.– 304 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22989.– ЭБС «IPRbooks»
10. Григорьев Н.Б. Психотехнологии группового тренинга [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Григорьев Н.Б.– Электрон. текстовые данные.– СПб.: Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы, 2008.– 176 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/22993.html.– ЭБС «IPRbooks»
11. Есина Е.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Есина Е.В.– Электрон. текстовые данные.– Саратов: Научная книга, 2012.– 158 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6321.– ЭБС «IPRbooks»
12. Кулагина И.Ю. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов / И.Ю. Кулагина. – Электрон. текстовые данные. – М. : Академический Проект, Трикста, 2011. – 317 c. — 978-5-8291-1289-9. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27407.html
13. Кулагина И.Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека [Электронный ресурс]: учебное пособие для вузов/ Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. – Электрон. текстовые данные.– М.: Академический проект, 2015.– 421 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/36766.html.– ЭБС «IPRbooks»
14. Линде Н.Д. Психологическое консультирование. Теория и практика [Электронный ресурс]: учебное пособие для студентов вузов/ Линде Н.Д. – Электрон. текстовые данные.– М.: Аспект Пресс, 2013.– 272 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/8876.– ЭБС «IPRbooks»
15. Львова С.В. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.В. Львова. – Электрон. текстовые данные. – М.: Московский городской педагогический университет, 2010. – 132 c. – 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/26551.html
16. Маллаев Д.М. Теория и практика психотехнических игр [Электронный ресурс]/ Маллаев Д.М., Гасанова Д.И.– Электрон. текстовые данные.– Саратов: Вузовское образование, 2014.– 268 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/20419.– ЭБС «IPRbooks», по паролю
17. Мальцева Т.В. Профессиональное психологическое консультирование [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Мальцева Т.В., Реуцкая И.Е.– Электрон. текстовые данные. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 143 c. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16285. – ЭБС «IPRbooks»
18. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебник для студентов высших учебных заведений / Н.В. Клюева [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Вузовское образование, 2016. – 235 c. – 2227-8397. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/42768.html
19. Психологическая диагностика учеб. пособие для вузов / ред. М.К. Акимов, К.М. Гуревич. – СПб и др.: Питер, 2008. – 651 с.
20. Психолого-педагогическая диагностика: учеб. пособие для вузов / ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная. – М.: Академия, 2008. – 319 с.
5.2. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы
21. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции [Электронный ресурс]: монография/ Вербицкий А.А., Ларионова О.Г.– Электрон. текстовые данные.– М.: Логос, 2009.– 336 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9064.– ЭБС «IPRbooks», по паролю
22. Педагогическая практика. Путь к индивидуальной педагогике [Электронный ресурс]: сборник статей по материалам. Первой научно-практической конференции по педагогической практике / Е.В. Алексеенко [и др.]. – Электрон. текстовые данные. – Саратов: Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова, 2016. – 136 c. – 978-5-94841-218-4. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/73585.html
23. Фоминова А.Н. Педагогическая психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Фоминова А.Н., Шабанова Т.Л.– Электрон. текстовые данные.– Саратов: Вузовское образование, 2014.– 333 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/19532.– ЭБС «IPRbooks»
24. Чернобровкина С.В. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Чернобровкина С.В.– Электрон. текстовые данные.– Омск: Омский государственный университет, 2010.– 128 c.– Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/24926.– ЭБС «IPRbooks».
5.3. Перечень ресурсов сети Интернет и информационно-справочных систем, необходимых для выполнения заданий по практике.
25. Электронный каталог ЮУрГГПУ – система «Элекат» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elecat.cspu.ru/.
26. Учебно-методические материалы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cspu.sharepoint.com/sites/education.
27. Электронная библиотечная система ЮУрГГПУ (ЭБС ЮУрГГПУ): полнотекстовая база на платформе DSpase [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ebs.cspu.ru/xmlui.
28. Электронная библиотечная система IPRbooks [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iprbookshop.ru/.
29. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU / Режим доступа: http://elibrary.ru/defaultx.asp / – Загл. с экрана
ПЕРЕЧЕНЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
– технология проблемного обучения;
– технология проектного обучения;
– технология развития критического мышления;
– личностно-ориентированная технология;
– технология коллективно-творческих дел;
– технология организации группового взаимодействия;
– и др.
Приложение 2
План оформления протокола посещения индивидуального коррекционно-развивающего занятия
Фамилия и имя ребёнка_____________________________________
Возраст __________________________________________________
Дата _____________________________________________________
Общее время ______________________________________________
Цель коррекционного занятия________________________________
Методы и технологии_______________________________________
Этапы коррекционного занятия______________________________
Ход коррекционного занятия________________________________
Примечания_______________________________________________
Выводы__________________________________________________
Студенты, посещая коррекционно-развивающие занятия психолога фиксируют особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком. В протоколе, оформленном в виде таблицы или свободного описания психологических процедур, фиксируются поведенческие реакции ребенка, вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и др., указываются дата и время проведения коррекционной процедуры. Протокол заполняется непосредственно в процессе занятия.
Приложение 3
План оформления протокола посещения группового коррекционно-развивающего занятия
Тема занятия (урока)___________________________________________________
Цель и задачи (образовательная, развивающая, воспитывающая)______________
Место занятия (урока) в системе занятий (уроков)__________________________
Продолжительность___________________________________________________
Контингент участников________________________________________________
Этапы занятия (урока)__________________________________________________
Методы обучения______________________________________________________
Оборудование и необходимые материалы_________________________________
Планируемые результаты обучения_______________________________________
Анализ содержание занятия (урока) – соответствие заявленным целям и задачам
Выводы ______________________________________________________________
Приложение 4
Примерный план психологического анализа урока (занятия)
1. Психологическая оценка структуры урока (занятия) в связи с его конкретными целями и задачами:
1.1. Тема, цели и задачи урока (занятия).
1.2. Структура урока (занятия) и его психологическая целесообразность.
2. Психологическая оценка содержания урока (занятия):
2.1. Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, абстрактности и обобщенности).
2.2. Познавательные стороны деятельности учащихся (воспитанников), активизирующиеся посредством учебного материала (образная или словесно-логическая память, абстрактное мышление, воображение и др.), вызываемые эмоции.
2.3. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся (воспитанников), их жизненному опыту и уровню знаний.
2.4. Методы и приемы доступности восприятия учащимися (воспитанниками) данного возраста учебного материала (ясность и простота изложения, использование наглядных средств, связь с жизнью и др.).
2.5. Воспитательное воздействие учебного материала.
2.6. Степень реализации возможностей учебного материала учителем (воспитателем, психологом).
3. Управление познавательной деятельностью:
3.1.Организация внимания:
пути организации внимания на всех этапах урока (занятия);
виды внимания, имевшие место на уроке (занятии), форма их проявления у отдельных школьников (воспитанников);
способы организации переключения внимания учеников (воспитанников) с одной деятельности на другую;
виды деятельности, требующие распределения внимания (какие виды деятельности предложил учитель (воспитатель, психолог) и как учащиеся (воспитанники) с этим справились).
3.2. Организация восприятия и его характер:
объект восприятия учащихся (воспитанников) (речь, текст учебника, наглядные средства и др.);
качество материала восприятия;
использование наглядных средств, их функция на уроке (занятии);
осмысленность восприятия материала.
3.3. Активизация памяти и ее развитие:
обращение учителя (воспитателя) к памяти школьников (воспитанников), с какой целью оно проводилось на различных этапах урока;
виды памяти на уроке (занятии) (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, механическая и др.);
приемы запоминания учебного материала, используемые учителем (воспитателем) на уроке (занятии) (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение);
проявление у отдельных учеников (воспитанников) процессов памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание).
3.4. Активизация мыслительной деятельности учащихся (воспитателей):
методы и приемы формирования научных понятий;
использование наглядных средств
связи, устанавливаемые между понятиями;
использование методов (индуктивного или дедуктивного) усвоения определенных понятий;
степень вызванной потребности у учащихся (воспитанников) в усвоении определенных понятий (раскрытие теоретической значимости, практическое применение, связь с жизнью и др.);
уровни усвоения понятия, ошибки при определении понятий;
активизация самостоятельного творческого мышления школьников (воспитанников) (проблемная направленность построения урока (занятия), проблемные ситуации и пути их создания, уровень проблемности, степень заинтересованности и активности учащихся (воспитанников) в поиске ответа);
мыслительные действия, необходимые ученику (воспитаннику) для решения поставленной проблемы;
подготовленность класса (группы) к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимы знаний и умений, количество учащихся (воспитанников), активно проявившихся в поиске ответа на вопрос);
обучение учеников (воспитанников) готовым приемам рационального мышления;
логичность построения урока (занятия);
логика рассуждений учащихся (воспитанников), ошибки в рассуждениях.
3.5. Учет индивидуальных особенностей учеников (воспитанников).
4. Организация обратной связи:
4.1. Обращение к школьникам (воспитанникам) (этапы урока, на которых учитель (воспитатель) обращался к школьникам (воспитанникам), и цель обращения).
4.2. Уровни усвоения знаний.
4.3. Характер обратной связи (контролирующий или обучающий), ее проявления.
4.4. Восприятие обучающимися оценок и комментарий к ним на уроке (занятии).
4.5. Характер деятельности учителя (воспитателя) в зависимости от ответов.
5. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя) и его деятельности на уроке (занятии):
5.1. Воспитательное воздействие личности учителя (воспитателя), внешность, речь, манеры, характер общения.
5.2. Отношение обучающихся к учителю (воспитателю).
5.3. Эмоциональный климат урока (занятия).
5.4.Требования учителя (воспитателя) и их значение для формирования волевых и моральных качеств личности обучающихся. Отношение учеников (воспитанников) к этим требованиям.
5.5 Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке (занятии).
6. Результаты урока (занятия).
7. Выводы и предложения.
Приложение 5
Примерный план составления психолого-педагогической характеристики на ученика (воспитанника)
1. Общие данные (Ф.И.О. обучающегося (воспитанника), дата рождения, класс, школа (детский сад и т.п.), состав семьи, жилищные условия, материальное обеспечение семьи).
2. Мотивы, обусловившие выбор данного ученика (воспитанника).
3. Психофизический аспект (общее физическое развитие, состояние здоровья, сила нервной системы, подвижность нервных процессов, тип темперамента, особенности внешности).
4. Особенности развития ребенка в школьном возрасте (возраст поступления в школу, степень адаптации, смена класса и ее причины).
5. Учебная деятельность (отношение к школе, учебе, успеваемость, преобладающие оценки, успеваемость по разным предметам, познавательные интересы, выполнение домашних заданий).
6. Участие в общественной жизни школы.
7. Наличие внешкольных занятий и увлечений, участие в неформальных организациях.
8. Познавательный аспект:
8.1. Интеллектуальная восприимчивость, полнота, прочность, систематичность восприятия и наблюдения.
8.2. Внимательность на уроках (умение концентрировать, распределять внимание, устойчивость, объем внимания).
8.3. Быстрота, точность, прочность запоминания учебного материала. Владение приемами осмысленного запоминания.
8.4. Развитие мышления, владение операциями, приемами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, абстрагирование).
8.5. Наличие интеллектуально-творческих качеств (творческое воображение, оригинальность, ассоциативность мышления, интуиция).
9. Мотивационный аспект (потребность в самоактуализации, творчестве, интеллектуальная направленность, мотив достижения, потребность в лидерстве).
10. Личность ученика в коллективе, отношения с одноклассниками (дружеские, конфликтные и др.), положение в классе, типичные конфликты, друзья, моральные качества друзей.
11. Воспитательный аспект:
11.1. Волевые качества личности: склонность к риску, активность, инициативность, упорство, настойчивость, высокая самоорганизация, обдуманность или импульсивность поступков.
11.2. Качества воспитанности, моральные черты характера: скромность, правдивость, вспыльчивость.
11.3. Коммуникативные качества.
11.4. Организаторские качества.
11.5. Устойчивость, выразительность чувств, уравновешенность и склонность к переменам настроения.
12. Выводы (отразить сильные и слабые стороны личности, черты характера, основные потребности, мотивы, интересы, склонности, ценности, характеристику внутренних и внешних конфликтов, уровень умственного развития).
13. Рекомендации по организации учебной (воспитательной) деятельности обучающегося, по развитию индивидуальных особенностей и межличностных отношений в коллективе.
Приложение 6
Примерный план составления конспекта воспитательного мероприятия
1. Обоснование актуальности выбранной темы воспитательного мероприятия, мотивация выбора данного воспитательного мероприятия для конкретного детского коллектива (указать особенности взаимоотношения между детьми, уровень воспитанности обучающихся (воспитанников) данного класса (группы), их специфические интересы, отношение к тем или иным явлениям, особенности поведения, отметить, высказывали ли ребята пожелание и инициативу в отношении организации данного воспитательного мероприятия).
2. Формулирование цели, задачи воспитательного мероприятия.
3. Время проведения воспитательного мероприятия и обоснование его выбора (как связанно с учебным процессом, загруженностью обучающихся (воспитанников), общеобразовательным планом и др.).
4. Форма воспитательного мероприятия (диспут, беседа, экскурсия и др.).
5. Место проведения.
6. Контингент участников.
7. Подготовка воспитательного мероприятия (реквизит, оформление, необходимое оборудование).
8. Этапы предварительной подготовки (ответственные за разработку сценария, подготовку помещения, музыкальное оформление и др.).
9. Предполагаемый результат.
10. План мероприятия (вступительное слово, конкурсы, подведение итогов и т.д.).
11. Сценарий воспитательного мероприятия (с выделение структурных элементов, предполагаемого времени, оборудования, необходимых материалов, действующих лиц и т.п.).
12. Список использованной литературы.
13. Самоанализ (достижение воспитательных целей в результате проведения данного воспитательного мероприятия, какие трудности возникли, как их разрешали и т.д.).
14. Приложение.
Дата
Подпись и отметка за мероприятие (оценивает групповой руководитель практики)
Приложение 7
Инструментарий для определения
Задания для проверки / отчетность
Оценка результатов практики (в баллах)3
Коэффициент успешности6
(ОПК-5)
Среднее значение коэффициента сформированности компетенций7
Оценка за выполнение заданий по практике8
Групповой руководитель _____________ / __________________________Ф.И.О.
Дата ____________
Количественные показатели3:
0 баллов – показатель не выражен;
0,5 баллов – показатель слабо выражен;
1 балл – показатель ярко выражен.
Примечания:
1 лист заполняется на каждого обучающегося по каждой составляющей практики по всем компетенциям, выносимым на проверку; лист экспертной оценки результатов практики обучающихся заполняется по каждой составляющей практики (педагогической, психологической, школьной гигиене и пр.);
2 указывается код компетенции и коды ЗУВ (в соответствии с РПП);
3 внешний руководитель практики, групповой руководитель практики и обучающийся оценивают результаты практики в соответствии с количественными показателями, указанными выше;
4 в зависимости от составляющей практики указывается руководитель с базы практики, например, учитель, классный руководитель, мастер производственного обучения, технолог и пр.; в случае если отсутствует внешний руководитель практики (учебная практика), то в состав экспертов может быть включен заведующий кафедрой / руководитель образовательной программы;
5 в зависимости от составляющей практики указывается групповой руководитель по методике обучения, руководитель по педагогике и др. (руководитель от университета).
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ
РПП ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по получению первичных профессиональных умений и навыков (психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования и обучения)
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования и обучения)
Направление: 44.03.02 Психолого-педагогическое образование
Уровень образования: бакалавриат
Направленность (профиль): Психология образования
Содержание
1. Пояснительная записка ……………………………………………………………….. | 3 |
1.1. Общие сведения ………………………………………..………………………………. | 3 |
1.2. Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе практики ………………………………………………………………………………. | 3 |
1.3. Место практики в структуре образовательной программы ………………………… | 3 |
1.4. Цель и задачи практики ……………………………………………………………….. | 4 |
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики……… | 5 |
2. Содержание практики …………………………………………………………………. | 6 |
3. Формы отчетности по практике ……………………………………………………... | 7 |
4. Фонд оценочных средств по практике ………………………..……………………... | 8 |
5. Учебно-методическое обеспечение практики ………………………………………. | 12 |
6. Перечень образовательных технологий ……………………………………………. | 14 |
7. Описание материально-технической базы ……………...………………………….. | 14 |
8. Методические указания ……………………………………………………………….. | 15 |
9. Лист изменения…………………………………………………………………………. | 27 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие сведения.
Таблица 1
Общие сведения о практике
Общие сведения | Форма обучения |
заочная | |
1 | 3 |
Вид практики | Учебная |
Название практики | Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования и обучения) |
Место проведения практики | Образовательная организация |
Курс | 3 |
Семестр | 6 |
Способ проведения | Стационарная, по запросу выездная |
Форма (формы) проведения | Дискретно (концентрированная) |
Объем практики в зачетных единицах | 3 ЗЕТ |
Продолжительность в неделях (часах) | 2 недели (72 ч. на базе практики + 36 ч. самостоятельная работа = 108 ч.) |
Виды профессиональной деятельности, которые реализуются обучающимися в ходе прохождения практики.
Психолого-педагогическое сопровождение общего образования, профессионального образования, дополнительного образования и профессионально обучения.
1.3. Место практики в структуре образовательной программы.
Практика учебная – составляющая образовательной программы, относящаяся в полном объеме к ее вариативной части (Блок 2).
1.3.1. Необходимый для выхода на практику перечень знаний, умений и владений, сформированных ранее в ходе изучения дисциплин образовательной программы и / или прохождения практик.
Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков в образовательных организациях включает в себя знания, умения и владения, полученные при изучении дисциплин «Общая и экспериментальная психология», «Психология развития», «Анатомия и возрастная физиология», «Психология познания», «Теории обучения и воспитания», «Психология дошкольного возраста», «Психология детей младшего школьного возраста», «Психология подросткового возраста».
1.3.2. Место данной практики в последующем профессиональном образовании обучающегося.
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (психолого-педагогическое сопровождение общего образования) является основой для последующего изучения таких дисциплин, как «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса», «Методы активного социально-психологического обучения», «Психолого-педагогическая коррекция», «Психологическое консультирование».
В период прохождения данной практики обучающиеся получают знания, умения и владения, которые необходимы при прохождении таких практик, как практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (психолого-педагогическое сопровождение общего образования), практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования и обучения), педагогическая практика (в образовательных организациях), преддипломная практика.
Цель и задачи практики.
Цель: формирование первичных профессиональных умений и навыков (психолого-педагогическое сопровождение профессионального образования и обучения).
Задачи:
1. Закрепить теоретические знания, полученные при изучении психолого-педагогических дисциплин.
2. Познакомиться с особенностями работы психологической службы в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.
3. Познакомиться с кабинетом психолога, основной документацией, методическим фондом, диагностическим материалом и наглядными пособиями.
4. Формировать умения применять на практике методы психолого-педагогического исследования, обрабатывать и анализировать полученные результаты, составлять заключения и практические рекомендации.
5. Овладеть навыками организации и проведения научных исследований.
6. Пронаблюдать за поведением и деятельностью обучающихся (воспитанников), за работой педагогов и психологов с ними, учиться анализировать эту деятельность, составлять психолого-педагогическую характеристику коллектива обучающихся (воспитанников).
7. Принять участие в работе психологической службы.
8. Закрепить навыки оформления отчетной документации.
1.5. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики (Таблица 2).
Таблица 2
1.5. Перечень планируемых результатов практики
№ п/п | Компетенция (содержание и обозначение в соответствии с ФГОС и ОПОП) | Трудовые функции и квалификационные требования в соответствии с Профессиональным стандартом | Планируемые результаты (конкретизированные цели) | ||
Знать | Уметь | Владеть | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | (ОПК-5) готовностью организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую | (A/04.7) Коррекционно-развивающая работа с обучающимися | З.1: методику организации и проведения различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой З.2: структуру психолого-педагогического анализа групповых занятий 3.3. содержание психодиагностических методик для группового и индивидуального исследования | У.1.: разрабатывать конспект занятия (коррекционно-развивающего, воспитательного, культурно-просветительского, оздоровительного) с применением различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой У.2.: осуществлять психолого-педагогический анализ групповых занятий (коррекционных, воспитательных, культурно-просветительских и т.д.) У.3: применять на практике методы психологического-педагогического исследования, обрабатывать и анализировать полученные результаты, составлять заключения и практические рекомендации. | В.1.: навыком разработки, реализации и психолого-педагогического анализа занятия (коррекционно-развивающего, воспитательного, культурно-просветительского, оздоровительного) с применением различных видов деятельности: игровой, учебной, предметной, продуктивной, культурно-досуговой В.2.: применением алгоритма процедуры психодиагностического исследования, включая обработку и анализ полученных результатов, составление заключения и практических рекомендаций. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
Таблица 3
Содержание практики заочной форм обучения
№ п/п | Виды работ, перечень заданий | Трудоемкость (в часах) | Код компетенции | |
на базе практики | самостоятельная работа | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Подготовительный (вводный) этап практики | ||||
1 | · Установочная конференция по организации практики (в т.ч. инструктаж для обучающихся по безопасности во время прохождения практики) · Ознакомление с требованиями охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, правилами внутреннего трудового распорядка базы практики · Знакомство с целью, задачами, основными направлениями работы психологической службы учреждения, нормативными документами, должностными обязанностями и основными направлениями работы психолога, формами, методами и технологией работы. · Изучение диагностического и методического материала, основной документации психолога. · Составление и согласование индивидуального графика (плана) практики | 28 | 18 | ОПК-5 |
Основной этап практики | ||||
2 | · Посещение не менее двух занятий психолога или педагога и составление протоколов наблюдения за поведением и деятельностью воспитанников (обучающихся), за работой психолога с ними. · Подбор диагностического инструментария для изучения индивидуально-психологических особенностей обследуемого воспитанника (обучающегося); · Написание психолого-педагогической характеристики на одного обследуемого воспитанника (обучающегося) с рекомендациями · Подготовка мероприятия (воспитательного, культурно-просветительского, оздоровительного). · Индивидуальная работа в психологической службе по запросу руководителей практики образовательного учреждения. | 52 | 36 | ОПК-5 |
Итоговый этап практики | ||||
3 | · Оформление отчетной документации по практике. · Подготовка материала к итоговой конференции по практике. · Защита отчета на итоговой конференции (промежуточная аттестация) | 28 | 18 | ОПК-5 |
Итого: 108 часов | 72 | 36 |
Дата: 2019-03-05, просмотров: 197.