М.А.-Мы так называем – сумативные оценки. Это тоже с Назарбаев школ всё, эти оценки.
С.М.-А зачем это нужно в обычной школе?
М.А. - Вот в тех школах, которые сориентированы на академические знания, оцениваются не только, что человек освоил какой-то конкретный предмет и смог пересказать. Оценивается его способность создать какие-то новые знания, его движение вперед. Когда мы говорим об образовании, очень важно понять – а что нужно стране, что нужно обществу, самому человеку?
На чем у нас путаница начинается? Вот человек, который заканчивает школу, он с чем сталкивается? Он сталкивается с тем, что в Казахстане у нас нет научных крупных центров, нет инновационной экономики.
85% рабочих мест в Казахстане – нужны прежде всего практико-ориентированные знания. Рабочие места в Казахстане не требуют высшего образования. 85% рабочих мест.
С.М.-Как понять рабочие места не требуют высшего образования? Значит, на это нацелена реформа образования?
М.А. -У нас реформа образования нацелена на то, чтобы 100% людей которые там учатся, сориентированы на академические знания.
С.М. - И с практическими навыками?
М.А. - Да
С.М. - Что такое академическое образование, объясните пожалуйста
М.А. - Есть разные уровень и разные подходы к целям образования, есть люди, способные к академическим исследовательским направлениям
С.М. - Это более научный подход?
М.А. - Более научный да, но таких людей по природе не так много. Теория образования предполагает, есть школы, которые готовят с академическими знаниями, раньше спецшколы были. А есть школы, которые больше готовят к обычной жизни. Не к тому, чтобы они стали учеными, исследователями и так далее. То есть это разный уровень подходов преподавателей школьных программ и в том числе разный уровень детей. Например, если ребенку неинтересны научные исследования…
С.М. - Здесь речь идет не совсем про академическое образование. А реально про то, что сейчас в школах происходит. Трехъязычие и английский, казахский и русский язык внедряют с первого класса. Дальше отменили систему оценок.
М.А. - Я исхожу из теории образования. Отсюда идем и дальше. Например, человек изначально не имеет (расположенности к академическому образованию – прим. С.М.). Что должен знать в будущем человек, который будет заниматься производством продуктов питания? Работать в сфере услуг, работать на стройке, работать в среде творчества?
Ему нужен весь объем академических знаний или нет? Вот здесь возникает сразу вопрос – сколько языков ему надо, какие предметы у него должны быть?
Есть базовый стандарт. Базовый стандарт он должен в себя включать весь пакет академических знаний. Надо дать ему определенные навыки поиска, навыки исследовательские.
С.М.- Готова ли преподавательская часть образовательной системы к тем изменениям, которые сейчас идут? Уроки стали 40 минут. У нас по академическому подходу, то, что демонстрируют, как вы говорите, система реформ, должно быть 45 минут. Сократили уроки, и методология тоже меняется. Методы обучения. То есть ребенку дают задание на то, что он должен большую часть изучать самостоятельно. Но ведь на самом деле учебники тоже поменяли. Для чего учебники переписали?
М.А. - Я понял ваш вопрос. Если мы всем детям в Казахстане, стараемся дать академический якобы уровень, у нас должны быть учителя, с академическим подходом, которые умеют возможности каждого ребенка анализировать.
Каждому сделать индивидуальный подход. У этого преподавателя должны быть различные инструменты породить творческую активность каждого ребенка. Соответственно у него должны быть разные инструменты лабораторий, которые дают возможность саморазвития. Но для этого сам учитель должен быть исследователем.
С.М.- Как вы можете сейчас оценить уровень профессионализма преподавательского состава в образовании?
М.А.- Если по тем стандартам обычным, я думаю, большинство подойдут. Если мы сейчас одновременно во всех школах хотим якобы сделать уровень Назарбаев школы и хотим для всех установить высокую планку, то сначала нужно построить школы, лаборатории. Собрать в педагогические вузы талантливых детей.
Не так, как сейчас, с итогами ЕНТ в 55-60 баллов поступают в педагогические вузы. Надо набрать талантливых абитуриентов для того, чтобы потом, по окончанию педагогического вуза, когда они придут в школы, учить детей, платить им хорошую зарплату. И в школы придут талантливые учителя. Они смогут обучать талантливых детей.
С.М.- Если запутались, и система по реформам идет как бы общее накладывание шаблона на все школы, то к чему это может привести? Глобально страна к чему может прийти лет через пять? Как вы заметили, по поводу преподавательского состава, мы должны вначале готовить учителей должного уровня, которые могли бы преподавать как в Назарбаев школе. Лет через пять к чему мы придем при таком наложении шаблона на все школы?
М.А.- Я думаю, первая проблема, которая у нас возникнет, это проблема того, что сильные станут сильнее, а слабые станут слабее.
С.М.- Сильные преподаватели или ученики?
М.А.- Я про всех говорю. Сильные ученики станут сильнее. А слабые станут слабее. Представьте, что, например, решили всех школьников страны сделать композиторами. И начали преподавать по одному варианту.
Получается, что те люди, у которых есть способности к музыке, для них это будет супер, они продвинутся вперед. А у кого слуха нет, им бесполезно какой рояль стоит и им как им преподают.
С.М.- Способности слышать у всех есть. Даже в одном классе сильных учеников может быть пять или семь. В классе, допустим 36 учеников. Имеется ввиду, что если учеников с академическими знаниями, а остальные как?
М.А. - Ну вот для остальных нужно было другую программу.
С.М.- Я правильно понимаю, что таким образом образование становится элитарным вообще?
Дата: 2019-03-05, просмотров: 170.