Особенности общения с пациентами
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Лица, зависимые от наркотиков (опиатов, психостимуляторов и других средств), всегда охотно идут на контакт с медработником, особенно если их зависимость уже установлена. Исключение составляют пациенты в первые дни развития синдрома отмены. Однако, когда проявления этого синдрома ослабевают, сразу же проявляется свойственная пациентам многоречивость, хвастливость и лживость.

 В начале же развития синдрома отмены следует большей частью полагаться на объективное наблюдение и не рассчитывать на продуктивный контакт с пациентами. При общении с пациентами, зависимыми от наркотиков, всегда следует помнить об их желании (в большинстве случаев) – манипулировать собеседником и медработником в частности. Цель такого манипулирования может быть безобидной – создать о себе хорошее впечатление, вызвать жалость или уважение, однако нередко пациент стремится пойти на неформальные контакты с медработником с целью в дальнейшем доставать через него медикаменты при приступах компульсивного влечения к наркотикам, а то и сами наркотики.

Молодым медработникам среднего звена, работающим в наркологическом учреждении, следует опасаться попыток пациента вовлечь их в потребление психоактивных средств.

 

3.4.2 Сбор информации.

Несмотря на разнообразие форм зависимости, вопросы, которые специалистам по уходу предстоит выяснить у пациентов, в общем, сходны. В предыдущем разделе (об особенностях общения) мы упомянули о часто встречающейся лживости у пациентов, об их стремлении манипулировать медработником.

Поэтому сведения, полученные от пациента, необходимо дополнить данными, сообщаемыми его близкими, а также сведениями из медицинской и прочей документации (часто из правоохранительных органов).

В общем виде необходимо выяснить следующее:

1. Вид зависимости (опиаты, психостимуляторы, сочетанное применение психоактивных средств, в том числе алкоголя).

2. Динамику зависимости (первые из потребляемых психоактивных средств, смену их другими).

3. Давность заболевания (первые употребления психоактивных средств; время развития синдрома отмены).

4. Степень развития заболевания на настоящий момент (доза наркотика, длительность синдрома отмены; возможность его самостоятельного преодоления).

5. Проявления синдрома отмены (вегетативные симптомы, алгический (болевой) синдром, эмоциональные расстройства, нарушение сознания).

6. Наличие обсессивно-компульсивных расстройств, связанных с зависимостью (навязчивые воспоминания, приступы влечения).

7. Заметные психические изменения на момент сбора информации – эмоциональный фон, двигательная активность, состояние интеллектуально-мнестической сферы. При этом весьма важно отметить, способен ли пациент восстановить в памяти свою жизнь до наркотиков, хочет ли он это делать, или все интересы и воспоминания ограничены периодом наркотизации.

 8. Соматическое состояние пациента (расстройства, связанные с приемом наркотика, и др.). Состояние сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной и других систем. Состояние иммунитета.

9. ВИЧ-инфицирование пациента или проявления СПИДа.

10. Отношение пациента к болезни (озабоченность, искреннее желание вылечиться или только получить облегчение от тягостных проявлений синдрома отмены; похвальба наркотизацией; наркотическая или психоделическая идеология).

11. Вовлечение пациента в криминальное окружение и его уголовное преследование в настоящий момент.

12. Положение пациента в семье (конфликт, отвержение пациента или забота о нем; наличие наркотизирующихся в семье, наличие зависимости у партнера).

13. Занятость пациента (нерегулярная работа, стойкая утрата работы, сокрытие пациентом истинного характера своих занятий).

14. Окружение пациента (наркотизирующееся или ненаркотизирующееся).

15. Планы пациента на будущее (реалистические соображения, связанные с отказом от наркотиков; нереальные планы; формальные ответы).

 

3.4.3 Типичные проблемы пациентов.

Основной, приоритетной проблемой является зависимость от психоактивных средств – одного или нескольких при их сочетанном применении. Вместе с тем на разных стадиях заболевания могут возникать иные общие проблемы, требующие срочного или долгосрочного решения.

Так, при развитии синдрома отмены ведущими являются физические проблемы:

ü выраженные боли,

ü расстройства функционирования желудочно-кишечного тракта,

ü  другие вегетативные расстройства, связанные с парасимпатикотонией (слезотечение, слюнотечение, бронхорея, диарея).

К этому же присоединяются эмоциональные проблемы:

ü депрессия.

ü  либо расстройства, связанные с искажением и затруднением переработки внешних впечатлений (при морфинном делирии).

 При интоксикации психостимуляторами срочного решения требуют расстройства функционирования сердечно-сосудистой системы.

По миновании синдрома отмены проблемами, требующими срочного решения, являются острые проявления психологической зависимости от наркотика – навязчивые воспоминания и обсессивно-компульсивные влечения.

В периоде реконвалесценции и при формировании ремиссии ведущими становятся духовно-социальные проблемы. Пациент испытывает чувство пустоты и растерянности: оказавшись вне привычного образа жизни, связанного только с наркотизацией и поисками наркотика, он не в состоянии построить себе новую жизненную модель. В этот период особую значимость для пациента приобретают проблемы, связанные с одиночеством, отсутствием надежного друга или партнера, с которым он мог бы пойти по новому пути, без наркотика.

Наиболее существенными проблемами становятся конфликты в семье, связанные с бывшей наркотизацией пациента, и необходимость восстановления семейных отношений. То же самое относится к конфликтам по месту занятости и восстановления занятости.

Проблемой, требующей срочного решения, является ограждение пациента от бывшего криминального окружения.

3.4.4 Сестринские вмешательства соответствуют проблемам пациентов на разных этапах заболевания. Так, при остром отравлении наркотическими веществами или при острых проявлениях синдрома отмены главной задачей медсестры является осуществление неотложной помощи и контроль за ее эффективностью. Эти вмешательства – взаимозависимы, осуществляются в контакте с врачом. К ним относятся:

ü введение антидотов и близких к ним по оказанию мощного эффекта средств (налоксон, налтрексон, реланиум, анаприлин, аминазин;

ü при синдроме отмены внутривенное капельное введение физраствора, глюкозы, средств общего антитоксического действия – гемодеза, реополиглюкина, унитиола, тиосульфата натрия; введение трамала).

 

3.4.5 Оценка эффективности вмешательств в период острой интоксикации осуществляется вначале 1 раз в 0,5–1 ч, затем желательно 1 раз в день. По миновании проявлений острой интоксикации и синдрома отмены ведущими все более и более становятся психотерапевтические вмешательства и обучение пациентов самоуходу. Необходимо научить их обращению к медработникам при первых появлениях психологической зависимости (влечение к наркотику, навязчивые воспоминания); при амбулаторном лечении это может быть самостоятельный прием назначенных врачом средств.

В этот же период специалист по уходу (медсестра) начинает, вместе с психологом, психотерапевтическую работу, направленную на отказ от наркотиков. При этом лучше всего апеллировать к состоянию конкретного пациента – его плачевному соматическому состоянию и социальному статусу.

Необходимо также вовлекать пациента в проводимую психологом групповую терапию и способствовать образованию и функционированию психотерапевтических групп.

В это же время медсестре целесообразно всячески пробуждать у пациента воспоминания о его жизни до наркотизации и, самое главное, вместе с пациентом строить реальные планы на будущее.

В период реконвалесценции медсестры, вместе с психиатром и психологом, проводят психотерапевтические вмешательства в семье и среди близких пациента с целью коррекции их отношения к пациенту, исключение отторжения, вселение веры в достижение длительной ремиссии.

Необходимо обучать семью и близких совместному с пациентом преодолению стрессовых ситуаций; семья, как и пациент, должна быть ознакомлена с первыми признаками рецидива болезни.

Оценка вмешательств в этот период проводится еженедельно. В ряде случаев может стать необходимым обращение представителей медучреждений, в том числе медсестер, в правоохранительные органы с целью ограждения пациента от криминального окружения.

Наконец, специалист по уходу (вместе с социальным работником) должен осуществлять работу по обеспечению занятости пациента или восстановления его на прежней должности. Оценки вмешательств в этот период проводятся еженедельно.

 

Рекомендации по профилактической работе.

Учитывая нарастающую распространенность наркоманий и их огромную опасность как для жизни каждого отдельного человека, так и для общества в целом, и даже несравненно бóльшую опасность, чем алкоголя, профилактическая работа должна проводиться среди всего детского и подросткового контингента.

Естественно, особенно интенсивно она должна проводиться в группах риска: будущие наркоманы весьма часто являются выходцами из «алкогольных», неполных семей; из семей, раздираемых конфликтами.

Нередко наркоманами становятся те дети, которыми совершенно не занимаются в сверхблагополучных семьях, или там, где имеют место гиперопека или вседозволенность.

Следует придавать большее значение в профилактике наркоманий:

ü воспитанию здоровых потребностей и внушению ценности здоровья

ü серьезному убеждению детей и подростков во вреде наркотиков.

Нисколько не отрицая ценности формирования у человека навыков здорового образа жизни, все же следует признавать приоритетной работу по разъяснению смертельной опасности наркотической зависимости. Сами зависимые нередко убеждены, что их судьба – следствие недостаточной осведомленности о наркотиках. Они считают, что детям и подросткам следует прививать смертельный ужас перед наркотиками.

В профилактической работе следует использовать максимум образных средств, включая видео- и кинофильмы, рассказы наркоманов, врачей-наркологов, других работников наркологических учреждений. Следует помнить, что на лиц детского и подросткового возраста действуют прежде всего конкретные примеры.

Полезны также дискуссии. Необходимо добиваться, чтобы дети и подростки отказались от мысли просто попробовать психоактивные вещества, потому что это неизбежно влечет за собой желание повторения и ребенок незаметно попадает в наркотический капкан.

 Как и при психопрофилактике алкоголизма, в беседах необходимо упомянуть о неизбежном крушении мечты, надежды, планов – в карьере, создании семьи и т. д. Полезно упоминание и о страдании половой сферы, и о случаях малообратимых психических расстройств (при употреблении психостимуляторов, галлюциногенов).

В разделе 2.2 и в таблице приводятся симптомы, появление которых заставляет заподозрить употребление наркотиков и других психоактивных средств (особенно информативны эти данные для школьной медсестры или работников здравпунктов училищ, колледжей и других молодежных образовательных учреждений).

 

Дата: 2019-03-05, просмотров: 239.