Гражданский Кодекс содержит перечень оснований ликвидации юридических лиц, которая может носить добровольный или принудительный характер.
В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано;
Принудительная ликвидация проводится по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским Кодексом. Общественные или религиозные организации, а также фонды могут быть ликвидированы по решению суда за систематическое осуществление внеуставной деятельности (ст.44 ФЗ «Об общественных объединениях»).
Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.
Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Юридическое лицо, за исключением казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации, ликвидируется также в соответствии со статьей 65 Гражданского Кодекса вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Если стоимость имущества такого юридического лица недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 ГК РФ.
Порядок ликвидации юридического лица осуществляется следующим образом.( ГК РФ ст.63) Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданским Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
При недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Документы, представляемые для государственной регистрации при ликвидации юридического лица(ФЗ « О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» глава VII ст.21)
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
· а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
· б) ликвидационный баланс;
· в) документ об уплате государственной пошлины;
· г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений.
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляется определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства.
17) Предпринимательская деятельность гражданина.
Гражданин в праве заниматься предпринимательской деятельностью, которая обладает следующими признаками:
Это деятельность, а не разовое действие
Самостоятельная деятельность – лицо осуществляет деятельность от своего имени
Направленность на систематическое получение прибыли
Рисковый характер деятельности
Государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Порядок государственной регистрации определяется ФЗ «О регистрации физических лиц в качестве индивидуального предпринимателя»
Условия занятия предпринимательской деятельностью: государственная регистрация, наличие лицензии (если выбранный вид подлежит лицензированию), отсутствие запрета заниматься данной деятельностью.
Порядок осуществления предпринимательской деятельностью такой же, как и для коммерческих организаций, если из существа правоотношений не вытекает иное.
Последствия осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации: к совершаемым сделкам суд может применить правило о предпринимательской деятельности.
Банкротство гражданина-предпринимателя. Признаки банкротства: неспособность удовлетворять требования кредиторов, связанные с предпринимательской деятельностью:
Наличие непогашенных долгов в течение трёх месяцев на сумму 100 МРОТ (10000 рублей).
Неоплатность, т.е. отсутствие имущества.
Порядок признания банкротом судебный, регулируется ФЗ, осуществляется в процессе конкурсного производства, в рамках которого удовлетворяются требования кредиторов. Последствия банкротства: неудовлетворенные требования кредиторов погашаются, однако требования кредиторов несвязанные с его предпринимательской деятельностью сохраняются. Утрачивают силу лицензии, аннулируются свидетельства о регистрации в качестве предпринимателя, теряется статус предпринимателя и в течение года теряет способность заниматься предпринимательской деятельностью.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 255.