Субъекты предпринимательского права: признаки, классификация.
Предприниматель — лицо, которое занимается предпринимательской деятельностью, стремится к получению прибыли, созданию новой продукции и технологии и тем самым берет на себя предпринимательский риск.
Все возможные субъекты гражданского права подразделяются на три группы:
Физические лица, которые в свою очередь, представлены тремя их разновидностями: граждане, иностранцы, лица без гражданства.
Юридические лица. Они могут быть российскими, иностранными и смешанными (совместными).
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. (ст. 124-126 ГК РФ.)
Граждане — субъекты предпринимательского права
Граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с наступлением совершеннолетия.
Прежде всего необходимым правовым условием предпринимательской деятельности выступает её государственная регистрация.
Согласно ст. 27 ГК РФ несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Такое объявление (эмансипация) производится по решению органов опеки и попечительства — с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, либо при отсутствии такого согласия — по решению суда.
Дееспособность в полном объеме возникает для несовершеннолетнего с момента вступления в брак, если закон допускает вступление в брак до достижения восемнадцати лет.
Организационно-правовые формы коммерческих организаций.
Коммерческая организация - организация целью которой является деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Государственная регистрация юридических лиц при создании: значение, порядок
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статусаиндивидуального предпринимателя
, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
Порядок. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статусаиндивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях.
Документы для регистрации:
подписанное заявителем и заверенное нотариально заявление о государственной регистрации;
решение о создании юридического лица в виде протокола или решения единственного учредителя;
учредительные документы юридического лица — Устав (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
документ об уплате государственной пошлины (4000 рублей);
соглашение о заключении договора аренды или гарантийное письмо (от собственника помещения, где будет располагаться исполнительный орган регистрируемого Общества).
Выбираем способ регистрации
Существует два способа зарегистрировать ИП:
· Самостоятельная регистрация ИП. Достаточно легкая процедура, которая, по сути, заключается в подготовке нескольких простых документов. Более того на данный момент появились удобные бесплатные онлайн-сервисы, с помощью которых все необходимые бумаги можно подготовить автоматически и очень быстро.
· Платная регистрация ИП через специализированную компанию. Подходит для тех, кто хочет сэкономить время и не желает вникать в процесс регистрации индивидуального предпринимателя.
Сколько стоит открыть ИП Оплата государственной пошлины за регистрацию ИП - 800 руб. Изготовление печати (необязательно) -500 – 1 000 руб., Открытие расчетного счета ИП (необязательно) - 0 – 2 000 руб.
Данные расходы можно вернуть, если вы состоите на учете в центре занятости как безработный.
Платная регистрация ИП
Стоимость платного создания ИП может зависеть от региона, но обычно составляет от 1 000 до 5 000 рублей. Государственная пошлина за регистрацию ИП в данную сумму не входит. Услуги по изготовлению печати и открытию расчетного счета иногда могут не предоставляться или осуществляться за дополнительную плату.
Перед регистрацией
1. У вас должен быть ИНН. Если его нет, то можно заполнить заявление на его получение, которое нужно будет отнести в налоговую службу вместе с остальными документами. В этом случае, одновременно с регистрацией индивидуального предпринимателя вам сделают ИНН, но время оформления ИП (5 рабочих дней) увеличится на время оформления ИНН. Тем не менее, это может пройти не во всех ИФНС (лучше заранее узнать). Поэтому сначала можно просто подать заявление на получение ИНН (например, через Интернет), а после, пока ждете, подготовить все документы для регистрации ИП.
2. Вам лучше заранее определиться с тем, какая система налогообложения будет применяться к вашему бизнесу.
3. Необходимо выбрать виды экономической деятельности (коды ОКВЭД), которыми вы предположительно займетесь, и которые укажете при оформлении ИП. Первый код, который вы напишете в заявлении, станет основным. По нему будет определяться величина страхового тарифа ФСС и принадлежность вашего бизнеса к категории льготных видов деятельности (имеет смысл, только если вы планируете нанимать работников).
Регистрация ИП в налоговой
В большинстве ИФНС основную часть документов сдают и получают по принципу «одного окна», т.е. в одном месте. Поэтому, после того, как все бумаги будут подготовлены, нужно сходить в регистрирующую вас налоговую и сверить документы с представленными образцами. При личном предоставлении документов заверять у нотариуса подпись не нужно, в связи с чем, просто предъявите паспорт и отдайте все необходимые документы.
После того как документы примут, вам выдадут расписку об их получении и второй экземпляр заявления о переходе на УСН. В расписке должен стоять штамп и число, когда нужно придти забрать документы (если их не забрать в этот день, они уйдут к вам по почте).
Если вы по какой-то причине не способны самостоятельно подать бумаги в налоговый орган, можно доверить это либо кому-нибудь другому (нужно заполнить доверенность на предоставление интересов в ИФНС), либо послать их по почте ценным письмом с описью вложения. Кроме того и в том и в другом случае придется заверить у нотариуса копию вашего паспорта и подпись в заявлении о регистрации индивидуального предпринимателя (300 – 500 рублей). Если документы отсылались по почте, прийти обратно они должны также почтой в течение двух – трех недель.
Получение документов
При успешном прохождении процедуры регистрации ИП, вы становитесь индивидуальным предпринимателем и получаете следующие документы:
1. Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП);
2. Выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) — 1 стр., 2 стр., 3 стр., 4 стр.;
3. Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе;
4. Уведомление о регистрации физического лица в территориальном органе ПФР (пенсионный фонд) по месту жительства;
5. Уведомление о присвоении кодов статистики (из Росстата).
Эмитенты
Эмитенты — профессиональные участники рынка ценных бумаг, которые выпускают ценные бумаги в обращение и несут обязательства перед их владельцами. Эмитентами обычно бывают юридические лица.
На практике эмитенты — это первые продавцы ценной бумаги, хотя сам по себе ее выпуск необязательно должен сопровождаться сделкой купли-продажи. В понятии «эмитент» упор делается не только на выпуск ценной бумаги, но и на принятие эмитентом обязательств по ней, а значит, и на получение определенных прав, связанных с ценной бумагой, ее владельцем, покупателем. Эмитентами обычно бывают юридические лица, хотя некоторые виды ценных бумаг могут выпускать в обращение и граждане (физические лица).
Инвесторы
Инвесторы — участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, которые вкладывают свои свободные капиталы или сбережения в ценные бумаги. Инвестор одновременно будет и эмитентом, если он осуществляет собственный выпуск ценных бумаг.
Инвестор всегда будет приобретателем (покупателем) ценной бумаги, хотя и не всякий покупатель ее есть инвестор. Инвестор может одновременно быть эмитентом, если он осуществляет выпуск собственных ценных бумаг, и эмитент становится одновременно инвестором, если он инвестирует свои капиталы в ценные бумаги других эмитентов. Если эмитента и можно с определенной долей условности назвать первым продавцом его ценной бумаги (на самом деле часто не сам эмитент продает ее, а уполномоченное им лицо), то инвестор, как правило, никогда не станет «конечным» покупателем ценной бумаги. Он постоянно выступает то в роли продавца, то в роли покупателя в зависимости от ситуации на рынке, цен и доходности различных ценных бумаг. Поэтому неправильно отождествлять эмитентов только с продавцами ценных бумаг, а инвесторов — только с их покупателями.
И эмитенты, и инвесторы выступают одновременно и продавцами, и покупателями на рынке ценных бумаг. Деление участников рынка на эмитентов и инвесторов производится не по их положению относительно купли-продажи ценной бумаги, а по отношению к имущественным правам и обязательствам по каждой ценной бумаге.
Фондовые посредники
Фондовые посредники — профессиональные участники рынка ценных бумаг, обеспечивающие связь между эмитентами и инвесторами и имеющие государственные лицензии на соответствующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги).
Брокеры — это фондовые посредники, осуществляющие операции с ценными бумагами за счет средств клиента в соответствии с договорами поручения или комиссии. Брокер получает доход в виде комиссионного вознаграждения.
В случае оказания брокером услуг по размещению эмиссиоционных ценных бумаг брокер вправе приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренные договором, ценные бумаги.
Дилеры — фондовые посредники, производящие операции с ценными бумагами за свой счет. Их доход составляет разницу между ценой продажи и ценой покупки ценной бумаги.
Управляющие компании — это фондовые посредники, осуществляющие деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и/или денежными средствами, высвобождающимися от продажи ценных бумаг или предназначенными для их приобретения, по поручению и в интересах своих клиентов.
Фондовые посредники могут быть только юридическими лицами, могут образовываться в различных организационно-правовых формах, обязательно наличие для них государственной лицензии на соответствующий вид посредничества.
Организации инфраструктуры
Организации инфраструктуры рынка ценных бумаг условно можно разбить на две группы: организации, обслуживающие только данный рынок, — это расчетные центры, депозитарии, регистраторы; и организации, обслуживающие сразу многие рынки, включая и настоящий, — это электронные системы информации, газеты, журналы, юридические службы и т.п.
Организаторы рынка ценных бумаг- это организации, способствующие заключению сделок купли-продажи с ценными бумагами.
К организаторам рынка ценных бумаг относятся фондовые биржи и внебиржевые организаторы рынка.
§ Расчетные центры — это организации банковского типа, специализирующиеся на ведении расчетных счетов участников организованного рынка ценных бумаг и осуществлении всех расчетов по сделкам с ценными бумагами.
§ Регистраторы ведут реестры владельцев именных ценных бумаг, если их число по данной бумаге превышает 500;
§ Депозитарии оказывают услуги по хранению ценных бумаг и учету и переходу прав собственности на ценные бумаги от одного владельца к другому.
Организации регулирования и контроля рынка ценных бумаг представлены госорганами и организациями самих участников рынка.
Данные организации представлены либо соответствующими органами государства, либо организациями самих участников рынка, которым предоставлены права по контролю и регулированию как со стороны государства, так и со стороны самих профессионалов рынка.
В законе РФ «О рынке ценных бумаг» определено, что основным государственным органом регулирования рынка ценных бумаг в России является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая имеет право наделять некоторыми функциями регулирования организации профессиональных участников рассматриваемого рынка путем придания им статуса саморегулируемых организаций российского рынка ценных бумаг.
Цель государственного регулирования — обеспечение доверия инвесторов к рынку ценных бумаг, что гарантирует выполнение последними своих экономических функций и регулирование деятельности участников рынка как соответствующих организаций, так и установление правил ведения ими любых операций на рынке ценных бумаг.
50) Правовое положение организатора торговли на рынке ценных бумаг.
Основным законодательным актом, регулирующим правовое положение организаторов торговли, является Закон об организованных торгах. Из сферы действия указанного закона исключены отношения, возникающие при заключении договоров путем проведения торгов в форме аукциона или конкурса в соответствии с законодательством РФ, а также отношения на оптовом рынке электрической энергии (мощности), регулируемые Законом об электроэнергетике.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2 Закона об организованных торгах под организатором торговли понимается лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов[1] на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы. Таким образом, в законе предусмотрены две разновидности организаторов торговли — биржа и торговая система.
Биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи; торговой системой признается организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы (ч. 1 ст. 9, ч. 1 ст. 12 Закона об организованных торгах). Лицензия биржи и лицензия торговой системы выдаются Банком России без ограничения их срока действия. Лицензия выдается лицу — соискателю лицензии при соблюдении лицензионных требований и условий, установленных ч. 2 ст. 26 Закона об организованных торгах.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона об организованных торгах организатором торговли может являться только хозяйственное общество, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом биржа может быть создана только в форме акционерного общества (ч. 2 ст. 9 Закона об организованных торгах).
В доктрине отмечается, что организационно правовая форма акционерного общества в наибольшей степени соответствует специфике деятельности организаторов торговли и в этой связи обращается внимание на целесообразность создания в форме акционерных обществ не только бирж, но и торговых систем1.
В Законе об организованных торгах (ч. 1 ст. 8) установлены требования к минимальному размеру собственных средств организаторов торговли[2] [3]: минимальный размер собственных средств биржи должен составлять не менее 100 млн руб., торговой системы — не менее 50 млн руб.
Специальные требования предусмотрены законодательством (ч. 3 ст. 9, ч. 2 ст. 12 Закона об организованных торгах) в отношении фирменного наименования организаторов торговли. Так, фирменное наименование биржи должно содержать слово «биржа», а фирменное наименование торговой системы должно содержать словосочетания «торговая система» или «организатор торговли» в любом падеже.
Законодательством установлен запрет на осуществление организатором торговли производственной, торговой и страховой деятельности, деятельности кредитных организаций, деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельности по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельности акционерных инвестиционных фондов, деятельности негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; организатор торговли не может являться центральным контрагентом.
Дополнительно к перечисленным выше видам деятельности, в отношении биржи закон предусматривает также запрет на совмещение биржей своей деятельности с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами (ч. 5 ст. 9 Закона об организованных торгах).
В случае совмещения торговой системой своей деятельности с клиринговой деятельностью, она не должна совмещать такую деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью на рынке ценных бумаг, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами.
Следует также учитывать, что торговая система не вправе совершать действия и оказывать услуги, которые на основании федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативными актами могут совершаться (оказываться) только биржей. Например, торговая система, по общему правилу, не может оказывать услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами1 (исключения могут быть предусмотрены нормативными актами Банка России); в отличие от биржи, торговая система не вправе осуществлять листинг ценных бумаг путем их включения в котировальные списки[4] [5] [6].
При совмещении организатором торговли деятельности по организации торговли с иными («разрешенными») видами деятельности, он должен создать для осуществления деятельности по проведению торгов одно или несколько отдельных структурных подразделений, а также принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возникающего в связи с таким совмещением.
В Законе об организованных торгах закреплены требования к органам управления и работникам организатора торговли (ст. 6) а также требования к его учредителям (участникам) (ст. 7). Обратим внимание, что избрание (назначение) лиц на определенные в ч. 9 ст. 6 Закона об организованных торгах должности, допускается с предварительного согласия Банка России.
Оправданно отметить, что деятельность организаторов торговли относится к числу наиболее зарегламентированных видов предпринимательской деятельности, которая регулируется не только нормативными правовыми актами, но и большим количеством документов, разрабатываемых в обязательном порядке самими организаторами торговли. Среди таких документов в первую очередь следует назвать правила организованных торгов (ст. 4 Закона об организованных торгах). Указанные правила подлежат регистрации в Банке России и в них должны содержаться, в частности, следующие сведения: требования к участникам торгов; требования к способам и периодичности идентификации участников торгов; порядок допуска лиц к участию в организованных торгах; порядок допуска (прекращения допуска) товаров и (или) иностранной валюты к торгам; правила листинга (делистинга) ценных бумаг; порядок и условия подачи заявок; порядок заключения на организованных торгах договоров.
Помимо правил организованных торгов, организаторы торговли обязаны зарегистрировать в Банке России и документы, определяющие: порядок организации и осуществления внутреннего контроля; порядок организации мониторинга организованных торгов, а также контроля за участниками торгов и иными лицами в соответствии с требованиями нормативных актов; меры, направленные на снижение рисков деятельности по организации торгов, и др.1 В случае, если организаторы торговли осуществляют проведение торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, они должны утвердить и зарегистрировать в Банке России спецификации таких договоров, соответствующие требованиям нормативных актов Банка России[7] [8].
Исходя из анализа Закона об организованных торгах следует, что организатор торговли в процессе осуществления своей деятельности, в том числе, обязан:
· — осуществлять контроль (за соблюдением участниками и иными лицами правил проведения торгов; за соответствием допущенных к организованным торгам товаров, ценных бумаг и их эмитентов требованиям, установленным правилами организованных торгов и др.);
· — организовать и осуществлять внутренний контроль и внутренний аудит[9];
· — вести реестр участников торгов и их клиентов, реестр заявок и реестр заключенных на организованных торгах договоров в соответствии с нормативными актами Банка России;
· — организовать систему управления рисками, связанными с организацией торгов, а также с осуществлением операций с собственным имуществом;
· — составлять годовую консолидированную финансовую отчетность в соответствии с требованиями Закона о консолидированной отчетности;
· — обеспечить свободный доступ к ознакомлению с указанной в ч. 2 ст. 22 Закона об организованных торгах информацией всем заинтересованным в этом лицам, причем независимо от целей получения такой информации.
Правоотношения организатора торговли с участниками торгов оформляются договором об оказании услуг по проведению организованных торгов (ст. 3 Закона об организованных торгах). Условия данного договора предусматриваются в правилах организованных торгов и его заключение осуществляется путем присоединения к указанному договору.
Функции государственного регулирования и надзора за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов возложены на Банк России, его полномочия в данной сфере закреплены в ст. 25 Закона об организованных торгах.
За нарушение законодательства об организованных торгах ст. 14.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. В отношении организаторов торговли установлены, в частности, следующие составы правонарушений: нарушение порядка раскрытия информации; воспрепятствование проведению Банком России проверок или уклонение от таких проверок; нарушение установленных ограничений на совмещение деятельности по проведению организованных торгов с иными видами деятельности; нарушение правил организованных торгов.
Соотношение понятий хозяйственного, предпринимательского и коммерческого права.
Предпринимательское право - комплексная интегрированная отрасль права, совокупность правовых норм, регулирующих на основе соединения частных и публичных интересов отношения в сфере организации, осуществления предпринимательской деятельности и руководства ею.
Государственное предпринимательство требует особого правового регулирования, выходящего за традиционные рамки частного права. Регулирование предпринимательской деятельности требует особых методов, нередко чуждых частному праву в связи с тем, что они основаны на публично-правовых, властных началах. Хозяйственное право — отрасль права, нормы которой регулируют отношения, возникающие в процессе осуществления производственно-хозяйственной деятельности и государственного управления ею. Хозяйственное право позволяет охватить единством регулирования не только коммерческие, но и некоммерческие отношения в сфере хозяйствования. Это позволяет говорить о большей инструментальной ценности концепции хозяйственного права, чем концепции предпринимательского права. Торговое право или коммерческое право — отрасль частного права, регулирующая деятельность в сфере торгового оборота. К предмету торгового права относят куплю-продажу товаров между профессиональными участниками рынка (без участия потребителей), регистрацию коммерческих юридических лиц, отношения коммерческого посредничества, оборот ценных бумаг и некоторые другие сферы. В разных странах торговое право могло выделяться как самостоятельная отрасль или полностью поглощаться гражданским правом. В странах, где торговое право выделяется как отдельная отрасль, часто одновременно принимаются гражданский и торговый кодексы, причём общая часть гражданского кодекса содержит нормы, которые действуют и для торгового права. Сравнивая коммерческое и предпринимательское право, нужно отметить, что они схожи по своему предмету. Тем не менее, коммерческое право и предпринимательское право — разные отрасли права. Предпринимательское право регулирует отношения, складывающиеся в сфере предпринимательской деятельности, т. е. такой деятельности, которая направлена на получение прибыли. Торговая деятельность является частью предпринимательской деятельности. Понятие предпринимательской деятельности намного шире торговой деятельности. К предпринимательской деятельности относятся, кроме торговли, оборот ценных бумаг, банковская деятельность, организация юридических лиц и др. Так как понятие торговли более узкое, чем понятие предпринимательства, то коммерческое право имеет и более узкий предмет правового регулирования, чем предпринимательское право
7) Понятие предпринимательской деятельности.
Предпринимательская деятельность - по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (ст. 2 ГК РФ).
При анализе данного понятия можно выделить следующие его признаки:
Первым из них является осуществление деятельности с целью получения прибыли. Каждый собственник имущества вправе свободно им распоряжаться по своему усмотрению себе во благо, что выражается, как правило, в плодах и доходах от имущества.
В законодательном регулировании был разрешён вопрос: прибыль от какой деятельности считается полученной от предпринимательства. Его объектом согласно ГК является пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг.
Вторым признаком предпринимательской деятельности является систематичность её осуществления. Основным препятствием выступает отсутствие легального определения или устоявшегося обычая в понимании систематичности.
Следующий бесспорный признак предпринимательской деятельности — ее осуществление на свой риск, то есть под собственную имущественную ответственность. Такой риск включает принятие на себя предпринимателем как собственником имущества не только могущих произойти неблагоприятных последствий, но и дополнительного (специфического предпринимательского) риска в обязательственных отношениях. Ответственность предпринимателя является повышенной, на него возлагаются неблагоприятные последствия, возникшие не только по его вине, но и в иных случаях, кроме непреодолимой силы.
Дата: 2019-03-05, просмотров: 466.