Планы семинарских занятий
По курсу «Российская политика»
Сем.№1. Российская национально-государственная идентичность и вызовы времени (2ч. - Семинар-круглый стол)
Учебные цели:
рассмотреть концепт «идентичность», выявить особенности и обусловленность формирования российской государственной идентичности; рассмотреть ее гражданско-государственный характер, ее место и роли в общественном сознании россиян XXI века.
Учебные вопросы:
Концепт «идентичность» в дискурсе гуманитарного знания. Территориальная, идеологическая, религиозная, этническая идентичности
Российская идентичность: пути формирования, проблемы, перспективы
3. Идентичность рос c иян XXI века: особенности становления.
Темы докладов:
Основные этапы формирования российской идентичности
Идеологические проекты обеспечения российской государственной идентичности
Задание к семинару:
1. В рабочих тетрадях в виде таблиц дайте сравнительную характеристику:
- Понятий «национальная идентичность», «гражданская идентичность», «государственная идентичность»
2. Продумайте стратегию разрешения кризиса государственной идентичности для современной России
Дополнительная литература
Волков Ю.Г. Идеология гуманизма в становлении российской идентичности//Социально-гуманитарные знания. 2006. № 2.
Жаде З.А. Российская идентичность как многоуровневая структура// Электронный ресурс: http://www.elcom.ru/~human/2008ns/07jza.htm
Жаде З.А. Человек. Сообщество. Управление//Цивилизованнвя идентичность России в глобализирующемся мире. 2007. № 1.
Идентичность. Личность, общество, политика. М.: Весь мир, 2017.
Лубский А. В. Проекты конструирования национальной идентичности в современной России // Гуманитарий Юга России. 2018. № 1. С. 48-64
Мазуренко И.В. Национально-культурная идентичность как условие сохранения и позиционирования российского общества в рамках глобального миропорядка //Электронный ресурс: https://cyberleninka.ru/article/v/sohranenie-natsionalno-kulturnoy-identichnosti-v-usloviyah-globalizatsii-sotsialno-filosofskiy-analiz
Морозов В.Е. Россия и Другие: идентичность и границы политического сообщества. М.:Новое литературное обозрение,2009.656с.
Пилиппович В. Эпоха глобализации и кризис идентичности. История отечественной и мировой психологической мысли: постигая прошлое, понимать настоящее, предвидеть будущее. М, 2006.
Попова О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2002. – 258 с.
Современная российская политика: Учебное пособие под общей ред. В.И.Коваленко / В. И. Коваленко, И. А. Василенко, С. Е. Заславский и др. — Изд-во Московского университета Москва, 2013. 472с.
Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / С. Хантингтон; Пер. с англ. Т. Велимеева. Ю. Новикова. — М: ООО «Издательство АСТ», 2003. — 603 с.
Шмелев К.В. Кризис государственной идентичности современной России// ИСТОРИЯ И ПОЛИТИКА. АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ: ОПЫТ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Материалы Х Международного симпозиума. 2016.- с. 103-105
Содержание категорий «Политический процесс» и «российский политический процесс»
Система разделения властей в РФ
Основные задачи и функции законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти в РФ. Президент как глава государства
Принцип единства и взаимодействия органов государственной власти в РФ
Основные принципы организации местного самоуправления в РФ
Избирательная система РФ. Практика применения мажоритарной, пропорциональной и смешанной систем в избирательном процессе РФ
Партийная система как политический институт РФ
Основная задача: сравнительный анализ программ политических партий, выявление в них общего и специфического
Дополнительная литература:
Политические программы российских парламентских партий
Особенности политического лидерства в современной России.
Пределы справедливости.
Темы докладов:
Приоритеты социальной политики современной России
Социальный идеал в современной политике
Справедливость в российском праве
Справедливость или закон?
Задание к семинару:
В рабочих тетрадях в виде таблиц дайте сравнительную характеристику
- парадигм справедливости (формальная, содержательная, процедурная, эгалитарная, иерархическая)
Дополнительная литература
«Чувство справедливости генетически заложено в человеке» по данным журнала Новый мир// Электронный ресурс: http://vivovoco.astronet.ru/VV/PAPERS/ECCE/VV_EH12W.HTM
«Чувство справедливости основано на эмоциях, а не на рассудке», по данным журнала Science// Электронный ресурс: http://elementy.ru/novosti_nauki/430744
VI СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУШИНСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ/Секция 3.4.
Справедливость: как она понимается и как реализуется в современной России, 2016// Электронный ресурс: https://wciom.ru/index.php?id=670
Вознесенский Л. Социальная справедливость как национальная идея // Свободная мысль. – 2008. – № 4.
Грязнова А.Г., Чечелева Т.В. Экономическая теория: Учебник — М. Издательство «Экзамен». 2005. — 592 с. — Раздел: Социальная справедливость и равенство. Социальная дифференциация и государственное перераспределение доходов.
Ильин В.А., Морев М.В. "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ - СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО"? ОЦЕНКА 25-ЛЕТНИХ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТАТЬИ 7 КОНСТИТУЦИИ РФ// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11. № 6. С. 9-25.
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.
Кучуради И. Справедливость – социальная и глобальная // Вопросы философии. – 2003. – № 9. – С.21.
Мухамадеев Р. ЖИТЬ ДОСТОЙНО, ПО СПРАВЕДЛИВОСТИ// Ватандаш. 2018. № 7 (262). С. 38-47.
Ролз, Д. Теория справедливости. —. 511 С.
Рывкина Р.В. Эгалитаризм массового сознания населения России как показатель кон- фликтности общества // Общественные науки и современность. – 2006. - № 5. – С.70-82.
Тихонова Н.Е. Куда ведет коридор? (О социальной политике с позиций общественного мнения) // Общественные науки и современность. – 2006. - № 3. С.15
Учебные цели:
Учебные цели:
изучить и проанализировать национальные цели и стратегические задачи развития РФ на период до 2024 года
Учебные вопросы:
1. Стратегия научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации
2. Национальные программы в сфере здравоохранения и демографического развития
3. Национальные проекты в сфере образования и науки
4. Национальные проекты в сфере жилья, городской среды и дорожной и транспортной инфраструктуры
5. Национальный проект в сфере экологии
6. Национальные программы «Цифровая экономика Российской Федерации»
7. Национальная программа в сфере культуры
Методика проведения занятия: помимо коллективного обсуждения представленных вопросов, обучающимся будет предложено решить проблему с использованием метода «мозгового штурма». Основная задача данной методики заключается в стимулировании творческой активности, при которой обучающиеся должны высказать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей будут отобраны наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Предлагаемый метод включает этап экспертной оценки, таким образом, из группы студентов будут выбраны 3 эксперта, которые подведут итог дискуссии. Остальные обучающиеся будут разделены на 5 равных рабочих групп. Вопрос, в котором заключена проблема, будет звучать следующим образом: «Реализация стратегии долгосрочного развития: утопия или реальность» Как повысить эффективность и результативность реализации стратегии?
Дополнительная литература
Указ Президента РФ В.В. Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Электронный ресурс: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425
Электронный портал государственных программ РФ: http://www.gosprog.ru/
http://www.gosprog.ru/category/gosprogramms/newlife/
Сем №14. (2ч. - Семинар-экскурсия в Государственный историко-мемориальный музей «Смольный»).Смольный как резиденция первого советского правительства, центр военно-стратегического, хозяйственного и идеологического руководства страной и Петроградом (Ленинградом)
Учебные цели:
Ознакомление с документальной экспозицией, характеризующей деятельность В.И.Ленина и первого советского правительства, военно-стратегического, хозяйственного и идеологического руководства осажденным Ленинградом
Сем.№15. (2ч. - Семинар-дискуссия). Механизмы осуществления гражданской активности в современной России.
Учебные цели:
оценить уровень гражданской активности в современной России, проследить генезис гражданской активности в России
Учебные вопросы:
Учебные цели:
проанализировать и оценить государственные проекты улучшения условий жизни человека в России
Учебные вопросы:
Учебные цели:
оценить перспективы формирования в России гражданской (политической) нации
Учебные вопросы:
Планы семинарских занятий
по курсу «Российская политика»
Дата: 2019-03-05, просмотров: 257.