Гуманистические воспитательные системы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

(В.А. Караковский, А.А. Захаренко)

Караковский -- один из авторов концепции педагогики сотрудничества. На эту тему написал несколько книг. Среди них «Грани воспитания», «Без звонка на перемену», «Стать человеком», «Воспитание гражданина».

Воспитательная система школы № 825 г. Москвы (директор Владимир Абрамович Караковский), ориентированная на целостную педагогическую концепцию «Мы – школа», опирается на идеи системности, комплексного подхода к воспитанию, интеграции педагогических воздействий, приоритетности коллективного творчества.

1) Цель – способность к самоопределению, саморазвитию, самосовершенствованию в меняющейся социо - культурной и экономической среде, создание условий для развития и реализации задатков и способностей личности ребенка.

2) Задачи воспитательной системы:

1. формирование у детей целостной и научно обоснованной картины мира. На решение этой задачи направлены и учебный процесс, и внеклассная работа;

2. формирование гражданского самосознания, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

3. приобщение детей к общечеловеческим ценностям, формирование у них адекватного этим ценностям поведения;

4. развитие у подрастающего человека креативности;

5. формирование самосознания, осознания собственного «Я», помощь ребенку в самореализации.

3) Ведущей идеей здесь является ориентация на личность школьника, его интересы и способности. Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества. На педагогических советах именно эти идеи наиболее часто используются как фундамент для различных соображений, аргументации, для обобщений и выводов. Для всего общешкольного коллектива характерно отчетливое чувство "мы" по отношению к школе, что свидетельствует об общественной и личной ценности школы.

4)Основная деятельность школы Караковского – это коммунарская методика, которая осуществляется через систему коллективно-творческого дела.

Постоянная интеграция педагогических воздействий, высокий уровень неформальных межличностных отношений (от всех к каждому), гуманные отношения - это основа воспитания личности.

5) Основные принципы и подходы:

Принцип гуманистического воспитания предполагает, что дети, как и педагоги, субъект воспитательной системы. Важнейшее условие эффективности этой системы – объединение детей и взрослых в единый коллектив, а главный критерий эффективности развития гуманистической системы – развитие личности ребёнка.

Личностный подход - признание ребёнка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умело влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном человеке в частности.

Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании их возраста, пола, особенностей психики и физиологии.

Культурологический подход обеспечивает режим наибольшего благоприятствования учащимся в приобщении к культуре, в формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции. Культурологический подход выходит на союз базового и дополнительного образования.

Принцип средового подхода – школа не может оградить детей от негативных влияний среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы социума, ближайшего окружения, превратить школу в культурно-духовный центр микрорайона. В этом смысле семья занимает особое место и требует особого внимания.

Деятельностный подход в воспитании состоит в понимании того, что ребёнок не готовится в школе к будущей жизни, он уже живёт реальной, сегодняшней жизнью. И ему нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность.

Целостный подход: воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.

Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учёт специфических позиций детей и взрослых в воспитательном процессе, учёт их этнических, религиозных, исторических, культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.

Принцип комплексного подхода позволяет воспитывать и развивать какие-либо качества ребёнка в комплексе, а не по очереди. Следует так организовать деятельность учащихся, чтобы в ней человек раскрывался с разных сторон и развивал свои личностные качеств.

Важнейшей в воспитательной системе А.А. Захаренко является идея "средового подхода". Смысл его в том, что воспитательные цели определяются исходя из особенностей и потребностей окружающей школу среды. Сахновская школа должна воспитывать грамотного, творческого, интеллигентного труженика села - таков социальный заказ. Исходя из особенностей среды и поставленных задач и определяются те воспитательные центры, на создание которых направляются усилия и педагогов, и школьников, и родителей. Так, краеведческий музей - результат колоссальных усилий ребят - стал, как это и было задумано, одним из самых социально значимых центров села. Сюда приносят семейные реликвии. Здесь молодоженов встречают хлебом-солью.

В Сахновке практически невозможно четко обозначить границы между школой и селом, они связаны органично. События школы становятся событиями села, и во всем, чем живет село, участвует школа, внося в его быт непосредственность детства, выдумку, красочность, оптимизм.

Системообразующей деятельностью в Сахновской школе является труд - труд созидательный, творческий, социально значимый. Трудятся дети много: все, что в школе и вокруг нее, сделано руками самих ребят, их родителей и учителей. Конечно же, школьники старательно учатся, занимаются спортом и эстетической деятельностью. Но корень, стержень воспитательной системы А.А. Захаренко - совместный созидательный труд, в котором воспитывают и замысел, и сам процесс, и его результаты, влияющие уже не только на данное, но и на последующие поколения школьников. Очень важна в воспитательной системе А.А. Захаренко организация эмоциональной жизни детей. Александр Антонович считает, что школа злоупотребляет воздействием на разум и пускает на самотек формирование эмоциональной сферы. А в результате -дети либо растут рассудочными педантами, либо уходят из-под влияния школы и семьи в сферу неформального общения. Надо, чтобы жизнь детей и в школе, и вне ее была яркой, красочной, насыщенной игрой, юмором, романтикой, чтобы детей окружали цветы, произведения искусства, музыка. При этом необходимо, чтобы они в этой эмоционально насыщенной атмосфере были не только слушателями и зрителями, но и активными участниками. Важно, чтобы все пели, все танцевали, все создавали произведения искусства - пусть и не шедевры.

Школа утопает в цветах. На аллеях Памяти, где высажено 216 кустов роз (столько жителей села погибло в Великую Отечественную войну), под каждым кустом табличка с именами не только солдат, но и ребят - хранителей памяти о них.

В арсенале школы множество средств эмоционального воздействия на детей. Множество, но повторять их вряд ли имеет смысл. Это не "волшебная палочка" воспитания, а прием, включенный в целостную систему. Включенность любого метода, приема, детали в систему - не только характерная черта системы А.А. Захаренко, но и одна из исходных ее идей. Живую ткань системы составляют как удачные способы, приемы и методы, так и неудачи. Педагогически обыгранные, они начинают "работать на систему". Стоит вспомнить описанный Б.С. Чубаром "бунт роботов", чтобы убедиться: неудача в их создании помогла повысить "кибернетическую культуру" ребят. "Школа должна быть неожиданной", - утверждает ее автор. Мастерством озарения, экспромта, шутки владеет здесь не только Александр Антонович, но и учителя и дети. "Ах, Юра с крыши не спускается, голубей гоняет? Передайте ему, пусть не слезает с крыши, пока всех голубей не разгонит", - это вместо ожидаемого разноса.

Организуя разнообразную, насыщенную трудом и эмоциями деятельность детей, сахновские педагоги отчетливо понимают, что это лишь часть воспитательной системы - та часть, что рассчитана на всех. Но не все, что рассчитано на всю массу детей, срабатывает в отношении каждого отдельного ребенка. А значит, нужна обратная связь и коррекция. В Сахновке эти проблемы решались на разных этапах по-разному. Было время, когда об эффективности системы судили по наличию или отсутствию ЧП в коллективе. На них и реагировали. Но со временем пришли к выводу, что надо иметь постоянную информацию о воспитанности каждого и по этим данным судить о состоянии системы. Так были введены табели воспитанности на каждого школьника. Метод их заполнения - метод независимых характеристик: оценивают себя по определенным параметрам сами школьники, оценивают товарищи, педагоги, родители, а старшеклассников еще и шефы. Тут не менее, чем итоговая оценка, важен сам процесс оценивания, который тоже воспитывает.

Развивать систему только за счет укрепления ее традиций и корректировки отношений нельзя. Нужны новые, и не только новые, но и "сумасшедшие" идеи. Это отлично сознавал педагог Захаренко и ставил "производство идей" на одно из первых мест в своей работе. Число школьных "новаторов" неуклонно росло, а рождение ценной идеи всегда было праздником для школы. Бывало, что идеи заимствовались и со стороны, но лишь те, которые органично вписывались в общую педагогическую концепцию сахновских педагогов. И ни на один метод, средство, прием здесь не смотрели как на некую "волшебную палочку", а как только на звено развивающейся системы.

Школа А.А. Захаренко - не просто сельская школа, а школа в "глубинке". Никто ничего для нее не сделает можно сделать только самим. Но можно - значит надо. Отсюда и бассейн, и сад, и роща. Отсюда и вхождение в XXI век через "письма в будущее", через планетарий, усадьбы сельчан. Отсюда перемены у столов с яблоками на школьном дворе. Отсюда и классные площадки, специально спроектированные и художественно оформленные: у каждого класса своя площадка, передаваемая по наследству подшефному классу. Множество центров активности и центров влияния.

Дата: 2019-03-05, просмотров: 229.